Ностальгический матч
25 лет назад за доску сели Карпов и Каспаров
10 сентября исполнилось четверть века, как стартовал один из самых одиозных поединков за шахматную корону - марафон между тогдашним чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул Гарри Каспаровым. По случаю этого юбилея в Испании состоится новый, ностальгический матч 12-го и 13-го чемпионов мира - из 12-ти партий: восемь быстрых и четыре в блиц (потом планируется повторить «аттракцион» в Париже, Нью-Йорке и, наконец, в Москве).
Впервые шахматная лихорадка охватила Москву еще в 1925 году, когда в столицу прибыл третий чемпион мира Хосе Рауль Капабланка. Тем более что на экраны вышел фильм «Шахматная горячка», в котором снялся кубинский гений шахмат. В моду вошли галстуки и запонки а-ля Капабланка. Мужчины носили клетчатые кепи, женщины в экстравагантной одежде были похожи на шахматные доски. Все обвязывали шею шахматными шарфами, покупали шахматные майки, трусы, носки.
Еще большая шахматная горячка наблюдалась в Москве спустя почти 60 лет, в 1984-м, когда в Колонном зале Дома союзов проходил первый матч на первенство мира между Карповым и Каспаровым. По поводу клетчатых юбок точно не помню, но главной темой всех разговоров стали шахматы. С информации о матче начинались телевизионные новости, газеты и журналы выделяли ему специальное место, мастера и гроссмейстеры были нарасхват. Трудно поверить, но, например, автор этих строк прокомментировал для «МК» все 48 партий матча!
Попасть на игру было практически невозможно. Чтобы не создавать ажиотаж в центре Москвы, в Колонном зале билеты не продавались, а в «Лужниках», куда отсылались болельщики, стояла длинная очередь. Служба безопасности работала на матче вовсю — мышь не проскочит, порой даже возникало ощущение, что присутствуешь не на шахматном празднике, а на закрытом совещании по разработке новейшего супероружия. Вспоминаю, как благодарил меня драматург Михаил Шатров, когда я завез ему в Дом на набережной драгоценный пропуск. А другой драматург, Леонид Зорин, по сравнению с ним был просто счастливчиком, ведь он аккредитовался на матче и провел в пресс-центре все пять месяцев!
Представители творческой интеллигенции считали своим долгом посетить выдающееся состязание, в котором яркому представителю «времен застоя» противостояло «дитя перестройки». Так, в один из дней в зале в сопровождении Ильи Резника собственной персоной появилась Алла Пугачева. Кстати, она сыграла в этом марафоне существенную роль. Певица переживала за юного претендента и, когда после девяти партий счет стал 4:0 в пользу чемпиона, отправилась к Гарри и объяснила ему план дальнейших действий: «Сейчас надо делать побольше ничьих. Сделай сорок штук!»
Итог матча, прерванного президентом ФИДЕ Флоренсио Кампоманесом, хорошо известен: пять побед у Карпова, три у Каспарова и... сорок ничьих. Таким образом, именно благодаря Пугачевой претендент спас почти безнадежный поединок. Но Карпов сам в этом виноват. Поединок игрался до шести побед (ничьи не в счет), и после одержанных четырех ему следовало в каждой партии стремиться к острой игре, не избегать риска, может быть, где-то и проиграть пару партий, но не сбавлять напор — деморализованный претендент вряд ли бы устоял. Однако чемпион решил завершить встречу комфортно, со счетом 6:0, лишая всех иллюзий соперника на будущее. После 17 ничьих Каспаров снова проиграл, но к тому времени силы уже выровнялись, а он сумел прийти в себя после катастрофического старта. Первую победу Каспаров одержал в 31-й партии, а на финише выиграл еще две. Счет сократился — 5:3, и стало ясно, что дальше цифра будет меняться только справа.
Обеспокоенные течением поединка власти, болевшие изо всех сил за Карпова, перепугались за своего любимца и призвали Кампоманеса что-нибудь придумать. И 15 февраля 1985 года на скандальной пресс-конференции в гостинице «Спорт» президент заявил, что все физические ресурсы участников исчерпаны, и матч с их согласия завершается без объявления победителя. На самом деле Каспаров согласия не давал, а на официальном документе стояла только подпись Карпова. Уже на следующий день чемпион понял, что совершил глупость, подарив претенденту два очка, и потребовал возобновить игру. Но ведь в шахматах ходы назад не берутся...
Через полгода соперникам предстояла новая битва, уже по традиционной системе (Каспаров выиграл 13:11 и стал 13-м шахматным королем). А больше всех тогда пострадал, как ни странно, автор этих строк. В 1984 году Карпова и его — за одну из книг, написанных совместно, — издательство и «МК» представили на премию Ленинского комсомола. Премия была почти в кармане, ведь Карпов не один год был членом ЦК ВЛКСМ, и кто же захочет его обидеть? Мысленно я уже чувствовал себя в одной компании с Пахмутовой и Добронравовым... Мы успешно прошли все туры, оставалось дождаться 29 октября — дня рождения комсомола. От Карпова, правда, требовалось успеть завершить матч. В.начале октября он уже вел 4:0, и две единицы за три недели уж как-нибудь должен был завоевать. Но минула одна неделя, затем вторая, третья, а счет так и не изменился. И 29 октября все мои надежды прославиться окончательно рухнули. А матч не завершился и в феврале следующего года, он вообще не завершился.
Евгений ГИК, газета «МК в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Форвард Аль-Насра в матче против Аль-Гарафы принес победу своей команде, оформив дубль
Пушич знает все сильные и слабые стороны соперника…