Успешные, но не купаются в славе. Как сделать волейбол в Украине популярнее
Разбираемся, что нужно сделать, чтобы волейбол обрел популярность в Украине
Sport.ua выделяет пять основных причин, почему, несмотря на исторические успехи национальных команд, украинский волейбол остается не самым популярным спортом в стране и как можно исправить эту ситуацию.
Волейбол – возможно, самый массовый вид спорта в мире. По статистике, на любительском уровне в него играют около миллиарда человек. А Международная федерация волейбола (FIVB) является наибольшей по количеству входящих в ее состав стран – 218.
В Украине игра тоже относительно популярна. Показателем этого являются хотя бы результаты национальных команд: женская сборная выиграла Золотую Евролигу в прошлом году, а мужская - в этом году. Последняя выходила в четвертьфиналы чемпионатов мира и Европы, а в следующем году впервые в истории сыграет в Лиге наций – самом престижном турнире на уровне национальных сборных. Неудивительно, что волейболом активно интересуются и представители крупного бизнеса. К примеру, титульным спонсором мужской сборной Украины является сеть торговых центров «Эпицентр».
Парадоксально, что волейбол остается не столь популярным со зрительской точки зрения. Почему же спорт, которым занимается так много людей и который успешен на профессиональном уровне, не получает заслуженного внимания украинцев? Ответы на эти вопросы ищем с помощью бывшего баскетболиста и тренера, а ныне одного из известнейших спортивных маркетологов Украины Юрия Шаповалова.
Внимание СМИ
Будем откровенны: волейбол в украинских медиа не имеет достаточного внимания. Определенные оживления заметны только во время выступлений национальных сборных, но часто не на уровне серьезной аналитики или интервью, а только исходя из результатов – выиграли или проиграли, да и все. «Я хоть человек из системы спорта, но волейбол каким-то образом проходит мимо меня, – говорит Юрий Шаповалов. – Все потому, что в моем инфополе не хватает интересных новостей об этом виде спорта. Результаты случаются, скандалы в сборной тоже. Приведу пример своего вида спорта, баскетбола. У нас есть популярный сайт Basket.com.ua, на котором, кроме украинских новостей, немало информации о международном баскетболе. По-моему, волейболу этого не хватает. Я вижу, что на волейбольных пабликах в соцсетях достаточно большое количество подписчиков, что ведутся трансляции матчей с качественным комментарием. Стандартные вещи делаются. Но без изюминки, которая заинтересовала бы людей не из волейбольного пузыря и заставила бы их следить за этим видом спорта».
Фактор звезд
Волейбол – игра коллективная, но привлекают к ней в первую очередь личности. Можно сколько угодно увлекаться коллективными действиями, но народ всегда будет следить за Месси, Роналду, Мбаппе или Шевченко. И самое интересное, что в волейболе, даже украинском, такие фигуры есть. «Чтобы тот или иной вид спорта стал популярным, нужно сделать популярными людей, которые его представляют, – соглашается Юрий Шаповалов. – Результаты есть, но они интересны, прежде всего, тогда, когда понимаешь, какие люди за ними стоят. Победы Оли Харлан или Ярославы Магучих были бы не столь интересны, если бы не персоны самих атлеток. Среди волейболистов действительно медийной и узнаваемой была только Юлия Герасимова. Да и то очень ситуативно. Впрочем, благодаря этому моменту славы она все еще популярна и привлекает внимание в соцсетях. Когда ко мне обращались компании, которые выпускают витамины, интересовались, могу ли сделать коллаборацию именно с Герасимовой. Самая большая и самая скандальная звезда украинского волейбола – Олег Плотницкий. Но при этом не встречал ни одной рекламной кампании украинских брендов с его участием».
Фактор денег
А еще профессиональный спорт привлекает людьми, одновременно успешными и богатыми. «Давайте признаем, что в украинской ментальности преобладает тяга к благополучию. И это нормально, – утверждает Шаповалов. – Соответственно, если бы люди увидели, что тот же Плотницкий много зарабатывает, они бы тоже охотнее интересовались волейболом и отдавали на него детей. Но о неволейбольной жизни Олега мы не знаем почти ничего. Вот на примере Дарьи Билодид все видят, что в дзюдо можно еще и неплохо зарабатывать. Магучих выигрывает Бриллиантовую лигу и демонстрирует, как можно стать состоятельной в легкой атлетике. А где пример материального состояния в волейболе? Понимаю, что деньги любят тишину, но, считаю, это нормально показать, что спорт, кроме реализации своих навыков, создает финансовую платформу. Это мое мнение не всем нравится, но почему футбол популярен и родители чаще всего отдают в футбольные секции детей? Потому что в свое время все видели пример Артема Милевского, который ежемесячно разбивал в Киеве очень дорогой автомобиль. Это давало людям понимание, что Артем зарабатывает очень много».
Фактор организованной массовости
Очень важно, чтобы та массовость, которую имеет волейбол на любительском уровне, была контролируемой. И чтобы люди всех возрастов, регулярно играющие в волейбол, имели спортивный интерес. «В баскетболе десятки лет большой популярностью пользуется Летняя лига в киевском Гидропарке, – говорит Юрий Шаповалов. – Еще будучи ребенком, я стоял рядом с площадкой в надежде, что меня примут в команду. В настоящее время в Гидропарке уже много лет проводится любительский Кубок Корбана, в котором принимают участие и любители, и профессиональные игроки, а иногда даже сборники. Победители получают статуэтки, перстни, изготовленные специально под это событие. В волейбол в Гидропарке тоже играют. Но на пляже, стихийно. Почему бы их не объединить, не создать любительские турниры, которых бы все ожидали? И этим не обязательно должна заниматься Федерация. Например, историю с баскетболом 3х3 в Украине популярной сделал Стас Светлицкий – человек, не имеющий никаких должностей».
Фактор культуры спорта
В конце концов, реалии таковы, что внимания в Украине еще до полномасштабной войны не хватало даже самому популярному виду – футболу. И это связано не столько с качеством самого продукта, сколько с общей культурой спорта в стране. Люди, особенно младшее поколение, отдалились как от занятий спортом, так и от болельщицкого внимания к нему. «Реформы в спорте нужно начинать не с профильного Министерства, а с Министерства образования и науки, – уверен Юрий Шаповалов. – В нашей стране должна быть создана программа физического воспитания для детей, начиная с самого маленького возраста. Чтобы дети росли, и их развитие сопровождал спорт. Мне очень понравилась программа привлечения к спорту детей в Исландии. Один день школьной программы в неделю отдавался только спорту. Других предметов не было, только спорт: плавание, игровые виды, гимнастика, бег. Когда у людей будет в крови, что спорт – это часть жизни, они им и будут заниматься, и смотреть».
Вместо эпилога
Летом 2022-го, накануне успешного для волейбольной Украины чемпионата мира, который наша команда завершила выходом в четвертьфинал, Павел Черепин и Тарас Герега при поддержке компании «Эпицентр» выпустили первый в украинской истории документальный фильм о волейболе – «Линия атаки». Режиссеры и съемочная группа за год до этого совместно с командой пережили процесс подготовки и выступления на Евроволее-2021. Это была первая попытка показать внутреннюю жизнь наших ведущих волейболистов. В YouTube фильм просмотрело 128 тысяч человек. Это неплохая и обнадеживающая цифра. Цифра, которая должна расти вместе с вовлечением в популярную игру новых болельщиков.
Иван ВЕРБИЦКИЙ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Турки признался, что мечтает о победе Тайсона в реванше
ФВУ доверила подготовку к чемпионату мира специалисту, работающему в Польше