Игорь СОРОКА: «Уходить после поражения глупо»
Интервью с многократным чемпионом мира по подводному плаванию
Игорь Сорока завоевал первое для украинских подводных пловцов золото на Всемирных играх по неолимпийским видам спорта на Тайване. А потом привел команду к победе в эстафете. Корреспондент «Известий в Украине» Александр Беленький встретился с многократным чемпионом мира и побеседовал с ним о жизни и подводном спорте.
Финал — это борьба нервов
-На Играх вы стали чемпионом в нырянии, буквально на мгновенье опередив своего главного соперника. Когда вы почувствовали, что победили?
-Я это понял, когда посмотрел на своего тренера на трибуне. Он прыгал от счастья.
-В эстафете вы плыли на четвертом этапе. А когда стало ясно, что мы чемпионы?
-Честно говоря, я до конца и не понял, потому что пять команд шли вровень — их разделяли буквально десятые и сотые доли секунды. И мне было даже страшно, ведь завершать эстафету обычно ставят самых сильных пловцов. Так что можно было ожидать всего и от итальянцев, и от россиян.
-Чем вы можете объяснить поражение Сидоренко в финале? В предварительных состязаниях он показал лучший результат, а в главном заплыве существенно от него отстал.
-Финал — это всегда борьба нервов. Спортсмен может быть прекрасно подготовлен физически, но главное — надо быть морально настроенным на победу. По-моему, Саша просто перенервничал.
-Что помешало нашим пловцам добиться на Играх большего?
-Высокий уровень других участников. Подводный спорт развивается во всем мире очень быстро. Если мы делаем шаг вперед, то наши соперники — три.
-За счет чего они нас опере¬жают?
-За счет нормальных федераций, общего развития спорта в их странах. У нас этим никто не занимается, нет популяризации различных видов, особенно неолимпийских. Если раньше в чемпионате Украины участвовало более 400 спортсменов (как взрослых, так и юных), то теперь 150—200. Стало гораздо меньше спортивных школ, потому что тренеры не согласны работать за мизерную зарплату.
-А с базами проблем нет?
-Конечно, есть. Ведь подводников нигде не любят. Аргументируют это тем, что мы сбиваем плитку, вода выплескивается из бассейна и прочее.
-После возвращения со Всемирных игр вы всей командой пошли с медалями на кладбище. Почему?
: Мы пришли на могилу бывшего президента федерации, на похоронах которого наш тренер пообещал, что мы добудем награды. Потому что Захар Наумович Берман к этому стремился и делал все, чтобы получить такой результат. Благодаря ему на Украине появился подводный спорт, занявший лидирующую позицию в мире.
Ласты делаю сам
-В обычном плавании лидируют спортсмены США, Австралии. Почему в подводном спорте они на вторых ролях?
- В этих странах подводное плавание хуже развито. У нас лидеры — команды Италии, России, Китая, Венгрии.
-ФИНА приняла решение с первого января запретить костюмы. Это коснется подводного спорта?
-О! А нам эти костюмы и не разрешали, поскольку они повышают плавучесть, что не является плюсом для подводников. Более того, в прошлом году запретили даже тканевые костюмы. Так что решение ФИНА нас не коснется.
-Возможен ли дальнейший технический прогресс в подводном плавании?
-Лично я вместе с товарищем по эстафете Виктором Паневым производим ласты, которыми пользуется вся сборная. Делаем их своими руками, и многие часто отмечали, что они не хуже импортных. Зато дешевле. Ведь зарплата у члена сборной 2000 гривен. Прожить на это нереально. К тому же надо закупать снаряжение, питание.
Я занимаюсь ластами лет с 15—16. Мы сами разрабатываем технологии изготовления, форму ласт. Это весьма трудоемкий процесс. Пока найдешь лучшую форму, потратишь очень много денег и времени, чтобы добиться положительного результата. Это все равно, что моделировать болид «Формулы-1». Там должна работать целая команда.
- Кстати, у вас, наверно, тоже должна работать целая команда, чтобы держать снаряжение в порядке?
- Каждый спортсмен сам занимается своим снаряжением. Ведь один ласт-гиперболоид стоит порядка 4-5 тысяч гривен, простой — около тысячи. При правильном уходе он может прослужить несколько лет.
-Но любое изделие все равно имеет свой ресурс службы...
- Конечно, хотя бывает и по-другому. Покупаешь за такие деньги ласт, а он ломается уже на первой тренировке. Дело в том, что не все бассейны пригодны для подводников. Например, ручка в стенке для старта пловцов на спине. Если она выступающая, то при повороте ласт бьется о нее, и в нем образуются трещины. Легче сделать потом новый ласт, чем отремонтировать поврежденный.
Отдых только снится
-После Тайваня удалось отдохнуть?
-Не очень. Сейчас я в Севастополе, где у меня по две тренировки в день — утром я плаваю в бассейне, а вечером в море.
-Готовитесь к очередным стартам?
- В 20-х числах августа, в Санкт-Петербурге пройдет чемпионат мира. Конечно, не самые удачные сроки проведения, потому что очень небольшой интервал после Всемирных игр. Это сломало тренировочный процесс: после каждого серьезного старта, к которому выходишь на пик формы, наступает спад и требуется определенный восстановительный период. Надо было пару недель просто отдохнуть. Одно только «радует» — в таком же положении, как мы, оказались все сильнейшие сборные мира.
-В Питер поедет та же команда, или есть изменения в составе?
-На Всемирные игры команда формировалась в течение двух лет. Туда смогли поехать твлько те, кто завоевал лицензии. На чемпионат мира поедет расширенный состав,— по два человека на дистанцию. К тому же программа чемпионата шире, чем Игр. Добавляется плавание с аквалангом, дистанции 1500 м, четыре и шесть километров, а также самая тяжелая дистанция — марафон 20 км. Длинные дистанции будут проведены на открытой воде.
-Где легче плыть: в соленой воде или пресной?
-Если соленая вода в какой-то закрытой бухте, то не имеет значения. Но как правило, спортсмены соревнуются в открытом море или океане. Естественно, там гораздо тяжелее плыть — ветер, волна. К тому же жаркое солнце отбирает силы.
Так, на чемпионате мира 2003 года, который проходил в Египте, во время заплыва разыгрался шторм. Волна балла три, и ребятам со слабым вестибулярным аппаратом было очень плохо. Хотя, в принципе, в пресной воде плавать лучше.
Люблю порыбачить
-Какой вид спорта вам еще по душе?
- Я раньше два года параллельно всерьез занимался хоккеем. Но тренер запретил, потому что это травмоопасный вид спорта. Правда, он мне пошел на пользу. Еще мы с удовольствием играем в зале в футбол.
-Чем вы занимаетесь в свободное время? Дайвингом?
-Никогда им не занимался. Пару раз попробовал подводную охоту, но мне не понравилось. Самое любимое занятие в свободное время — рыбалка. Кстати, учеными доказано, что когда рыбак вытягивает большую рыбу, он получает такую же дозу адреналина, как и спортсмен во время соревнований.
-Какой у вас самый большой улов?
-Это были судак — на семь, карп — на восемь и щука — на девять килограммов. Причем пойманы они были в разных уголках Украины.
-А не было ли желания заняться рыболовным спортом? Кстати, сборная Украины — чемпион мира
-Чтобы им заниматься всерьез, надо вкладывать большие деньги. Это как у нас: можно купить плавки и очки и плавать в свое удовольствие. Но если подводным спортом заниматься профессионально, то нужны костюмы, тренировочная база, спортивное питание. Это уже совсем другие расходы.
- Для пловцов существует какая-то определенная диета?
- Признаюсь честно, ем все, что захочу. Потому что при двухразовых тренировках жира не откладывается ни грамма. К тому же подводники должны быть тяжелее обычных пловцов. Чем больше мышечной массы, тем лучше.
Поражение — более сильный раздражитель
- Есть ли будущее у украинского подводного плавания?
-Есть определенный костяк, и если он уйдет, то будущего я не вижу. Но я думаю, все будет нормально. Потому что нашим видом спорта занимаются фанаты. Я занимаюсь с 12 лет и нисколько не сожалею, что пошел в неолимпийский вид спорта.
-Вы уже имеете высшее образование?
-Еще нет. Мне пришлось взять академотпуск, чтобы подготовиться ко Всемирным играм. Но осталось сдать всего один экзамен.
- Закончив активные выступления, продолжите заниматься своим бизнесом или станете тренером?
-Я пока еще буду выступать, хотя после каждого чемпионата мира посещают мысли «3авязать». Так было и в прошлом году. Но потом отдохнул — и снова тянет в бассейн. А для тренерской работы я еще не созрел.
-И когда вы решитесь уйти из спорта? Когда вернетесь с соревнований без единой медали?
-Тогда я точно этого не сделаю. Потому что уходить надо красиво, чтобы оставить по себе добрую память. Уйти после поражения глупо, это гораздо более сильный раздражитель, чем победа. Появляется больше стимулов для тренировок, чтобы снова стать первым.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ, газета «Известия в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Обозреватель Sport.ua Лев Кравцив – о том, чего ожидать от Усика и Фьюри во втором поединке
Георгий Цитаишвили сыграл хороший матч в Сегунде