Бой с ХреноТЕНЬЮ
От Чарли Чаплина до Саши Белого – бокс не покидает кинематограф
Даже учитывая большое внимание, уделяемое деятелями кино практически всем видам спорта, бокс все же стоит особняком. Во-первых, бокс – это как ни крути частный случай драки, одного из основных элементов любого кино (даже мелодрамы или детского фильма). А во-вторых, трудно найти более зрелищный вид спорта и более подходящий для кино.
Если довольно часто фильмы служат популяризации определенного вида спорта (гимнастики, к примеру или фигурного катания) в какой-либо стране, что должно привести деток в спортзалы (польза обществу) и денежки в карманы производителей спортоборудования и т.д. и т.п. (польза этим самым производителям), то в случае с боксом это не совсем так. Скорее, бокс, как таковой, служит популяризации фильма. И поняли это давным-давно самые знаменитые кинопроизводители. Впрочем, популяризация получается, конечно, только в том случае, если за дело берутся настоящие профессионалы и просто талантищи (как, например, Чарли Чаплин в своем величайшем кино «Огни большого города»). Просмотр новинки российского кино х/ф «Бой с тенью», безусловно, вызывает совсем другие эмоции. Хотя и с самого глупого фильма всегда можно посмеяться.
Но начнем все же с классики жанра. Одно из первых попаданий профессионального бокса на киноэкран произошло в уже упомянутом хите Чаплина «Огни большого города». Фильм, бесспорно, был бы хорош и без вечера бокса, но эта знаменитая сцена, несомненно, украсила и без того прекрасное кино. По сюжету герой Чарли, как обычно, небогатый мистер без определенного места жительства, но мало из-за этого переживающий и довольно весело коротающий дни, полюбивший слепую девушку, продавщицу цветов, которая приняла его за миллионера из-за хлопнувшей двери шикарного автомобиля (блестяще показано в фильме уже про Чаплина с Робертом Дауни-младшим, как сам Чарли придумывал эту сцену – как слепая девушка может принять его за богатого?). Дальнейшая часть фильма посвящена попыткам Чарли найти достаточно денег, для того, чтобы соответствовать лестному образу, да и помогать девушке в целом (которую злой квартиросдаватель собирался выгнать из дома). В итоге, все получается неплохо и Чаплин даже добывает деньги на операцию для девушки (перевернули наоборот эту ситуацию в фильме, которым мы закончим статью).
В качестве одного из методов добычи денег герой фильма использует профессиональный бокс. Жуликоватого вида тип предлагает ему поучаствовать в вечере бокса (прообразе донкинговских мероприятий), а вырученные деньги поделить пополам. Все бы хорошо, но тип этот перед боем убегает, боясь полиции и Чарли подбирают другого соперника, во-первых, несговорчивого и планирующего все получить самому, а во-вторых, здорового и неприятного лося.
Чарли пытается найти с ним общий язык (это не удается), затем начинает применять различные талисманы типа кроличьей лапки по примеру соседа-негра, но когда этого предка Рахмана выносят с ринга без сознания, понимает всю тщетность этой затеи. Приходится выходить на ринг.
Там, кстати, герой Чаплина показал себя совсем неплохо. Несмотря на то, что он существенно уступал противнику в весе (весовых категорий тогда, надо полагать, еще не было) он едва не завладел каким-нибудь северо-атлантическим поясом. Он применил сразу несколько находок в области тактики (например, использовал в качестве заслона судью, то и дело пропускавшего удары). Время от времени он ходил по пятам и за своим противником, в общем, за счет хорошего движения боксировал практически на равных. Несколько раз Чарли даже атаковал врага и довольно удачно (по очкам, мне кажется, он точно вел). Но недостаток массы в итоге все же сказался (а также сюжет) и он, конечно же, проиграл.
Такое замечательное кино, как «Огни большого города», безусловно, способствовало продвижению бокса в кинематографе. Причем, как в странах с боксом профессиональным, так и у нас, то есть, в царстве бокса любительского. В статье про футбол и кино мы уже упоминали комедию 50-х «Запасной игрок». Популярный актер Кадочников там сыграл боксера, зачем-то переодевавшегося дедом и жестоко мочившего потом всех, вздумавших обращаться с ним (в дедовском обличье) недостаточно вежливо. Под горячую руку борца за уважение к старшим попался по ходу фильма и главный герой футболист Вицын.
Был снят советскими кинематографистами и целиком посвященный боксу фильм – Первая перчатка. Причем сделано это было сразу после войны, в 1946 году.
Одной из самых популярных серий фильмов о боксе (причем о настоящем боксе, в нынешнем понимании) были, безусловно, «Рокки-1» и т.д. Сильвестр Сталлоне прославился ролью боксера Рокки Бальбоа даже больше, чем съемками в кретинских «Рэмбо». К тому же, все эти «Рокки» в художественном смысле стоят все же повыше (хотя недочетов была уйма – любому здравомыслящему человеку ясно, что супертяжи не могут пропускать такие удары, какими обменивались Рокки и его знаменитый противник Иван Драго (Дольф Лундгрен) и продолжать жить, а главный герой фильма умудрялся в конце еще и выигрывать бой!). Вызывает уважение выбор прототипа этого самого Бальбоа – выдающийся боксер Рокки Марчиано, который так ни разу в своей карьере и не проиграл.
А как могут забыть все дети унылых восьмидесятых бесчисленные «Кровавые спорты» и прочих «Кикбоксеров», на которых они собственно и росли? Главной звездой фильмов этого жанра был бельгиец Жан-Клод Ван Дамм (в других жанрах практически бесполезный), но и про великого Брюса Ли не стоит забывать, да и про Чака Норриса (много их было, и почти все по-настоящему владели боевыми искусствами). Да и фильмы были забавными, порождающими веру во всесилие человека, освоившего какое-нибудь джиу-джитсу. К тому же главные герои были все-таки добрыми, а значит и фильмы учили чему-то хорошему (а не всесилию человека с «волыной», который ходит и всех мочит – прости, Тарантино, и прочие «жмуркосоздатели»).
Одной из последних мировых киноработ про бокс стал фильм Клинта Иствуда «Малышка на миллион долларов», проливающий свет на тайные мечты официанток стать чемпионками мира по боксу. Этот фильм уже точно призван популяризировать такое непонятное и ненужное явление, как женский бокс.
Конечно же, охватить все фильмы, где не кто-то с кем-то боксирует (имеется в виду именно ринг) невозможно. Это слишком распространено. Но хотя бы небольшого упоминания, безусловно, стоят «Криминальное чтиво» с боксером Брюсом Уиллисом, который не хочет проигрывать в определенном раунде (интересно бывает ли так на самом деле, чтобы не хотел боксер проигрывать?) и пытается убить гангстера Марселаса Волоса и «Большой куш» Гая Риччи, где боксера сыграл голубоглазый цыган Брэд Питт. Оба фильма были и есть заслуженно популярны и бокс в них, собственно, далеко не главное. А вот теперь настало время поговорить о фильме, в котором бокс главное, то есть о фильме, непосредственно паразитирующем на славном виде спорта.
Если эпопея о Рокки все же популяризирует бокс (снято все довольно красиво, все эти брызги после пропущенных ударов и так далее), то новейшая поделка российских киноизготовителей (а конкретно «Бой с тенью») скорее, отпугивает желание заниматься этим видом спорта и даже интересоваться им. Жуткое, честно говоря, зрелище, которое, правда, хорошо вписывается в идущий нонче процесс отхода от старой школы советских киномастеров и тупого копирования голливудских стандартов. Хотя даже для Голливуда количество недочетов и попросту дури в этом фильме превышает все нормы (даже сравнивая с американскими фильмами про СССР).
Расскажем вкратце сюжет этого шедевра для тех, кто имел счастье его не смотреть. Все начинается с боя молодого боксера (конечно же, Большой Белой Надежды) с вражеским негром. Белая надежда вовсю готовится к бою (даже получает напутствие от Саши Белого, который обещает ему подарить свою машину и желает «удачного боя, брату», но когда деньги «брату» впоследствии действительно будут нужны до зарезу, естественно, исчезает), как вдруг, выясняется, что у него большие проблемы с глазами. Тут даже не хохма, а просто все действо скатывается в фарс – проверяет Большую Белую Надежду студентка-практикантка, совсем недавно прекратившая «системно» ширяться. Проверяет и находит большие «траблы», а когда боец уговаривает ее никому не говорить, она никому и не говорит. В частности профессору, который во время проверки где-то был с газетой «Советский Спорт», а проверку целиком возложил на хрупкие и не избавившиеся окончательно от воздействия тяжелых наркотиков плечи. Даже если профессору с газетой куда-то очень надо было отойти, все равно бредовость ситуации режет все, что только можно резать.
Дальше следует немного лирики, боксер начинает гулять с врачихой, и убеждать ее (а также зрителей), что боксеры совсем не обязательно непроходимые существа, способные только на хуки с джэбами (хотя весь фильм убеждает как раз в обратном). Он признается, что читает книгу Редьярда Киплинга, и это даже не Маугли, а какая-то другая книга (книга эта, по всей видимости, «Свет погас», откуда содрана сценаристом вся байда с глазными трудностями). Врачиха на это отвечает боксеру, что она тоже любит читать, и читает она Блока (чем и кичится весь остаток «кина» – любопытное место получилось в конце фильма, когда младший брат героини (на героине) попытался зачухать что-то не из школьной программы и врачиха ему увесисто ответила, что, мол, Блока читать надо и точка). Видимо, популяризировать любовь к литературе тоже входило в задачу создателей фильма (я бы им сложнее «освещения быта мороженщиков» ничего не рекомендовал). Хотя, конечно, Блока читать действительно надо.
Потом начинается сам бой, который, как пишут критики, снят очень профессионально. Господам критикам, безусловно, виднее, но я не видел ни одного настоящего боя, где бы соперники стояли неподвижно друг перед другом целый раунд и молотили друг друга по обличьям даже не думая о защите. Это какой-то русский бой из мультика про Алешу Поповича, а не бокс. Зрелищность, конечно, на первом месте, но нельзя же настолько пренебрегать реальностью.
По ходу боя фигня с глазами у нашего героя начинает прогрессировать (с такой открытой тактикой чего еще было ожидать?) и он практически перестает видеть. Видит только какую-то тень перед собой (а как назло противник черный и его и так плохо видно). Тем не менее, он бросается мочить окружающее пространство и естественно получает от зрячего негра нокдаун.
На этом непосредственно бокс в фильме заканчивается и начинается просто бред (без бокса). От проигравшего бойца отказывается его злой промоутер (Андрей Панин создал в фильме какой-то безобразный образ в прошлом знаменитого боксера, отсидевшего в тюрьме и «подмявшего под себя зону», а потом ставшего мега-бандюком – возможно, сценаристы держали в уме Агеева, великого советского боксера, действительно сидевшего), говоря программную фразу «если у него вместо мозгов маргарин, то он инвалид с детства». А денег на операцию нужна просто уйма – цельных 30 тысяч долларов. Такие деньги в Москве водятся только у наркобаронов, к одному из которых и обращается загрызанная совестью и ломкой медсестра-наркота. Но наркобарона неожиданно убивает злодей-фээсбэшник, а менты начинают подозревать медсестру. И ситуация становится патовой, вместо того, чтобы лечиться, слепой боксер начинает бегать по городу и спасать подругу, фанатку Блока.
Чтобы покончить с утомляющим разум бредом, заметим, что, в конце концов, боксер грабит банк (в котором несколько лет назад работал – вот такая Большая Белая Надежда), ну и уезжает с кучей денег в другой город, где ему делают-таки операцию на глазах. Затем наступает дикая развязка и всех садят – злого промоутера и боксера, ограбившего банк. Довольной остается только медсестра, которая, похоже, зажуковала чемодан с деньгами.
Но в конце фильма Большая Белая Надежда выходит на свободу и делится своими планами по поводу перехода на шахматы. Однако мгновенно следует звонок от того самого негра, с которым он дрался в начале фильма. Негр говорит ему по-английски, что хочет реванша (за что? Он ведь победил) и если бы еще главный герой знал английский, то… В общем, джентльмены, нас ждет вторая серия (избави Бог).
Фу-х, вот так вот половину статьи про бокс-фильмы занял совершенно никудышный экспонат. Но ведь о действительно удачных фильмах и говорить не надо, их следует смотреть и получать удовольствие. А вот с хренотенью, заполонившей кинотеатры надо нещадно биться, пока хренотень эта не поселится в нас, перемолотив и сделав нас жизнерадостными ее потребителями.
Андрей Крикунов
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Александр Томарев воспользовался разрешением Минспорта, чтобы покинуть Украину
Но после завершения карьеры игрока