Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Формула 1
|
2851
1

Что решило победу Пиастри, почему Хэмилтон провалился, а Ред Булл наказали

Анализ Гран-при Саудовской Аравии. Что решил 5-й этап чемпионата Ф1

Что решило победу Пиастри, почему Хэмилтон провалился, а Ред Булл наказали
Getty Images/Global Images Ukraine

Пятый этап чемпионата мира Формулы-1 2025 года состоялся в Джидде – на скоростном городском треке, который традиционно входит в число самых опасных и динамичных в календаре. Трасса с тесными стенами, серией высокоскоростных поворотов и минимальными зонами безопасности снова не прощала ошибок, создавая постоянное напряжение как для пилотов, так и для стратегов. Высокая вероятность появления машины безопасности и ключевая роль квалификации сделали уик-энд особенно тактическим, а борьба за позиции шла буквально на грани риска.

Несмотря на привычное доминирование топ-команд, именно середина пелотона подарила больше всего сюжетных поворотов – как благодаря смелым стратегиям, так и из-за непредсказуемых инцидентов. Некоторые коллективы пытались воспользоваться моментом до начала европейской части сезона, чтобы собрать максимум очков, пока конкуренты еще не реализовали свои масштабные обновления. Джидда в очередной раз подтвердила статус одной из самых зрелищных трасс, где стоимость каждой позиции измеряется не только темпом, но и хладнокровием.

Старт

Развязка Гран-при Саудовской Аравии 2025 года началась еще на стартовой прямой. Оскар Пиастри среагировал лучше Макса Ферстаппена, набрав скорость на стартовых 200 метрах на 0,2 секунды быстрее, у австралийца первый рывок был одним из лучших в пелотоне. Этого хватило, чтобы навязать борьбу по внутренней траектории – именно она традиционно считается самой удобной для атак, особенно в первых поворотах Джидды.

Дальше все решила агрессия. Собственно, именно об этом моменте оба пилота после финиша поделились впечатлениями. Как Пиастри, так и Ферстаппен подтвердили, что они тормозили на пределе возможного, но в итоге ситуация привела к спору о инциденте. В ситуации с первого поворота возникло сразу несколько трактовок: выталкивал ли Оскар соперника, или это Макс самостоятельно срезал трассу, получив преимущество?

Судьи стали на другую сторону и вынесли нестандартное решение – 5 секунд штрафа для Ферстаппена. Важно другое: в своем комментарии стюарды признали, что обычно в подобных инцидентах дают 10 секунд (как в случае с Лиамом Лоусоном позже в гонке), но приняли во внимание фактор первого круга.

Почему именно Макс получил штраф

Ферстаппен проехал первый поворот на полной скорости, попытавшись тормозить максимально поздно, но в итоге вышел за пределы трассы. Это было не просто нарушение, а попытка решить ситуацию на собственных условиях, и он фактически сбросил Оскара с траектории.

Если бы Макс пытался оставить больше места для Пиастри и четко показал, что тот его «выталкивает», то, возможно, Оскар получил бы штраф. Но, с другой стороны, Ферстаппен осознавал, что попытка оставить больше пространства могла бы стоить ему еще больше позиций. В чистом воздухе Оскар без проблем мог бы обогнать его, а Макс потерял бы значительное количество мест.

Ферстаппен понял, что, в случае применения незначительного штрафа и ошибки Пиастри, его шансы на победу остаются высокими, в то время как попытки остаться на внешней траектории привели бы к потерям и, вероятно, перехвату позиций другими пилотами.

К тому же, если бы он пытался оттормозиться в пределах трассы, Пиастри беспрепятственно обогнал бы его, и это поставило бы Макса под угрозу сразу нескольких конкурентов позади.

Итак, суммируя все эти моменты, можно понять, почему именно Ферстаппен получил штраф. Судьи просто не могли позволить ему сохранить лидерство таким образом, поскольку Оскар на внутренней линии и по апексу был наравне с ним.

Мог ли Ферстаппен победить, если бы отдал позицию Пиастри, избежал штрафа и начал погоню?

На первый взгляд – да. Во второй половине первого отрезка гоночный темп Макса выглядел более убедительным. Макларен быстрее начал терять эффективность шин, а на финише Ферстаппен уступил Пиастри лишь 2.8 секунды.

Но здесь есть два важных нюанса:

  • Во-первых, в течение первого отрезка Оскар вынужден был ехать в грязном воздухе за Ред Буллом. Если бы ситуация была обратной, и именно он удерживал лидерство, работая в чистом воздухе, его темп мог быть еще выше. Тем более, в первые 10 кругов Ферстаппен не мог оторваться от Макларен.
  • Во-вторых, Пиастри установил свой лучший круг именно на финальном круге. Так что, возможно, даже в конце гонки он имел в запасе еще немного темпа, и мог ускориться, если бы давление со стороны Макса было серьезным.

Итак, хоть на бумаге все выглядит однозначно, на самом деле это лишь предположение. И в гонках такой подход редко работает.

Упущенные шансы Норриса

Как признался руководитель команды Макларен Андреа Стелла, именно у Норриса был лучший гоночный темп в пятницу во время симуляции длинных отрезков. И что важно – Ландо демонстрировал его даже во время гонки, в условиях плотного трафика и постоянного грязного воздуха, что лишь подчеркивает реальный потенциал болида.

Но, увы, вывод неутешителен: провальная квалификация, испорченная аварией в третьем сегменте, фактически лишила Норриса шансов на победу. До того момента его уик-энд был почти безупречным – стабильная скорость, уверенность и четкая работа на всех сессиях, до начала решающего этапа квалификации.

Хотя по словам Стеллы (босса команды) Норрис даже так имел шанс на высшие места, но именно из-за борьбы с Льюисом Хэмилтоном Ландо не смог побороться за подиум в Джидде – по мнению команды, он потерял слишком много времени на нескольких кругах в этой дуэли.

Проверить это сложно, потому что в конце гонки Норрис надолго застрял в грязном воздухе за Леклером. Но все выглядит так, что Ландо снова провел уик-энд, который мог принести гораздо больше, чем потеря лидерства в зачете, и 4-е место на финише.

Getty Images/Global Images Ukraine

Мерседес

После положительного сигнала на Гран-при Бахрейна, где Джордж Расселл выглядел довольно уверенно, уличная трасса Джидды обнаружила другую сторону формы Мерседеса. На этот раз болид W16 неожиданно начал перегревать шины, несмотря на то, что саудовский автодром имеет гладкое покрытие и вообще лучше подходит для болидов немецкой команды по своей спецификации на бумаге.

И это контрастирует с тем, как Расселл работал в Бахрейне на жестких C1-C3 – без намека на деградацию. Здесь же, на мягких C4 и C5, темп буквально рассыпался. Один из возможных факторов промах настройки еще с пятницы.

Во второй тренировке все шли на длинные серии в конце сессии, когда состояние трассы было наиболее подходящим к тому, что будет в гонке и квалификации. В тот момент Юки Цунода попал в аварию, чем остановил сессию, и вместе с тем не дал увидеть командам поведение машины на длинной дистанции. Поэтому команда не могла знать, что в конце отрезка резина резко перестанет работать, и попытаться предотвратить проблему изменением настроек.

Сам Джордж после финиша признался, что в заключительной фазе гонки на жесткой резине он терял до секунды на круге. Это красноречиво свидетельствует о том, что у Мерседеса что-то явно пошло не по плану – как с шинами, так и, возможно, с балансом всего уик-энда.

Getty Images/Global Images Ukraine

Феррари

Старт сезона 2025 для Льюиса Хэмилтона превратился в серьезное испытание – не только по результатам, но и по внутреннему состоянию. Семикратный чемпион пока не может адаптироваться к новым условиям, и это видно как на трассе, так и вне ее.

После двух подряд гонок, где Хэмилтон остался в тени, в падоке все чаще звучат мысли, что Льюис испытывает полное непонимание поведения машины. А данные с квалификации в Саудовской Аравии это лишь подтверждают.

В ключевых поворотах трассы в Джидде Хэмилтон раньше сбрасывал газ и не мог удержать темп Шарля Леклера. На торможении, в апексах и при выходе из поворотов – везде проигрывал тысячные и сотые доли секунды, которые за круг из 27 поворотов складывались в пропасть во времени.

Среди возможных причин – специфика работы тормозной системы SF-25, которая, по отзывам Льюиса еще с тестов, действует слишком резко и непредсказуемо по сравнению с тем, к чему он привык в Мерседес. Это приводит к нестабильному поведению машины и, как следствие, – проблемам с входом в повороты и деградацией шин.

Lewis Hamilton establishes a humble qualification goal that could worry  Ferrari in Saudi Arabia – pizza-mia
Getty Images/Global Images Ukraine

Во время гонки в Джидде Льюис значительно быстрее потерял сцепление, чем его напарник (следствие проблемы, описанной выше). Его пит-стоп состоялся раньше, хотя уже тогда резина работала хуже, чем у Леклера. Это лишь подтверждает, что Хэмилтон не может реализовать свой стиль на этом болиде.

После финиша Леклер признал, что для достижения высокого темпа они пошли на самые агрессивные настройки, максимально используя свободное пространство на границе с барьерами. У Хэмилтона, похоже, такой уверенности в машине нет, и он пока не готов действовать так же решительно на уличном автодроме.

Как следствие, Льюис принял решение отказаться от отдыха после этапа в Джидде и вернуться к работе на базе. По его словам, «такой уровень результатов является неприемлемым».

Однако вопрос остается открытым: удастся ли ему выйти из этой непростой ситуации, если базовые характеристики болида изменить практически невозможно? Скорее всего, несмотря на все надежды британца и прогнозы, до конца года этапы, на которых британец будет на уровне или лучше Леклера, можно будет пересчитать по пальцам.

Что касается самого Леклера, то монегаск провел, пожалуй, безупречную гонку, учитывая возможности автомобиля. Прежде всего – это экстремальные настройки, которые пилот Феррари полностью реализовал, как отмечалось выше. Кроме того, поразил особенно первый отрезок, когда уже на изношенном комплекте средней резины он мог держать темп на уровне с Норрисом, который использовал жесткую резину, и однозначно имел преимущество по скорости машины. По словам представителей Макларен, они не ожидали, что средний комплект выдержит столько кругов.

Getty Images/Global Images Ukraine: Шарль Леклер

Уильямс

Команда из Гроува проводит лучшее начало сезона за последние 5 лет, подкрепило этот результат выступление пилотов – Карлос Сайнс и Алекс Албон финишировали в очках. Особенно стоит отметить Сайнса, который второй уик-энд подряд опережает Алекса Албона.

После схода Пьера Гасли именно дуэт Уильямс возглавил среднюю группу, и этот результат может стать ключевым в борьбе за пятую позицию в Кубке конструкторов.

Фундаментом успеха стала тактика искусственного «поезда DRS» (фото снизу) – Сайнс имел лучший темп и чистый воздух впереди, поэтому команда попросила испанца притормозить, чтобы дать напарнику зону DRS. Это сделало невозможным атаку со стороны Исака Хаджара из Рейсинг Буллз.

Рейсинг Буллз

Хаджар эффективно реализовал стратегию с переходом с жесткой на среднюю резину, и лишь намеренное замедление темпа со стороны Уильямс помешало ему обойти обоих соперников.

Лиам Лоусон провел очередную противоречивую гонку. Темп наконец-то соответствовал ожиданиям, но серия ошибок стоила ему штрафов. Сначала – обгон за пределами трассы, затем – чрезмерное нарушение лимитов трека.

Getty Images/Global Images Ukraine

Альпин и авария Цуноды

Контакт между Цунодой (Ред Булл) и Гасли (Альпин) на первом круге стал одним из ключевых событий гонки. Подобного сценария многие ожидали еще до старта – вопрос был лишь, скольких он затронет.

К счастью, инцидент обошелся без масштабных последствий: Гасли сразу остановился в стене, а Цунода доехал до боксов, однако из-за повреждения обшивки был вынужден сойти.

После заезда Юки вызвали к стюардам, однако инцидент признали гоночным – избежать столкновения в той ситуации было сложно.

Видео инцидента:

Гасли снова провел сильную квалификацию, но в этот уик-энд не смог реализовать в очки. Впрочем, если темп останется стабильным, результаты должны улучшиться.

Джек Дуэн выбрал стратегию одного пит-стопа – как и остальные аутсайдеры, он проехал почти всю дистанцию на одном комплекте. В 2024 году такая тактика работала благодаря минимальному износу, но на этот раз Пирелли привезла более мягкие составы. Жесткий состав резины в этом году фактически эквивалентен среднему прошлому, поэтому под конец дистанции австралиец не имел темпа. Результат – боевая, но малоэффективная гонка и лишь 17-е место.


Getty Images/Global Images Ukraine

Хаас

Основной вывод после Джидды – болид VF-25 не работает на скоростных трассах. В Мельбурне это еще можно было списать на неполадки, которые команда попыталась исправить дальнейшими обновлениями, но в Джидде все стало очевидным: Хаас стабильно быстрый только в медленных и среднескоростных поворотах, и соответственно трассах, где именно они преобладают.

Поэтому, если не будет обновления, которое полностью пересмотрит философию концепции то изменений, на трассах подобных по типу к Джидде, ждать не стоит. Вопрос в том надо ли оно? Думаю, что не стоит.

Учитывая текущий регламент, радикально менять концепцию болида вряд ли целесообразно. Пример Уильямс, Альпин или Феррари показывает, что консервативный подход с усилением сильных сторон дает стабильные результаты. Инновации, как в случае с Феррари, не всегда оправдываются – в случае неудачи машину сложно доработать и раскрыть потенциал.

Что касается выступления пилотов – Окон проехал дистанцию на одном комплекте, после остановки на первом круге, но в конце также потерял темп. Оливер Берман, несмотря на другую стратегию, сумел финишировать лишь на одну позицию выше – причин нехватки скорости было несколько, и ключевые уже названы выше.

Getty Images/Global Images Ukraine

Астон Мартин

У Астон Мартина – противоположная ситуация. Машина хорошо выглядела в Джидде (Алонсо финишировал 11-м). В также быстрой Австралии испанец удерживался на высоких позициях до аварии. Даже Стролл тогда провел уверенную гонку и набрал очки.

Хотя руководство Астона заявляет, что все силы уже направлены на подготовку к 2026 году, и получение очков в 2025-м будет скорее чудом, на самом деле ситуация не такая уж и безнадежная. К моменту, когда соперники начнут привозить масштабные обновления на европейских этапах, Астон Мартин имеет вполне реальные шансы набирать очки не только по стечению обстоятельств, но и благодаря чистому темпу.

Если вспомнить гонку Стролла, то, хотя канадец и имел определенные проблемы с темпом, они не были критическими. Итоговый результат скорее объясняется ставкой на позднее появление машины безопасности, которой в итоге так и не было.

Getty Images/Global Images Ukraine

Заубер

Новичок команды Бортолето, как и остальные представители второй половины пелотона, решил заехать в боксы за новым комплектом резины уже после первого круга, когда на трассе появилась машина безопасности из-за инцидента между Гасли и Цунодой. Впрочем, бразилец так же не имел скорости в конце гонки.

Главным эпизодом в заезде новичка стал момент с его менеджером и наставником – Фернандо Алонсо, которого Бортолето едва не завез в стену во время борьбы с Лиамом Лоусоном. К счастью, обошлось без последствий, а остальная дистанция для него прошла спокойно.

Хюлькенберг, как и Стролл, стал жертвой стратегии с расчетом на позднюю машину безопасности. Впрочем, как и в случае с канадцем, она себя не оправдала. На свежем комплекте средних шин немец пытался атаковать с максимально возможным темпом, чтобы наверстать упущенное, но было уже поздно. Да и сама машина, откровенно говоря, не выглядела способной реализовать такую стратегию.

Getty Images/Global Images Ukraine

Оцените материал
(13)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 1
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Микола Гуцуляк
Браво! Більше таких матеріалів! І + про психологію і емоції