Чисто английское убийство?
29 мая 1985 года на стадионе «Эйзель» произошла страшная трагедия
После трагедии «Эйзеля», которая унесла жизни 39-ти человек, английские футбольные клубы, в те годы доминировавшие в континентальных турнирах были на пять лет исключены из международных соревнований. Четырёхкратного обладателя Кубка чемпионов «Ливерпуль», чьи болельщики были признаны единственно виновными в событиях «Эйзеля», дисквалифицировали на семь лет.
Никто не собирается сомневаться в справедливости этого наказания, которое подкосило английский футбол, но помогло добиться серьёзных успехов в борьбе с британскими футбольными хулиганами. Единственный вопрос, который не даёт покоя - почему вместе с англичанами наказание не понесли не только итальянцы, но и главные виновники трагедии, которые со всеми удобствами устроились в тиши кабинетов УЕФА? Почему никакой ответственности не понесла бельгийская федерация как принимающая сторона, которая обязана была осуществить непосредственные мероприятия по обеспечению безопасности?
Никто не собирается лепить ангелов, из английских хулиганов и уж тем более - оправдывать и защищать их. Непонятно только одно. Футбольный хулиганизм в середине 80-х годов не просто существовал, а достиг апогея своего развития. Это была главная и почти повсеместная проблема футбольных матчей тех лет - как внутренних, так и международных. О ней знали даже дети - вроде той маленькой девочки, которой кирпичом, брошенным фанатом «Куинз Парк Рейнджерс», разворотило щеку... О хулиганах знали ВСЕ! Тогда почему во время подготовки к финалу Кубка чемпионов в вопросе безопасности были допущены столь вопиющие ошибки и просчёты? Кто, как не организаторы матча, виновен в случившемся? Что, как не их преступная халатность и беспечность привело к событиям - пускай и не самым трагичным по масштабу, но уж резонансным - это точно?! Почему они никак не отреагировали на предматчевые предупреждения президента «Ливерпуля» Питера Робинсона о невозможности проведения поединка в таких условиях?
Почему всё это случилось? Наверное, только потому что должно бьшо когда-то и где-то случиться. Мир слишком долго играл с огнём, считая, что для разнузданных хулиганов будет достаточно одного порицания пальчиком...
Преступление номер раз
Брюссельский стадион «Эйзель» уже в 12-й раз принимал финальный матч европейских клубных турниров. Он был построен в 1930 году в ознаменование столетия бельгийской независимости. Спустя полвека «Эйзель» безнадёжно устарел. В первую очередь, с точки зрения обеспечения безопасности зрителей. По словам очевидцев тех событий, «Эйзель» больше напоминал загон для скота, чем футбольный стадион.
Вскоре после трагедии на месте «Эйзеля» возвели современную арену, получившую имя короля Бодуэна.
Но даже при этом никто не нашёл в себе смелость признаться, что перестройка стадиона была вызвана катастрофическим её состоянием! Говорили о кошмарных воспоминаниях... .
Преступление номер два
Даже при всей неготовности и обветшалости «Эйзеля» можно было избежать жертв. Если бы УЕФА не приняла безумное решение выделить часть билетов для местных болельщиков. И даже не само по себе решение, а распределение этих билетов.
По плану УЕФА стоячие места на угловом секторе Z, который располагался за одними из ворот, была отданы местной публике, так сказать, нейтралам. Таким образом, УЕФА намеревалась создать живой кордон между болельщиками из Ливерпуля и Турина. Благими намерениями, как известно...
На деле никакого кордона не было. Местные болельщики почти единодушно плюнули на этот футбол и билеты расхватали только для того, чтобы потом выгодно перепродать их приезжим! Нормальное, человеческое, шкурное желание заработать. Его можно было предугадать, так как это сделал президент «Красных» Питер Робинсон после инспекции стадиона. В своём разгромном отчёте, отправленном в УЕФА, он особое внимание уделил сектору Z как самому взрывоопасному.
К отчёту Робинсона никто не прислушался! А ведь именно так всё и произошло, как боялся президент мерсисайдского клуба! Два из трёх секторов за воротами заняли болельщики «Ливерпуля». Тогда как на Z с небольшими вкраплениями из, наверное, самых преданных и влюблённых в футбол бельгийцев оказались почти сплошь болельщики «Ювентуса». Сектора разделял невысокий проволочный барьер, который, по словам очевидцев, легко мог перепрыгнуть даже цыплёнок...
Преступление номер три
Безопасность в Брюсселе во время матча обеспечивали ДВЕ ТЫСЯЧИ ПОЛИЦЕЙСКИХ. Всего лишь!!! Они были рассредоточены по всему городу. В результате присутствие полиции не ощущалось нигде - ни в городе, ни на стадионе...
Страшная беспечность!
В мае 1984 года после финала Кубка чемпионов на римском «Стадио Олимпико» болельщики «Ливерпуля» были атакованы болельщиками «Ромы». При полном попустительстве местной полиции англичане были забросаны камнями и бутылками.
Нужно совсем не интересоваться вопросом футбольного хулиганизма, чтобы не понять - мерсисайдцы обязательно организуют ответную акцию. И хотя бы поэтому предпринять усиленные меры безопасности. То, что в течение всего евросезона болельщики «Ливерпуля» миролюбиво вели себя во время загранпоездок, не должно было ввести в заблуждение. Затишье перед бурей бывает не только в природе. Это типичное поведение хулиганских фирм - затаиться для нанесения ответного удара. И хотя бы поэтому нужно было осуществить дополнительные меры безопасности.
Преступление номер четыре
В окрестностях «Эйзеля» спокойно продавалась выпивка. И не только пиво!
Преступление номер пять
Болельщики были допущены на стадион без обыска. Более того, многие из них сохранили непогашенные билеты! Контролёров и полицию больше беспокоили древки от флагов, чем собственно билеты.
В результате на стадион, кроме этого самого бухла, пронесли бутылки, камни, ножи и даже огнестрельное оружие. Камера слежения во время беспорядков засняла итальянского болельщика, палившего из пистолета. (Как потом установили, пистолет был стартовый. Но тем не менее!)
О провокационной мелочи вроде ювентийского баннера «Красные животные» нечего и говорить!
Преступление номер шесть
На стадионе не было в достаточном количестве для столь масштабного мероприятия не то чтобы карет скорой помощи, а обычных носилок. Фанаты помогали выносить людей, используя вместо носилок знамёна своих клубов. .
Преступление номер семь
Собственно, сам матч.
В 19-30, за сорок пять минут до начала матча, болельщики «Ювентуса» стали забрасывать англичан камнями, бутылками, файерами. Откуда камни? Да из разваливающегося «Эйзеля»!
Англичане, недолго думая, перешли в наступление. Цыплячий барьерчик был форсирован без хлопот. Полиция спаслась бегством! Закипел махач. В ход шли не только кулаки, древки от знамён и железные прутья, но и ножи, пристрастием к которым славились и красные хулиганы, и чёрно-белые.
В результате паники толпа «неактивных» участников, теснимая непосредственными участниками побоища, бросилась к решёткам, которые отделяли их от поля. Но вместо того, чтобы открыть выход на поле, полиция выстроилась плотным кольцом. Храбрые и находчивые стражи порядка приняли желание болельщиков спастись за попытку проникнуть на поле! Люди сбились возле решётки и бетонной стены ограждения. Под давлением многих тысяч тел стена и решётки рухнули. Давка... В ней погибло 39 человек, более четырёх сот получили ранения и увечья.
Почти никто из присутствовавших на стадионе не осознавал масштаба трагедии. Болельщики, сидевшие на противоположной трибуне, видели, как англичане пошли в атаку, как закипела схватка, потом «красные» схлынули, а «бело-чёрные» высыпали на поле. Один из тифози утверждает, что о трагедии узнал только рано утром на границе с Швейцарией. Остановились с приятелями, чтобы перекусить, и очень удивились, когда официантка при виде их чёрно-белых футболок зарыдала...
Официальные представители УЕФА приняли самое кощунственное из решений - играть. Притом что болельщики, бывшие в эпицентре кошмара, умоляли не делать этого. Притом что Джанни Аньелли демонстративно покинул стадион. А УЕФА вдруг вспомнил о безопасности и решил избежать больших жертв!
Боже, дай нам силы простить им...
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
Збигнев Бонек, нападающий «Ювентуса» (из книги «Из «Ювентуса»)
«29 мая. Среда. Брюссель.
...После завтрака мы поехали автобусом на прогулку по центру Брюсселя. И первые же увиденные английские болельщики вызвали у меня беспокойство. Большинство из них были пьяны, причем все пили в основном пиво. Это трудно объяснить рационально, но я что-то предчувствовал. В центре на каждом шагу нам встречались сидящие и стоящие фаны с острова и пустые бутылки рядом с ними.
Я не собираюсь защищать итальянцев, знаю их хорошо и не раз наблюдал акты вандализма на итальянских стадионах, но они отличаются от англичан хотя бы тем, что не напиваются вусмерть. Я не враг алкоголя, сам могу выпить бокал-другой, но ведь пьяный не думает. А именно так и выглядели англичане уже в полдень среды. На их хамское и провоцирующее поведение власти не реагировали. Пресса и официальные лица предупреждали, что слишком мало полицейских следит за порядком. Хозяева отвечали, что у них наготове достаточное количество сил. К сожалению, они отнеслись к ситуации легкомысленно, а когда спохватились, оказалось уже поздно - катастрофа состоялась.
Из утренних впечатлений самым сильным было такое: группа англичан в масках с физиономией Гитлера . приветствовали всех прохожих фашистским жестом...»
Мишель Платини, нападающий «Ювентуса» (из книги «Жизнь как матч»)
«События, развернувшиеся на буферной трибуне, целиком выявляют легкомыслие организаторов матча. Болельщики «Ливерпуля» спускаются к сетке, разделяющей трибуны «У» и «Z». Они легко преодолевают ее, и вот начинаются первые стычки с нашими болельщиками в верхней части трибуны. «Красные» совершают нападения на «черно-белых». Они пускают в ход древки своих флагов и железные острые пруты, которые выломали из решетки. Они ими колют и дубасят тифози, наиболее решительные из которых отвечают ударами кулаков...
...В это время игроки обеих команд находятся в раздевалках. Здесь не слышен шум стадиона, крики умирающих, хотя трагедия разворачивается над нашими головами. Франческа Морини. один из наших игроков, первый поднимает нас по тревоге. Он, правда, говорит о «потасовках и драках». Затем в раздевалку входит наш врач. Он в ужасе. «Есть раненые. Возможно, даже мертвые». Мы не можем в это поверить. В коридорах царит тревожное оживление, бегут врачи, пожарные, санитары с носилками. Слышатся голоса: «Несчастный случай», «Рухнула стена».
Наконец мы в середине толпы болельщиков, которым удалось спастись с трибуны «Z». Вокруг раненые люди, еще не вышедшие из шокового состояния.
«Отмщение! «Красные» убили женщин, детей! Отмщение!» Болельщики окружают нас, они кричат нам о своей боли. У меня в глазах стоят слезы. И я понимаю, что утешительные слова о спокойствии, выдержке, братстве звучат смешно, когда я вижу, какие страдания испытывают эти люди. Они хотят прорвать хилый полицейский кордон, который отделяет их от «красных», и отомстить за все. Опасаясь, как бы они не последовали примеру английских хулиганов, я пытаюсь спокойно объяснить им, что их действия нам помешают, так как мы должны играть этот матч».
Кении Далглиш, нападающий «Ливерпуля» (из книги «Автобиография»)
«Когда мы прибыли на «Эйзель», не было даже намека на возможные беспорядки... Я слышал, что якобы беспорядки начались с того, что итальянцы стали бросать камнями в нас, игроков. Вот фаны и бросились защищать кумиров. Глупость несусветная! Когда начались беспорядки, мы были в раздевалке. Кто-то сказал, что вроде бы на стадионе проблемы. Я пропустил эти слова мимо ушей, потому что никогда не обращаю внимания на слухи - только факты, только по делу...
Некоторые игроки самовольно шмыгали на поле, но и они не поняли ни черта. Они даже не подозревали, свидетелями каких событий являются. Мой приятель, присутствовавший на трибуне, сказал, что не имел ни малейшего понятия о масштабах трагедии. Он вообще не был в курсе, что случилось страшное, пока не развернул утреннюю газету!
Когда нашего капитана Фила Нила попросили обратиться с речью к болельщикам, я точно знаю, что он не имел ни малейшего представления о том, что случилось. Его попросили успокоить публику, и всё...
Едва обе команды вышли из подтрибунных помещений, как почувствовали - что-то действительно не так. Хотя лично я не заметил той горы кирпичей, где погибли люди. Я видел, что одна из трибун за воротами существенно поредела. Потом мы поняли, что нет ничего удивительного в том, что люди не стали дожидаться футбола, а ушли. Лично я поступил бы точно так же - какой уж тут футбол, когда на твоих глазах погибли люди?!»
ДРУГИЕ ГРОМКИЕ ТРАГЕДИИ
Брэдфорд
11 мая 1985 года на стареньком стадионе «Вэлли Парад», которому на тот момент исполнилось без году сто лет, «Брэдфорд Сити» в матче с «Линкольном» должен был оформить чемпионское звание в третьем дивизионе. На трибунах в ожидании торжественного события собрались 11 076 зрителей, почти вдвое больше, чем обычно приходило на матчи «Брэдфорда» в том сезоне.
В конце первого тайма на главной трибуне были замечены небольшие клубы дыма. Была вызвана пожарная охрана, которая прибыла с опозданием. Спустя какие-то мгновения огонь занялся настолько, что был виден невооруженным глазом. Полиция начала эвакуацию болельщиков, но старые деревянные трибуны, под которыми за многие десятилетия без реконструкции скопились груды мусора, занялись в течение двух минут. Огонь перебросился и на крышу.
Часть болельщиков оказалась отрезанной от футбольного поля. Они попытались покинуть трибуны через выходы, но оказались в западне - выходы были заперты после начала матча! Одну из дверей удалось выломать, что спасло немало жизней. Однако 56 человек погибли в огне или задохнулись в дыму, почти 250 получили сильные ожоги, ещё 200 были госпитализированы.
Москва
20 октября 1982 года на стадионе «Лужники» в матче Кубка УЕФА московский «Спартак» встретился с голландским клубом «Хаарлем».
Это был морозный снежный день, и часть болельщиков, не дожидаясь окончания матча, стала покидать трибуны. К тому же болельщиков запускали только на восточную трибуну, а милиция, опасаясь беспорядков, оставила открытым только один выход со стадиона. Потому многие решили попросту пораньше выбраться со стадиона, чтобы избежать толкотни.
Однако в самом конце игры Сергей Швецов сделал счёт 2:0 в пользу «Спартака», и многие болельщики, привлечённые шумом трибун (чего перлись-то? Повтор посмотреть? А инстинкты...), повернули обратно. Два встречных потока людей столкнулись на скользких ступеньках, после чего началась жуткая давка. «Скорые помощи» появились с диким опозданием...
Точное число погибших неизвестно до сих пор. По горячим следам трагедию замалчивали, а по результатам официального расследования объявили погибшими 66 человек. Однако есть основания предполагать, что на самом деле это число в несколько раз больше. В 1992 году газета «Советский спорт» пыталась вести журналистское расследование, но обнародованное по его итогам количество смертей - 340 - ничем не подтверждено. Равно как и версии о том, что милиция мстила фанатам, закидывавшим ее снежками.
Глазго
Стадион.«Айброкс», который принадлежит футбольному клубу «Рейнджерс», дважды становился местом трагедии.
Первый случай произошёл 5 апреля 1902 года во время матча между сборными Шотландии и Англии. Новая деревянная трибуна не выдержала наплыва болельщиков, к тому же накануне прошёл сильный дождь. В то время деревянные трибуны поддерживались исключительно стальной структурой прогона. В результате сотни болельщиков рухнули вниз с двенадцатиметровой высоты. 25 человек погибло, 517 - покалечилось. После этой трагедии по всей Великобритании конструкцию трибун стали поддерживать за счёт земляных насыпей или железобетона.
2 января 1971 года произошли события, которые предвосхитили трагедию в «Лужниках». На 89-й минуте «Селтик» открыл счёт, и многие болельщики «Рейнджерс» в расстроенных чувствах потянулись к выходам. Однако хозяева успели забить ответный гол в ворота принципиального соперника - уходившие повернули обратно! Погибло 66 человек, среди которых было очень много детей. Причина большинства смертей - асфиксия, то есть удушье в результате сдавливания. Около двухсот человек получило травмы.
Среди зрителей на этом матче был и Алекс Фергюсон, который потом прославится в качестве главного тренера «Абердина» и «МЮ». Он покинул трибуны за несколько минут до начала трагедии.
А. ИВАНОВ, газета «Совершенно секретно»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Руководство харьковской команды присматривается к кандидатуре Виталия Пономарева из «Руха»
Харьковский клуб объявил об уходе Геннадия Синчука
А вот то, что у функционеров УЕФА и полицейских мозгов нет - вот это удивительно. Они же знали, что "у фанатов мозгов нет", но и пальцем не пошевелили.
Сейчас-то у фанатов мозгов больше не стало, но люди что-то не гибнут на стадионах пачками, как в описанных случаях.