Можно ли в Украине сделать спорт бизнесом?
29 апреля французский фунционер Клод Атше делился своими знаниями по этой теме с одесскими коллегами
В нашей стране, да и в целом на постсоветском пространстве, спортивный клуб зачастую воспринимается как дорогая игрушка богатых дяденек. Они вкладывают в свое детище миллионы, честно признаваясь, что не ждут какой-либо материальной отдачи. Называть это можно как угодно - меценатством, расточительством, но никак уж не бизнесом. Мы уже привыкли к мысли, что спорт в наших реалиях не способен быть хотя бы самоокупаемым, не говоря уже об извлечении финансовой выгоды. Хотя весь мир каждый день доказывает нам обратное. Так в чем же проблема? В ущербном ли менталитете или неправильном подходе к организации дела?
Президент регбийного клуба «Марсель Витроль» Клод Атше приехал в Одессу не для того, чтобы совместно со своими коллегами искать ответ на эти вопросы. Он в рамках семинара «Спорт как бизнес» лишь поделился своим опытом, а уж местным функционерам решать, как он применим в украинской действительности. А господину Атше было что рассказать, поскольку, помимо руководства клубом, он был директором последнего Кубка мира по регби, проходившего в 2007 году во Франции. Этот турнир уже признан самым успешным в истории мировых первенств по всем показателям - зрительской аудитории на стадионах и у телеэкранов, а также финансовой отдаче для организаторов (во многом поэтому Атше возглавил японский оргкомитет чемпионата мира по регби-2015, который на 99 процентов пройдет в Стране восходящего солнца). Во время выступления Атше привел несколько цифр, которые прекрасно подтверждают как популярность регби в мире, так и успешность самого чемпионата.
За время мирового форума на стадионах Франции и Уэльса (один матч 1/4 финала Франция - Новая Зеландия был проведен в Кардиффе на «Миллениуме») побывало более 2 млн. человек, в то же время на больших экранах французских городов за регбийными баталиями наблюдали 30 млн. человек, а телеаудитория составила более 4 млрд. зрителей из 238 стран. То есть по масштабам событие вполне сопоставимо с чемпионатами мира и Европы по футболу, а также Олимпийскими играми. Причем по вышеперечисленным показателям, судя по информации Атше, Олимпиада осталась позади регбийного Кубка мира.
Прибыль организаторов первенства планеты также впечатляет. Она составила более 1 млрд. евро. Причем, говоря о первоначальных расходах, Атше заметил, что государство участвовало чисто символически, потратив всего 15 млн. евро. Остальные деньги, а это около 1 млрд. евро, вложили инвесторы, которым и досталась львиная доля прибыли. Но в том-то и дело, что государство обделено не было, получив в десять раз больше вложенных средств в качестве налогов и прочих сборов. Нужно ли говорить, что и представители среднего и мелкого бизнеса остались довольны месячным «безумием», ведь Францию за это время посетили 350 тыс. туристов, оставивших свои кровно заработанные средства в карманах предприимчивых французов.
Подытоживая первую часть своего выступления, Атше заметил, что этот опыт может оказаться вполне полезен как для организации локальных спортивных мероприятий, так и столь масштабного события, как Евро-2012 по футболу. Из зала тут же последовал логичный, в общем-то, вопрос, что в Украине, в отличие от Франции, практически не готова ифраструктурная сеть, и вряд ли затраты на ее развитие можно окупить в течение одного месяца чемпионата. Господин Атше сказал, что этого не нужно бояться, поскольку строительство дорог, гостиниц, аэропортов - это долгосрочное вложение капитала, и прибыль от их функционирования можно извлекать и после завершения турнира. Франция тоже шла по этому пути. Более того, если она получит право на проведение чемпионата Европы по футболу-2016, то только на модернизацию стадионов нужно будет потратить 500 млн. евро. Но никто этого не боится, поскольку в его стране прекрасно понимают, что эти затраты обязательно окупятся.
Но в зале выступление Атше особого энтузиазма не вызвало. Чувствовалось какое-то неверие в европейские рецепты. Столь же скептически был воспринят и спич Клода Атше о развитии регбийного клуба «Марсель Витроль», молодому (существует всего 3 года), но амбициозному (до 2013 года планирует выйти в Лигу Топ-14) клубу, выступающему в одной из низжих дивизионов Франции. Тем не менее, годовой бюджет в 2 млн. евро вызвал нервное подергивание и белую зависть.
Атше пояснил, что эта сумма - не благодетельство одного генерального инвестора. Вокруг клуба удалось сплотить 5-6 равноценных спонсоров, которые выделяют в среднем от 200 до 250 тыс. евро. За ними стоят около 100 мелких спонсоров, приносящих в клуб по 2,5 тыс. евро в год. Такая большая команда, материально подпитывающая клуб, во-первых, обеспечивает прозрачность расходования средств. Во-вторых, временные финансовые проблемы какого-либо из спонсоров фактически не отразятся на положении дел в клубе, поскольку другие концессионеры в любой момент готовы подставить плечо и компенсировать недостачу. Такая схема обеспечивает стабильное функционирование структуры. Не стоит забывать и о продаже телевизионных прав, а также доходах от реализации билетов. И это в неэлитном дивизионе.
А что же получают спонсоры взамен? Во-первых, рекламу, которая во Франции является не меньшим двигателем торговли, чем у нас. Во-вторых, уважение горожан, что тоже немало. В-третьих, налоговые льготы, поскольку государство считает вложение средств в спорт как инвестицию в здоровье нации. При этих словах украинские бизнесмены, присутствовавшие на семинаре, лишь грустно вздохнули. Ведь в нашем государстве развитие спорта, как профессионального, так и массового, благим деянием, позволяющим уменьшить фискальную нагрузку, не считается.
Ответил Клод Атше и на вопрос о зарплатах игроков, чего не позволяет себе ни один руководитель украинского клуба в любом виде спорта, прикрываясь магической фразой «коммерческая тайна». Французам утаивать нечего, потому что им зачастую неведом термин «черный нал». Финансовое обеспечение игроков «Марселя», по словам докладчика, весьма скромное - от 3 до 4 тыс. евро. Один из городских чиновников Одессы, услышав эти цифры, в удивлении воскликнул: «А куда же деваются остальные деньги?» Атше слегка оторопел, словно его обвинили в воровстве, и сделал намек, что неплохо бы, прежде чем задавать вопрос, поупражняться в математических расчетах. Ведь на контракте в клубе находятся до 40 игроков. А это уже не меньше 100 тыс. евро в месяц только на заработную плату. Кроме того, в системе клуба занимаются 800 детей разного возраста. Если же к этому добавить расходы на разъезды, участие в различных турнирах, то на 2 млн. евро не сильно и пожируешь.
Последний вопрос из зала, заданный явно не без иронии, в конце семинара рассмешил не только Атше. «Так чем мы можем помочь «Марселю?» - спросил один из гостей. «Всем, чем можете, - ответил с улыбкой Клод. - Но лучше подставьте плечо местному спорту». Подставят ли, вот в чем вопрос? Ведь для этого нужна не просто добрая воля, льготы от государства, но и переворот в сознании, которое зачастую мешает сильным мира сего из Украины вместо очередной дорогой иномарки сделать инвестицию в будущее города и страны, при этом подумав еще и о том, как извлечь из этого выгоду. Ведь всегда легче сказать, что у нас это не работает, чем с досадой на собственную лень воскликнуть: «А чем мы хуже французов?»
Юрий КРАВЧЕНКО
Одесса
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В саудовском Эр-Рияде состоялось боксерское мегашоу
Александр одел футболку с запрещенной в Саудовской Аравии надписью