БЫКОВ: «На наших победах можно воспитывать новое поколение»
Интервью с главным тренером сборной России
На днях гостем «Известий» стал победитель двух последних чемпионатов мира, главный тренер хоккейной сборной России Вячеслав Быков. Во время встречи, длившейся более часа, наставник команды проявил себя открытым, откровенным человеком с отличным чувством юмора. В рамках традиционной рубрики «Спортклуб» Быков рассказал, как в Швейцарии пел вместе с военным хором, объяснил, как сумел создать столь сплоченную сборную, а также расставил все точки над i относительно своего перехода в «Салават Юлаев».
«В Швейцарии пел «Ты ж мене підманула»
-После победы на чемпионате мира вам, наверное, пришлось ответить на огромное количество звонков. Скажите, какой из них оказался самым неожиданным?
-Сложно сказать. Очень приятно было, когда сразу после финала я включил телефон и эсэмэски посыпались одна за одной. «Интересно, — думаю, — когда я успею ответить на все?». Обидно, что оставил в Швейцарии сим-карту от своего второго телефона, так что через «Известия» хочу поблагодарить всех, кому не успел ответить. А если говорить о самых запоминающихся звонках... Перед финалом мы разговаривали с Владимиром Путиным, а уже после победы звонил Дмитрий Медведев. Такое чувство было, что за ним стоит вся армия болельщиков.
-За эти две недели сами успели отпраздновать успех?
-Был со своими друзьями детства на даче в Подмосковье. Мы вообще там часто проводим свободное время. Отдыхаем по-русски: шашлыки, баня, водка... Хотя я не большой любитель «беленькой». Куда больше люблю пиво, особенно после выступлений в Швейцарии. Кстати, именно в этой стране я научился разбираться в хорошем вине. Меня как-то позвали на дегустацию, объяснили в чем ценность некоторых сортов. С тех пор держу дома небольшой винный погребок.
-Наверное, на даче и песни пели?
-Обязательно. Я предпочитаю песни, которые знаю с юности. Но больше всего душу греют «Подмосковные вечера». Я даже как-то пел их в Швейцарии по окончании сезона. Но вам хочу рассказать другую историю — о том, как однажды выступил вместе с хором Советской Армии. Он путешествовал по Европе и как раз заехал в Швейцарию на гастроли. Поставили огромный шатер, собралось море народу...
Где-то в середине вечера приглашают меня на сцену: я ведь тоже имею какое-то отношение к Красной Армии, сколько в свое время за ЦСКА поиграл! Из хора спрашивают: мол, может споешь? «Извините, - отвечаю, — это я ведь в хоккей хорошо играю. А петь — не пою». «Не страшно», — говорят. Оркестр грянул, а я все мелодию не моту разобрать. Мне микрофон в этот момент поднесли, я возьми да и выпали: «Ты ж мене підманула...». Хор тут же подхватил. В итоге публика номер просто на ура приняла.
«Кто назвал Ковальчука infant terrible?»
-Этим летом в Москве пройдет сбор олимпийской команды. Почему решили провести его именно в России?
-Уточню: это никак нельзя назвать сбором. Назовем это просто встречей: на нее приедут энхаэловцы, которым нельзя тренироваться во время отпуска. Так что мы просто поговорим, попьем чаю. Ну, может, немного покатаемся на льду. Самое главное, ребята смогут увидеть друг друга — и те, кто выступает в России, и энхаэловцы. Важно, чтобы все поняли: у нас нет барьеров. Если перед командой стоит единая цель — победа на Олимпиаде, то и игроки должны быть едины.
- Но раньше подобные встречи проходили в Америке.
-Для нас очень важно было провести эту встречу именно в России. Потренироваться-то можно и в Канне, и в Лас-Вегасе. Развесить везде афиши: «Главное событие лета — к нам едет рашн рэд машин». Но нам не нужен лишний ажиотаж. Когда я возвращаюсь в Москву, первым делом иду на Красную площадь. То же самое — и ребята. Это наши корни, наша история и истоки.
-Сейчас выросло новое поколение, которое приезжает в сборную по первому зову. Почему раньше было по-другому?
-А вы задавали этот же вопрос прежним тренерам?
-Да. И те отвечали: мол, игроки оторвались сердцем от Родины.
-Очень просто сказать: «Они не хотят ехать». Но ведь эти ребята — русские! Думаете, они не хотят выигрывать золотые медали и радоваться со всей страной? Когда я начинаю общаться с каким-то человеком, для меня главное — уважать его. Это же еще в христианских законах сказано: уважай ближнего как себя самого. Не должно быть такого: я — начальник, а ты — быдло.
В советские времена как было? Я великий, а ты, извини, подвинься. Я прошел через это: моя мама ходила мыть кабинеты, а я ей таскал воду. Мама всю жизнь проработала в детском саду и до сих пор там трудится прачкой. Чтобы хватало денег на семью, ей приходилось подрабатывать. Так вот, мы сталкивались иногда с неприятными людьми, начальниками. Но неужели человек, кем бы он ни был, не заслуживает уважения к себе как к личности?!
- Проиллюстрируйте на конкретном примере. Как удалось в прошлом году уговорить приехать в cборную Сергея Федорова, который до этого не выступал на чемпионатах мира 20 лет?
-Сначала мы пообщались по телефону, потом лично навестили его в Вашингтоне. Он задавал нам очень много конкретных вопросов: как мы с моим помощником Игорем Захаркиным работаем, что делаем. На все были получены четкие ответы. Но главное — та обстановка, в которой проходила беседа. Ведь минут за десять до этого Серегу чуть не довел до белого каления один спортивный журналист, постоянно подначивавший его насчет сборной. Но мы сумели расположить его к себе, вернуть в нормальное состояние. В конце разговора мы просто встали и обнялись, и все стало ясно.
-Очень просто получается...
-Просто! В жизни очень просто уважать человека, какой он есть. Не за то, что он что-то сделал, а просто как человека. Откровенно говоря, на закате карьеры, в 39 лет приехать в сборную — это колоссальный риск. Не дай Бог, получишь травму — и все, можешь не восстановиться. На того же Илью Ковальчука повесили ярлык неуправляемого, эгоистичного игрока. И ведь когда я впервые пригласил его на чемпионат мира в Москву, позвонил ему не сразу. Состав был собран почти наполовину. Будь он такой infant terrible, как его рисовали, он вполне мог сказать: «А что это вы мне позже других звоните? Я же такой великий». Но я сразу услышал в его голосе желание играть за сборную. Когда мы встретились, я вообще не понял, почему к нему было такое отношение.
- А каково это говорить хоккеисту: «Извини, но ты не проходишь в состав сборной»?\
-Это очень трудно, сложнейшая миссия. Но о таких вещах всегда надо говорить напрямую. Помню, лишь один раз было крайне тяжело объяснять игроку, что он не попал в «обойму». Видно было, что он не совсем согласен с этим решением. Но ребята — профессионалы, они прекрасно понимают, что сборная не резиновая.
«Монреаль» рассматривал меня в качестве кандидата»
-Как во время матча вам удается сдерживать эмоции, не показывать то, что творится на душе?
- Еще игроком, я старался ставить себя на место тренера, хотел понять их реакцию. Ведь любой всплеск эмоций может сыграть как положительную, так и негативную роль. Тренерская работа — это большая трата нервов. Но я стараюсь быть спокойным.
-Недавно Игорь Захаркин рассказал, что вас звали работать в «Монреаль». Это правда?
-Не совсем так. Во время чемпионата мира мне несколько раз звонили журналисты с радиостанций Монреаля. Они очень интересуются, что происходит в нашей сборной, в нашем хоккее. Чего, например, хочет добиться КХЛ. Так вот, они сами рассказали нам, что мы с Игорем находимся в списке кандидатов на пост тренера «Монреаля». Признаться, было очень приятно.
-Два чемпионских титула в качестве тренера и пять — в качестве игрока можно сравнивать?
-Во всех случаях это радость и положительные эмоции. Когда был игроком, приезжал домой и гулял всю неделю. Меня встречали, накрывали стол, приходило много друзей — и мы веселились дни напролет. У тренера все эти празднования очень сжаты. Сирена, радость победы, потом - празднование в раздевалке. По возвращении вечер дома с родными, встреча с друзьями и все. Потом опустошение наступает.
-Кто, как вам кажется, по настоящему раскрылся на этом чемпионате мира?
-Сашка Радулов отлично себя показал. Не случайно же его майку подарили Президенту на чествовании в Кремле. Но я сторонник того, что нужно отмечать всю команду. В ней, конечно, некоторые могут проявиться более ярко, чем остальные. Например, когда оставалось семь секунд до конца финального матча, все ребята встали на скамейке и обнялись, предвкушая победу. Тут подъехал Ковальчук, увидел это, да как рявкнет: «Вы что, праздновать уже собрались?! Ну-ка все по местам, как сидели!». Ребят как ветром смахнуло: не дай бог сглазить! (Смеется.)
Все ребята по максимуму отрабатывали через боль, через травмы. Некоторые просто проявили спортивный героизм. Видишь, что у парня повреждение, руки в синяках, а он рвется на площадку. Знаете, у нас не стало пионерии, комсомола, но вот эти хоккеисты показывают молодежи пример, на котором нужно учиться.
«Гегемония «Салавату» не грозит»
-Вы упомянули встречу с президентом. На ней не вспоминали прошлогоднюю историю, когда Овечкин пришел в шлепанцах?
-Мы ведь тогда сразу с самолета в Кремль поехали. Ребята не успели переодеться, я и сам был в джинсах. Подхожу потом к президенту и говорю: вы уж извините нас, что мы так пришли. Он отреагировал тут же - надо было, говорит, мне тоже шлепанцы надеть, чтобы соответствовать.
-Сейчас ходит много разговоров о вашем назначении в «Салават Юлаев». Как, мол, в преддверии Олимпиады будете разрываться на два фронта?
-Да так же, как и раньше. Три года я работал и в ЦСКА, и в сборной, и никаких проблем не было. А что Уфа — это уже не Россия, что ли? Я читал интервью с Борисом Майоровым, который заявил: мол, в Москве я в любой момент мог зайти в Федерацию хоккея. Знаете, сколько раз за время работы в сборной я там был? Три раза — отчитывался.
-В чемпионате СССР царил ЦСКА. Сейчас у многих болельщиков есть опасение, что и «Салават» туда же метит, скупая всех звезд. Не получится ли так, что остальные команды будут бороться только за второе место?
-Нет, такого не будет: Я не сторонник, чтобы подобно Тихонову собирать лучших игроков со всей страны. Посмотрите, тот же чемпион мира Терещенко ушел из «Салавата» в «Ак Барс», «Динамо» вытащило к себе Зиновьева — они же тоже хотят выиграть чемпионат, а без сильных игроков этого сделать невозможно. А нам кого еще собирать? Морозова с Зариповым? Но вы думаете, татары их нам отдадут?
-И все же переход в «Салават» обусловлен финансовыми условиями или уровнем клуба?
- И то, и другое. За четыре года работы в ЦСКА мы подтянули клуб к элитным командам, но войти в эту когорту не смогли. И с теми условиями, что были, мы вряд ли сумели бы в ближайшее время достичь этой цели. Знаете, как обидно постоянно занимать высокие места в регулярном чемпионате, а потом с треском уступать в плей-офф!
газета «Известия в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Андрей не сыграет в матче Лиги чемпионов против «Ливерпуля»
Кэпиталз легко разобрались с Крижинкой
Думаю участия укр клуба в КХЛ решило бы проблему с натурализацией... Но этот путь в никуда, натурализация россиян не решит всех проблем, а скорее замаскирует их! Нужно все таки еще и своих растить, а тут уже гос-во должно решить - нужен ли хоккей стране или нет! Т.е. необходимо разумно сочетать натурализацию + своя перспективнейшая молодежь, ну и конечно должна основа быть - некий костяк сборной, вокруг которой можно было бы строить команду. И тогда думаю результат придет