БАБАЕВ: «Ситуация сложная, но контролируемая»
Президент «Ворсклы» Олег Бабаев заверил, что зимой, кроме Кравченко, никто команду не покинет
На встречу с Олегом БАБАЕВЫМ я приехал на 15 минут раньше назначенного времени и, не успев заказать в баре отеля «Киев» кофе и еще раз пересмотреть все вопросы, увидел президента «Ворсклы». «Мы же на 11.00 договаривались», -- сказал Олег Мейданович и до начала интервью сумел провести переговоры с двумя деловыми партнерами, а также ответить на несколько телефонных звонков. Ровно в одиннадцать он начал говорить только о футболе и на звуки телефона вообще не реагировал. За полчаса он рассказал многое...
По ходу разговора было заметно, как увлекают Бабаева рассказы о 2008-м. В этом году он, пожалуй, впервые за все время управления полтавским клубом увидел результаты, которых ждал от своей команды. В украинский футбол бывший глава кременчугского мясокомбината, а ныне -- народный депутат Украины ворвался стремительно, и если бы Премьер-лига учредила призы для лучших руководителей минувшего года, Олег Бабаев, возможно, претендовал бы на одно из первых мест.
Он угадал с тренером, быстро нашел с ним общий язык и поверил ему (тренер этот, к слову, как-то сказал, что ни разу не слышал от президента слова «нет»). Он создал для команды все условия для достижения результата и убедил Константина Жеваго в два раза увеличить бюджет. В его клубе стали расти сборники, а «Шахтер» и «Динамо» с завидным постоянством и большой радостью зовут его футболистов. Но даже несмотря на это, после прошлогоднего 14-го места на промежуточном финише нынче «Ворскла» ушла на каникулы четвертой. Десять позиций за один год!..
Ночной звонок Константина Жеваго...
-- Олег Мейданович, вы помните тот день, когда получили предложение заняться делами ФК «Ворскла»?
-- Помню. Весной 2005 года наш почетный президент Константин Жеваго как-то позвонил мне ночью и сказал: «Я решил -- принимай клуб. Ты же умеешь в футбол играть, ты там рядом, в Кременчуге». Я ответил, что умею играть на улице, а в управлении такой организацией мало что смыслю. На что получил ответ: «У тебя все получится».
До этого я немного занимался «Кремнем», клуб как раз собирался заявляться во вторую лигу. Мне, конечно, было интересно, но поначалу столкнулся с таким ворохом проблем, что вообще не понимал, куда я попал.
-- С чего вы начали?
-- С решения финансовых вопросов. До нашего прихода в «Ворскле» три месяца не платили заработную плату. Мы сразу со всеми рассчитались и погасили долги, в том числе и по премиальным. Закончили сезон, сохранили прописку в высшей лиге, и я принял решение поменять главного тренера и весь его штаб. Вместо Владимира Мунтяна пришел Виктор Носов. Мы начали по крупицам создавать новую команду...
-- Когда стали серьезно заниматься клубом, в футбол не прекратили играть?
-- Наоборот. Теперь делаю это четыре раза в неделю. Иногда выступаю за команду ветеранов «Ворсклы», за коллектив Верховной Рады, но чаще всего мы играем с ветеранами кременчугского футбола.
-- Это правда, что вы можете назначить им тренировочный матч в восемь часов вечера?
-- Бывает и такое. Ребята, помню, шутили, спрашивали друг у друга: «Тебе дома поверили, что ты в футбол пошел играть?» (Смеется.) В прошлом году провели спарринг в 19.00 перед самым празднованием Нового года, а потом вышли на поле 1 января в три часа дня. Раньше и четыре тренировки в неделю не были пределом. Особенно тогда, когда мы только построили на комбинате маленький уютный стадион с искусственным полем.
-- На сборы «Ворсклы» поедете?
-- Конечно. За зиму я бываю в Турции по несколько раз. Дня по три-четыре нахожусь с командой.
-- В общей группе пробовали тренироваться?
-- Пробовал. И при Носове, и при Павлове. Тяжело, конечно. Сказываются и разница в возрасте, и профессиональные навыки. Но я стараюсь, хотя когда с футболистами играю, мяч получаю нечасто (смеется).
-- Против вас могут сыграть вполноги?
-- Это исключено.
-- Против кого неудобно играть?
-- Против Саши Чижова. Жесткий, колючий защитник. Я и сам старался с ним потолкаться, но он умеет держать удар. Неприятный для нападающего противник.
-- Почему он не играет в «Шахтере»?
-- Помешали травмы. Плюс понадобилось время на адаптацию. Не все ведь могут так, как Андрей Пятов, прийти и сразу играть. У каждого своя история. Думаю, Саша пройдет с горняками зимние сборы и станет в команде таким же полезным, как был у нас.
-- У кого сложнее всего отбирать мяч в квадрате?
-- Наверное, у Маркоски. Хитрый он, а между ног получать мяч не хочется (смеется).
«Носов был очень мудрым человеком»
-- Сербский полузащитник у вас долго тренировался, прежде чем подписал контракт...
-- Носов никогда не спешил принимать решения. Помню, привезли Арменда Даллку -- Виктор Васильевич некоторое время сомневался и в нем. Игроков он подбирал с особой тщательностью. Наблюдал за ними не только на тренировках. Так же было и с Сергеем Кравченко, и с Йованом Маркоски.
-- Что было самым сложным в период становления?
-- Избавиться от балласта и четко определить, кто в команде лидер, а кто наносит ей вред, даже несмотря на то, что играет ведущую роль на поле. С некоторыми мы разбирались долго. Я сам удивился -- ушел один, второй, после этого у нас вообще не шла игра, но в коллективе сразу образовался совсем другой микроклимат. Это было важнее. На это потратили много времени, но нужно было терпеть. Можно потерять в игровом плане, но приобрести в моральном, что способствует росту других исполнителей.
-- Что самое главное вы почерпнули для себя из общения с Носовым?
-- Это был очень мудрый человек. Возможно, он из прошлого времени, но в плане эмоционального состояния команды, в плане психологии он проделал большую работу. Опыт не позволил Виктору Васильевичу ошибиться в выборе игроков. Немаловажно и то, что селекцию он доверил Валерию Гошкодере. Какой-то процент брака, конечно, присутствовал, но эффективность все равно была высокая. Мы делали относительно недорогие приобретения, но ребята росли.
-- Вам не кажется, что Носов излишне осторожничал?
-- Не думаю. Возможно, в силу своего возраста он где-то недокручивал команду, когда настраивал на игру. Когда работали Анатолий Момот и Валерий Гошкодеря, эмоций и азарта стало побольше. Но этим специалистам, вероятно, все-таки не хватило опыта. Да и потом Гошкодере пришлось уехать, и Момот остался совсем один.
-- Можете назвать самый удачный трансфер «Ворсклы» за годы вашего президентства?
-- Если учитывать то, что Кравченко пришел к нам бесплатно, то, пожалуй, это Маркоски. По меркам докризисного периода достаточно дешево достались нам Цурри, Даллку и Янузи.
-- Неудачные приобретения тоже были?
-- Самые неудачные -- первые. Не хочу об этом вспоминать, но, воспользовавшись моей на тот момент некомпетентностью, нам продали за большие деньги сразу пять игроков. Только одному из них удалось выйти на ведущие роли в команде. Может вырасти и второй, но процент брака, как вы понимаете, все равно очень большой.
-- Может быть, именно поэтому вы и не тратили потом больших денег на футболистов?
-- Это, наверное, сказалось. Но это была школа. Кое-чему я научился и стал более осторожным.
-- Вам легко общаться с игроками?
-- Легко. Моя совесть перед ними чиста -- я им ничего не должен и никого из них никогда не обманывал. Все, что обещал, старался и стараюсь выполнять.
-- Вы часто бываете с командой?
-- Думаю, что провожу с ней как раз оптимальное время. Я от коллектива далеко, там есть главный тренер, есть профессиональный штаб, есть генеральный директор.
-- Считаете ли себя жестким руководителем?
-- Нет. От принципов я не отступаю, но всегда стараюсь искать компромиссы. Однако если допекут, тогда никого не жалею.
«Павлов ко мне долго присматривался»
-- Олег Мейданович, вы помните свою первую встречу с Николаем Павловым?
-- Конечно, помню. Это было здесь, где мы с вами сейчас общаемся. Переговоры шли сложно. Мне показалось, что Николай Петрович долго ко мне присматривался. Сказал, что напишет ряд вопросов... Но раз согласился подписать контракт, значит, ответы ему понравились.
-- Что Павлова беспокоило больше всего?
-- Турнирное положение и календарь оставшихся матчей. Я сказал, что со своей стороны не допущу, чтобы «Ворскла» покинула высшую лигу. Думаю, это был как раз тот случай, когда президент поверил в тренера, а тренер -- в президента. Конечно, то, что есть сейчас, -- в большей степени заслуга наставника, но у нас действительно быстро сложились доверительные отношения.
-- Когда вы окончательно поверили, что у Павлова точно получится?
-- Когда принял решение подписать контракт. Сразу. И ни на секунду в этом не усомнился даже тогда, когда весной мы проиграли три стартовые встречи. Терпеть, как я уже говорил, мы научились.
-- Чем вас удивил Павлов?
-- Ничем. Я знал, что он -- настоящий профессионал. Команда сразу его восприняла, это я увидел еще на сборах. Да, Николай Петрович непростой человек, но для меня самое главное то, что он живет по определенным жизненным принципам. У него есть свое я, есть свое мнение. Считаю, что на сегодняшний день это один из самых серьезных специалистов в Украине.
-- Нет желания подписать с тренером новое долгосрочное соглашение?
-- Почему бы и нет? Мы к этому готовы.
-- У Павлова действительно есть в контракте пункт, согласно которому он не имеет права обсуждать работу арбитров на пресс-конференции?
-- Да, такой пункт есть.
-- Вы согласны, что в 2008 году отношение судей к «Ворскле» изменилось? Это связано с приходом нового наставника или с образованием Премьер-лиги?
-- Я думаю, что совпали два фактора -- авторитет Павлова и решение президентов клубов отстранить некоторых рефери от работы в Премьер-лиге. При Носове команду действительно топтали.
-- Вы не оштрафовали Павлова за удаление в кубковом матче с донецким «Металлургом»?
-- С учетом того, что «Ворскла» впервые в истории вышла в полуфинал Кубка Украины, ограничились устным предупреждением (смеется).
-- Четвертьфинал в Донецке стал одним из самых запоминающихся поединков в минувшем году?
-- Таких было много. Яркой была победа над «Шахтером». С «Динамо» мы всегда играем в хороший футбол. Отложились в памяти победные встречи с «Днепром» и «Таврией». В Симферополе мы проигрывали, но в итоге закончили матч со счетом 3:1 в свою пользу. Однако я надеюсь, что лучшие игры у нас впереди.
«Кроме Кравченко, зимой никто не уйдет»
-- Николай Павлов говорил, что дал вам список из трех футболистов, которые могли бы заменить Сергея Кравченко. Какая-то определенность уже есть?
-- Кое-что проясняется, но фамилий называть не буду -- работа в этом направлении ведется.
-- Зимой потеря будет только одна?
-- Да. Спрос на игроков «Ворсклы» существует, но у всех ребят действующие и, как правило, долгосрочные контракты.
-- Олег Мейданович, судя по тому, что Павлов просил у журналистов защиты от президента, задачу перед командой вы уже поставили. Но официально еще не озвучили...
-- Мы не хотим торопиться. Сейчас обсуждаем бюджет на следующий год. Думаю, как только футболисты выйдут из отпуска, мы соберемся и обо всем поговорим. Задачи ни для кого не станут откровением, они будут соответствовать тому месту, на котором мы сейчас находимся. И которого заслуживаем. Сенсаций не ждите.
-- В стране -- финансовый кризис. «Ворсклы» он не коснется?
-- Кризис коснется всех, а я отвечу так: ситуация сложная, но контролируемая. Возможно, мы будем ограничены в каких-то трансферных операциях, усовершенствовании инфраструктуры, но команда от финансовых проблем пострадать не должна. В этом мы находим полное понимание со стороны нашего почетного президента.
-- Не буду спрашивать, как вы успеваете совмещать футбол, бизнес и политику, но рискну предположить, что ваша любимая игра в этом году принесла вам больше радости, чем все остальное...
-- Конечно. Вы же видите, что творится в стране... Но я хочу дожить до того времени, когда радовать будет все -- и футбол, и бизнес, и политика.
-- Сложнее управлять мясокомбинатом или клубом?
-- Комбинатом уже руководит менеджмент. В клубе тоже все налажено. Есть хороший тренер, его помощники. Есть генеральный директор, Дмитрий Яворский, и его команда. А параллели проводить сложно. Везде своя специфика: тут -- футболисты, там -- рабочие. Главное относиться к делу с душой, тогда все получится.
Я хотел, чтобы была команда. Долго искал тренера. Понимаю, что Виктор Носов сделал свое дело, выполнил свою миссию, но рад, что встретил Николая Павлова. Это был как раз тот случай, когда каждый оказался в нужный момент в нужном месте. Как центрфорвард.
-- На стадионе уже не кричат, что колбаса у вас лучше, чем команда?
-- А что, такое кричали?
-- Мои полтавские коллеги рассказывали...
-- Не знал, если честно. Что вам сказать... Колбаса у нас премиум-класса -- дорогая и качественная. Нужно, чтобы и команда была такая. Будем стараться.
Команда
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Майрис Бриедис посоветовал Александру закончить с боксом
Микейла Демайтер не даст вам устоять перед её красотой