Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Лига чемпионов
|
1865
0

Трудности похожи на собак

Быть слабее «Барселоны» не зазорно. Но зачем?

Трудности похожи на собак

Есть удовольствие в футболе, выразить которое порою не хватает слову самых красноречивых, — наблюдать за торжеством вдохновенного побратимства над холодным искусством профессионалов. В исполнении футболистов эти исключительно редкие для обычной жизни сценки отдаются в душах зрителей хоральным пением осанны, ведь коллизия не режиссируется, а возникает по велению сердец.

Ну почему многие из нас рассчитывали пережить нечто подобное в матче Лиги чемпионов «Барселона» — киевское «Динамо»? Откуда взялась уверенность в том, что динамовский клуб переживает душевный подъем, для которого тесен мир обыденных представлений о жизни, людях и человеческих возможностях? Наверное, все началось с согласия клубных хозяев отпустить с миром прежнего тренера, чей контракт не истек, но второму приспичило вернуться в Москву, где его ожидают какие-то солидные дивиденды от предыдущего бизнеса. Наша дорога в капиталистический рай мостится отнюдь не добротой, и лирически настроенная часть торсиды оценила по-достоинству изящество человечного поступка клубного руководства. Тем более что взамен динамовское братство получило тренера, завоевавшего с московским ЦСКА Кубок УЕФА. Специалистов с таким послужным списком обожествляют в провинции. А тут приспела и вовсе пасхальная эпопея с возвращением домой Андрея Шевченко в окружении очаровательной семьи. И если все это показалось кому-то перебором сусальностей, то после игры с казанским «Рубином» в толпе распространились слухи, якобы Газзаев в перерыве между таймами обломал об кого-то или что-то казенную мебель. То есть не надо думать плохо о команде, там все на подобающем уровне.

Из подобной сугубо внешней атрибутики и сложилось мнение о приподнятости духа у тренеров и игроков. Поверилось в это и лирикам, и физикам. Мой старый товарищ, специалист-практик футбола и хоккея с более чем полувековым стажем, вдруг заявил: «А поставлю-ка я на киевское «Динамо»!» И чуть ли не в припрыжку отправился на телепередачу из Барселоны.

Реальность не то что грубо ворвалась в эту идиллию, но в своем жестковатом стиле указала на излишнюю поспешность требований зрелой игры от киевского «Динамо». У главного тренера было мало времени на подготовку команды к сезону и, надо полагать, у него самого все еще формируются представления о способностях и возможностях подопечных игроков переваривать те или иные нагрузки. Трудно представить, что кому-нибудь может прийти в голову, будто тренерский состав чего-то недопонял в игре «Барселоны», тем не менее динамовцы не применили во встрече с этой весьма искусной командой прессинга как такового. В качестве стержневого метода обороны был взят на вооружение классический вариант зонной защиты. Вероятнее всего, тренеры отдавали себе отчет в том, что у игроков маловат запас силовой выносливости, чтобы прессинговать в двойках-тройках все девяносто минут встречи. А «зона», между прочим, эффективна до тех пор, пока на пути соперника, владеющего мячом, не остается один-единственный, последний защитник.

Над созданием для себя именно такой тактической ситуации и стал трудиться Месси, современный гений атаки, когда окончательно вник в суть оборонительной доктрины «Динамо». Он облюбовал пятачок левее самой крайней левой точки последней линии обороны гостей, где почему-то раз за разом беспрепятственно получал и обрабатывал мяч, а затем на рывке, с ускорением устремлялся в короткую, как удар молнии, атаку по тылам динамовской обороны в поисках того самого, последнего бека. Когда этот паренек на ходу с мячом в ногах, то со своей природной ловкостью может проскочить и сквозь игольное ушко. А раскидать на скорости двух-трех защитников для него и вовсе не проблема. Так было положено начало победе «Барселоны».

На общий же рисунок игры, который чаще всего напоминал улицу с односторонним движением, повлияло то печальное для динамовцев обстоятельство, что сами они попадали под прессинг барселонцев уже в собственной штрафной площадке. Хозяева довольно быстро поняли, что в этот вечер они проворнее и выносливее гостей, и потому после каждой потери мяча немедленно начинали бороться за его возвращение поодиночке и группами, ничуть не экономя силы. Нередко дело доходило до того, что прервав атаку «Барселоны», динамовцы по пять-десять минут не могли выбраться с мячом из зоны своей обороны. В конце концов это разрушило игру гостей и ощутимо для трибун деморализовало команду.

Дальнейшее перечисление признаков критического неравенства функционального состояния соперничающих сторон, думается, излишне. Стоит обратить внимание разве что на то характерное обстоятельство, что светлым пятном на общем фоне двигательной активности динамовцев, катастрофически неудовлетворительной во встрече с таким соперником, как «Барселона», являлись попытки Андрея Шевченко придать хоть какую-то конструктивность и остроту редким атакующим потугам команды. Вот он-то, ветеран, оказался не в худшем для себя состоянии. Что же в этом характерного? А то, что Андрей влился в состав с базовой функциональной подготовкой, полученной не в киевском «Динамо».

Видимо, достаточно внезапная тренерская пересменка внесла какой-то сбой в нормальное течение подготовки команды к сезону. Абсолютно понятен и колоссальный вред, нанесенный этому важному компоненту конкурентоспособности каким-то водопадом серьезных травм, обрушившимся на коллектив. В сталинские времена могли назначить дознавателя по этому поводу. Легко просматривается в неокрепшем тактическом взаимопонимании между футболистами роль притока новых исполнителей. Все вместе это слишком большая фора команде с устойчивой репутацией сильнейшей в мире. Но и у Валерия Газзаева репутация тренера, которого не выбивают из седла временные трудности.

Так что, господа, будем воспринимать нынешние похождения киевского «Динамо» в Барселоне всего лишь прологом к увлекательной истории. Трудности похожи на собак: они кусают лишь тех, кто к ним не привык.
Уместно напомнить, что одна из решающих причин слабоватой конкурентоспособности наших представителей в континентальных клубных турнирах — это нижайший по европейским меркам квалификационный уровень отечественной сильнейшей лиги. По следам бездарного выступления полпредов Украины на этапе отбора в Лигу Европы футбольную общественность должно заинтересовать сообщение о дальнейшем снижении возможностеи аутсайдеров национального первенства достойно сопротивляться соискателям места в еврокубках.

Цифры таковы. В минувшем чемпионате страны команды, в итоге не осилившие пятидесятипроцентного результата, отобрали у участников, которым эта планка покорилась, девятнадцать процентов очков в личных встречах. Мелочь, лишний раз засвидетельствовавшая о бессмысленности такого непомерно большого для наших реалий количества участников чемпионата. И было трудно предположить, что такой диковатый для цивилизованного футбола показатель может попасть в разряд завидных. Оказалось — может! После восьми туров нынешнего чемпионата восемь аутсайдеров (критерий прежний — менее половины от возможного числа очков) отобрали у более счастливых участников восемь процентов очков! Слабейшие стали слабее в два с лишним раза!

События стремительно развиваются в направлении абсурдной ситуации, когда в чемпионате Украины будет до пяти-шести участников, способных забивать голы только друг дружке.


Валерий МИРСКИЙ, газета «Команда»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.