Владимир ШАЦКИХ: «На Олимпиаде чувствовал себя новичком»
В Пекине Владимир Шацких выступил неудачно, уступив в первой же схватке армянину Арсену Джулфалакяну
БЕЗ ДОМАШНИХ ЗАГОТОВОК
-Вкус большой победы вы почувствовали еще в 19 лет, когда в свой день рождения стали чемпионом мира среди юниоров. Спустя три года, в 2006-м, завоевали золотую медаль чемпионата мира уже во взрослой категории. Произошло это, кстати, в китайском городе Гуанчжоу. Что же вам помешало спустя два года на Олимпиаде в Пекине выступить так же успешно?
- Подготовка была построена неправильно. Не было возможности индивидуально поработать с личным тренером. К тому же, на Олимпиаду приехал без домашней заготовки - коронного приема, на который бы «попадались» соперники. Такого, как захват «тулупа» обратным. Мы его тщательно отрабатывали с Николаем Ставриновым, и он во многом принес мне победу в 2006 году.
- А почему не воспользовались обретенным опытом на Олимпиаде в Пекине?
- После лицензионных турниров оставалось всего два месяца на подготовку к Играм. Для доработки элементарно не хватило времени. Да и тактику строили на борьбе в стойке, а теперь понимаю, что правильнее было делать ставку на партер. Борцы знают, что за минуту в стойке тяжело успеть что-то предпринять.
- А вот главный тренер сборной Нельсон Давидян причину неудач видит в снотворном, которое якобы вы принимали накануне выступления. Вы с ним согласны?
-Я действительно принял снотворное. Боялся, как бы на организме не сказалась разница в часовых поясах. Но не думаю, что это обстоятельство стало главной причиной неудачного выступления. Больше вреда принесла сгонка веса. Дабы избавиться от лишних килограммов, нас заставили тренироваться по два раза в день. А мне для этой цели больше подходит кроссовая пробежка 30-40 минут, чем двухчасовая работа на ковре.
-Но Армену Варданяну, предложенный способ «похудения» подошел?
-Но не забудьте, что Варданян был единственным, кто тренировался по индивидуальному графику. Ему как чемпиону Европы тренеры сборной разрешили пропускать и сборы, и тренировки в Пекине. Я же, выкладываясь целую неделю непосредственно перед соревнованиями, все силы, можно сказать, оставил на тренировке. Что и почувствовал, когда вышел на олимпийский ковер. Словно рассеянный новичок, который никогда в жизни до этого не боролся. Не было обычной собранности, азарта, рвения идти в бой. Словом, скорее всего, появилось переутомление от ковра.
ШАНС, КОТОРЫЙ УПУСТИЛ ДВАЖДЫ
- В Пекине в упорной борьбе при равенстве в счете вы уступили в первом поединке Арсену Джулфалакяну. Он был объективно сильнее?
- Джулфалакян - сын олимпийского чемпиона и сам талантливый борец. Но вряд ли в поединке со мной он мог рассчитывать на результативное действие, а вот не пропустить мою атаку ему удалось. Как не пытался его обмануть – ничего не получилось. Арсен не велся на обманки, вовремя встречал и парировал выпады. Жребий нас прежде дважды сводил на лицензионных турнирах. Оба раза выиграл я: в первый с явным преимуществом, во второй - менее уверенно. Видимо, с отцом, который и является его тренером, они разобрали мой стиль борьбы, изучили все мои козыри. Так что третья встреча была уже в его пользу.
- Рассчитывали, что Арсен сможет дойти до финала, предоставив вам шанс побороться за бронзу?
- Надеялся. Но судейская ошибка не позволила армянину пробиться в следующий круг соревнований. В схватке с венгром арбитр остановил Арсена, когда он буквально уложил соперника на лопатки. Жаль конечно, что нам с Джулфалакяном не удалось внести коррективы в распределение наград.
- Тем более, что серебро досталось не самому сильному среди соперников китайскому борцу Юнсян Чану?
- Жребий иногда способствует неожиданным результатам. Признаться, расстроился, когда увидел турнирную сетку, сразу понял, что к чему. Для китайца путь был расчищен от серьезных соперников.
- Что испытывали, глядя на атлетов, поднявшихся на пьедестал почета в Пекине?
- Досаду. И не только из-за китайца. Мы трижды выясняли отношения на ковре с бронзовым призером Пекина французом Кристофом Гено. Дважды побеждал я. С олимпийским чемпионом грузином Манучаром Квиркелия боролся на чемпионате Европы-2005. Тогда провел эффектный бросок, который судьи оценили в пять баллов, хотя можно было сразу зафиксировать туше. Увы, в августе эти борцы были лучше готовы, чем я. Однако верю, что мое время еще придет.
НЕ ХОТЕЛ ЕХАТЬ В ТАМПЕРЕ
-Уже разобрались, почему после победы на чемпионате мира ваша карьера пошла на спад?
-Может быть, надо было больше отдохнуть. А я предпочел предельные нагрузки, которые привели к травме. Летом 2007 года мне прооперировали руку. На полную реабилитацию ушло около года. Этим объясняется мое неудачное выступление на чемпионате мира в Баку, в том же 2007-м. Показалось, что после победы на международном турнире в Москве в начале прошлого года вернул себе былую спортивную форму, но перед чемпионатом Европы подхватил фурункулез, из-за чего с тренером даже хотели отказаться от поездки в Тампере. Однако заменить меня, похоже, было не кем: Николай Дараган температурил, Дмитрий Пышков не успевал согнать вес - и мне пришлось-таки поехать на чемпионат Европы. Увы, добыть олимпийскую лицензию там не получилось.
- А что помешало сделать это на первом лицензионном турнире в Риме?
- Там в нашем весе конкуренция оказалась очень жесткой. Я неплохо начал, но на подходе к заветной четверке оступился в поединке с американцем Томасом Данцлером. Кстати, его считаю самым неудобным для себя соперником. Ему проиграл и на чемпионате мира в Баку. В сербском Нови-Саде уже пришлось выступать без права на ошибку.
- А проводились ли контрольные схватки между вами и другими претендентами на поездку в Пекин - Пышковым и Дараганом?
- Как таковой прикидки не было. На сборах работал в спарринге с обоими. Но на тренировках никто не выкладывается полностью, оставляя свои козыри для соревнований. Решающим, думаю, стал международный турнир имени Ивана Поддубного в Москве. Мы с Пышковым там не встретились, поскольку он уступил россиянину. Я же эти соревнования выиграл, что и послужило аргументом в мою пользу.
- Соперничество за место в сборной влияет на ваши личные отношения?
- Не думаю, что кто-то из ребят держит на меня обиду. Враждебности, по крайней мере, с их стороны не ощущаю. Николай, можно сказать, вырос как спортсмен в схватках со мной. Мы с ним много тренировались в одном зале в Днепропетровске. Не исключаю, что кто-то мысленно упрекает меня, что мог бы лучше выступить на Олимпиаде. Но от ребят никогда не слышал язвительных замечаний.
В ЛОНДОНЕ ЕЩЕ НЕ БЫВАЛ
- Вы уже приступили к тренировкам или послеолимпийская пауза затянулась?
- По возвращении из Пекина около месяца вообще не появлялся в зале. Посвятил это время домашним хлопотам, на которые раньше не хватало времени. Сделал косметический ремонт в квартире, переклеил обои. Сейчас мы с тренером работаем над базовой подготовкой, которая направлена больше на физические нагрузки. Наконец-то я тренируюсь по индивидуальному плану. Меня не зачесывают под одну гребёнку с другими, как на сборах. Я имею возможность развивать свои сильные стороны, а не выполнять общую нагрузку. Процессом руководит мой личный тренер, который отлично знает, что для меня лучше. А ведь конкуренция в моем весе растет, молодежь наступает, так что расслабляться некогда.
-Планируете отработать еще один олимпийский цикл? Надеетесь, в Лондоне вам повезет больше?
- Сначала мне надо удачно выступить в чемпионате Украины в начале февраля. А бороться мне сейчас хочется больше, чем когда-либо. С возрастом более осознанно относишься к спорту, и от этого желание достичь высокого результата лишь усиливается. Я сделаю все, чтобы поехать на следующую Олимпиаду. Тем более, побывать в Лондоне - моя заветная мечта. До сих пор еще никогда там не был.
Ирина ГОЛИНЬКО, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Легендарный украинский футболист высказался о нападающем «волков»
Тренер считает, что нужно воспользоваться этим шансом