Испытание неравным боем
Сделай себя сам, футболист
Игра со сборной Андорры принесла нашей национальной команде победу с сокрушительным счетом и полновесную дозу зачетных баллов в соперничестве за выход на заключительную стадию мирового первенства. Последнее настолько серьезно, что отбивает охоту взирать с улыбкой на ситуацию даже тем из нас, кто смешлив по своей природе. Между тем команда княжества Андорра (население 84,5 тысячи человек) мало чем отличается от тех неунывающих коллективов, которые начиная со времени моего детства и по нынешний день разыгрывают воскресные первенства Труханова острова. Хотя плотные ряды соискателей высшего футбольного титула на этом лучшем из островов нередко заманивали к себе бывших и будущих игроков киевского «Динамо», тогда как национальной сборной Андорры негде разжиться исполнителями подобного класса.
Нужно хорошо знать историю вопроса, чтобы понимать, с какой целью ФИФА и УЕФА допускают к участию в чемпионатах мира и Европы наравне с профессионалами футбола команды профессиональных рыбаков, гинекологов, розничных торговцев сигаретами и других физкультурников такого же пошиба. Мне это неведомо. Лишь догадываюсь о присутствии за кулисами малообъяснимого явления уверенности в том, что встречи на таком высоченном соревновательном уровне футболистов-профессионалов с футболистами- аматорами не настолько безнадежны, как нечто подобное в боксе или современном панкратионе. Других весомых обоснований этой малосодержательной идеи я не вижу. Ведь мое поколение воспитывалось на советском правиле о невозможности турнирных поединков между спортсменами, чьи уровни подготовки разнятся на две категории официально установленной квалификации. То есть запрещалось сводить лицом к лицу на арене состязаний новичков и второразрядников, а те, в свою очередь, гарантированно не встречались в турнирном бою с мастерами спорта.
Впрочем, существовали соревнования, где это правило игнорировалось в угоду массовости. Областные и городские советы таких физкультурно-спортивных обществ, как, например, «Водник», «Пищевик» или «Наука», далеко не в каждом городе и даже регионе имели возможность собирать толпы под своими знаменами. Где-то не текут полноводные реки и не имеется многочисленных портовых служб, а в какой-то местности всего одна конфетная фабрика и ни одного мукомольного предприятия. А проводить ведомственные соревнования и отчитываться о выполнении планов подготовки значкистов ГТО и массовых спортивных разрядов все равно необходимо. Вот и закрывали глаза на важнейший критерий отбора участников. Когда перед фактом такого нарушения я устроил демонстрацию принципиальности, глубоко уважаемый мною тренер урезонил меня любопытным рассуждением: «Постой, угомонись. В схватках участников с разным уровнем спортивной подготовки сразу видно, с каким человеческим материалом мы имеем дело. Если разрядник возьмет новичка силой, срубит, как былинку, то поверь моему опыту, из него не получится мастер. Тот, кого ожидает нормальное спортивное будущее, обыграет новичка ювелирно, изящно, не обидно для него и не похабно для себя. А новичок в таких случаях тестируется на свойства характера. Дрогнет сердцем, испугается до побледнения — считай, пришел к нам зря. Мышцы накачает, а куцая натура далеко от себя не отпустит». В случае со сборной Андорры, как по мне, тест на характер не выявил чего-либо обидного для гостей. Вот тут кредо ФИФА «Играют все!» поработало продуктивно, потому что андоррцы и не такие виды видывали. А кипер у них просто красавец, невзирая на свой малый рост Найди такого наша дивизионная команда — быть бы нам чемпионами ПВО СССР!
Несравненно хуже обстоит дело с филигранностью манер у победителей. Именно во встрече с малоискусными статичными соперниками вдруг стало совершенно очевидно, что в нынешней сборной Украины наблюдается острейший дефицит техничных футболистов. Правда, следует заметить, что минувшей субботой вмешалось в дело нечто необъяснимое. Разве повернется язык отнести к разряду недостаточно координированных и ловких для надежной власти над мячом, скажем,Тимощука и Воронина? Тем не менее в отчетной встрече мирового первенства они выглядели именно такими. Заметное сокращение у обоих привычного радиуса действии, угасшие скорости мышления и передвижений раз за разом делали их неуклюжими, лишними в наступательных предприятиях команды. Причем если Тимощук предстал таким впервые за свою славную футбольную карьеру, то у Воронина это уже не первый сезон в сборной, когда перестаешь понимать, чем же он приглянулся «Ливерпулю».
Потеряв два «штыка» для действий инициативных и просто безотказных технически, полузащита нашей команды рассыпалась на отдельные звенья. Снабжение передней линии атаки выверенными передачами мяча, переводы игры с фланга на фланг и попытки распечатать ворота дальними ударами взял на себя стоппер Чигринский. В исполнении новичка «Барселоны» это стало отрадой для футбольных эстетов, единственной в тот вечер, но облегчало участь соперников своей предсказуемостью — андоррцы успевали перегруппировываться на опасных направлениях.
Надо отдать должное логике мышления этих обитателей пиренейского поднебесья. Гости по-взрослому воздержались от состязаний с хозяевами в дисциплинах, разделяющих на разные миры футбол профессионалов и любителей, — в скорости, выносливости и силовых единоборствах. В контексте своего неглупого решения команда гостей норовила осесть на своей половине поля плотной глубоко эшелонированной массой. Несмотря на всю ожидаемость этого игрового плана, он вызвал у нашей команды нешуточные затруднения в реализации ее баснословных преимуществ. Чем дольше длилась встреча, тем чаще повторялось одно и то же: четверо-пятеро футболистов в желтом располагались вдоль линии чужой штрафной площадки, на грани офсайда, в нескольких метрах друг от друга и принимались недвижно, как изваяния, ожидать передачи мяча. Направлять мяч за спину обороны, в расчете на рывок какой-нибудь из «статуй», представлялось неразумным, так как элементарный расчет подсказывал: быстрее всех подскочит к мячу голкипер. А передача в ноги требовала от застывших форвардов приема мяча в одно касание с синхронным разворотом в сторону ворот и рывком с места в гуще соперников. В тот вечер этот трюк так и не удался никому из «желто-синих». Оставалось зарабатывать и точно пробивать пенальти, что и было сделано, как известно, аж три раза.
Справедливости ради стоит в который раз повторить, что виртуозная работа с мячом на лоскутах поля размером с носовой платок никогда не было коньком авангардных отечественных футболистов. Наши надежды взыграли, когда украинские звезды стали востребоваться могучей кучкой западных клубов, но и это не внесло заметных изменений в знакомую с детства ситуацию. И вот что удивительно: давным-давно утратив в своем каком-то извращенном стремлении к массовости методологию и практические навыки воспитания высококлассного технического мастерства, мы никогда не могли и не можем сегодня пожаловаться на отсутствие в своих рядах взыскательных критиков этого своего рокового недостатка. Вот и на этот раз некоторые мои сверстники из числа бывших наставников юношества прожужжали мне все уши о том, что, мол, в нынешней сборной нет, оказывается, ни одного игрока, способного в движении сделать передачу мяча внешней стороной стопы. А уж о том, чтобы принять мяч на грудь и мягко, словно по желобу, скатить его под нужную ногу, и говорить не приходится: на взгляд моих ворчунов, для нынешних кумиров публики является тайной за семью печатями, как это делается.
Тема интересная, насущная, нужная, но почему-то обсуждается кулуарно, вполголоса, как будто разбирается по косточкам тираническое правление. Надеюсь дожить до публичных акций по этой животрепещущей проблематике. Но и в условиях стыдливого умолчания о пороках своего футбола, прежде всего детско-юношеского, нужно открыто говорить о том, что футболист до последнего дня своей карьеры должен ежедневно работать над поддержанием и умножением своего арсенала технических приемов. Увы, как выяснилось, в этом деле генетика сильнее тысяч и миллионов баксов.
Валерий МИРСКИЙ, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В саудовском Эр-Рияде состоялось боксерское мегашоу
Фьюри поблагодарил украинца за бой