ХРЯПА: «Возвращение в ЦСКА стало подарком судьбы»
Интервью с баскетболистом московского ЦСКА и сборной России
В «Финале четырех» баскетбольной Евролиги, прошедшем в Берлине, одним из самых заметных игроков московского ЦСКА стал 27-летний форвард Виктор Хряпа. И хотя армейцам завоевать главный приз не удалось, красивая и результативная игра нападающего заслужила изрядную долю аплодисментов болельщиков. В разговоре с корреспондентом «Известий» Борисом Титовым Хряпа поделился мыслями об удаче в спорте, о своей несостоявшейся карьере в НБА и о возможных планах на будущее.
-Так получилось, что в решающих играх Евролиги в разные игровые отрезки кто-то из армейцев брал в свои руки инициативу. Это специально отрабатывалось или команда умеет импровизировать и действовать по ситуации?
-Думаю, подобной тактики специально переключать игру с одного баскетболиста на другого — нет ни у одного тренера не только в Европе, но и в мире. В нашем случае инициатива, переходившая от одного игрока к другому, является результатом слаженных командных действий и хорошей взаимозаменяемости. В полуфинальном матче с «Барселоной» это принесло успех, да и в финале с «Панатинаикосом» едва не закончилось нашей победой. К сожалению, не всегда удача была на стороне нашей команды, но за игру в Берлине нам не стыдно.
-Нынешнего наставника ЦСКА Этторе Мессину называют кудесником, способным творить настоящие чудеса. А с каким тренером за свою карьеру вам работалось легче и интереснее всего?
-Они разные, у каждого собственная философия построения команды, свой подход к игрокам, уровень требований. Это касается и Владимира Родионова, пригласившего меня в основной состав «Автодора», и Этторе Мессины, и главного тренера сборной России Дэвида Блатта... От каждого я старался и стараюсь взять ценное.
-Но все-таки, наверное, есть самый-самый?
-Так уж и быть, раскрою свой секрет (улыбается). Пожалуй, более всего я благодарен за науку своему саратовскому тренеру Алексею Агееву. Именно он обучил меня азам игры, без которых я не состоялся бы сегодня как баскетболист.
-Годы, проведенные в «Автодоре», вспоминаете с теплотой?
- Ну а как же иначе можно относиться к саратовской юности и моей первой команде мастеров? Это же было начало карьеры! Между прочим, Портленд, в котором я играл два из трех сезонов в НБА, чем-то отдаленно напоминал мне Саратов. Тоже провинциальный город, зеленый и тихий. Да еще и русского населения там несколько десятков тысяч. Мне иногда казалось, что я из России-то никуда не уезжал.
-Вы довольны тем, что год назад вернулись домой из США? Не жалеете об упущенных за океаном возможностях?
-Надо реально смотреть на вещи. В клубе «Чикаго Буллз», куда меня обменяли из «Портленда», половину сезона пришлось протирать штаны на скамейке запасных. По непонятным причинам тренер давал ничтожно мало игрового времени, и ничто не говорило в пользу того, что положение может измениться. Поэтому прошлогоднее возвращение в ЦСКА было настоящим подарком судьбы. Причем я сам инициировал переговоры с армейским руководством. Но не исключаю, что когда-нибудь и вернусь в Америку.
- На ваш взгляд, европейский баскетбол сильно отличается от американского?
-Мне кажется, что отличие европейского баскетбола от НБА в том, что за океаном игра скорее превращена в шоу для зрителей, а в Старом Свете большее значение придается результату. Например, в разгар сезона ЦСКА каждую неделю играет по матчу в Евролиге и национальном чемпионате. И в каждой встрече мы стремимся взять верх независимо от того, финал это Еврокубка или проходная игра. Ведь любое поражение может оказать решающее значение на итоговое место в турнире. А в Северной Америке сезон длинный, всегда есть возможность исправить ошибку.
- Не мечтаете о том, чтобы в нынешнем составе ЦСКА играл ваш закадычный друг Сергей Моня?
- Безусловно, с Серегой мне было бы играть комфортно. Мы же с юности понимали друг друга буквально с полуслова. Рядом с друзьями вообще всегда хорошо, а если они при этом классные игроки, выгода получается двойная. Однако Сергей выступает в «Динамо», а формирование состава зависит не от меня, а от руководства клуба.
-Какой из коллективов, в которых вам довелось выступать, вы могли бы назвать «командой мечты»?
-Думаю, под это определение подходят и сборная России, выигравшая чемпионат Европы-2007, и нынешний ЦСКА, в седьмой раз подряд пробившийся в «Финал четырех» Евролиги. А вот сделать выбор в пользу какой-то одной из этих двух команд практически невозможно. Они совершенно разные — клубная и национальная дружины.
-Не обидно, что не смогли помочь сборной достойно выступить на Олимпиаде в Пекине?
-Да, я мечтал об этом! Увы, обстоятельства порой бывают сильнее нас. Во время подготовки к Играм из-за травмы ноги я провел больше времени на больничном, чем на сборах. Но жизнь продолжается. Ногу удалось неплохо подлечить — тьфу-тьфу-тьфу. Теперь не теряю надежды сыграть на Олимпиаде-2012 в Лондоне.
-Семья за вас болеет?
-Жена Катя приезжала поддержать меня в Берлин, дети оставались в Москве. Они еще совсем маленькие. Дочке Маше недавно «стукнул» годик, сынишке Володе — три с половиной.
-Сын уже интересуется баскетболом?
-Пока любопытство к игре поверхностное. Мячик в руки берет, папу по телевизору начал узнавать. Навязывать баскетбольные занятия я ему не собираюсь, кольцо в квартире тоже пока не установил. Впрочем, если в более старшем возрасте у Вовы появится осознанный интерес к спорту, я сделаю все от меня зависящее, чтобы он прошел этот путь с наименьшими потерями.
Борис ТИТОВ, газета «Известия в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Александр отметил Мозеса Итауму
Аргентинский специалист настаивает на подписании Неймара