КВАША: «Понимал: такой шанс может больше не представиться»
Откровенная беседа с бронзовым призером пекинской Олимпиады по прыжкам в воду
С бронзовым призером Олимпиады в Пекине Ильей Квашей корреспондент «СЭ» встретилась в столичном бассейне ЦСКА. Казалось бы, повод для встречи был весьма приятный. Спортсмен привез три медали с первого в истории отдельного чемпионата Европы по прыжкам в воду, проходившего в итальянском Турине. Повторив достижение Эйндховена-2008 в индивидуальных соревнованиях - золото на метровом трамплине и серебро на трехметровом, он на этот раз поднялся на высшую ступеньку пьедестала еще и в синхронных прыжках с трех метров вместе с Алексеем Пригоровым. Да и возраст собеседника (5 марта Илья отпраздновал свой 21-й день рождения) не сулил беседы в минорных тонах, тем не менее, начало получилось не очень веселым.
После успешного выступления в Италии украинские спортсмены разъехались по своим городам. Кваша также отправился в родной Николаев. Впрочем, дома главный герой континентального первенства пробыл недолго. Через несколько дней ему пришлось вернуться в Киев. Прыжковый бассейн николаевского «Водолея», где Илья тренируется уже 12 лет, из-за безденежья четвертый месяц не функционирует. А новоиспеченным чемпионам Европы Кваше и Пригорову уже в субботу нужно выйти на старт третьего этапа Мировой серии FINA в британском Шеффилде.
МЫ НЕ ЖИВЕМ, А ВЫЖИВАЕМ
- Конечно, если бы николаевский бассейн работал, мы бы сейчас с вами здесь не сидели, - начал разговор Илья Кваша.
- Неужели тот факт, что в Николаеве тренируются призеры Олимпиады - для чиновников не аргумент?
- Видимо, нет. Честно говоря, такое происходит впервые. Проблемы начались, когда в стране возник газовый кризис. Арендная плата и так была очень большая. А цены еще выросли - отапливать стало не за что. Сначала обещали открыть бассейн в апреле, потом попросили еще подождать.
- Большинство рыб не проживет без воды и несколько часов, а сколько может продержаться без бассейна прыгун в воду?
- Мы не живем, а выживаем. Нам приходится ездить на сборы в другие города, снимать квартиру и питаться за свои деньги. Представляете, во что это выливается. Особенно в масштабах Киева.. Без бассейна можно попрыгать год-два, максимум дотянуть до следующей Олимпиады. А что делать дальше - непонятно. И если для состоявшихся спортсменов еще можно найти какой-то выход, то дети фактически окажутся на улице. Они уже четыре месяца без воды сидят. Если бассейн не заработает, прыжки умрут как вид спорта в Николаеве. А ведь в нашем городе есть, точнее была до недавнего времени, самая сильная детская школа в стране. Ее воспитанники выигрывали многие соревнования.
- Каким же образом вам тогда удалось завоевать три медали на чемпионате Европы в Турине?
- До континентального первенства мы с Лешей Пригоровым съездили на первый этап Мировой серии FINA в Катар, заметьте, за свои деньги. К этим соревнованиям допускаются только лучшие восемь спортсменов в индивидуале и первые шесть синхронных пар. Главный критерий - выступление на последней Олимпиаде. Уже само приглашение туда считается очень престижным. Но главный и государственный тренеры отказали нам в финансировании поездки в Катар. Они объяснили отказ тем, что это коммерческие соревнования, и что наше участие в четырех этапах серии съест весь годовой бюджет прыжков в воду в Украине. Но ведь за нашу олимпийскую медаль на развитие вида спорта была выделена государством довольно внушительная сумма, насколько мне известно. Прилетев из Катара, мы остались в Киеве, Провели опять же за свой счет недельный сбор перед чемпионатом Европы.
- Все эти проблемы несколько притупили радость от успеха?
- Настроение у меня нормальное. Просто хочется, чтобы, с одной стороны, бассейн открыли, а с другой - руководство сборной относилось к нам с большим пониманием. Если требуете результат, значит, создавайте условия для его достижения. Спасибо, что нам пошли навстречу сейчас, перед этапом Мировой серии в Шеффилде. Президент Федерации прыжков в воду Украины Игорь Лысов выделил служебную квартиру на время сборов в Киеве. Уже легче, не приходится снимать жилье.
МНЕ БЛИЖЕ ПОЗИЦИЯ САУТИНА
- Илья Кваша, в честь которого звучал гимн Украины год назад в Эйндховене, и сейчас в Турине, это один и тот же человек?
- Конечно. Просто в прошлом году я первый раз поднялся на пьедестал почета чемпионата Европы. Вначале на высшую ступеньку, затем завоевал серебро на трехметровом трамплине. А подтвердить успех всегда сложнее, чем добиться его впервые. Все надеются, что ты выступишь, по крайней мере, не хуже, а то и лучше. Особенно психологическое давление ощущалось в первый день соревнований, когда разыгрывались медали на метровом трамплине. Я знал, что люди ждут от меня победы. А сам сомневался в своих силах, потому что не удалось подготовиться к чемпионату так, как хотелось бы.
- Вы стали всего вторым спортсменом в истории, которому удалось на метровом трамплине выиграть два чемпионата Европы подряд. Финн Йонн Пухакка, которому раньше принадлежал этот своеобразный рекорд, поздравил вас с успехом в Турине?
- Конечно, мы ведь дружим. Пухакка очень приятный человек. Он женился и завершил карьеру. В Турин приезжал уже как тренер. Он подошел после соревнований, сказал, что очень рад за меня. Поздравил с тем, что я смог показать достойные прыжки и защитил титул чемпиона Европы-2008. Пухакка знает нашу ситуацию. Если бы в такие условия поставили других спортсменов, тех же немцев или англичан, они вряд ли смогли бы чего-то добиться.
- Чья позиция вам ближе? 26-летнего Пухакки, который, не имея ни одной олимпийской медали, решил уйти из спорта, или Дмитрия Саутина, который, завоевав все мыслимые и немыслимые награды в свои 35, продолжает прыгать?
- У каждого свой путь. Пухакка понимал, что ему тяжело будет бороться за награды в индивидуальных соревнованиях на Олимпиаде. Он получил хорошее образование в Америке. Устроился на работу, нашел себя в другом деле и принял решение больше не выступать. Саутин основной упор делает на синхрон, хотя и индивидуально продолжает прыгать. Если у него получается, зачем уходить. Мне, наверное, все-таки ближе позиция Саутина. Хочется выступать как можно дольше на профессиональном уровне, завоевывать медали. Главное, чтобы возможность была. Я понимаю, что жизнь в спорте нестабильная. Саутин - это скорее исключение из правил.
ОДНИ ГОВОРИЛИ: ПОБЕДИЛ Я, ДРУГИЕ - ДОБРОСКОК
- А почему после соревнований на трехметровом трамплине долго подсчитывали результаты, и насколько тяжело вам дались эти десять-пятнадцать минут ожидания?
- После последнего прыжка сломалось табло, и неизвестно было, кто выиграл. Доброскок опережал меня после пятой попытки, а в последней шестой мы прыгнули с разницей в несколько баллов. Оценка у меня была выше, а коэффициент примерно одинаковый. Пока пересчитывали результаты, ко мне многие люди подходили. Одни говорили: ты выиграл, другие - нет, у россиянина сумма выше. Доброскок сразу после последнего прыжка смирился с тем, что у него серебро. Я немного нервничал, но не спешил с выводами до оглашения окончательных результатов. А мой тренер Татьяна Марьянко сказала: «Ниже второго места ты не опустишься, так что не переживай. Серебряная медаль есть, а насчитают золотую, так будет только лучше.»
- Как полагаете, это вы проиграли, или соперник выиграл?
- Доброскок попал все свои прыжки в финале, по крайней мере, если исходить из его оценок. Как он прыгал, я не видел. На разминке ему не все удавалось. Видно, сумел собраться. А я в пятом прыжке допустил не грубую, но все-таки ошибку. Выполнил его на 7,5 балла, а нужно было на 8-8,5. Достаточно было чуть чище вход сделать. Из последнего прыжка попытался выжать все, что мог. Отыграл баллов шесть, но для победы этого все равно не хватило.
- У вас ведь не первый раз возникают проблемы с «два с половиной оборота назад из задней стойки согнувшись». Вы сами знаете ответ на вопрос: почему?
- Это прыжок с самым низким коэффициентом в моей программе, но лично для меня он самый сложный. Бывает, хорошо сделаю, но чаще на среднем уровне. В Турине получилось неплохо, просто не успел поставить руки на входе и погасить брызги.
-Соперники знают, что это ваша ахиллесова пята?
-Думаю, знают. Если справляюсь с этим прыжком, тo дальше уже всю программу прохожу спокойно. И в Эйндховене, и в Турине мы с тренером поставили его фактически последним. Просто когда ты попадаешь четыре прыжка и идешь в числе лидеров, потом в пятом, даже если чуть ошибешься, судьи более лояльно к тебе отнесутся.
- А нельзя этот прыжок заменить другим?
- Заменить можно, только более сложным. Но для того, чтобы его выполнить, надо быть в очень хорошей форме. Я пробовал.
- Если бы у вас была возможность изменить исход соревнований, сделав заново какой-то прыжок, что бы выбрали?
- Полуфинал на Олимпиаде. «Три с половиной авербах» в принципе один из моих любимых прыжков, да и стабильный. Мне он обычно легко дается. Но в Пекине, исполняя его, я ошибся. Получил 6,5 балла. Это единственное, что мне хотелось бы поменять. Потому что на таких соревнованиях здорово было бы выступать в финале.
ПОСЛЕ ПРЫЖКОВ ИТАЛЬЯНЦЕВ ТРИБУНЫ ВЗРЫВАЛИСЬ
-Помимо затянувшегося подсчета результатов, чем еще запомнился этот чемпионат Европы?
- Гравировок на медалях, как в прошлом году в Эйндхсдаене, не делали. Да, это был первый отдельный чемпионат по прыжкам в воду. Раньше мы соревновались каждый год только в рамках Кубка европейских чемпионов в Стокгольме. Но атмосфера в Турине была такая же, как и на других первенствах континента. Единственное, не было синхронисток и пловцов. А отличились итальянцы тем, что создали довольно напряженную обстановку, отчаянно поддерживая своих соотечественников. На метровом трамплине мне приходилось прыгать следом за Кристофером Саччином. Он - итальянская звезда, именно ему прочили победу. Трибуны всячески поддерживали спортсмена, взрываясь после каждого его прыжка. Может быть, хотели на меня психологически надавить. Но я уже привык к такому, всегда и везде публика поддерживает «своих».
- Заменяя в синхроне прыжок из олимпийской программы «три с половиной оборота назад в группировке» на более простой с коэффициентом 3.0, вы не боялись, что вам может не хватить баллов для победы?
-Не боялись, потому что знали, если будем уверены в своей программе, сможем ее более спокойно пройти – и соответственно побороться за самую высшую награду. Прыжок, от которого мы отказались, рискованный, с задним открытием, его можно хорошо сделать, а можно и промазать. Тем более что мы не имели таких условий для подготовки, как перед Олимпиадой. В Турине ведь перед нами стояла максимальная задача: выиграть золотую медаль. Поэтому и решили с тренерами сделать ставку на стабильность.
- Вы вернете этот прыжок в программу к чемпионату мира, который будет проходить летом в Риме?
- Мы планируем это сделать. Очень надеемся, что наконец-то возобновит работу бассейн в Николаеве, и мы сможем готовиться полноценно, а не рывками. Я привык тренироваться по одной и той же системе. Понедельник, вторник, четверг, пятница - по две тренировки, среда, суббота - по одной. Работать как сейчас, наскоками, мне тяжело. Дома хочется побыть. Но неделя без воды - для меня все равно что месяц. Потом приходится начинать все сначала.
-Победу на европейском первенстве вам принес результат 422. Но Кай Квин и Ван Фенг набирали куда более внушительные суммы на этапах Мировой серии FINA в Катаре (452) и Китае (467). Как и что нужно прыгать, чтобы догнать чемпионов Олимпиады в Пекине?
-Нам нужно вернуться к своему максимальному коэффициенту. И выполнять прыжки на уровне баллов 8-8,5. Нам это практически удалось на чемпионате Украины. Тогда мы набрали 447. Нам никто не подсуживал, оценки выставляли такие, какие мы заслуживали. Так что при хорошем исполнении олимпийской программы мы можем конкурировать с теми же китайцами.
ПРИВЫК, ЧТО ПРИГОРОВ ПОД МЕНЯ ПОДСТРАИВАЕТСЯ
- Что важнее - спортивный результат или дружба? Спрашиваю, потому что в прессе появлялась информация о том, что у вас на трамплине вырисовывался довольно неплохой синхрон с Антоном Захаровым.
- Мы действительно попробовали прыгать вместе, но получалось не очень хорошо, я бы даже сказал, плохо. Удался один прыжок из пяти, но это же не результат. У нас совершенно разные техники. С Пригоровым мы уже четвертый год прыгаем вместе. Да, помимо того, что по данным мы подходим друг другу, нас связывают еще и дружеские отношения. Все настолько тесно переплелось, что я просто не смогу ни с кем другим в синхроне выступать. Тут под меня подстраивается Леша, а там мне нужно было ломать свою технику и подстраиваться под Захарова. Я с Антоном попрыгал буквально две тренировки. Но и этого хватило, чтобы начались трудности, когда снова вернулся к работе с Пригоровым. Просто не чувствовал его. Я не сторонник экспериментов в синхроне. Меня все устраивает, мы и в спорте, и в жизни все время вместе с Лешей.
- Черная кошка в команде не пробежала после того, как при отборе на Олимпиаду вы с Пригоровым опередили пару Антона Захарова и Дмитрия Лысенко?
- У нас никогда не было слишком близких отношений, обычные рабочие, что с Лысенко, что с Захаровым. Тогда, конечно, они обиделись и на нас, и на руководителей. Дима, когда мы выиграли медаль, прислал поздравление и даже позвонил. Антон, мне кажется, всю эту ситуацию воспринял тяжелее. Возможно, думал, что на нашем месте должны были быть они. Как бы то ни было, мы в честной борьбе завоевали путевку на Олимпиаду.
- В Пекин ехали с легкой душой, ведь от вас по большому счету чудес не ждали?
- Лешин тренер сразу написал в плане третье место. И правильно сделал, раз так получилось. Мы сами хотели медаль и понимали, что можем ее завоевать. Ведь другой шанс может больше никогда в жизни не представиться. Нужно было действовать здесь и сейчас. Поэтому не сдались и не расстроились, даже после сорванного второго прыжка.
- А что нужно сказать, когда партнер по синхрону ошибается, или же лучше просто промолчать?
- Еще до финальных соревнований мой тренер сказала: «Ребята, не нервничайте, восьмое место на Олимпиаде - тоже достойный результат». Когда Леша ошибся, я посмотрел, что мы проигрываем немного, и постарался его успокоить. Мол, программа у нас сложная, мы сейчас все отыграем. Он справился с нервами, собрался и остальные четыре прыжка мы сделали хорошо.
О ТАТУИРОВКЕ И КОЛЬЦЕ МЕЧТАЛ С 16-ти ЛЕТ
- В интервью нашему корреспонденту в Пекине вы сказали, что увлекаетесь баскетболом и с особым пристрастием следите за игрой Дуэйна Уейда. Воспользовались возможностью увидеть его на площадке вживую во время Олимпиады в Пекине?
- Очень хотел попасть на игру «Дрим-тим», но не получилось. Жаль, там ведь такие звезды были – Дуэйн Уейд, Коби Браянт. Просто времени не было. Когда закончились соревнования в синхроне, мне нужно было готовиться, к индивидуальным. Сначала был предварительный раунд, потом полуфинал. В финал квалифицироваться не удалось. А через пару дней уже и домой нужно было ехать.
- Выступление кого из украинских олимпийцев произвело на вас самое большое впечатление?
- Саблисток. Помню, около пятидесяти представителей разных видов спорта собрались у огромного экрана. Все болели за наших девочек. А когда они выиграли, такой гул поднялся в Интернет-центре. Они такие молодцы! Проигрывая десять ударов, сумели вырвать победу у китаянок. И, конечно, запомнилась медаль дзюдоиста Гонтюка, которая стала первой для сборной Украины в Пекине. После трех дней затишья, было немного не по себе. Мы с Ромой жили в одном блоке: наша комната справа, а его - слева. Когда он завоевал медаль, подумали, может, и у нас тоже получится.
- Во время выступления на чемпионате Европы в Турине болельщики заметили у вас на плече татуировку с изображением олимпийских колец. Как и когда она появилась?
-. Я сделал ее в начале сентября в Николаеве практически сразу после Олимпиады. Это единственная татуировка на моем теле. А захотелось мне ее сделать еще в 16 лет, когда я смотрел Игры в Афинах. Во время трансляции увидел у кого-то из спортсменов кольцо и татуировку с олимпийской символикой. И тогда решил: если когда-нибудь попаду на Олимпиаду, и себе такое сделаю. На деле получилось все еще лучше, чем в мечтах. Я не только стал участником Игр, но и завоевал медаль.
- Какие есть плюсы и минусы в звании призера Олимпиады?
- Единственный минус - стало больше ответственности. Раз показал результат, должен планку держать.
Еще лучше и поднимать выше. А плюсы, стал более узнаваем. Близкие как любили меня, так и любят. Отношения с личными тренерами изменились только в лучшую сторону. Мы стали больше доверять друг другу, у нас нет секретов. Татьяна Марьянко и Сергей Гуменюк вообще для меня как вторые мама и папа. Я большую часть времени провожу с ними.
- Обещали нашим олимпийским героям очень много, а что в итоге выполнили?
- Сдержала слово премьер-министр Юлия Тимошенко. Она выплатила разовую премию без снятия налогов в размере 350 тысяч гривен. Кроме того, мы продолжаем получать президентскую стипендию, даже несмотря на кризис. Началось движение и в решении вопроса с квартирой. До конца апреля обещают дать. Но я пока радоваться не спешу, потому что ожидание уже затянулось на полгода. Праздновать буду только когда получу ордер, зайду в квартиру и скажу: «моя»!
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Игрок вышел на замену в матче против Черноморца
Жена защитника киевского Динамо Алиана Вивчаренко рассказала о своём счастливом дне