Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Стрельба
|
1102
1

РУБАН: «Я не часто делаю подарки соперникам»

Украинский лучник на чемпионате мира в Ульсане завоевал «бронзу»

РУБАН: «Я не часто делаю подарки соперникам»

Фактически с корабля на бал наши лучники должны были попасть на награждение героев Всемирной универсиады в Белграде. Чествование уже подходило к концу, свои конверты и гвоздики получили фехтовальщицы Шeмякина, Почкалова, Козлова, прыгуны в воду Кваша и Миляев, плавец Борисик, легкоатлетка Ребрик, а кресла Рубана, Грачева, Коваль, Кушнирук все пустовали...

ИНОГДА ЛУК ЛОМАЕТСЯ НА СЧАСТЬЕ

- Наш рейс задержался часа на два, -рассказал корреспонденту «СЭ» Виктор Рубан. - Сначала просто были проблемы с его подготовкой, а потом, когда мы подъехали к взлетной полосе, одному пассажиру стало плохо. Всех снова вернули, приехала скорая, другие службы. В Киеве с самолета нас отвезли в гостиницу, чтобы мы отдохнули и привели себя в порядок. Но спать все равно не ложились, потому что по корейскому времени было уже утро. А на награждение в министерство опоздали из-за неразберихи с расписанием автобуса, который должен был нас везти.

- Как получилось, что имея медали уже двух Олимпиад в Афинах и Пекине, вы до этого никогда не поднимались на пьедестал почета мировых первенств?
- Не складывалось что-то. В командных соревнованиях был какой-то нефарт. До 2004 года мы постоянно занимали призовые места на этапах Гран-при, а потом проигрывали с весьма средними результатами на чемпионатах мира и Европы. Хотя дальше можно было бы пройти, что называется, с закрытыми глазами - просто зеленый свет по дороге к золоту. В 2005 году на мировом первенстве в Мадриде заняли четвертое место. Это было наше самое большое достижение, но мы расстроились, потому что проиграли в споре за бронзу не очень сильным соперникам. Даже сейчас не вспомню кому.

- У вас ломался лук и в Афинах, и в Пекине. А вы, правильно ли я понимаю, поменяли инвентарь на успех: корейский - на американский?
- В Ульсане у меня, слава Богу, все было в порядке. Перед афинской Олимпиадой я тоже использовал американский лук Hoyt. Думаю, это была случайность, что у него тогда поломались плечи. Можно было продолжать стрелять, но это было опасно. Ведь керамика - довольно хрупкий материал. Представители американской компании - гам, на месте, дали мне другие плечи. Мне очень крупно повезло, что я смог буквально за три часа подогнать лук и выйти на свой результат, потому что обычно на это уходит неделя, а то и месяц. Может, эффект новизны тогда придал мне уверенности. В начале этого года я опять вернулся к Hoyt. Инвентарь корейской фирмы оказался совсем хрупким, за год поломались три лука. И последний - буквально за два дня до старта квалификации на Олимпиаде в Пекине. К счастью, запасной лук оказался не хуже, а даже лучше. У меня было две тетивы, и я никак не мог выбрать, какая из них будет зачетная. В запасном луке у меня была одна тетива, и потому никаких колебаний быть не могло.

- Насколько серьезно вы переболели после Кубка мира в Шанхае? И отразились ли проблемы со здоровьем на форме, в которой вы подошли к чемпионату мира в Ульсане?
- Я простудился, а, возможно, какую-то инфекцию поймал. Приехал на сбор физически ослабленным. Мне было тяжело, потому что нужно было форму набрать и мозоли сохранить. Те самые, которые сходят, если дней десять не стрелять, и на их месте появляется водянка. Если она лопается, то можно вообще выбыть из борьбы. Кровь, боль - естественно, все это отражается на выстрелах. Хорошо, что после Шанхая времени на подготовку к Ульсану было достаточно. На этот раз вся наша команда подошла к чемпионату мира в хорошей форме. Я бы даже сказал, в самой лучшей за последние годы. Очень редко бывает, что все три спортсмена выходят в готовности на очень высокие результаты. Обычно кто-то сильнее, кто-то слабее -это закономерно.

ГЛАВНОЕ - ДЕРЖАТЬСЯ ДО КОНЦА

- Вы знаете корейских лучников в лицо? Заметили бы подмену, выйди против вас в полуфинале не Ли Чхан Хван, а, скажем, О Чжин Хек или Им Дон Хюн?

- Конечно, заметил бы, я их отличаю друг от друга. (Смеется). Помню, правда, фамилии старых спортсменов, а как зовут новых - еще не выучил. Для нас это сложно.

- Признайтесь, вас немного выбило из колеи то, что в полуфинале соперник показал в первой же серии стопроцентный результат?
- Было тяжело, но такое случается не в первый раз. Все равно настраиваешь себя на то, что это будет его не самая лучшая серия. Ведь и он не автомат, сложно постоянно стрелять хорошо. Бывают, конечно, исключения, спортсмены устанавливают мировые рекорды, показывается абсолютный результат - 120. Но ты все равно надеешься, что это будет не сейчас, не с твоим соперником, что в следующей серии он сделает тебе подарок. Главное - держаться до конца, даже если ты проигрываешь после первой серии. Все мы люди, и даже у корейцев происходят сбои. Если не отпускать соперника далеко, он тоже где-то даст слабинку.

- Как часто на соревнованиях такого уровня можно увидеть шестерку в исполнении Виктора Рубана? И как часто это происходит из-за психологического напряжения?
- Такие подарки соперникам делаю не часто. Бывает, конечно, и, как назло, обычно очень не вовремя. Сложно сказать, в психологии дело или в чем-то другом. В полуфинале в тот момент у меня было достаточно напряженное эмоциональное состояние. Может, сам где-то не так сработал, может, человеческий фактор вмешался.

- Ваше самолюбие тешит тот факт, что вы проиграли только будущему чемпиону мира Ли Чхан Хван?
 - Меня утешает тот факт, что я все-таки завоевал бронзу, выиграв у трехкратного рекордсмена мира.

- Судя по информации на официальном сайте, ветер ощутимо повлиял на распределение медалей. Он для всех дул одинаково или кто-то получил преимущество за счет погодных условий?
- Я бы не сказал, что ветер был сильный. Что в полуфинале, что в финале он был в принципе предсказуемый. У меня произошел сбой в первой серии, скорее всего, потому что, судя по всему, основательно не размялся. Потом втянулся, попытался догнать соперника, но семь очков отрыва - это очень много. Я сделал максимум, вернул себе четыре, но небольшой разрыв все равно остался. Во втором спарринге чувствовал себя уже более уверенно, знал погоду и на что могу рассчитывать.

- То, что О Чжин Хек попал в семерку, вы увидели до или после того, как начали стрелять во второй серии матча за бронзу?
- В начале олимпийки, когда стреляет много участников, комментатор выбирает одну пару и объявляет ее результаты для зрителей. В финальной части ты оказываешься в центре внимания в любом случае. Хочешь не хочешь, а услышишь, как говорят, куда попал соперник. От этого не уйти. Единственный выход - концентрироваться на своем результате и не думать о том, как бы выстрелить лучше соперника.

- А ошибки соперников добавляют сил?
- С одной стороны - добавляют, а с другой - расслабляют, а это опасно. Нельзя же стрелять и думать, раз я выигрываю пять очков, мне можно показать результат не 111, а, к примеру, 108. Все равно стараешься настроиться на максимум.

ПОСЛЕ АФИН НАСТУПИЛА ПОЛОСА НЕВЕЗЕНИЯ

-Публика принимала какое-то участие в ваших перестрелках с хозяевами чемпионата или же корейцы - болельщики дисциплинированные и радуются только по команде?
- Конечно, зрители реагировали на выстрел. В зависимости от результата звучали либо аплодисменты, либо возгласы разочарования, например, если попал в шестерку. Но болельщики, ясное дело, в основном поддерживали свою команду. По отношению к соперникам вели себя корректно и не радовались неудачам. В Корее, в отличие от нашей страны, стрельба очень популярный вид спорта. У нас на cоревнованиях в стане болельщиков в основном сами спортсмены, впрочем, так часто бывает и на Гран-при. Поэтому за границей последнее время финалы все чаще стали проводить возле моря, в парках.

- Объясните, почему украинская сборная, единственная, помимо хозяев чемпионата мира, делегировавшая в восьмерку лучших больше одного своего спортсмена, так неудачно выступила в командных соревнованиях?
- Конечно, мы рассчитывали на большее. И на сборах акцент делали на командных тренировках, а не на личных спаррингах. У нас состав довольно сильный и мы были хорошо готовы. Но на чемпионате мира в командных соревнованиях мы оказались далеки от тех результатов, которые показывали на сборах. Причем, как мальчики, так и девочки. Это единственное, что у нас не получилось, ведь и в квалификации, и в олимпийском раунде, результаты высокие были. Почему так случилось, сейчас тяжело сказать. Существовали уверенность, хороший настрой, а вот центральности не было. Может, мы слишком сильно хотели хорошо выступить. Перестарались где-то. До 2004 года украинская команда еще как стреляла, а вот после афинской бронзы наступила полоса невезения.
 
- Что обиднее: проигрывать на старте соревнований двенадцатому номеру рейтинга сборной Японии, как на чемпионате мира в Ульсане, или же останавливаться в шаге от медали, как это произошло с украинской командой на Олимпиаде в Пекине?

- Проигрывать всегда неприятно, что вначале, что в конце. Четвертое место от двадцатого особо не отличается. Ты медаль не получаешь. Конечно, психологически четвертое место обиднее. Столько спаррингов выиграть, чтобы в конце иметь два шанса на какую-то медаль и оба шанса потерять. Это очень больно.

- Наверное, лучникам впору позавидовать борцам или фехтовальщикам, которые на чемпионатах мира получают по две бронзовые медали?
- У нас такого нет, в любом случае стреляем до победы. Когда сумма одинаковая, проводятся перестрелки. Если после того, как три спортсмена выстрелили, все равно равный результат, то победитель определяется по одной самой близкой к центру стреле.

- Насколько важен для достижения успеха в командных соревнованиях микроклимат в сборной? Для вас имеет значение с кем выходить на рубеж?
- Конечно, имеет. Если в команде слабый человек, больше концентрируешься, стараешься показать результат лучше. Возможно, из-за этого дополнительного напряжения и не всегда это удается. Что касается личных отношений, то они на соревнованиях отходят на второй план. Мы один сплоченный и дружный коллектив, в котором никто ничего не делает вразрез командным интересам.

- А вы променяли бы личное золото Олимпийских игр на командное?
- Да, потому что до сих пор не забыл, какие необыкновенные чувства испытал в Афинах. Тогда радовался не только я, а все! Хотя звание олимпийского чемпиона в личных соревнованиях считается более престижным, конечно.

ЛУК МОЖНО ПОМЕНЯТЬ, А ЖЕНУ-НЕТ

- Один из самых титулованных корейских лучников Парк Кюн Мо не выступал на чемпионате мира в Ульсане. Поспособствовали этому своими победами над ним на Олимпиаде в Пекине и в финале Кубка мира в Лозанне?
- Парк поставил точку в своей карьере после Олимпиады-2008. У него была цель победить в Пекине. Он завоевал серебро. Но и это, по-моему, прекрасная нота, на которой можно уходить из спорта со спокойной душой. Уходить фактически непобежденным, зная, что тебя будут помнить.

- Как считаете, каким человеком нужно быть, чтобы заявлять, что золотая медаль уже в кармане, так как это сделал Парк Кюн Мо перед финалом Олимпиады в Пекине?
- Надо быть достаточно уверенным в себе, и кореец был уверен в себе. Парк намного опытнее меня. Он стал чемпионом мира еще в 1993-м году. Был рекордсменом мира и двукратным олимпийским чемпионом в командных соревнованиях.

- А вы бы смогли так сказать?
- Думаю, что нет. Мне бы, наверное, не хватило духу и уверенности.

- У вас никогда не было желания после поражения выстрелить в соперника?
- Нет, обычно больше злишься на себя, чем на соперника.

- Профессиональные боксеры перед поединками на ринге обычно устраивают словесную дуэль. А вы встречаетесь взглядом с конкурентом перед стартом или же стараетесь избегать даже такого безмолвного общения?
- Мы, наоборот, настроены дружелюбно, иногда даже желаем друг другу удачи перед поединком. Не говорим: я тебя съем или перестреляю.  Естественно, много значит имя, на более титулованных соперников по-другому настраиваешься.

- У китайцев в финале микста, наверное, просто не было никаких шансов против команды, состоящей из Виктора и Виктории. Или вы не верите в то, что имя накладывает отпечаток на судьбу человека?
- Не знаю, никогда не думал об этом.

- Есть еще один далеко не последний человек в украинской сборной с таким именем.Виктор Сидорук, пожалуй, исключение из правила, гласящего, что из сильных спортсменов не получаются хорошие тренеры. Но, наверное, сложно работать под началом наставника с таким максималистским нравом?
- Конечно, есть свои сложности, но главное ведь результат. Виктор Васильевич действительно максималист. Даже когда мы показываем хорошие результаты, у него все равно остаются сомнения, что мы сделали все, на что были способны. Конечно, он поинтересовался, почему мы так слабо выступили в командных соревнованиях в Ульсане. Я попытался объяснить с точки зрения спортсмена. Но тренер в любом случае должен дать свою оценку.

- Кстати, каково это выступать в миксте и ощущать рядом не сильное мужское плечо товарища, а хрупкое женское?
- Я бы не сказал, что сейчас в миксте на чемпионате мира я тянул команду. Виктория показала довольно хорошие результаты. Мы стреляли на равных и друг друга поддерживали. Это были только показательные соревнования. Медалей не вручали, только статуэтки. Но все равно приятно. Хоть и неофициально, но мы первые чемпионы мира в миксте.

- Вам хотелось бы выиграть какую-нибудь награду вместе с супругой? Она ведь у вас мастер спорта по стрельбе из лука...
- Она уже года три, как ушла из спорта. И ее не тянет стрелять, у нее сейчас другие заботы.

- Семья, состоящая из двух спортсменов - действующего и завершившего карьеру, это сплошные плюсы или есть какие-то минусы?
- Минусов не знаю. А плюсы есть, конечно. Жена знает, что такое постоянные поездки на соревнования и сборы. Она с пониманием относится к тому, что меня нет дома, и терпеливо ждет, когда вернусь.

- Лидер сборной Украины по биатлону Андрей Дериземля как-то полушутя сказал: «Винтовку, лыжи и жену не отдам никому». А у вас оружие тоже стоит на первом месте?
- За инвентарь переживаю, но лук всегда можно взять другой, а жену уже не поменяешь. Я так считаю.

РЕМБО ПОБИЛ БЫ ВСЕ РЕКОРДЫ

- Ваша невозмутимость и умение сдерживать малейшие проявления эмоций - это природный дар или же результат многолетней работы над собой?
- Наверное, закалка, выработанная годами. Конечно, вначале было больше эмоций, я сильнее волновался. Спокойствие приходит с опытом. Ты экспериментируешь, пытаешься найти оптимальное для стрельбы состояние, когда чувствуешь себя уверенно.

- Олимпийский чемпион Пекина по пулевой стрельбе Александр Петрив как-то сказал, что вывести его из себя может только одно: «Когда оскорбляют его патриотические чувства». А из-за чего может потерять хладнокровие Виктор Рубан?
- Друзья говорят, что меня очень тяжело вывести из себя. Даже не знаю, что нужно сделать для этого. Может, очень сильно обидеть. У каждого человека есть свои слабые места. С женой мы иногда ссоримся по пустякам, как и все супружеские пары.

- Слышала, вы любите играть в футбол. Если бы у вас была возможность выйти на поле, пусть в благотворительном матче, какой бы клуб выбрали?
- Наверное, итальянский. Я, честно говоря, не слежу пристально за событиями в футболе, а сам играю для разрядки. Когда мы начинали играть, то собирались в основном лучники. А сейчас уже многие бросили стрельбу. Одни вообще перестали приходить, другие друзей приводят. Появились люди, которые занимались футболом, у них поставленный удар. Я там не один из лучших игроков, в основном действую в защите. Если и пойду в нападение, то у меня будет мало шансов.

- В стрельбе из лука, впрочем, как и в пулевой, далеко не все спортсмены могут похвалиться спортивной фигурой. Про вас этого не скажешь - это природные данные или же занятия легкой атлетикой дают о себе знать?
- Наверное, природные данные. Легкой атлетикой занимался всего два года. У нас даже не было деления на виды. Тренер только смотрел, кто лучше прыгает, кто лучше бегает. Я не успел дойти до того момента, когда определили бы мое предназначение. Сбежал на стрельбу из лука.

- Артур Айвазян как-то признался, что не любит смотреть боевики. Его смущает та неправдоподобность, с которой, к примеру, простреливают монетку на лету. А вы как реагируете, когда видите на экране какого-то фантастически ловкого лучника?
- Бывают смешные эпизоды, к примеру, в фильме «Рембо». Главный герой ходит с блочным луком и стреляет по вьетнамцам. Во-первых, блочный лук пальцами не держится, он охотничий и там есть специальный механизм. Рембо просто все рекорды побил бы у нас таким образом. (Смеется).

- Какую реакцию у вас вызывают параллели с Робин Гудом?
- Равнодушно к этому отношусь.

- А вам подходит философия благородного шервудского разбойника (отнять у богатого и отдать бедному), или же вы считаете, что каждый человек имеет в жизни то, что заслужил?
- Я считаю, что судьба преподносит человеку те подарки, которые он заслуживает. На этом чемпионате мира у меня было третье место, а не первое. Значит, так должно было быть. Возможно, в следующий раз будет лучше.


Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 1
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
veterok
У вас никогда не было желания после поражения выстрелить в соперника?
))