СОРОКА: «Мой сын хочет со мной бороться»
Украинский дзюдоист связывает свои успехи со сменой веса
Блистательной победой в весовой категории до 73 кг завершил чемпионат Европы по дзюдо 26-летний киевлянин Владимир Сорока. Всех своих соперников он победил досрочно. Финальная схватка с голландцем Дексом Элмонтом длилась всего 47 секунд! В чем секрет столь впечатляющего успеха, новый чемпион рассказал корреспонденту Ивану Вербицкому («СПОРТглавред»).
Как победить, подсказал друг
-Все свои схватки вы завершили всухую, лишь венгр Унгвари сумел «размочить» счет. Неужели соперники оказались для вас не самыми сильными?
-Только не подумайте, что победы давались мне очень легко. Все соперники были непростыми. К каждой схватке готовился индивидуально. Наверное, эта концентрация помогла найти бреши в их защите и проводить победные броски. Кстати, и Унгвари заработал «юко» не сам, а «благодаря» моей пассивности. Я не смог провести бросок, и судьи меня оштрафовали. Хотя та схватка против Унгвари сложилась, безусловно, непросто. Соперник он неуступчивый, мне пришлось хорошо постараться, чтобы сломить его сопротивление.
-Полуфинальный поединок был для вас самым сложным на турнире?
-Отметил бы стартовый бой с болгарином Георгием Георгиевым. Это очень крепкий соперник. Раньше с ним я не встречался, зато мой друг Гена Билодид, перешедший в категорию до 81 кг, боролся с Георгиевым дважды. И дважды выигрывал. Накануне мы с Билодидом созванивались, он давал мне советы, как нужно бороться. По словам Гены, мне нужно было идти вперед и бросать. С этой, если можно так выразиться, установкой я справился, хотя помимо силы соперника сказывалось еще и психологическое давление. Все-таки эта схватка была для меня первой на чемпионате Европы.
- Наверняка, во время подготовки к первенству континента вы, в первую очередь, настраивались на других оппонентов.
-Конечно. Рассчитывал встретиться с испанцем Киоши Уемацу, которому в феврале уступил в полуфинале этапа Кубка мира в Будапеште. По сути, это единственный из моих европейских соперников, которого толком еще не удавалось бросить. Киоши уже был чемпионом Европы, он сильный, неуступчивый борец. Но на сей раз в Тбилиси он не приехал. Вместо него боролся другой, менее мастеровитый испанец. Также готовил себя к встрече с грузином Зазой Каделашвили, которого одолел в финале этапа Кубка мира в Тбилиси. Очевидно, что после того поражения Заза настроился бы на схватку со мной по-особому. Но, насколько мне известно, Каделашвили готовился выступать в категории до 66 кг, где он становился чемпионом Европы уже трижды. Впрочем, в последний момент грузин снялся с чемпионата. Так или иначе, Грузия в моем весе все равно имела сильного борца — Тенгиза Папошвили. Его я тоже победил в январе. На сей раз, правда, турнирная сетка развела нас — мы могли встретиться только в финале. Но Тенгиз в стартовом поединке проиграл Элмонту.
Проигрывал из-за судейских замечаний
-Новый олимпийский цикл вы начали очень резво - три пьедестала на четырех соревнованиях.
-И всего два поражения. Кроме Уемацу, которому уступил в Будапеште, в марте на этапе Кубка мира в Варшаве я проиграл японцу Синдзи Канаоке. Но ни первая, ни вторая неудача не стали следствием моих грубых ошибок и не отображали истинного превосходства соперников. Оба раза уступил после судейских замечаний, после того, как не сумел вытянуть оппонентов на бросок. При этом не могу сказать, что вердикт рефери был однозначным. Но это уже другой вопрос. Пока старт нового олимпийского цикла меня обнадеживает. Чувствую, что способен продержаться на этом уровне до Олимпиады в Лондоне.
-Возможно, вам стоило перейти в более тяжелый вес еще в 2006 году, чтобы претендовать на место в олимпийской команде-2008 (до этого года Сорока боролся в категории до 66 кг.— «Известия в Украине»)!
-Действительно, раньше мне приходилось сгонять около семи килограмм. Наверно, не было смысла так себя мучить. Но раз начал предыдущее четырехлетие в категории до 66 кг, то хотелось завершить его участием в Олимпиаде. Не получилось. Все-таки сгонка веса, постоянные ограничения в еде и даже воде не могли не сказаться на физическом состоянии. Порой чувствовал себя просто обессиленным. Да еще травмы преследовали — то трещина ребра, то выбитый палец.
Ко всему прочему не спешил переходить в категорию до 73 кг еще и потому, что там выступал мой добрый друг Гена Билодид. Мы с ним тренируемся в одном зале, нередко вместе работаем в спаррингах. Мне не хотелось, чтобы мы стали конкурентами за место в сборной. Да и, признаться, на тот момент мне было сложно противостоять Билодиду. Он опытнее меня. До уровня Гены мне еще расти.
-Теперь ситуация изменилась?
- Да, когда Геннадий «потяжелел», я со спокойной душой занял его место. Теперь могу хорошо питаться и не беспокоиться, что опять придется сесть на диету. Ведь мой нормальный вес составляет 72—73 кг, то есть именно столько, сколько нужно для выступлений в новой категории. Сейчас я даже набрал 75 кг. Это чтобы быть мощнее, увеличить мышечную массу. Два килограмма согнать намного проще, чем семь. Как следствие, в моей борьбе появилась легкость. Свои победы в 2009 году напрямую связываю именно с тем, что поменял весовую категорию.
Врачи сделали для меня чудо
- Вы могли поехать на Олимпиаду в Афины. Что помешало?
-Сидел на лавочке возле дома и почувствовал боль в спине. Рентген показал межпозвоночную грыжу. Был шокирован, ведь с такой болячкой жить трудно, не то что о спорте думать. Конечно, в этот период возникали разные мысли. Признаться, не сильно верил в возвращение на ковер. Но поддержала жена Нина, тренеры, я понимал, что нужно бороться за себя для новорожденного сына. В итоге вылечился, причем обошлось без операции. Мне все говорили, что без хирургического вмешательства не обойтись, но судьба свела с прекрасным врачом из Днепропетровска Александром Носенко. У него прошел курс массажей, систему уколов, капельницы. Одним словом, врачи сделали чудо, за что им буду благодарен всю жизнь.
-Возвращение на татами не сдерживалось психологическим фактором — боязнью, что спина заболит опять?
-В тренировочный процесс я втягивался постепенно, начинал с легких упражнений и постепенно повышал нагрузки. Пришлось почти заново ставить технику. Конечно, некоторое волнение присутствовало. Впрочем, в этом нет ничего странного. Даже после более легких повреждений во время первых после восстановления стартов поневоле бережешь себя. Так было и после того, как получил травму колена на этапе Кубка мира в Тбилиси в январе этого года.
-Каковы ваши дальнейшие планы?
-Отдохну и начну подготовку к чемпионату мира, который состоится в августе. Хотя главной, конечно, остается мечта об Олимпийских играх. Сейчас рядом со мной сидит сынишка Тимур, ради которого собственно и хочу поехать в Лондон. Тимур в свои два года и десять месяцев уже сам не прочь побороться с папой. Нередко беру его с собой на тренировки, ему там интересно. К слову, имя первенцу мы подобрали почти случайно и тоже благодаря спорту. Когда сын только родился, мы с Ниной, как большинство родителей, ломали голову, как назвать ребенка. До тех пор пока меня не поздравил с рождением сына друг, борец-классик Тимур Байрамов. В тот момент я сразу сказал: «Вот! Сын будет Тимуром!»
газета «Известия в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Обозреватель Sport.ua Лев Кравцив – о том, чего ожидать от Усика и Фьюри во втором поединке
Александр одел футболку с запрещенной в Саудовской Аравии надписью