СКУЛАСОН: «Бобби не доверял врачам»
Близкий друг Бобби Фишера психиатр Магнус Скуласон рассказал о знаменитом шахматисте
Ровно 50 лет назад американский гроссмейстер стал самым молодым в истории претендентом на шахматную корону. Этот рекорд не побит и по сей день
Одиннадцатый в истории шахмат чемпион мира Роберт Джеймс (Бобби) Фишер ушел из жизни 17 января прошлого года, не дожив до своего 65-летия полтора месяца. Личность гениального шахматиста, ставшего самым молодым гроссмейстером в мире, а потом и самым молодым претендентом на шахматную корону, всегда была окружена тайной. В течение многих лет шахматист избегал общения с людьми. Найдется не больше десятка людей, которым довелось близко общаться с одним из самых выдающихся спортсменов XX века. «ФАКТАМ» удалось связаться с близким другом Фишера — исландским психиатром Магнусом Скуласоном.
«Фишер никогда не ругал свою страну и свой народ»
До нынешнего глобального кризиса Исландия занимала первое место в мире по основным показателям человеческого развития, хотя в начале 70-х годов была одной из самых отсталых стран в Западной Европе. Историю маленькой островной страны с населением чуть более 300 тысяч счастливым образом изменил матч за мировую шахматную корону между Робертом Фишером и советским гроссмейстером Борисом Спасским. Интеллектуальное противостояние двух сверхдержав привлекло к Исландии внимание всего мира. В начале 2005 года исландский парламент (кстати, старейший в мире) единогласно предоставил Фишеру гражданство страны, что позволило шахматисту, находившемуся в японской тюрьме, избежать экстрадиции в Соединенные Штаты. На родине экс-чемпиону мира грозили 10-летнее заключение и многомиллионный денежный штраф. Последние годы жизни великий шахматист прожил в столице Исландии — Рейкьявике.
В поисках друга шахматиста — психиатра Магнуса Скуласона — обозреватель «ФАКТОВ» написал письмо по найденному в интернете адресу и на следующий день получил ответ от... его тезки — главного врача одной из исландских клиник, который с удовольствием поделился своими юношескими воспоминаниями о матче между Спасским и Фишером. И, главное, пообещал помочь. Вскоре со мной связался «настоящий» Магнус Скуласон.
— Один исландский поэт сказал, что черви грызут корни только самых больших и сильных деревьев, - несколько витиевато, как и подобает человеку, врачующему душевнобольных, излагает свои мысли Магнус Скуласон. — Гению шахмат пришлось пройти через множество испытаний, что, безусловно, отразилось на его духовном облике. Возможно, кому-то покажется, что индивидуальность Бобби Фишера во всем, что не касалось шахмат, напоминала бесплодный и пустынный пейзаж. Бобби не стремился выставлять напоказ свои чувства, но эмоции, страсти и сомнения беспрестанно обуревали его.
— Правда ли, что Фишер винил во многих своих несчастьях Соединенные Штаты?
— Простые американцы - по-настоящему хорошие люди. Но вот их государственная машина - чиновники и так называемая система правосудия - зачастую готовы использовать дикое насилие с применением политической и военной мощи. То, что Фишер не любил Америку, — ложь! Он никогда не говорил об этом. Напротив, я убежден, что он тосковал по родине и глубоко страдал от того, что не сможет увидеть тех, кого любил - мать и сестру.
— Почему именно вы решили бороться за освобождение великого шахматиста из японской тюрьмы?
— Когда Фишер был арестован, я и мои друзья из созданного нами комитета RJF (Роберт Джеймс Фишер. — Авт.) написали несколько резких статей в его защиту в крупнейшие исландские газеты, обратились на телевидение. Получив множество обращений в поддержку Бобби, наша группа начала целенаправленную работу по его освобождению. С 1972 года, когда в Рейкьявике состоялся матч на первенство мира между Фишером и Спасским, многие исландцы испытывают теплые чувства к Бобби.
— Как себя чувствовал Фишер в стране, давшей ему пристанище?
— Жизнь гения шахмат в Исландии была весьма спокойна. Фишер любил, когда друзья называли его просто Бобби. Никаких прозвищ мы друг другу не давали. Фишер всегда чисто и аккуратно одевался. Его пристрастие к синей джинсовой одежде может создать у вас иллюзию, что у Фишера была всего одна рубашка. Но так могут думать лишь идиоты! Не верьте историям, которые гуляют в интернете, их придумывают невежественные люди.
«Съемочная группа и близкий друг попросту обманули Роберта»
— Неужели у него на самом деле был такой уж неуживчивый характер, о котором долгие годы писала мировая пресса?
— Бобби был вежлив с каждым, старался никого не потревожить. В Исландии экс-чемпион мира наслаждался доброжелательностью и уважительным отношением к себе. Возможно, некоторым из моих соотечественников хотелось бы, чтобы Фишер был более открытым в общении, но самостоятельно определять свой образ жизни - это было его право. Также я не знаю ни о каких неудобствах, причиненных Бобби исландской прессой. Да, за ним был некоторый шпионаж иностранных телеканалов, но Фишер смог успешно избежать вмешательства в свою частную жизнь.
— Слышал, что в результате общения с прессой у Фишера произошел конфликт с одним из его самых доверенных лиц – Самуэлем Палссоном.
— Фишер знал Палссона с 1972 года и доверял как шоферу и личному телохранителю. В период, когда Бобби находился в японской тюрьме, Палссон несколько раз говорил с ним по телефону. Потом общение с Фишером взял на себя гораздо более компетентный Гардар Сверриссон.
Когда несколько телеканалов предложили снять фильм об освобождении Фишера из тюрьмы, комитет RJF, к сожалению, с этим согласился. Посредником между сторонами выступил Палссон. Полностью доверяя своему бывшему охраннику, Бобби дал добро на участие в проекте, но потребовал, чтобы фильм был некоммерческим и показывался только по исландскому телевидению. Обещание было дано, однако съемочная группа за нашей спиной заключила сделку с рядом американских коммерческих каналов. Фишера просто обманули, и он очень долго чувствовал себя обиженным. В прессе же представили дело так, что виновным в скандале был сам Бобби.
— Великий шахматист рано ушел из жизни. Он что, не следил за своим здоровьем?
— Нет, почему же, Фишер заботился о своем здоровье. Правда, не делал зарядку, не занимался спортом, не ходил на рыбалку, но обожал долгие пешие прогулки. Бобби весьма добросовестно придерживался здорового способа питания. Вопреки тому, что писали в прессе, избегал суррогатной пищи наподобие гамбургеров и кока-колы, не посещал дорогие рестораны, но любил рыбу, овощи, фрукты, фруктовые соки. Алкоголь употреблял крайне редко и в очень небольших количествах.
А вот врачам Бобби категорически не доверял. Если бы он обратился к медикам раньше, фатальный исход можно было предотвратить. Фишер даже не догадывался, насколько серьезной была его болезнь почек.
— В прессе писали, что Фишера на самом деле не интересовало ничего, кроме шахмат. Это действительно так?
— Авторитетный в Исландии джентльмен — гроссмейстер Фридрик Олафссон (бывший спикер исландского парламента. — Авт.), которому Бобби очень доверял, рассказывал, что в молодости Фишер мог практически дословно повторить телефонный разговор на исландском языке, которого он... не знал. Его же феноменальная шахматная память общеизвестна. Я не специалист в шахматах и могу назвать лишь другие вещи, от которых Бобби получал удовольствие. У него были широкий спектр интересов и неутолимая жажда знаний. Именно поэтому Фишер подолгу пропадал в библиотеках и книжных магазинах. Его привлекали как современные издания, так и антикварные (последние даже больше). Бобби увлекался как древней, так и современной историей. О международной политике он читал все, что находил в английских и американских газетах.
Все, что происходило в социальной сфере, также волновало его. Вы даже представить себе не можете, как много он знал в области физики и философии. Но знаниями своими никогда не кичился. По большей части его интересовали вопросы соблюдения прав человека, правосудия и справедливости, проблемы экологической безопасности и сохранения мира. Бобби восхищался мыслителями и философами, внесшими ценный вклад в разрешение этих проблем. Он искал ответы на вопросы относительно устройства мира и при их обсуждении показывал глубокие знания, приводил убедительные доводы и в то же время он терпеливо выслушивал даже мнения дилетантов.
Фишер с удовольствием путешествовал по нашей стране, наблюдал за природой, поведением животных и птиц. Был открыт всему новому и искренне интересовался жизнью простых людей — рыбаков и фермеров.
— У него было свое любимое место в Рейкьявике?
— Букинистический магазин англо-американской книги «Бокин». Бобби приходил туда с пластиковыми пакетами из супермаркета, в которых были бутылки с водой, садился в самом дальнем углу на видавший виды обшарпанный стул и... забывал обо всем на свете. Говорил, что эти стеллажи с тысячами томов и запах старых книг напоминают ему о молодых годах, проведенных в Нью-Йорке. Книжный магазин служил Бобби и почтовым отделением, поскольку он категорически запретил доставлять корреспонденцию на свой домашний адрес.
— Подарки любил делать?
— Бобби любил быть с теми, кому он доверял. Да, Фишер обменивался сувенирами со своими близкими друзьями. С особой теплотой относился к детям и с удовольствием делал им подарки. Возможно, потому, что у него было трудное детство. Отец оставил семью, когда Бобби было пять лет, а мать много работала и не могла уделять достаточно времени двум своим детям.
— Чем гений шахмат занимался в свободное время?
— Фишер не был киноманом, но любил хорошие исторические фильмы и картины об известных людях. Но был строгим критиком. Очень любил музыку. Ему, вероятно, наиболее близка была американская негритянская музыка, идущая от сердца, глубокая и трагическая. А еще у Бобби было прекрасное чувство юмора. Он мог удачно пошутить, но это не были заранее заготовленные шутки для того, чтобы показать свое остроумие. Что касается женщин, то Фишер был верен своей жене — японке Миеко Ватаи.
Дмитрий КОМАРОВ, газета «Факты»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Энтони акцентировал внимание на разнице в возрасте
Признание получил Джанлуиджи Буффон