По дороге в Кадыкей
Стамбул во второй раз примет финал континентального клубного турнира
Кадыкей — старейший район Стамбула. Первые следы поселений здесь датированы 659-м годом до нашей эры, когда, как утверждают историки, высадившиеся на азиатском берегу Босфора дорийцы из Мегары основали древнегреческую колонию Халкедон. А уже в 667-м году на этом месте был заложен Византий — впоследствии столица Византийской империи, будущий Константинополь (назван так по желанию и в честь римского императора Константина 1-го Великого) и собственно нынешний Стамбул.
Там, где проживает прокурор
До 1453 года Константинополь был центром Восточно-Римской империи и одним из крупнейших городов мира того времени (в начале прошлого тысячелетия его население превышало 630 тысяч жителей). Но потом пришли османы и сельджуки (говорят, их предками были туркмены), и почти на пять веков над Стамбулом нависла диктатура правителей Порты, длившаяся до 1918 года (был период, когда под каблуком Османской империи находилась вся южная часть современной Украины). А в 1923-м была образована Турецкая республика, и столица страны перебазировалась в Анкару.
Трудно сказать, в какой именно из периодов богатейшей истории Кадыкей стал Кадыкеем, но предание гласит, что свое название один из 27-ми административных округов города (9 из них расположены в меньшей, азиатской, части Стамбула) получил в честь прокурора города, которому был дарован в пользование и чьим именем назван.
Ну а уже в 1907 году в одном из кварталов Кадыкея с поэтическим названием Фенербахче (в буквальном переводе — сад у маяка) группа студентов расположенного неподалеку французского колледжа во главе с 21-летним Зией Сонполеном основала одноименный клуб, ставший затем самым популярным в стране и одним из трех китов турецкого футбола.
В 1933 году боссы «Фенербахче» выкупили принадлежавший «Иттихатспору» стадион «Папзын Чайыры», который вмещал почти 25 тысяч зрителей и который с тех пор стал домашней ареной клуба. В 1999 году стадион был реконструирован и переименован в честь Шюкрю Сараджоглу — одного из самых влиятельных президентов в истории «Фенербахче» (руководил клубом в 1934—1959 годах), шестого премьер-министра Турции (1942—1946), видного политического деятеля, в разные годы возглавлявшего министерства иностранных дел, юстиции и финансов страны.
Весной 2006 года «Шюкрю Сараджоглу» после очередной модернизации приобрел современный вид и вместимость — 50509 зрителей. А 4 октября после ряда инспекций Европейского футбольного союза был выбран местом финала 51-го (с учетом Кубка ярмарок) и последнего розыгрыша Кубка УЕФА, на смену которому с нового аезона, как известно, придет Лига Европы. Именно здесь на арене древнего Кадыкея завтра в решающей схватке турнира сойдутся донецкий «Шахтер» и бременский «Вердер».
Едва не вошел в историю
Номинальным хозяином поля согласно жеребьевке будет клуб Рината Ахметова (горняки выступят в своей основной черно-оранжевой форме). Наверняка на стороне наших земляков будет и местная торсида, на поддержку которой не без оснований уповает наставник донетчан Мирча Луческу. И неспроста — румын в течении четырех лет работал в Стамбуле, снискав репутацию успешного специалиста.
Едва сменив в «Галатасарае» ушедшего в сборную Терима, Мирча в 2000 году завладел Суперкубком УЕФА и был признан лучшим тренером сезона. Год спустя он привел клуб к золотым медалям, а потом неожиданно оказался в «Бешикташе», с которым также завоевал чемпионский титул. Луческу был близок к успеху и в сезоне-2003/04 — после первого круга «Черные орлы» шли впереди с отрывом в 8 очков от «Фенербахче», но вторую половину дистанции провалили — 8 поражений, причем четыре подряд на самом финише.
Мирча Михайлович тогда причину неудач углядел в происках конкурентов и 18 мая оказался в Донецке. Говорят, президент «Шахтера» сделал ему такое предложение, от которого Луческу не смог отказаться. На все про все ушло полчаса. В 11 утра он отправил в офис «Бешикташа» факс с просьбой об отставке, а уже через 30 минут подписал контракт с донетчанами.
Формально продленный затем контракт заканчивался в эти дни. Но об уходе Луческу стали активно судачить еще осенью прошлого года. Периодически, правда, такие разговоры велись и раньше, но тогда они не имели под собой почвы. А тут явный провал клуба на старте сезона, бледная игра, отсутствие идей и мотивации. Сватали Мирчу домой в Румынию, еще куда-то там, но чаще всего звучали названия футбольных грандов из Стамбула.
В начале заговорил хозяин «Бешикташа» Йилдырим Демирорен, который на заседании совета клуба вроде бы даже объявил о возвращении Луческу в стан «Черных орлов». Затем о своем интересе к румыну объявили в «Галатасарае», где были недовольны немцем Скиббе. Но больше всего заинтриговала возможность сотрудничества Мирчи с «Фенербахче». Местная пресса сообщала о приезде Луческу в Стамбул на переговоры и даже цитировала его: «Если я возглавлю «Фенербахче» и выиграю с ним чемпионат Турции после «Галатасарая» и «Бешикташа», то навсегда войду в историю».
Единственной помехой для Луческу тогда стало упорство испанца Арагонеса, который отказался добровольно покидать тренерскую скамью «Фенербахче». А «Шахтер» тем временем начал поправлять дела — из глубины турнирной таблицы подобрался к ставшей привычной для себя «зоне Лиги чемпионов», успешно преодолел первые весенние раунды розыгрыша Кубка УЕФА. После того, как за спиной оказался «Марсель», Ринат Ахметов предложил Луческу еще на два года продлить отношения с «Шахтером». Тот согласился.
Добро пожаловать в ад!
Фактически с первого же сезона своей работы в Донецке Луческу при первом удобном случае возит своих подопечных на товарищеские матчи в Стамбул. Так что игроки — и более опытные, и относительно недавно подобравшиеся к основному составу хорошо себе представляют атмосферу, царящую на местных аренах. Конечно, официальный поединок не идет ни в какое сравнение со спаррингом, но в любом случае симпатии экспансивных турецких болельщиков, которых, исходя из квоты, предоставленной финалистам (по 11 с половиной тысяч билетов), будет большинство на «Шюкрю Сараджоглу», несомненно, окажутся на стороне горняков.
Кстати, четыре трибуны клубного стадиона «Фенербахче» (Телсим, Мигрос, Маратон и Фенериум) буквально нависают над футбольным полем, делая арену поистине уникальной с точки зрения близости болельщиков к участникам матча. «Добро пожаловать в ад!» — это выражение если и родилось не здесь, то подходит к «Шюкрю» в наибольшей степени. Только бы обошлось без экстрима. Ведь драки и поножовщина — привычное для турецких арен дело.
Вообще Стамбул во второй раз принимает финал континентального турнира. В 2005 году на Олимпийском стадионе Ататюрка (эта арена была введена в эксплуатацию в качестве главного сооружения Олимпиады-2008, на которую претендовал Стамбул, но уступил право ее проведения Пекину) в решающем и полном драматизма поединке Лиги чемпионов встретились «Ливерпуль» и «Милан». Англичане тогда уступали — 0:3, но после перерыва отыграли три мяча, а в серии пенальти и вовсе склонили чашу весов в свою пользу.
Игорь ОЛЕЙНИК, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Илья может стать игроком ПСЖ
Бен Дэвисон ждал триумфа Фьюри