От кого ждать камбэк, в чем секрет Макларен и как Феррари облажались
Анализ первого дня уик-энда Гран-при Бельгии. Какие задания и вознаграждения получили команды
В пятницу, 25 июля, стартовал 13-й этап Формулы-1 – Гран-при Бельгии, который проходит на одной из самых известных и легендарных трасс Спа-Франкоршам. На этот раз уик-энд имеет спринтерский формат, поэтому уже в первый день состоялись заезды, результаты которых напрямую повлияют на распределение очков и общий баланс сил на этапе. В пятницу состоялась единственная уикендовая практика, после которой прошла квалификация к спринту.
Первые заезды сразу подарили несколько сюрпризов и сенсационных результатов как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». В субботу в спринте и основной квалификации определятся главные фавориты заключительной и самой важной части уик-энда – воскресной гонки.
Перед этим стоит разобраться, откуда взялось такое колоссальное преимущество Оскара Пиастри над соперниками, был ли у кого-то реальный шанс навязать ему борьбу, кто стал главным неудачником первого дня, а кто сумел выступить лучше ожиданий. Также важно понять, кто еще может отыграться в течение уик-энда, а кому уже пора хвататься за, возможно, последний шанс заработать очки в этом гоночном уик-энде.
Суперпоул Оскара Пиастри. Был ли еще у кого-то шанс?
Без преувеличения, это была самая уверенная квалификация австралийца в сезоне, а возможно и в карьере. На самом длинном автодроме календаря, протяженностью более 7 километров, большие разрывы не являются чем-то удивительным, однако именно Пиастри сумел создать столь ощутимое преимущество, в то время как остальные лидеры были значительно плотнее. Так в чем же секрет этого успеха?
Прежде всего – сам Макларен. Даже без жары, которая обычно помогает команде, в квалификации MCL39 не имел себе равных. Инженеры прекрасно понимали, что главный недостаток болида – лобовое сопротивление. Несмотря на мощность мотора Мерседес и высокую эффективность аэродинамики в поворотах, на прямых Макларен все же уступает конкурентам. Зато прохождение виражей – традиционно сильная сторона «папайи». Учитывая, что второй сектор Спа с большим количеством поворотов является самым длинным на трассе, ставка на прижимную силу была очевидной и полностью себя оправдала.
Еще с начала тренировок в команде из Вокинга выбрали такую спецификацию для обоих пилотов, но к квалификации сделали настройки менее экстремальными. Как показали первые круги практики и квалификации, такой подход позволял полностью отыгрывать время именно там, где это было важнее всего. Ред Булл, который, забегая вперед, выбрал противоположную идею со ставкой на скорость на прямых, был быстрее на первом и иногда на третьем секторах, но без шансов в середине круга – второй отрезок стабильно оставался за пилотами британской команды.
А теперь – о самом Оскаре. Начало круга он проехал без лишней агрессии, за исключением атаки в О руж. Австралиец постепенно вкатывал комплект в рабочее состояние и вывел его на пик примерно с восьмого поворота. Именно там и началось его доминирование – и над напарником Ландо Норрисом, и над Ферстаппеном, и над Леклером. Все трое начали равномерно отставать именно с этого участка круга.
Больше всего времени Пиастри выиграл между 11-м и 15-м поворотами, там он «привез» соперникам как минимум 0,2–0,3 секунды. Остальное преимущество – результат в целом более чистого и точного прохождения поворотов.
Интересно, что в первом и последних поворотах траектория и стиль прохождения Оскара немного отличаются от вышеупомянутых соперников. На одном круге это не дало ни положительного, ни отрицательного эффекта, но интересно будет посмотреть, как это повлияет на гонке – и повлияет ли вообще.
Интересно, что до середины круга Ландо Норрис также активно боролся за поул, но затем постепенно выпал из темпа – не только из-за удачной попытки напарника, но и собственных ошибок. После первого и в начале второго сектора их разница была менее 0,05 секунды, но уже в районе восьмого поворота Ландо начал терять время.
Грубых ошибок не было, но и выделиться он не смог – прохождение 10–15 поворотов, на которые и была ставка, получилось не лучшим, и реальных шансов отыграться больше не было.
Повлияло и то, что он первым из лидеров пошел на быструю попытку, которая, как стало понятно, оказалась далеко не идеальной. Трасса заметно эволюционировала, хотя и не настолько сильно, чтобы это имело кардинальное влияние. За всю квалификацию у него, пожалуй, была только одна уверенная попытка – в финале второго сегмента, когда он грозил вылететь. После этого, в самый ответственный момент, Ландо проехал неплохой круг, возможно даже хороший, но этого было недостаточно.
Несмотря на это, гонки не выигрываются и не проигрываются в квалификации – все решит спринт. Ландо вряд ли будет слишком агрессивно атаковать ради 8 очков, рискуя потерей шансов на максимум в воскресенье. Первый ряд с Ферстаппеном и Пиастри – это уже известное противостояние, и шанс воспользоваться хаосом впереди у него будет. Но собственного темпа пока не хватает, над этим ему и инженерам нужно поработать перед главной квалификацией.

Ред Булл
Быки же сосредоточились на прямых, пытаясь отыграть время именно там. Фактически они больше теряли, чем выигрывали на торможении, ведь последний сектор был примерно одинаковым по скорости у Макларена и Ред Булл. В то же время время, отыгранное оранжевыми в поворотах, значительно превосходило полученное преимущество Ред Булл на прямых.
Однако Ферстаппен проехал действительно неплохую попытку. Особенно в тех же виражах достойно держался, но чуда создать не удалось. Как отмечалось выше, после секции среднескоростных поворотов в районе 12-15-го поворота почти все преимущество сделал австралиец из Макларена.
Впрочем, голландец сделал главное – завоевал первый ряд. Как показывает практика, второе место иногда даже выгоднее первого, ведь впереди длинная прямая, и пилоты до первого резкого торможения проходят более двух километров, нажимая на педаль газа на максимум. Если вспомнить агрессивный стиль Ферстаппена и преимущество на прямых, получим интересную картину уже на первом круге. Главное – не заиграться в попытках выиграть что-то раньше в этом сезоне.
Отдельно стоит отметить Юки Цуноду. 12-й результат, конечно, не тот уровень, на который он рассчитывал, переходя в старшую команду в начале сезона, но были хорошие шансы выйти в третий сегмент, а завтра, возможно, даже будет попытка побороться за очки. Важно другое – команда снова решила не предоставлять ему обновления в полной мере, как у Макса Ферстаппена. Таким образом, Юки и в дальнейшем будет ездить на относительно устаревшей спецификации.

Феррари
Скудерия приехала на автодром, где исторически демонстрирует высокие результаты. Оба ее пилота имеют здесь одни из лучших выступлений в карьере. Особенно это касается Хэмилтона, который почти всегда финиширует в Бельгии на подиуме или, по крайней мере, в топ-4. Долгожданная новая подвеска давала надежду на дальнейший прогресс.
Хотя итоговые 4-е место Леклера и 18-е у Хэмилтона не выглядят впечатляющими, как, пожалуй, ожидали фанаты Феррари, более глубокий анализ оставляет повод для оптимизма.
Работают ли обновления? Окончательный ответ на этот вопрос можно будет дать только через несколько этапов, когда проявится их производительность. Впрочем, пилоты уже отметили, что машина стала более предсказуемой и менее требовательной – и это было одной из ключевых целей. Теперь главное – подобрать настройки, чтобы реализовать потенциал скорости.
Что касается конфигурации, то в Бельгии Феррари выбрала довольно сдержанные настройки, которые не дали ощутимого преимущества нигде конкретно. Однако у команды есть время, чтобы на основе данных других коллективов и работы на симуляторах подготовить более радикальные решения. Как показывает практика, именно более смелые и специфические настройки часто дают наибольший эффект.
Леклер и 4-е место. Даже с такой спецификацией существовал теоретический шанс зацепиться за топ-3. Для этого понадобилось бы идеальное выступление Шарля и несколько ошибок от Ландо Норриса, который его опередил. Однако чистой скорости все же не хватало. Главное же то, что база стабильна и потенциал болида остается высоким. Это позволяет надеяться на приятные сюрпризы, особенно в основной квалификации.
Хэмилтон и упущенные возможности. Британец удивил всех, включая себя, неудачным вылетом в первом сегменте квалификации. На телеметрии видно, что до ошибки он опережал график Леклера примерно на полсекунды, чего точно хватило бы для прохода дальше.
Ошибка произошла перед последним поворотом: Хэмилтон затормозил слишком поздно, рано понизил передачу, потерял сцепление, задние колеса заблокировались, и болид развернуло. Досадный инцидент, который лишил его хороших шансов на достойный результат и важные очки.
Мерседес
Серебряные стрелы провалили квалификацию, и радует только то, что это произошло перед спринтом, а не основной гонкой. Темп на бумаге был достаточным, возможно не для первого или второго ряда, но точно лучше, чем 13-я и 20-я позиции. Пилоты допустили слишком много ошибок, что дорого обошлось команде, особенно Расселлу, который пытается подкрепить подписание контракта успешными выступлениями.
На бумаге у Мерседеса есть куда расти, и потенциал выглядит приличным – трасса и условия им подходят, нужно только найти способ реализовать возможности машины. За год ничего кардинально не изменилось: направление развития осталось эволюционным, а не революционным, поэтому о резкой потере скорости в Спа речь не идет. Теперь ожидается улучшение уже завтра от обоих пилотов, иначе это будет настоящий провал.
Надо брать свое, потому что шанса может больше не быть
Главными героями квалификации за пределами топовых коллективов стали дуэт Хаас с Эстебаном Оконом (5 место в квалификации) и Оливером Берманом (7), а также Карлос Сайнс (6) из Williams.
Ошибки лидеров открыли дорогу не самым ожидаемым пилотам в первую десятку, и именно гонщики Хааса и Уильямса этим воспользовались лучше всего, став лучшими среди остальных.
В главной квалификации, скорее всего, таких сюрпризов уже не будет. Поэтому забирать подарки в виде очков нужно именно сейчас, ведь когда лидеры подтянутся, а другие команды оптимизируют настройки, далеко не факт, что эти же пилоты останутся лучшими среди других.
Особенно важным этот результат является для Карлоса, который вместе с командой переживает спад. После нескольких сильных выступлений как самого испанца, так и его напарника Алекса Албона, Уильямс уже несколько этапов борется с техническими проблемами и провальными результатами. Теперь появился шанс реабилитироваться.
Спринт стартует в субботу, 26 июля, в 13.00 по киевскому времени.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Боксер назвал самого себя
Богдан Редушко дебютировал за первую команду в матче против «Полтавы»
