Победа Погачара в Канаде, Мерлир – чемпион Европы. Итоги велонедели
Sport.ua подводит итоги недели в шоссейном велоспорте
Гонки недели
11 сентября – чемпионат Европы-2024, гонка с раздельным стартом
Разделка на чемпионате Европы собрала довольно скромный состав участников. В силу разных причин не выступили ни Ремко Эвенпул, ни Воут Ван Арт, ни Филиппо Ганна, ни Джошуа Тарлинг. Тут сказалось, прежде всего, неудачное расположение чемпионата Европы в календаре в этом году. Обычно европейское первенство проводится в середине августа. Здесь же – сразу после Вуэльты, прямо перед чемпионатом мира, да еще и в накладку по времени с канадскими однодневками – Гран-При Монреаля и Гран-При Квебека.
Отсутствие в составе сборной Бельгии Ван Арта и Эвенпула создавало немало головной боли с выбором состава для тренерского штаба бельгийцев. Наиболее логичным вариантом было бы заявить Виктора Кампенартса и Алекса Сегарта, который недавно выиграл разделку на Туре Бенилюкса и в целом находится в отличной форме. Но оба представляют «Lotto Dstny», а Федерация велоспорта Бельгии сама создала для своего тренерского штаба ограничения, согласно которым на разделку на крупный титульный турнир (чемпионаты мира и Европы, а также Олимпиады) нельзя заявлять двух гонщиков одной команды.
Все это привело к тому, что Сегарта отправили на разделку андеров, которую он уверенно выиграл, а у взрослых индивидуальную гонку на время вместе с Кампенартсом поехал мало кому известный Виктор Веркюий из «Flanders Baloise», который в этом году на национальном чемпионате даже не попал в топ-10 – абсурдная ситуация.
И в итоге сборная Бельгии разделку провалила. Веркюий занял 17-е место из 29 участников, но хуже всего то, что и Кампенартс не впечатлил, лишь замкнув топ-6. Как вишенка на торте этого театра абсурда – тот факт, что Сегарт в разделке андеров на той же дистанции показал время на 10 секунд лучше победителя соревнований среди взрослых.
Getty Images/Global Images Ukraine. Эдоардо Аффини
Ну а лучше всего этими ошибками и бюрократическими ограничениями в сборной Бельгии воспользовалась сборная Италии. Даже в отсутствие Ганны «Скуадра Адзурра» забрала золото и бронзу усилиями Эдоардо Аффини и Маттиа Каттанео. Да, тот же Аффини всегда считался очень неплохим темповиком и раздельщиком. Но все же в индивидуальных гонках всегда тяготел к более коротким дистанциям. Казалось, что 31 км для него – это перебор.
Отсутствие ряда топ-фаворитов делало предстартовым претендентом №1 на победу Штефана Кюнга, который только что очень уверенно выиграл разделку на финальном этапе Вуэльты в Мадриде. Однако, как оказалось, от своего реноме «вечно второго» гонщик «Groupama FDJ» избавился очень ненадолго, и на чемпионате Европы снова довольствовался серебром, проиграв Аффини 9 секунд. Одним из топ-фаворитов был и его партнер по сборной Швейцарии Штефан Биссэггер, но он вообще провалился – лишь 12-е место.
Большего ждали и от сборной Дании, но Каспер Асгрен и Миккель Бьерг заняли лишь восьмое и 11-е места соответственно. А в топ-5 попали два представителя Нидерландов – Дан Хооле и Таймен Аренсман. Сборная Великобритании в отсутствие Тарлинга решила на разделку чемпионата Европы не заявляться вообще.
13 сентября – Гран-При Квебека (Канада)
Как уже было сказано выше, параллельно с чемпионатом Европы проходили две канадские однодневки Мирового тура, которые после закрытия Тура Калифорнии стали главными велогонками Северной Америки. Первая из них – Гран-При Квебека – является гораздо более простой по рельефу, и чаще всего завершается спринтом из довольно большой группы.
Но в этом году все могло быть совершенно по-другому, ведь в Канаду приехал Тадей Погачар, для которого канадские гонки были первыми после победного Тур де Франс и, в то же время, важным этапом подготовки к чемпионату мира в Швейцарии. Наличие Погачара в гонке создавало высокую вероятность того, что словенец пойдет в атаку и порвет пелотон.
Отчасти это и случилось. «UAE Emirates» задала очень высокий темп в пелотоне, но Погачар оказался не единственным агрессором в гонке. Первым в атаку примерно за 11 км до финиша пошел Маттео Йоргенсон. Гонщик «Visma Lease a Bike» выглядел очень сильно, но примерно за 3 км до финиша его все же настигли. Случилось это после атаки Жулиана Алафилиппа, на которую смогли ответить только Погачар, а также три гонщика «Lotto Dstny» – Арно Де Ли, Максим Ван Гилс и Йенно Беркмус.
После этого в атаку пошел уже сам словенец, но сбросить он сумел только Алафилиппа и Йоргенсона. Де Ли сидел у него на колесе словно приклеенный, а Ван Гилс и Беркмус переложились, как только атака Погачара закончилась и темп немного упал. Ситуация для «Lotto Dstny», казалось бы, была просто идеальной: их трое против одного гонщика «UAE Emirates», у них в распоряжении более сильный спринтер Де Ли. Можно и пытаться численное большинство разыгрывать поочередными атаками, и просто работать на Де Ли.
«Lotto Dstny» выбрали второй вариант, но он не сработал – пелотон закрыл беглецов на последнем километре дистанции. Не хватило сил уехать от большой группы? Возможно. Но, все же, сложилось впечатление, что Ван Гилс, уже после того, как Беркмус отработал и отстал, включился не на полную мощность. Он несколько раз оглядывался на Погачара, приглашая его выйти на первую позицию и поработать, хотя в ситуации, когда Тадей был в численном меньшинстве, это было бы совсем нелогично. Сложно сказать, сумело ли бы это трио удержаться, если бы Ван Гилс действовал более решительно, но повел он себя точно неправильно.
В итоге победу спринтом из основной группы забрал Майкл Мэттьюз, для которого это уже третий титул победителя Гран-При Квебека – ранее он выигрывал эту гонку в 2018 и 2019 годах. Кроме того, на счету Мэттьюза еще два вторых и два третьих места, что делает его безоговорочно самым титулованным гонщиком в истории Гран-При Квебека.
Getty Images/Global Images Ukraine. Майкл Мэттьюз
Ну а что касается Де Ли, то он, похоже, потратил слишком много сил на то, чтобы закрыть атаку Погачара, и в итоге финишировал лишь 13-м, хотя был одним из главных предстартовых фаворитов на случай массового спринта. Вот так образцовая гонка в исполнении «Lotto Dstny» в одно мгновение превратилась в полны провал.
Что касается Погачара, то у него сил на спринт осталось больше, и он в итоге финишировал седьмым. Так или иначе, для него это худший результат в гонках со времен чемпионата мира 2022 года, если в многодневках брать только общий зачет, не учитывая отдельные этапы. В целом это первое поражение Тадей в какой-либо гонке с конца марта, когда он стал третьим на Милан – Сан Ремо. После этого были победы на Туре Каталонии, Льеж – Бастонь – Льеж, Джиро д’Италия и Тур де Франс. Феноменальная статистика.
Вторым финишировал Биньям Гирмай, а топ-3 неожиданно замкнул Руди Молар. Для 34-летнего француза из «Groupama FDJ» это с запасом лучший результат в карьере на однодневках Мирового тура. Ранее он дважды попадал в топ-10 на Ломбардии (восьмое место в 2022 году и десятое в 2019), а также дважды – в 2017 и 2022 годах – финишировал восьмым на Флэш Валлонь.
15 сентября – чемпионат Европы-2024, групповая гонка, мужчины
Групповая гонка чемпионата Европы-2024 была создана для чистых спринтеров. Такое нечасто бывает в последние годы на чемпионатах мира (в последний раз – еще в 2016 году в Дохе), однако на чемпионатах Европы чистые спринтеры свои шансы получают значительно чаще. Безусловно, 223-километровая гонка между Зольдером и Хассельтом не была лишена сложностей рельефа и покрытия (8 секторов брусчатки, 7 из которых – в подъем), но все они располагались слишком далеко от финиша, чтобы оказать решающее влияние на исход гонки.
На недавнем Туре Бенилюкса собрался весь цвет мирового спринта, и лучшим в этой специализации себя проявил Джонатан Милан. Поэтому именно сборная Италии была наиболее заинтересована в том, чтобы довести дело до массового спринта. И все атаки «Скуадра Адзурра» нейтрализовывала очень эффективно и при этом изобретательно, постоянно засылая в инициативные группы своих представителей, которые висели мертвым грузом и в работу не включались. Особенно полезен в этой работе был Маттео Трентин, который накрывал очень много атак, а в конце еще и поучаствовал в развозе Милана.
Лишь на последних 15 – 20 км дистанции Италия начала действовать с позиции силы, выстроив поезд и добирая всех, кто пытался уехать из пелотона. «Скуадра адзурра» на протяжении всей гонки работала просто образцово-показательно – хоть в учебники заноси. Но последний километр дистанции перечеркнул все старания итальянцев. Симоне Консонни, который был последним разгоняющим Милана, со своей работой справился откровенно плохо. Спринтера «Скуадры адзурры» затерли, и он финишировал лишь 13-м.
Впрочем, вешать всех собак на Консонни тоже не стоит – сам Милан также провалился. Получив не идеальный развоз от своего партнера по команде, Джонатан сам оказался совершенно не готов к жесткой позиционной борьбе, после чего вообще бросил работать. И такое с Миланом происходит далеко не впервые – как только у него что-то идет не поп плану, исправить ситуацию он уже не способен.
Getty Images/Global Images Ukraine. Тим Мерлир
Ну а победу одержал Тим Мерлир, который как раз славится своим бойцовским характером и умением прорываться на удобные позиции самостоятельно, а не зависеть полностью от партнеров по команде. Но в этот раз ему этого делать не пришлось: сборная Бельгии вывела его на очень удобную позицию. И это несмотря на то, что бельгийцам пришлось делить командные ресурсы на работу на сразу двух топ-спринтеров – кроме Мерлира, в составе был еще и Яспер Филипсен, который в итоге финишировал четвертым. И это при том, что в составе сборной Бельгии планировался еще и Воут Ван Арт, который пропускает чемпионат Европы из-за травмы колена. Потрясающий подбор исполнителей!
Отметим, что для сборной Бельгии это первый титул чемпионов Европы в групповой гонке среди взрослых. Напомним, до 2016 года на европейских первенствах медали разыгрывались только в молодежных возрастных категориях.
Вторым стал Олав Коой, которому как раз пришлось на последнем километре дистанции выбираться из глубины – в целом, нидерландец был достоин даже победы. Но, к сожалению, Олав не получил достойного развоза от партнеров по команде. Матье Ван дер Пул потратил очень много сил на ранние атаки, которые в итоге ничего ему не дали.
Самой агрессивной командой в групповой гонке была сборная Дании, которая поочередно атаковала едва ли не всеми гонщиками в составе, включая даже раздельщика Миккела Бьерга. Атаковал в том числе и главная спринтерская ставка команды, Мадс Педерсен. В итоге у чемпиона мира 2019 года не хватило сил на финишный спринт, и он финишировал только шестым, проиграв даже норвежскому ветерану Александеру Кристоффу.
А бронзу сенсационно завоевал Мадис Михкельс. Для 21-летнего эстонца это первый настолько громкий успех на взрослом уровне. Ранее гонщик «Intermarche Wanty» был известен, прежде всего, тем, что вместе с партнером по команде Гербеном Тейссеном вляпался в расистский скандал на китайской гонке Тур Гуанси в конце прошлого года. Тогда они по прибытии в Китай выложили у себя в соцсетях видео, на котором Михкельс изображает жест с узкими глазами, что расценили как оскорбление и проявление расизма.
15 сентября – Гран-При Монреаля (Канада)
По сравнению с Гран-При Квебека вторая канадская однодневка, Гран-При Монреаля, гораздо более сложная по рельефу: 3900 метров суммарного набора высоты на 214 км дистанции при практически полном отсутствии равнины как таковой. А все это значительно повышало шансы увидеть победу Тадея Погачара.
И она состоялась. Команда словенца, «UAE Emirates», довольно рано начала работать в пелотоне, задав очень высокий темп и устроив жесткую селекцию. И Погачар пошел в атаку за 24 км до финиша. Ответить на нее не смог никто, и Тадей практически сразу уехал далеко, выпав из поля зрения соперников. В следующий раз они увидели словенца уже на финише. Второе участие Погачара в Гран-При Монреаля – и вторая победа. Подготовка к чемпионату мира идет по плану, тем более, что маршрут групповой гонки в Швейцарии будет очень похож в плане рельефа, но все же немного тяжелее, что только на руку капитану «UAE Emirates».
Лучшим среди остальных стал Пельо Бильбао. Примерно за 15 км до финиша в результате атаки Жулиана Алафилиппа сформировалась четверка преследователей, в которую также вошли Бильбао, Алекс Аранбуру из «Movistar» и – довольно неожиданно – Барт Леммен из «Visma Lease a Bike». И в одном из подъемов за 10 км до финиша Бильбао очень уверенно уехал от своих попутчиков, сумев под конец даже немного сократить отставание от Погачара, хотя это, скорее, следствие того, что словенец на последних километрах дистанции уже не выкладывался на полную.
Getty Images/Global Images Ukraine. Тадей Погачар
Активен на Гран-При Монреаля был не только Бильбао, но его партнер по «Bahrain Victorious» Матей Мохорич. Он пошел в довольно раннюю сольную атаку, переложился к отрыву дня, но после того, как отрыв настигли, сил на развязку у словенца уже не осталось.
Третье место в спринте из пелотона забрал все тот же Алафилипп, который, несмотря на несколько атак по ходу гонки, сумел сохранить достаточно свежести на финишный рывок. Француз подходит к чемпионату мира в довольно неплохой форме, и в целом постепенно выходит из кризиса в карьере.
После очень сильного выступления на Гран-При Квебека в воскресенье Маттео Йоргенсон выглядел уже гораздо слабее. Тем не менее, американца мы по-прежнему считаем опасной темной лошадкой в преддверии групповой гонки чемпионата мира.
Не впечатлил и победитель Квебека, Майкл Мэттьюз. Безусловно, Гран-При Монреаля более сложная по рельефу гонка и поэтому подходит австралийцу не настолько хорошо. Тем не менее, Гран-При Монреаля он в 2018 году выигрывал, что говорит о том, что даже такой непростой рельеф гонщик «Jayco AlUla» терпеть может. Поэтому, фактором, который похоронил шансы Мэттьюза в воскресенье, был не маршрут, а Тадей Погачар вместе с партнерами по «UAE Emirates», которые устроили очень селективную гонку.
Даже несмотря на всю сложность рельефа, Гран-При Монреаля, наверно, ни разу в своей не очень длинной истории (как и Гран-При Квебека, гонка проводится с 2010 года) не была настолько селективной, как в этом году. Один простой факт: ранее преимущество победителя над вторым местом на этой гонке ни разу не превышало 4 секунд. В этом году – сразу 24, а могло быть и больше.
Отметим провал Альберто Беттиоля, который не потянул темп и сошел с гонки еще более чем за 60 км до финиша. Есть большие сомнения в том, что переход в «Астану», да еще и по ходу сезона, был правильным решением.
Дайджест новостей
– Вуэльта 2025 года будет стартовать в Италии, в регионе Пьемонт. Наиболее вероятное места старта – столица региона, Турин. По информации СМИ, итальянская сторона за право принять старт Вуэльты-2025 заплатит 6 миллионов евро. Так или иначе, старт в Пьемонте – это отличная возможность с первых же дней увидеть штурм легендарных альпийских перевалов.
– Свежеиспеченный 4-кратный чемпион Вуэльты Примож Роглич уже заявил, что в 2025 году на испанскую гонку не приедет. Хотя все мы прекрасно понимаем, что потенциальная сход или неудачный результат на Джиро/Туре – и планы будут пересмотрены. Ну а пока что в планах Роглича – участие в групповой гонке чемпионата мира в Швейцарии, где он будет делить капитанские полномочия с Погачаром. Потрясающий дуэт, в котором оба будут в числе топ-фаворитов гонки.
– Сам Погачар также начал строить планы на следующий сезон. Тадей не исключил, что снова примет участие в Джиро д’Италия. На вопрос относительно участия в Париж – Рубэ он ответил, что это будет «сложно, но не невозможно».
– Планирует выступить на Джиро-2025 и Йонас Вингегор, для которого это может быть дебют на «Корса роза». Ну а мы, вполне возможно, в 2025 году увидим не одну, а сразу две серии противостояния двух лучших многодневщиков современности. Ну а пока что Вингегор во второй раз стал отцом – у него родился сын.
Getty Images/Global Images Ukraine. Ремко Эвенпул
– Несмотря на все уверения Ремко Эвенпула о том, что он остается в «Soudal Quick Step», по информации La Gazzetta dello Sport, переговоры по поводу его трансфера в «Red Bull Bora» идут полным ходом. Австрийско-немецкая команда готова выкупить его контракт и предложить бельгийцу зарплату в 10 миллионов евро.
Теоретически это сделает Эвенпула самым высокооплачиваемым гонщиком мира, но, по слухам, послу Тур де Франс Погачар продлил контракт с «UAE Emirates», и его зарплата выросла с 7 миллионов евро в год до 10 миллионов плюс 2 миллиона бонусов. Официально об этом пока что не было объявлено.
– Казахстанский гонщик второй команды «Астаны» Ильхан Достиев временно отстранен Международным союзом велосипедистов (UCI). В его допинг-пробы за 30 июля текущего года найдены следы ЭПО модификации CERA. Данный вид ЭПО был очень популярен в мировом пелотоне в 2006 – 2008 годах, после чего его научились очень легко ловить. И нужно быть просто сумасшедшим, чтобы продолжать использовать этот препарат в 2024 году. Но, как видим, такие сумасшедшие по-прежнему находятся.
– Два гонщика покидают «Alpecin Deceuninck». Сорен Крог Андерсен перейдет в «Lidl Trek», а прошлогодний чемпион мира среди андеров Аксель Лоранс – в «Ineos Grenadiers».
– Известный трековик Дэн Бигэм окончательно решил завершить спортивную карьеру. Он был назначен главной отдела инжениринга в «Red Bull Bora». Ранее Бигэм сотрудничал с «Ineos Grenadiers», однако новаторские идеи 32-летнего британца не находили поддержки у руководства команды.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Форварда Ливерпуля жестко раскритиковали болельщики после свежей публикации в IG
Гарбинье Мугуруса сыграла свадьбу со своим любимым – Артуром Боржесом