ДЕМЬЯНЕНКО: «Устал сидеть дома»
Анатолий Демьяненко соскучился по работе и готов передавать свой огромный опыт
До встречи с этим тренером мне казалось, что 2008-й он должен забыть как страшный сон. Первая же попытка самостоятельной работы вне родного «Динамо», которому Анатолий ДЕМЬЯНЕНКО отдал без малого четверть века, увенчалась провалом. Хотя бы потому, что он так и не доработал по контракту и уже спустя полгода покинул не такой, но тоже легендарный у себя на родине бакинский «Нефтчи».
После общения с наставником мое мнение изменилось— даже с учетом того, что шанс улучшить подпорченное динамовцами в середине 2000-х реноме он тоже не реализовал. Впрочем, судите сами...
«Я никогда не скажу, что великий тренер»
— Анатолий Васильевич, судя по тому, что время нашей встречи имело для вас не слишком принципиальное зночение, сейчас вы целиком и полностью отдаетесь отдыху?
—Да уж, времени свободного стало много. Зато появилась возможность сполна уделить его семье. Дочка Катя как раз поступила в университет, и ей приятно, что папа может отвезти на занятия или забрать оттуда. Часто мотаюсь в Днепропетровск — навещаю маму.
—Сложно быть безработным тренером?
— Не то слово! Если честно, все время тянет на тренировку. Ведь столько лет непрерывно в этом котле варился. В такой команде... Месяц, два прошли нормально, были разговоры с некоторыми клубами, однако ничего конкретного пока нет Ничего загадывать не хочу, но без футбола я долго не смогу
Хочется приносить пользу, передавать свои знания. Я никогда не скажу, что много знаю, что я великий специалист, но долгие годы работы с выдающимися наставниками даром, думаю, не прошли. Конечно, надоело уже без дела сидеть. В общем, перевести дух после такой ответственности, которая выпадает на долю главного тренера, по-моему,уже удалось. После постоянных разъездов хорошо побыть дома. Но чересчур долго не нужно.
— Выводы для себя сделали?
— Конечно. В спокойной обстановке анализирую многие матчи. Не пропускаю ни одной футбольной трансляции.
— В своей спортивной жизни вы многое меряете по «Динамо»?
— «Динамо», конечно, одно. Там всегда был высочайший уровень. Там не может быть такого, чтобы команда тренировалась на поле размером 80 на 60. Или на стадионе, где проводит официальные поединки. Нужно выходить из любой ситуации, но сравнивать действительно есть с чем.
—С чем еще вы не сталкивались в «Динамо»?
— С такими активными «подводными течениями», как во время работы в «Нефтчи». Закулисные игры тоже были, но не так часто. А там тренеру нужно не просто держать руку на пульсе — следить надо за всем. И это тоже — опыт
—Неужели вы не жалеете, что поехали в Азербайджан?
— Нет, не жалею. Я действительно получил колоссальный опыт и прошел отличную школу. Главный тренер обязан уметь обходить все подводные рифы. И правильно их определять. Когда в клубе не все хотят добиваться успеха, это плохо. Я понимал, куда я иду, но ничуть не жалею.
— В Баку вас встретили хорошо?
—Очень. Пресса тепло отзывалась. Мы здорово начали весной, а потом футболисты окончательно убедились в том, что работать на тренировках нужно до седьмого пота. Если технике их учить не надо, тактику они понимают, то нужно подтянуть психологию и «физику».
Я говорил руководству, что после Кубка Интертото будет яма. Мы ведь мало отдыхали, не прошли летние сборы, не заложили фундамент. Так и вышло, но руководители хотели, чтобы «Нефтчи» узнали в Европе. Я их понимаю.
— Узнали?
— В Азербайджане наши победы над словацкой «Нитрой» и бельгийским «Жерминалем» получили положительные отзывы. При равной игре мы уступили румынскому «Васлую». Хотя выглядели достойно. А потом провалили старт чемпионата.
«В Азербайджане не был иностранцем»
—На иностранных наставников в Азербайджане оказывается давление?
— Я этого не заметил. Может, где-то оно и присутствует, но какие мы там иностранцы — выходцы из СССР!
—С ветеранами общались?
— Конечно. С Искандером Джавадовым, Машаллой Ахмедовым. Вспоминали матчи союзного первенства. В Баку всегда было сложно играть.
—В «Нефтчи» из Украины вы взяли только футболистов...
—Да, и остался ими доволен. Защитник Владимир Олефир — неудобный противник для наладающих и отличный парень для коллектива. Да и Олег Герасимюк начал там оживать и стал любимчиком публики.
— Почему вы не пригласили помощников и ив создали свой штаб?
—Сразу предложил поработать вместе Михаилу Михайлову, но в это же время он получил приглашение от Алексея Михайличенко. Поэтому я решил разведать обстановку. Во-первых, там есть свои специалисты. Во-вторых, я не захотел срывать людей с мест. Хотя в следующий раз я один не поеду.
—Как там удается так долго и плодотворно трудиться Валентину Ходукину?
—Наверное, у него было время присмотреться. В «Итере» он поначалу не был главным тренером, но потом, по-видимому, учел ошибки коллег и создал отличную команду. С Ходукиным мы общались на награждении его клуба, который выиграл последний чемпионат. Поддерживали связь и с Романом Покорой из «Симурга».
—Получается, что вы не нашли общего языка с руководителями?
—Я бы так не сказал. С президентом у меня были отличные отношения.
—Почему же тогда его зам говорил вам вдогонку неприятные вещи?
— Не знаю. И президент не знал. Позвонил потом, извинился, сказал, что разберется.
—Но вы там не конфликтовали?
—Нет Говорил, что нужна база, нужны поля. Но биться головой о стенку не захотел. Потому и уехал.
—В представлении многих моих знакомых вы — бесконфликтный человек. Это так?
—Я всегда находил компромиссы. И когда играл, и когда стал тренером. Просто нужно обращаться с людьми по-человечески...
— Футболисты на вас не жаловались? Вы их гоняли?
— Нагрузки были хорошие, но недовольных я не видел. Ребята до сих пор звонят, спрашивают, как у меня дела. С ними я быстро установил контакт. Много беседовал, убеждал, что только через тренировочный процесс, только через труд можно чего-то достичь. Относился к игрокам с пониманием, учитывал, что это горячая нация.
Талантливых футболистов там много, в «Нефтчи» было шесть сборников. И мне кажется, что без лимита на легионеров, который в Азербайджане вообще отсутствует, плохо.
— Когда вы окончательно убедились в том, что вам нужно уходить?
— В конце минувшего чемпионата. Но впереди были еврокубки, и я не мог подвести президента и оставить ребят
— Президент был далек от команды?
— Нет. Но он — молодой парень и только вникал в футбол.
— В азербайджанском футболе действительно много денег?
—Не мне об этом судить, но в команды средства вкладывают. Клубы распределены между богатыми людьми и принадлежат мощным структурам. «Нефтчи», например, спонсировал самый крупный нефтеперерабатывающий завод Другой клуб закрепили за международным банком, третий — за национальными авиалиниями и так далее. Можно сказать, что клубы там не частные, а государственные.
«С сыном в теннис играть бесполезно»
—Баку вас впечатлил?
— После длительного перерыва его можно и не узнать. Особенно центр. В Баку очень красиво, много зеленых парков, памятников архитектуры. Я жил в старом городе, рядом с улицей, на которой снимали «Бриллиантовую руку» с ее знаменитым «Черт побери!» (смеется)... Руководители страны говорят, что за пять-десять лет там будет второй Дубай. Шикарные мосты, все в мраморе.
— Анатолий Васильевич, семья была с вами?
— Наездами. Дочка заканчивала школу, поступала, поэтому им по большей части нужно было быть в Киеве.
— Вы так и живете в частном доме?
—Да, возле стадиона «Темп». Там я, кстати, провел свой первый матч в форме «Динамо», за «дубль».
—Чем занимается ваш сын - Тарас Демьяненко?
—У него свой бизнес. С теннисом он давно закончил, хотя для себя играет. И в теннис, и в футбол.
—А вы с ним сыграть сможете?
— Нет, у меня против Тараса шансов нет. Хотя на сборах мы с коллегами в теннис нередко играли.
—С кем из футбольных людей вы сейчас общаетесь чаще всего?
—С Михайловым, Михайличенко, Евтушенко, Веремеевым, Литовчекко, Калитвинцевым.
— Без последнего — весь тренерский штаб национальной команды...
— Я за них переживаю. Молодцы, гнут свою линию. Считаю, что главное — результат. Нам нужно выходить на чемпионат мира. Стали бы перестраивать игру, что-то выдумывать — могли бы не выиграть у Белоруссии и проиграть Хорватии. А так свои очки пока взяли. В сборной сложнее ставить игру, это не клуб.
«Обиды на «Динамо» нет и быть не может»
— Президента «Динамо» с юбилеем поздравляли?
— Конечно. От Игоря Суркиса мы с женой получили приглашение на банкет и с удовольствием им воспользовались. Я рад за руководителя своего родного клуба, знаю, как он переживает, и вижу, что сейчас команда начала оживать. Киевляне неплохо выступили в Лиге чемпионов, могли выйти из группы, не хватило совсем чуть-чуть.
—Свои динамовские ошибки вы проанализировали?
— Да. Нам всем не хватило времени. Уже тогда росли хорошие футболисты, которые сегодня близки к тому, чтобы стать лидерами коллектива. Но они были не так стабильны, поэтому мы и ставили на игроков, которые уже покинули клуб. Это нужно было пережить.
—Обиды ни на кого не осталось?
— Никакой. Это моя любимая команда. Мне дали шанс. Но был такой период. В чемпионате у нас многое получалось, а на европейской арене этого не хватало.
— С кем из футболистов вам было сложнее всего работать?
— Наверное, с бразильскими.исполнителями, не считая Корреа. Мало просто тренироваться — нужно добросовестно трудиться. Они думали, что смогут играть на голом классе, и дружно покинули команду. В Украине бразильцы часто приносили результат, и всех нас это, по всей видимости, вводило в заблуждение. Мы не смогли найти золотую середину между необходимостью подождать с достижением локального результата.
— Ассистентом работать проще?
— Конечно.
— Вы согласитесь пойти в помощники?
— Когда я возглавил «Динамо», то сделал шаг вперед. Надо двигаться в этом направлении.
«Один футболист играл у меня бесплатно»
— Анатолий Васильевич, в конце годе проводятся различные референдумы. Назовете трех лучших игроков в нынешнем «Динамо»?
— Михалик. Он может сыграть на всех позициях. Милевский хорошо выглядит, здорово прибавил. Пожалуй, достаточно будет двух.
—А Алиев?
— Не стану его называть.
— У вас были с ним конфликты?
— Не конфликты, а рабочие моменты. Я ему часто объяснял, что так себя вести не надо.
— Он умеет слышать тренера?
— Должен слышать. Это хороший полузащитник. Может игрзть на высоком уровне, но долго убивает в себя свое «я». На первом месте должна быть команда и ее интересы.
— Вы все время говорите, что конфликтов не было. А может, без них нельзя? Может, нужно периодически специально нагнетать ситуацию? Пожестче быть?
— У нас дисциплина была. Футболисты об этом сами говорили и говорят в интервью. Мягким я себя не считаю. Стараюсь обращаться со всеми по-человечески, но если не понимают, включаю другие рычаги.
— Голос на игроков часто повышаете? .
— Часто или нет, не знаю, но в перерыве взбучки бывают просто необходимы. Так было и в Киеве, и в Баку.
— В «Динамо» вы футболистов штрафовали?
—Да.
—Был лидер по штрафам?
— Был. Мы шутили, что он у меня вообще бесплатно играет. Но я думаю, что он на меня сейчас не в обиде.
— Футболисты вашего поколения — тоже не ангелы...
—Пожалуй, да. И нас наказывали, но все было в меру. Мы объясняем ребятам — не повторяйте чужих ошибок. Полностью согласен с Михайличенко, который недавно сказал, что хуже всего, когда не реализовывается большой талант
— Вы знали меру, но играли за рубли. Сейчас играют за доллары...
— Время другое. Нельзя игроков за это судить.
Евгений ГРЕСЬ
Команда
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Турки выделил Тайсона Фьюри
Лайонелл ответил Тимоти Брэдли
надо этот опыт передать Валенсии... а то нам играть скоро с ними
___________________________________________________
+100%