Дмитрий ЗАБИРЧЕНКО: «Будивельник точно будет играть в следующем сезоне»
Наставник «Будивельника» – о характере, преданности баскетболу и благодарности ВСУ
«Будивельник» с украинским ростером под руководством Дмитрия Забирченко стал чемпионом Украины, пройдя турнир только с одним поражением в пассиве.
В разговоре с корреспондентом Sport.ua Дмитрий Забирченко оценил прошлый сезон, рассказал о своих тренерских принципах и высказал мнение, почему «легионерский» «Будивельник» не доиграл сезон.
— Как оцените этот сезон Суперлиги?
— Трудно оценивать, потому что перед началом сезона вообще не понимали, как и что будет. Почти до октября никто не знал, сколько команд будет принимать участие в турнире. Было тяжело готовиться. «Будивельник» начал подготовку почти в октябре. Съездили на турнир в Ивано-Франковск, где команда отравилась. Ребята играли в 5-6 человек. Там мы проиграли «Днепру» много. Вообще, непросто было в начале. Поэтому сезон положительно оцениваю. Мы смогли доиграть его до завершения. Несмотря на тревоги, переносы матчей, отключения света. Тренировочный процесс очень сильно страдал от этого. Мы назначали тренировку на время – тревога. Или команда собралась – света нет. Или еще что-нибудь.
— Было ли дальнейшее течение чемпионата легче?
— По сезону показалось, что мы шли легко, но такого не было. У «Будивельника» было очень много равных матчей и сильных соперников, дававших нам бой. Год тяжелый, но молодые баскетболисты получили свое игровое время. Будь сильной Суперлига, многие игроки не попали бы в нее. А так у молодежи появился шанс и, я считаю, некоторые из них этим шансом воспользовались. И они будут на заметке у клубов, даже когда появятся легионеры.
— Какие планы у «Будивельника» на следующий сезон? Команда будет существовать?
— Да, команда будет существовать. Но в каком формате и где будет играть — пока неизвестно. «Будивельник» будет точно играть в чемпионате Украины. А дальше будем смотреть по обстоятельствам.
— Будут ли снова два состава — «легионерский» и «украинский», как было в этом сезоне?
— Пока ничего не известно.
— В конце января, в разгар чемпионата, вы заявили, что легионеров в составе не будет. С чем это связано? Не хотелось ломать украинский костяк лидеров, или легионеры были слабы?
— И то, и другое. У тех легионеров, которые могли приехать в Украину в то время, был недостаточный уровень квалификации. Если приезжает легионер — он должен быть на голову сильнее нашего игрока. Чтобы не было такого, что играет легионер, но рядом с ним примерно такого же уровня украинский баскетболист. Тем более, мы играем чемпионат Украины и мы должны больше давать время украинским исполнителям. Разве если легионер действительно сильный и сильнее нашего игрока.
Но у нас даже не было планов по подписанию легионеров. Какой состав начал чемпионат, так мы тем составом и сыграли все матчи. У нас было 12 игроков и плюс один игрок из молодежной команды вместе с нами тренировался, давая нам ширину состава. У нас хватало баскетболистов. Среди которых были высококвалифицированные игроки.
— Кого больше всего отметите из текущего состава «Будивельника»?
— И Вова (Конев) – MVP, и Максим (Сандул) – забрал «Центрового». Возможно, не все знаки отличия можно было бы отдать игрокам «Будивельника», но большинство. Тем не менее, в других командах также были сильные игроки, дававшие этому чемпионату качество. Но, думаю, если бы была большая конкурентность в чемпионате, то цифры стартовой пятерки игроков «Будивельника» могли быть значительно больше. Мы распределили игровое время так, что 27-28 минут – это самый большой показатель в нашей команде по сезону – у Вовы Конева, у Саши Кольченко. Если бы эти люди играли 32-33 минуты, то на 2-3 подбора было бы больше у Макса Сандула, на 2-3 очка больше у Вовы Конева. Люди, которые получали отличия в других командах, играли 30-35 минут. Но те игроки из других команд заслужили эти награды: они отдавались на площадке, они давали качество и конкуренцию чемпионату Украины.
БК Будивельник
— Сознательным ли было решение именно таким образом распределять игровое время баскетболистов «Будивельника»?
— Это было потому, что мы проводили три матча подряд без перерывов. В таких условиях невозможно находиться на площадке по 30 минут в каждой игре.
— Забирченко-игрок славился на паркете, прежде всего, своим умом, каков Забирченко-тренер? Как будет играть «Будивельник» в следующем сезоне?
— Если выходит собрать команду под себя, под свой стиль, то это влияет на результат. Мне нравится быстрый переход из обороны в нападение, агрессивная защита. Если у тебя 5 игроков 30+, то в агрессивную защиту не поиграешь много. Но приходилось из ребят выжимать где-то больше, чем они хотели, чтобы я из них выжал. Особенно по защите.
Если нам нужно остановиться, мы будем играть в позиционный баскетбол. Но в данном чемпионате, я считаю, это было не нужно. Ведь с нашей ротацией мы могли играть быстро и результативно. И очень часто у нас это получалось.
— Был ли ростер «Будивельника» сильнейшим в чемпионате Украины или победы одерживались за счет других качеств?
— Я могу быть субъективным в этом. Объективную оценку могут дать журналисты и болельщики. Я не всегда смотрел все игры соперников. Но, судя по результату, видимо, был.
Очень важна командная химия. Мы понимали, что сезон будет тяжелый, и каждая игра очень важна. С тем же «Днепром» мы довольно тяжело три игры победили и одну проиграли. С «Киев-Баскетом» были тяжелые противостояния. У нас было семь баскетболистов основных и три молодых, которые давали ротацию. Также опыт игроков повлиял. Особенно когда нужно было вытаскивать четвертые четверти.
— А как насчет характера?
— Я считаю, что чемпионские команды вообще не могут быть без характера, командной химии и достойного состава. Бывает такое, что есть состав, но химии нет, и результат не приходит. Есть люди, которые могут испортить командную химию, командный настрой, тренировочный процесс испортить. У нас ни одного такого игрока не было. Все трудились на результат. Игроки где-то закрыли рот и работали. Где-то мне приходилось закрывать рот. Иначе нельзя, потому что иначе не добиться результата. Надо закрывать рот и работать. Это и есть характер, преданность баскетболу, тому делу, которое делаешь. Мне кажется, что больших игроков без характера – нет.
— Кто в команде был лидером? Кто был способен повести за собой?
— Мне нравилось, что в команде было пять возрастных игроков, и каждый из них был по-своему лидером. Кто-то заводил в раздевалке, кто-то - на площадке. Кто-то - вообще вне площадки и раздевалки. Каждый нашёл свою роль в команде. И если у одного что-то не получалось, это мог дать другой, мог добавить команде все эти эмоции и завести команду – дать указания для всех остальных.
— Главный тренер принимал участие в мотивировании баскетболистов?
— Конечно. Не может быть такого, чтобы главный тренер не принимал в этом участия. Где-то словами, где-то пинками. Иногда помогали упражнения: челночный бег, физическая нагрузка, утренняя тренировка. Но утренних тренировок не было, потому что команда играла и побеждала. Поэтому я не видел смысла в этом. В основном, были краткие наставления. Если что-то не получалось или терялась концентрация, ребята могли челночный бег провести, небольшие физические нагрузки. Они сразу включались после этого, понимали, что где-то они не дорабатывают, и работали дальше. Было просто работать с командой.
— Например, в начале сезона это были больше слова или физические упражнения?
— Это комплексная подготовка. До первого матча с «Днепром» – это видео, скаутинг, тренировка последнюю неделю – подготовка к конкретному сопернику. Тем более, мы были после отравления. Мы понимали, что нам будет тяжело. Паша Буренко был травмирован, на сборах вывихнул палец. И он не мог играть. Залечил палец и говорит: «Тренер, я одну игру сыграю». Одну игру сыграл – и сломал руку. И на месяц вылетел. Когда уже играли в Днепре – Хохоник падает на спину и ломает себе отростки в позвоночнике и говорит: «Тренер, я вообще двигаться не могу». Плохие мысли возникали в то время. И тогда – Макс Сафонов – основной первый номер. И, в принципе, он заменил травмированных игроков.
– Сезон испытаний?
— Так и было. Это не просто, как оно выглядело по телевизору или с трибуны. В каждой игре мы готовились показать свой максимум, но мы даже не знали, произойдет ли эта игра и что может случиться.
— Владимир Драбиковский сказал раньше, что следующий сезон будет еще труднее. Каковы ваши мысли на этот счет?
— Он больше имел в виду национальные сборные команды, потому что нашей федерации помогают европейские федерации: деньгами, тренировочными площадками, аренами для проведения официальных матчей. Это хоть какие-то деньги. Без этой помощи у нас денег не станет больше.
— Это Вас скоро тоже коснется, ведь Вы теперь тренер сборной Украины U-20?
— Да, и мне сообщили, что сборы состоятся где-то за границей, но где именно – пока неизвестно.
— Вы будете вызывать баскетболистов, которые сейчас играют в Европе и Америке? Особенно на проблемную позицию первого номера?
— Из первых номеров в сборной будет Сафонов из «Будивельника», он у меня играл. Кошеватский из «Киев-Баскета». Колдомасов из «Днепра» должен был быть, но у него травма, предстоит операция. Поэтому его не будет. А в Европе у нас есть хорошие вторые номера, третьи, бигмены. Из разыгрывающих в Европе почти никого нет.
— То есть, у вас уже есть представление о будущем составе сборной Украины U-20?
— Да, с ассистентами формируем состав на сборы, общаемся с украинской федерацией. Пытаюсь найти оптимальный состав, потому что хочется показать максимальный результат. Для этого нужно подобрать ростер и по химии, и по силе – самый оптимальный. Чтобы иметь шанс повыситься в классе.
— Предлагали ли вы остаться кому-то из игроков расформированного «легионерского» состава «Будивельника»?
— Там, вероятно, у них в контрактах не было такой опции. У нас не было никаких разговоров с клубом, чтобы кто-либо из игроков того состава мог приехать сюда. У нас был ростер, работавший в чемпионате Украины. Мы один международный матч сыграли в Польше. Нам дали на тот матч Тыртышника и Грицака. Мы там хорошо играли, но Люблин – неплохая команда с сильными легионерами. Ни у меня, ни у клуба не было мыслей, чтобы «легионеров» приглашать для чемпионата Украины.
— Почему расформировали «легионерский» «Будивельник»?
— Я не владею информацией на 100%. Но они вылетели из Еврокубка, из ENBL, оставалась только Балканская лига, где команда заявлялась, чтобы иметь дополнительные матчи для подготовки в ФИБА-Кап. Оттуда вылетели, и участие в Балканской лиге уже было не нужно.
— Что вы чувствовали, когда вас пригласили в «Будивельник»?»
— Мне было очень приятно получить это приглашение. Валерий Николаевич Плеханов сделал большой шаг к тому, чтобы я стал тренером «Будивельника». Я понимал, что перед командой будут ставиться самые высокие цели, и мне всегда хотелось тренировать такую команду. Даже в БК «Тернополь» ставили перед нами максимальные цели, когда мы брали Высшую лигу. У меня никогда не было целей не выигрывать, не быть первым или не быть вторым. Я понимал, что по ростеру в Тернополе мы не всегда дотягивали, но всегда перед командой я ставил самые высокие цели.
Даже когда мои предыдущие сезоны в Тернополе складывались не очень удачно, мы ставили цели выигрывать те матчи, которые мы можем, и двигаться постепенно. Когда получил приглашение в «Будивельник», я понимал, что этот клуб будет ставить перед собой самые высокие задачи. Это не будет так, что «просто что-нибудь поиграть». И такой подход мне нравится.
Где-то за месяц мы понимали, что станем чемпионами Украины и хотели завершить сезон не на поражении, а с победой. Для того, чтобы испытать эмоции, которые испытывают игроки, которые выигрывают плей-офф.
— Есть ли у вас последнее слово при формировании ростера?
— Все равно, основное слово за тренером при подборе ростера, но иногда есть такое, что клуб и игрок не могут договориться по контракту. Например, возьмем Тыртышника: я говорю, что он должен получать 1.5 грн, а клуб говорит, что больше 1 гривны дать не может. А Тыртышник говорит, что за гривну не поедет. Понимаете, бывают такие ситуации, когда нужно найти этот консенсус между клубом и игроком, тренером так, чтобы все срослось. Но почти все позиции, которые были по составу «Будивельника» – клуб меня всегда поддерживал, подписывал тех игроков, о которых мы договаривались.
fbu. Дмитрий Забирченко
— Есть ли сейчас слабые позиции в составе команды, нуждающиеся в усилении?
— Все. Сейчас ни одного игрока на контракте у нас нет. Следовательно, все позиции слабы. Пока ждем и, я думаю, что в ближайшие недели мы начнем разговаривать с ребятами, игравшими в этом сезоне. И будем говорить о следующем. Так что, можно сказать, что каждая позиция в «Будивельнике» – сильная, потому что мы возьмем лучшего игрока на эту позицию.
У нас нет контрактов на 3, 5, 7 лет. То есть, их очень мало. Максимум 1+1, 2+1, и то очень редко это. Даже у меня только раз был контракт на два года. Это был «Азовмаш». И мне тогда было 28-30 лет. Все остальное – годичные контракты.
— По каким критериям будете формировать ростер?
— Качество игрока – в первую очередь. Надо смотреть на его скилы, что у него есть. Потом – смотреть, подходит ли он нам по характеру. Или будем ломать характер и подстраивать его под команду.
— Где мечтаете себя видеть через пять лет?
— Сложный вопрос. Мечты? Национальная сборная. Команда Лиги чемпионов или Еврокубка. Каждый тренер хочет расти, развиваться. Сейчас я ставлю перед собой цели – развиваться с «Будивельником». Хотелось бы поучаствовать в еврокубках. Если их не будет, то все равно выигрывать с командой в чемпионате Украины. Каждый год буду ставить перед собой новые задачи и повыше подниматься. Надеюсь, вместе с «Будивельником».
Но надо понимать, что попасть в клуб Евролиги, если взять, даже ассистентом тренера – это очень тяжелый труд. Там способно работать ограниченное количество людей. Поэтому сейчас у меня есть только одно желание – выигрывать с «Будивельником». И чтобы Вооруженные Силы Украины победили в войне. Сейчас баскетбол – это второй план. У нас есть ВСУ, которые делают все возможное для того, чтобы мы вообще могли мечтать.
Вячеслав ШЕВЧЕНКО
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В саудовском Эр-Рияде состоялось боксерское мегашоу
Сложное испытание для украинского чемпиона