Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Чемпионат Украины
|
3312
3

ГАЗЗАЕВ: «Главным в команде должен быть один»

Главному тренеру «Динамо» исполняется 55 лет

ГАЗЗАЕВ: «Главным в команде должен быть один»

Посмотришь тренировку «Динамо» — и никогда не скажешь, что его наставнику уже 55. Для тренера, впрочем, это не возраст. Скорее пора расцвета творческих сил. И если этот тренер расставляет фишки, участвует в квадратах, а потом спрашивает (и как спрашивает!) за каждую ошибку, понимаешь, что сил этих у него хватает. Знаний, судя по опыту побед, тоже. А это значит одно — нужно ждать нового взлета «Динамо»...

В ходе нашей часовой беседы на динамовской базе я убедился в одном — говорить о прошлом ему неинтересно. По всему было заметно, что его мысли находятся совсем не здесь, а уже там, на, казалось бы, рядовой вечерней тренировке. Ему есть что вспомнить, но с куда большим энтузиазмом он рассказывал о трудовых буднях в «Динамо». По-моему, Валерий ГАЗЗАЕВ просто соскучился по большим победам...

—Валерий Георгиевич, что означает для вас очередной день рождения?
—Конечно же, радостный и памятный праздник. Причем не только для меня, но и для всех моих родных и друзей. В этот день ты становишься на год старше — и вот это уже не так греет душу (улыбается).

—Как предпочитаете праздновать?
—В кругу семьи и близких друзей. Но в день юбилея гостей, разумеется, будет больше.

—Сколько людей вы собрали на 50-летие?
—250 человек. На этот раз будет меньше, и отмечать мы собираемся в воскресенье — на следующий день после матча с «Ильичевцем».

—На праздничный стол закажете свое любимое блюдо?
—Нет. В еде я не привередлив. Не гурман.

—А пироги осетинские будут?
—Обязательно — это наша традиция. Их могут привезти из Владикавказа, а может испечь и жена в Москве. У нее они очень вкусные.

—Футболистов «Динамо» пирогами уже потчевали?

—Пока нет (смеется). Всему свое время.

—В вашей жизни день рождения неизбежно связан с футбольными событиями. Не замечали, как обычно выступают возглавляемые вами команды в эти августовские дни?
—По-разному. Бывало всякое — и победы, и неудачи, как в 2003 году. Раз на раз не приходится.

—Раньше вы не так часто соглашались на интервью. Почему?

—Не думаю, что я пересмотрел свое отношение к прессе, к которой всегда относился с большим уважением. Просто в таком клубе, как киевское «Динамо», по-другому никак нельзя. Это часть моей работы. Точнее, нашей общей работы.

—Футболистам вы иногда советуете воздержаться от общения с журналистами...
—Я думаю, что это правильно. Такое случается нечасто, однако бывают поединки, перед которыми лучше помолчать. Кроме того, игроки не всегда корректны по отношению к коллегам, но я считаю, что к любому сопернику нужно относиться с большим уважением.

—Не секрет, что вы — человек достаточно эмоциональный. Можете сказать, что с годами вы стали спокойнее?
—Конечно, с возрастом приходят и опыт, и мудрость. Я бы сказал, что с годами ты становишься рациональнее. Но эмоции остаются, без них вообще жить нельзя.

—В Киеве вам уже приходилось повышать голос на футболистов?

—Думаю, нет такого тренера, который бы этого не делал. Я стараюсь применять это только в редких случаях. Но чего уж точно никогда не делал и не сделаю, так это не стану публично критиковать игрока. Для этого у нас есть командные собрания, теоретические занятия, индивидуальные беседы. Вы ведь тоже не станете рассказывать все, что происходит у вас в семье...

— Капитана команды вы всегда назначали сами?

—Всегда. Выборов не было никогда. Предвосхищая ваш следующий вопрос, скажу, что Артем Милевский меня полностью устраивает в этой ипостаси. Начиная с первого же дня нашей совместной работы я убедился, что он идеально подходит на эту роль. На тренировках, в быту, в игре — Артем всегда лидер. А такие качества даны не каждому.

—Валерий Георгиевич, с чего вы начали в «Динамо»? С дисциплины, с тактики, с физики?..

—Время у нас было достаточно ограничено, и с первого же дня нам нужно было уделять внимание абсолютно всему. На подготовку — физическую, тактическую, психологическую — было отведено семь дней. А потом в течение трех спаррингов нужно было стабилизировать состав. И разобраться в причинах травматизма, обрушившегося на команду. Вычеркнуть что-либо из этого списка невозможно, при этом любой компонент должен сопровождаться высочайшей дисциплиной на всех направлениях нашей работы.

—Команда сразу приняла ваши нагрузки?

—Для того чтобы футболисты это приняли, прежде всего им нужно объяснять, для чего это все, что даст то или иное легкоатлетическое упражнение. Я благодарен игрокам за терпение и самоотдачу. Ребята работали с желанием. Было непросто, но за две недели у меня не возникло к ним ни одного замечания. Это очень важно.

—Зимой сборы будут еще сложнее?
— Все зависит от начала соревновательного периода. В последние годы базовая подготовка моей команды занимала восемь дней, и еще месяц уходил на игровую практику. Этого нам хватало.

—Недавно вы сказали, что пока в «Динамо» не оштрафовали ни одного футболиста.

—Так и есть. Практически ни одного...

—Неужели в команде может быть все гладко?

—Нет, такого не бывает. Наряду с поощрительной системой существуют и штрафные санкции. Я считаю, что это самый действенный метод. Аргумент, который игроки должны четко понимать. Есть обязанности клуба, а есть обязанности футболистов. Как и в любой структуре, это прописано. Порядок должен быть во всем.

—Как вы считаете, за вес нужно штрафовать?

—Взвешивание мы практикуем в день игры и сразу после отдыха. Конечно, если кто-то приходит в безобразном состоянии, мы на это реагируем. После отпуска, разумеется, лишний килограмм допустить можно. Но в «Динамо» с весом проблем пока не было никаких. И, надеюсь, не будет.

—Причины травматизма в команде называют всякие, но никто не говорит, что проблема может заключаться в том, что футболисты попросту не привыкли тренироваться в таком режиме. Вы это допускаете?
—Дело в том, что еще до моего прихода травмированных игроков хватало. Поэтому причин много. Но ребята должны понимать одно: травм не будет, если будет готов организм. А готов он будет только через тренировочный процесс. Наша задача — не перегрузить футболистов и держать их в тонусе. Хотя повреждение можно получить и на ровном месте. Это — часть нашей работы. Травмы были, есть и будут. Их только надо минимизировать.

—Вы — первый тренер, который открыто критикует медицинскую службу клуба. Означает ли это, что зимой в штабе команды произойдут какие-то изменения?
—Нет, изменений не будет. Но усовершенствовать процессы реабилитации нужно. Все должно быть продумано. В чем проблема с Артемом Кравцом? Его мышцу нужно было залечить до конца и только потом выпускать парня на тренировку. Нельзя работать с незалеченной травмой. Задача доктора — убедить в этом тренера. Мы ведь хотим, чтобы игрок вернулся в строй быстрее. Но врач должен жестко стоять на своем. В данный момент мы, к примеру, очень аккуратно подводим к работе Папе Диакате, строго выдерживаем все сроки.

—То есть доктор имеет право вам возразить?

—Конечно, готовность должна быть стопроцентной — только при этом условии футболист может рассчитывать на место в «основе». А штабом я доволен. У нас прекрасный тренерский коллектив. Николая Латыша и Владимира Шевчука я знаю давно. Такие же положительные впечатления и от работы с Олегом Лужным, Валерием Зуевым, Сергеем Краковским.

—По-моему, впервые в своей тренерской карьере вы работаете без своего неизменного начальника команды — Александра Стельмаха. Почему?

—Да, это был ключевой специалист в наших командах. Он великолепно решал все административные вопросы. Но есть семейные обстоятельства и определенные обязательства. Сейчас Стельмах работает в «Алании», которая стремится в Премьер-лигу.

—Валерий Георгиевич, вы сами пишете конспект тренировки?

—Да. А вас это удивляет?

—Нет. Но до этого разминку, например, проводил тренер по физподготовке, у которого наверняка было свое видение...
—Понимаете, я привык к единоначалию. Без этого результата не будет. Главным в команде должен быть один.

—По ходу тренировок ваши ассистенты не делают подсказок футболистам. Это случайно так происходит?

—Подсказывать тоже должен один человек. Я уважаю мнение своих помощников, всегда к ним прислушиваюсь, но существуют определенный порядок и субординация. Все должны помогать.

—В «Динамо» вы постепенно меняете многие вещи. Новый самолет для выездных матчей на внутренней арене — ваша инициатива?

—Нет, это была инициатива президента клуба.

-Наставник «Ворсклы» Николай Павлов как-то сказал, что никогда не слышал от руководителей своего клуба слова «нет». Вы можете сказать то же самое?

—Могу. Совершенно четко и искренне. Хотел бы, чтобы наши отношения с Игорем Суркисом и в дальнейшем развивались таким образом. Никаких претензий у нас быть не может.

—Взаимоотношения главного тренера и президента в современном, коммерческом футболе очень важны...
—Есть три составляющие, которые приносят результат, — хорошие игроки, хороший президент и хороший тренер. Если хоть что-то одно отсутствует, результата не будет.

—Президент должен руководить или помогать главному тренеру?
—Без его помощи добиться успеха будет невозможно.

—Вы помните первое знакомство с Игорем Суркисом?
—Да. Это было в 2002 году, на похоронах Валерия Лобановского. Я даже помню, как Игорь Михайлович сказал, что в будущем хотел бы со мной поработать.

— Ваш предшественник, Юрий Семин, не раз говорил, что в «Динамо» все живут по Лобановскому. Вы это уже заметили?
—Дело в том, что Валерий Васильевич оставил огромный след в истории не только киевского клуба, но и всего мирового футбола. Потому это естественно. В жизни все познается в сравнении. При Лобановском были большие результаты, так что параллели неизбежны.
У этого величайшего тренера существует много последователей. Но каким бы правильным ни было направление, у каждого специалиста должно быть что-то свое. И тогда система будет работать. Лобановский пропустил ее через себя. Можно даже сказать, выстрадал. Подготовка, управление командой, тактика — футбол движется вперед, и за всем этим нужно успевать. Иначе прогресса не будет.

— Многие наставники доверяют молодым игрокам, но вы еще успевали делать из них звезд. Как вам финальный турнир юниорского чемпионата Европы?
—Я смотрел матчи с участием сборной Украины и очень рад, что она выиграла золотые медали. Там много динамовцев.

—Кто-то из них может уже сейчас попасть в первую команду?

—Да.

—Фамилии назвать можете?

—Петров, Коркишко, Гармаш, Кушниров.

—Появится молодежь, вернутся в строй травмированные... Вы считали, сколько игроков окажется в вашем распоряжении?

—Считал. Много. Будет перебор, а это, как в картах, всегда плохо. Но зато будет жесткая конкуренция. Футболист должен уметь выживать, бороться за свое место в основном составе.

—Пирамида детских, юношеских и молодежной команд клуба вас устраивает?
—Вполне. У меня отличные взаимоотношения и тесный контакт с тренером «дубля» Владимиром Мунтяном. Его команда старается играть по нашей системе, тренироваться в похожем ритме. Это очень важно. Если игрок молодежного состава попадает в основную группу, наши упражнения и тактика должны быть ему знакомы. Тогда будет прогресс.

—Два выходных после матча — такое нововведение футболистам явно по душе...
— При недельном цикле это оптимальный вариант. Я это делал всегда. После поединка игрок может долго не спать — следующий день получается разбитым. Полноценный отдых наступает через сутки. А затем к нам приходят абсолютно отдохнувшие и готовые к работе ребята.

—Двумя матчами за неделю вас не удивишь. Там будет другой режим?
—Безусловно. Но восстановлению мы также уделим повышенное внимание.

—Нужны ли два равноценных состава при плотном календаре поединков?

—Основной состав обязан быть всегда. Нельзя без ротации, но она должна быть минимальной — нужна стабильность. А два равных состава — такого не бывает. Потому что не может быть двух Милевских. Не думаю, что вы сейчас с ходу назовете больше 14—15-ти футболистов мадридского «Реала». На мой взгляд, 18-ти полевых игроков на весь сезон вполне достаточно.

—Как быть с теми, кто не играет? Как избежать обид?
—У нас будут кубковые матчи, некоторые проведут по тайму за «дубль». Но все ребята должны работать и понимать, что они нужны команде.

—Валерий Георгиевич, в Киеве вы уже встречались с Виктором Леоненко? Он часто о вас говорит...

—Нет. Но, пользуясь случаем, я бы хотел передать ему большой привет. Витя был большой футболист, но мог стать еще больше. Видимо, что-то ему не позволило...

—У вас были сложные отношения в московском «Динамо»?

—У меня — нет, а у него — возможно (улыбается).

— Можете назвать самых проблемных игроков, которые выступали под вашим руководством?

—Фамилии называть не стоит. Но я вам скажу, что любой талантливый исполнитель — со своим  характером и своими взглядами. Это нормальное явление, и тот тренер, который боится работать с проблемными игроками — уже не тренер.

—Александр Алиев похож на таких футболистов?

—Я этого не заметил. По работе на сборах, по отношению — это один из лучших исполнителей команды.

—Каковы ваши первые впечатления от чемпионата Украины?

—Сыграно всего три тура, поэтому делать выводы преждевременно. Вернемся к этому разговору зимой. Хотя стартом команды я остался доволен.

—По первым матчам можно судить о том, что некоторые исполнители закрыли проблемные позиции на поле? Или соперники были не те?
—Дело не в соперниках, а в том, что сами матчи складывались для нас удачно. Нужно еще готовиться. Мы видим, что необходимо усилить перед стартом Лиги чемпионов. Остался месяц. Надо стабилизировать состав, чтобы было железных восемь-девять позиций.

—По слухам, «Динамо» все еще интересуется центральным защитником и левым полузащитником. Может быть такое, что молодежь заставит вас отказаться от поиска?

—Все может быть.

—Евгений Хачериди и Андрей Ярмоленко уже заслужили похвалу?

—Ребята прибавляют от игры к игре — это очевидно. Мы даем им шанс, без этого молодежь на одних тренировках не вырастет. Но футболист сам должен понимать, что необходима соответствующая отдача.

—Судя по спаррингам и первым поединкам сезона, бразильца Бетао вы видите в центре защиты. Это потому, что крайний защитник должен подключаться в атаку?

—Когда того требует игровая ситуация, он обязан это делать. Но нужен баланс, чтобы от атаки не страдала оборона.

—А на какой позиции вас больше устраивает Роман Еременко?

—Меня устраивает его универсализм. К этому сейчас все стремятся. Его «родное» место — позиция центрального полузащитника, но на фланге обороны Еременко действует очень хорошо...

—Валерий Георгиевич, как долго вы отходите после матчей?

— По-разному, но главное — быть с семьей, с друзьями. Это самый лучший отдых. Всегда хорошо отдыхать после побед.

—Известный спортивный врач Савелий Мышалов признался, что в футболе тяжело без ста граммов водки после игры. Вы позволяете себе такое восстановление?

—Не всегда. Но 55 лет я буду праздновать на следующий день после матча и там обязательно немного себе позволю.


Евгений ГРЕСЬ, газета «Команда»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 3
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
ShamanVU
Мне с Семиным интервью больше нравились. Душевный такой человек.
Tetiy
Очень клевое интервью, видно жесткость в человеке, в нем есть несгибаемый стержень, для него нет авторитетов. Если он так решил, значит так и будет (потому-что это решение всегда взвешенное)
ShamanVU
"И разобраться в причинах травматизма, обрушившегося на команду"
Интересно, это и есть истинная причина ухода Пинколини?