Звезда эпохи
По окончании сезона Паоло Мальдини все же завершил карьеру
Когда мы вспоминаем футбольных долгожителей, сумевших пронести свое незаурядное мастерство сквозь не одно десятилетие, то чуть ли не в первую очередь всплывает имя Паоло Мальдини — целой эпохи в жизни «Милана» и всего итальянского футбола.
Стать не кем иным, как футболистом, ему было написано на роду. Ну а какую стезю еще мог выбрать парень, родившийся в семье легендарного в свое время Чезаре Мальдини, одного из первой плеяды исполнителей, ковавшей славу «россонери».
Неудивительно, что первые несмелые шаги в жизни неординарного паренька связывали с именем именитого папаши. Сначала Мальдини-младшему доставалось из-за славы отца во дворе: «Смотрите, вон пошел сынок того гребаного миланиста». Немало натерпелся Паоло, выступая в командах и сборных, возглавляемых Чезаре. Естественно, нашлись добрые люди, считавшие, что Мальдини-старший делает сыну поблажки. Но самое интересное: будущий великий защитник называл наставника не иначе, как папа. Дескать, какой он мне «мистер»?! Он мой отец, и все тут.
Позднее Паоло признался, что досаждал Мальдини-старшему, болея за «Ювентус» и поклоняясь Роберто Беттеге. Теперь же отпрыск подкалывает старичка на тему, у кого из них больше Кубков чемпионов. Из-за звездного родства Паоло доставалось на орехи и наставникам «россонери». Так, Линдхольм вспоминал, что его неоднократно спрашивали: «Ну зачем ты тулишь в состав этого папенькиного сынка?» На что шведский специалист уверенно отвечал: «Видели бы вы, как он играет, не приставали тогда ко мне с дурацкими претензиями...»
И действительно, Мальдини-младший не собирался почивать на лаврах отца, доказывая собственной игрой и достижениями, что далеко не всегда на детях знаменитостей природа отдыхает. Хотя играть на привычной для нас сегодня позиции Паоло начал не сразу. Поскольку с детства он выделялся высоким ростом, то не было ничего необычного в стремление тренеров сделать из него форварда. Даже более того, изначально он действовал справа — в нападении, а потом и в полузащите. Дебютировал Мальдини также на правом фланге. Это произошло в выездном поединке с «Удинезе» 20 января 1985 года. Нильсу Линдхольму даже пришлось сдвинуть налево Мауро Тассотти. И когда Паоло наконец-то перевели на левый фланг защиты, ему пришлось очень долго вкалывать, дабы чувствовать себя здесь уверенно.
Но зато какие потом пошли результаты. Мальдини научился контролировать чуть ли не всю бровку, и это в неполных шестнадцать. Один из знаменитых тренеров назвал манеру миланской «тройки» «стилем активного флангового защитника и одной из отправных точек современного футбола». Так что некоторые вполне обоснованно считают Паоло одним из родоначальников силовой, скоростной и универсальной манеры игры. Президент «россонери» впоследствии назвал Мальдини защитником от бога!
Ничего странного, что уже в следующем, последебютном сезоне парню удалось закрепиться в основе, и не на год, а фактически на четверть столетия. Хотя с завидной периодичностью к футболисту поступали весьма соблазнительные приглашения. Он мог стать самым дорогим переходом, согласись перебраться в «Манчестер Юнайтед» за 60 млн долларов, но не согласился. И лишь однажды Паоло был близок к расставанию с «Миланом». Устав от обидных слухов (дескать, он любит не только женщин), Мальдини едва не дал добро на предложение Джанлуки Виалли попытать счастья в «Челси», однако не нашел в себе силы покинуть Италию.
Что касается карьеры в сборной, то в 19 лет восходящую звезду уже пригласили в национальную команду, которая стала для него одним из самых больших разочарований. Паоло несколько раз был в каком-то шаге от триумфа и на европейских, и на мировых форумах, но так ничего и не выиграл. В связи с чем нашлись остряки, которые окрестили Мальдини чемпионом мира без серии пенальти и чемпионом Европы без 43-х секунд.
Однако футбол не единственная страсть итальянского капитана. Он долгое время совмещал занятия футболом с работой ди-джея на радио Rete 105, чем занимался вместе со своим другом Ринго. Эта парочка часто крутила музыку и на местной дискотеке Hollywood, которая с конца 80-х считается излюбленным местом всех игроков «россонери». Именно там, в 87-м году, Паоло встретил будущую супругу Адриану, уроженку Венесуэлы. Ради спокойствия жены он даже завязал с музыкой после рождения сына Кристиана.
К тому же, переступая порог дома, он должен сразу же забывать про игру; «Футбол заканчивается с финальным свистком судьи или завершением тренировки». Еще в семье родителей было заведено — дома ни слова о футболе: «Мы занимаемся им слишком много, чтобы говорить об этом в кругу самых близких людей...»
Естественно, имея такой надежный тыл, Мальдини мог спокойно выходить на поле, сосредоточившись только на мяче, и выигрывать трофей за трофеем. Обидно лишь, что после четверти столетия служения Мальдини красно-черным цветам нашлись те, кто готов был его уколоть. Так, по окончании последнего для футболиста домашнего матча против «Ромы» на трибунах «Сан-Сиро» вывесили баннер с надписью: «Есть только один капитан — №6», имея в виду Франко Барези.
Понятное дело, Паоло расстроился, но его тут же поддержали друзья и коллеги. Например, Хосеп Гвардиола посвятил Мальдини победу «Барселоны» в Лиге чемпионов и даже пригласил миланца войти в тренерский штаб каталонского клуба.
Но невзирая на выбрыки некоторых невоспитанных фанов и не комплексуя из-за того, что остались не покорившиеся ему вершины, Мальдини удовлетворен собственной карьерой: «Когда меня спрашивают, хочу ли я, чтобы мои сыновья стали футболистами, отвечаю — это их выбор, не буду на них давить. Но как отец я бы желал, чтобы они в точности повторили мою судьбу. А что? Я не так уж плохо играл, не так уж мало выиграл и заработал! Сожалеть о чем-то и мечтать о большем было бы глупо...»
Елена ПАВЛОВА, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Дитер Лиднер был выдающимся футболистом «Айнтрахта»
Александр подтвердил, что это будет Даниэль Дюбуа
(с большой буквы), а его преданностью клубу можно гордиться!