Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Фехтование
|
2066
0

СТАНКЕВИЧ: «Не отказались бы даже от половины Харлан»

Интервью со старшим тренером украинских шпажистов

СТАНКЕВИЧ: «Не отказались бы даже от половины Харлан»

Золото женской сабельной команды затмило выступление всех остальных украинских фехтовальщиков на Олимпиаде. А ведь в составе нашей мушкетерской делегации была еще одна команда, от которой не меньше, а может быть, даже и больше, ждали успеха в Пекине. Во-первых, мужчины, во-вторых, опытные, в-третьих - за плечами Игры в Афинах.

Вчера на олимпийской базе в Конча-Заспе завершился турнир по фехтованию на шпагах памяти Игоря Величко. Победителем по итогам двух дней стал Богдан Никишин. Соревнования собрали более девяти десятков участников, в том числе гостей из России и Молдавии. В столицу съехались все сильнейшие шпажисты за исключением Дмитрия Карюченко. То, что произошло с неоднократным победителем этапов Кубка мира, призером чемпионата мира, участником Олимпиады в Афинах, заставляет задуматься об истинных ценностях. И о том, что проигранный на приоритете укол в решающей встрече на чемпионате Европы или даже неудача на Играх в Пекине, это далеко не самое важное в жизни. Казалось бы, еще вчера он фехтовал на Гран-при в Леньяно, а уже сегодня оказался на волоске от смерти.

ПЕРЕЖИВАЛИ НЕ ЗА БОЙЦА, ЗА ЧЕЛОВЕКА

- Дмитрий Карюченко перенес операцию и сейчас находится в санатории, - рассказывает старший тренер мужской сборной по фехтованию на шпагах Владимир Станкевич. - Состояние здоровья у него нормальное, но присутствует психологический дискомфорт. Ему сложно осознать все, что произошло. Мы провели сбор, и у нас оставалось еще четыре дня до «Гран-при» в Стокгольме.  Это были первые числа марта. В четверг должны были вылететь, а это случилось с понедельника на вторник. Точный диагноз звучит сложно, но говоря на доступном языке - это почти инсульт. Сосуд раздулся и мог лопнуть в любую секунду. Хорошо, что очаг находился в отростке, его смогли найти и заблокировать.

-Команду сильно шокировало случившееся с Дмитрием Карюченко?
-Да, улетая в Стокгольм, мы буквально каждый час-два связывались с его братом, тренером, президентом харьковской федерации, чтобы узнать, как он себя чувствует. Ребята переживали не столько из-за того, что потеряли бойца, который приносил команде победы, а из-за того, что человек мог лишиться жизни. 29 лет - для спорта солидный возраст, но ведь даже не половина жизненного пути. Случившееся многих заставило призадуматься и понять, что нужно заботиться о своем здоровье. Сложно сказать, что именно привело к таким последствиям в случае с Димой. Он серьезно увлекается компьютерными играми, так называемым квестом. Будучи спортсменом достаточно высокого уровня, он привык везде и во всем добиваться максимального результата. Работал на два фронта, и организму просто не хватало времени для восстановления. Плюс продукты, которые мы сегодня употребляем, экология. Дима все это пережил. Врачи говорят, что он может продолжать профессионально заниматься спортом. Но это должен быть только его выбор. Думаю, время расставит все точки над «і».

МЕДАЛЬ - ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО ОТ ДЕПРЕССИИ

- Сабля в свете своего олимпийского успеха, понятное дело, находится на особом счету в нашем государстве. Но от представителей рапиры, да и от шпажисток не раз приходилось слышать в этом сезоне об отсутствии международной практики. Ваша команда приняла участие в четырех этапах Гран-при в Кувейте, Катаре, Италии и Швеции, а также выступила на турнире в Хайденхайме. Каким образом вы нашли выход из положения в период кризиса?

- В начале сезона были определены приоритетные виды спорта, представителям которых обеспечивалось участие в «Гран-при». В их число попала и мужская команда шпажистов, как участница Олимпиады. В январе и феврале, когда денег у министерства не было, нам одолжил необходимую сумму НОК. Похвастаться, что шпага хорошо финансируется, мы не можем. Нам повезло, что первые три «Гран-при» шли подряд и мы, не возвращаясь домой, выступили в Кувейте, Катаре и Леньяно. После этого был перерыв и турнир в Стокгольме. В эту поездку ребята вложили свои деньги с той оговоркой, что потом их вернут. В Хайденхайме, где команда Харькова заняла второе место в Кубке Европы, а Игорь Рейзлин завоевал бронзу в личных соревнованиях, ездили за счет харьковской федерации и свой.

- Серебро в командных соревнованиях в Катаре, серебро Хвороста в Леньяно, два серебра на юниорском чемпионате мира в Белфасте. У каждого из этих поражений в финале есть свое объяснение или же мы можем говорить о наличии в нашей шпаге комплекса второго места?
- Что касается Белфаста, то после того, как повзрослело поколение Соколова, Рейзлина, Медведева, у нас лет пять не было медалей на юниорском уровне. Но молодые ребята, такие, как Борейко, Пономаренко, Герей постепенно шли вверх. Восьмые, четвертые, и вот, наконец - вторые на мировом первенстве, что говорит о силе вида и том, что у нас есть резерв. Что касается серебра национальной сборной, то я считаю это хорошим выступлением. Седьмое место – вроде бы не такой уж и плохой результат на Олимпиаде. Но поскольку мы попали на Игры уже второй раз, от нас все ждали медали. Медаль мы не завоевали, и многие ребята получили депрессию со спадом. А выйти из этого состояния можно, только занимая призовые места. И если ребята попадают в финал, значит, они не опустили руки.

ЕСЛИ БЫ ЗАВОЕВАЛИ НАГРАДУ, Я БЫЛ БЫ НИ ПРИЧЕМ

- В Леньяно, вы хоть и с меньшим счетом (24:27), чем на Олимпиаде (37:45), но все-таки проиграли сборной Польши. Они объективно сильнее нас или же здесь уже психологический фактор включается?
- Нельзя сказать, что поляки - непобедимая команда. На Кубке Европы, где соревновались клубы, мы их обыграли и даже не первым составом: Хворост, Дымарь, Миргородский и Медведев. У нас нет комплекса  перед  поляками, но, возможно, есть другой - перед ответственностью определенных соревнований. В прошлом олимпийском сезоне мы их дважды побеждали, соотношение сил было где-то 50 на 50 перед Играми в Пекине.

- Максим Хворост в одном из интервью причиной неудачи украинской команды на олимпийском турнире назвал тренерскую ошибку. Вы с ним согласитесь?
- Я сразу ребятам сказал: проигрывают только тренеры. Ошибка была. Когда мы проиграли четвертьфинальную встречу, понял, что не надо было ставить Чумака. Минус 11 - это слишком много. Дело в том, что на Олимпиаде можно сделать только одну замену: либо по болезни, либо один раз, и тогда уже человек должен выступать до конца турнира. Чумак был первым номером украинского рейтинга, лучше всего выступил в личных соревнованиях на Олимпиаде. К тому же в пользу его кандидатуры говорила и статистика встреч с поляками, с которыми он дрался достаточно успешно. Если бы я поставил в команду Медведева, который ехал на Олимпиаду запасным, и он себя не проявил, было бы очень много косых взглядов в мою сторону. Да, сейчас я понимаю, что зря перестраховался, нужно было рискнуть. Это был на сто процентов мой просчет. Была бы медаль - вот тогда я был бы ни причем. Ее бы выиграли ребята.

- Если бы можно было повернуть время вспять, вы бы взяли на Олимпиаду Дмитрия Карюченко?
- Карюченко имел травму, мне бы никто не позволил взять его вместо Чумака, только взамен Медведева. Но тот также заслужил путевку в Пекин. Он прошел все турниры и дал тот плюс, который позволил ему попасть в команду и команде отобраться на Олимпиаду. Хоть личные успехи у нас присутствовали, я всегда основную ставку делал на команду. Чумак плохо фехтует в командных соревнованиях. Это все равно, что в легкой атлетике человек попадает, к примеру, в финал стометровки, и мы его ставим в эстафету. Но он просто не умеет удерживать палочку. Как бы он не старался быстро бежать, это вряд ли может принести команде победу. Чумак переживает из-за того, что произошло, и это видно. Он продолжает возглавлять украинский рейтинг, неплохо выступает на международных турнирах, хотя в командных соревнованиях и дальше приносит минус. Дима вроде бы и хочет продолжать тренироваться, но делает это без охоты. Надеюсь, он все-таки сможет преодолеть себя и найдет какой-то новый путь в фехтовании.

КРИСС МОЖЕТ ОТЧИТАТЬ ЛЮБОГО

- И все же, если отбросить нюансы, почему детский сад смог дойти до олимпийского финала и там сделать невозможное - победить китаянок, а наши более опытные и титулованные мужчины-шпажисты не решили, казалось бы, даже более простую задачу?
- Статистика говорит, что в женской сабле именно омоложенные составы выигрывают. Американская сборная, которая была сильнейшей среди кадетов и юниоров, очень быстро перенесла успехи и на взрослый уровень. Наши девочки прошли тот же путь. Оля Харлан и команда выиграли последние три юниорских чемпионата мира. В женской сабле не опыт, а именно юность позволяет так дерзко проводить бои и достигать результата. В мужской шпаге молодых спортсменов в финалах вы не увидите, у нас консервативный вид. А корни нашей неудачи, думаю, стоит искать в том, что судьба олимпийской путевки решалась опять на последнем турнире в апреле. Мы запрыгнули на подножку поезда, а потом расслабились и не успели настроиться. А еще неудачи на чемпионате Европы. Все время мы где-то один укол не добирали и не могли обрести ту уверенность, которая позволяла бы ребятам легче и  раскованнее фехтовать.

- Может быть, вашей команде просто не хватает такой фехтовальщицы, как Ольга Харлан, способной  вытянуть командную встречу?
- Дима Карюченко закрывал у нас подобные вопросы. Может это сделать и Максим Хворост. Конечно, мы бы не отказались от такой спортсменки, взяли бы даже половину Харлан (смеется). Но мы должны использовать тех, кто есть. У нас большая скамейка, постараемся расширить технический репертуар   ребят, чтобы они могли находить выход из самых сложных ситуаций. Последние пять-шесть лет мы находимся в пятерке сильнейших. Завоевали  две медали на чемпионате мира в командных соревнованиях, у нас были неплохие личные результаты, но их надо закрепить и стабилизировать. Хорошее вино должно быть выдержанным, но если оно быстро киснет, это тоже плохо. Нужно, чтобы эта выдержка могла пьянить много лет те страны, которые пытаются у нас выигрывать.

- Вы сейчас довольно спокойно говорите обо всем. Неужели также сдержанно реагировали и сразу после поражения на Олимпиаде?
- Нет, конечно, эмоции захлестывали. По горячим следам даже сказал, что не хочу продолжать работать. Хорошее место никогда пустым не останется. Но найти замену оказалось не так просто. Мне стало жалко,   что  любимый вид может остаться без тренера. Григорий Крисс, который был рядом в период моего становления, поддержал и сейчас. Я благодарен судьбе, что она меня свела с таким человеком. Помимо того, что он олимпийский чемпион и настоящий мастер своего дела, он еще и очень хороший человек.

- Помнится, вы как-то сказали, что у вас нет любимчиков в команде? А как насчет этого у Григория Яковлевича?
- В этом вопросе мы с ним сходимся. Он может отчитать любого: и совсем юного спортсмена, и Хвороста.

- По количеству олимпийских медалей с Криссом мало кто и в мире сравнится, а как относительно харизмы? Есть у нас в команде такие же темпераментные люди?
- Сложно сказать. Может, Дима Карюченко. Но он все равно немного другой, в том числе и по манере фехтования. Наверное, просто время иное. Григорий Яковлевич не понимал, что такое не проводить тренировку. Он постоянно отрабатывал какие-то нюансы со своим тренером Колчинским. Этого нашим спортсменам не хватает. Слишком много сейчас возможностей. Это раньше был только спорт, которому надо было отдаваться от «а» до «я».


Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.