Надаль. Врывающийся в историю
Рассказ об одном из самых стремительных взлетов в истории спорта
«На самом деле это я подошел к Рафаэлю Надалю. Он, наверное, мой любимый теннисист, и я подошел к нему и сказал что-то типа: «Я просто хочу познакомиться с тобой. Я не буду фотографироваться с тобой, или что-то такое, я просто хочу познакомиться». И еще я сказал ему: «Я наблюдаю за тобой все время, когда ты играешь в теннис, и мне нравится смотреть, как ты играешь». И я пожелал ему удачи». Майкл Фелпс, восьмикратный олимпийский чемпион Пекина
Уже в течение некоторого времени известно, что Рафаэль Надаль войдет в историю как один из лучших игроков на грунте, которого когда-либо знала игра. Но после одного из самых прекрасных сезонов открытой эры, могут ли быть сомнения в том, что Рафе предназначено стать одним из величайших чемпионов на все времена?
Демонстрируя ту же мощную силу приливной волны, с которой он сокрушает своих оппонентов, Рафаэль Надаль влетел в историю, как спринтер. В пятнадцать лет он выиграл свой первый матч АТР. В 17 он стал самым молодым спортсменом со времен Бориса Беккера, достигшим третьего круга на «Уимблдоне». В 19 он стал первым человеком за последние 20 лет, выигравшим «Ролан Гаррос» в год своего дебюта в основной сетке.
В 2008 году его темп еще увеличился. Удивительно, но Надаль не мог выиграть свой первый турнир в году до 27 апреля. Завоевав в этот день четвертый подряд титул турнира серии «Мастерс» в Монте-Карло, обыграв в финале Роджера Федерера, Надаль начал то представление на трех континентах, которое оставит поклонников тенниса ослепленными на много лет вперед. Менее чем за четыре месяца он выиграл восемь турниров, довел соотношение побед и поражений до 48-2 и увенчал 32-матчевую победную серию победами на «Ролан Гаррос» и «Уимблдоне». Незадолго до US Open Надаль принял первый номер мирового рейтинга из рук Федерера.
Это был год, который изменил абсолютно все в том образе, в котором Надаль войдет в историю. За этот год он поднялся с позиции специалиста на грунте до человека, который стоит на пути в когорту величайших чемпионов всех времен.
Интересно при этом, что за этот год 22-летний Надаль совершенно изменил то, как о нем говорят. За последние пять лет все беседы об истории, наследии и небывалом величии в большой степени ограничивались фигурой Федерера, безусловно, на тех основаниях, которые давали его огромные достижения. Хотя Надаль продолжал менять свою игру, только победа на «Уимблдоне» заставила всех понять, что Надаль тоже может закончить свой путь в ряду теннисных титанов.
Для этого понимания были важные причины. Год назад у Надаля было три титула «Большого шлема», все завоеванные на «Ролан Гаррос», и пара финалов «Уимблдона». Это превосходное достижение, достойное Зала теннисной славы, но как в случае Густаво Кэртена или Патрика Рафтера, завоевывавших свои титулы на одном турнире, это заставляет игрока чувствовать себя скорее «победителем от случая к случаю», чем «чемпионом на века».
Утверждая себя в качестве игрока на всех видах покрытий – кроме «Уимблдона» Надаль в 2008 году впервые достиг полуфиналов на US Open и Australian Open – испанец значительно изменил к лучшему свое место в теннисной истории. Почти удвоив количество титулов «Большого шлема» (он довел его до пяти), Надаль перепрыгнул Куэртена, Джима Курье, Гильермо Виласа и теперь стоит на расстоянии одного титула от таких мультичемпионов, как Борис Беккер и Стефан Эдберг.
Весьма вероятно, что он заработает свой шестой титул «Большого шлема» достаточно скоро, ведь 22-летний Надаль только приближается к возрасту, в котором обычно происходит пик карьеры. Но также легко представить, что Надаль заработает еще больше титулов, и это уже вознесет его в общество таких гигантов тенниса, как Джон Макинрой (7 титулов), а затем и восьмикратных «шлемоносцев» Агасси, Коннорса, Лендла и Роузуолла. А удвоив свои старания, он окажется на горных вершинах открытой эры, где обитают только такие чемпионы, как Борг, Лэйвер, Федерер и Сампрас.
Сейчас легко забыть об этом, но в начале 2008 года было время, когда Надаль выглядел усталым. Это было особенно заметно, когда он проиграл полуфинал Индиан-Уэллса Новаку Джоковичу и финал Майами Николаю Давыденко. А не далее как в мае, на турнире серии «Мастерс» в Гамбурге, он находился в одном сете от падения на третью строчку мирового рейтинга.
Но уже в Париже его огромная напористость и соревновательная ярость были великолепны. Его четвертая победа на «Ролан Гаррос» была самой неоспоримой из всех. Испанец не проиграл ни сета за весь турнир (подвиг, последний раз совершенный Боргом в 1980 году). На «Уимблдоне» он разбил Федерера в величайшем матче в теннисной истории (счет 9:7 в пятом сете). Следую по стопам Борга, Надаль в тот день стал первым человеком после шведа, который в 1980 году выиграл «Ролан Гаррос» и «Уимблдон» в один год.
Еще шесть титулов Надаля за 2008 год включают олимпийское золото Пекина и три турнира серии «Мастерс» (Монте-Карло, Гамбург, Торонто). Во время этого рывка он претендовал на многочисленные титулы на грунте, траве и харде.
«Теперь я знаю, каково это быть первым номером», – сказал Надаль во время US Open. «И я знаю, что уже в следующем месяце я могу снова стать вторым или третьим, разве не так? Надо просто быть готовым ко всему, наслаждаться моментом и принимать все происходящее».
Но является ли прорыв Надаля одним из величайших в мировом теннисе? Безусловной вершиной является Род Лэйвер, завоевавший в сезоне 1969 года все четыре титула «Большого шлема». Пять лет спустя Джимми Коннорс выиграл 99 из 103 матчей в году и все турниры «Большого шлема», в которых он участвовал, единственным исключением стал «Ролан Гаррос», где ему не разрешили участвовать из-за его присоединения к World Team Tennis. Впрочем, надо еще учесть, что в те годы Australian Open был достаточно слабым турниром. В 1988 году Матс Виландер также выиграл три турнира «Большого шлема», проиграв в четвертьфинале «Уимблдона». За период в три десятилетия, с 1968 по 1999 было 20 лет, когда один человек зарабатывал по два титула БШ в течение года, и возглавляет этот список Пит Сампрас, повторявший это достижение четырежды с 1993 по 1997 год.
Затем Федерер превысил все достижения, за исключением Лэйвера, завоевав по три ТБШ в 2004, 2006 и 2007 годах.
Отсюда следует, что, при том, что сезон 2008 для Надаля был выдающимся, он все же входит в длинный список других столь же выдающихся теннисных сезонов. Но возможно, самым привлекательным аспектом успеха Надаля является его молодость и то, что абсолютно все от его успеха до его поведения свидетельствует о возможности еще большего прорыва.
Если скачок Надаля на вершину и не был таким быстрым как у Борга, то все же очень близким. Швед является самым молодым человеком в истории тенниса, завоевавшим пятый титул «Большого шлема» – он достиг этого показателя на «Ролан Гаррос»-78 – в ту неделю, когда ему исполнилось 22. Пятый же титул Надаля, заработанный в этом году на «Уимблдоне», пришел к нему спустя месяц после его 22-летия.
Нельзя также не отметить стилистической схожести этих двоих. Как и Надаль, Борг ворвался на сцену юным дарованием, украшенным ореолом мистики, волосами рок-звезды и железной волей. Ставший культовой фигурой в теннисе в образе «ангелоподобного подростка», Борг заработал первый из шести титулов «Ролан Гаррос» в 1974 году, 10 дней спустя после восемнадцатилетия. Как и Надаль сейчас, Борг на грунте был человеком-стенкой, способным перекрывать весь корт часами, очень редко делая невынужденные ошибки. Но, так же, как и в случае с Надалем, в начале карьеры доминирование Борга на грунте угрожало затмить его великолепные качества универсального мастера.
Как и Надаль, Борг по началу считался слишком защитным игроком задней линии, чтобы доказать свое мастерство на траве «Уимблдона». Все, начиная от его хватки и заканчивая его навыками удара с лета, считалось не эффективным на траве Всеанглийского теннисного клуба.
Однако, довольно скоро и швед, и испанец показали миру его неправоту. В попытках выиграть «Уимблдон» Борг и Надаль значительно улучшили подачу, немного приблизили свое положение на корте к задней линии и, возможно, самое главное, проявили готовность заменить первоначальную защитную тактику на частично атакующую.
«Что больше всего впечатляет в Надале, это его улучшившееся понимание того, как играть на траве», – сказала на лужайках Всеанглийского клуба девятикратная чемпионка «Уимблдона» Мартина Навратилова. «Он выполняет свой бэкхенд раньше, подрезает более разумно, а его движение просто невероятно».
Но в менее рациональном и более эмоциональном смысле Надаль и Борг совершенно расходятся. Хотя Борг был, несомненно, одним из великих чемпионов уже в возрасте немного за 20, он в то же время становился все более пресыщенным. Давление таких голодных конкурентов, как Коннорс, Макинрой и растущий Лендл, похожие на монашеские ритуалы, которым он следовал на тренировках, желание славы и, самое мучительное, ограниченность его физических возможностей из-за выматывающего стиля игры – все это делало Борга скорее «утомленным правителем», чем «кровожадным воином».
В этом смысле Надаль, безусловно, его противоположность. Нет и следа загнанности или скуки в его отношении к игре, ничего похожего на то, как Борг показывал, что жизнь в большом теннисе губительна для души. Например, в карьере Борга наступил момент, когда он считал более мелкие турниры не важными для себя – прагматизм, который некоторым образом препятствовал его росту как игрока, и, безусловно, демонстрировал его усталость от соревнований.
«Это не вопрос выбора количества или качества», – говорит Надаль о своем насыщенном игровом графике. «Вы идете за тем, что есть, вы играете то, что можете играть. Нет никакой альтернативы, кроме как играть. Ни больше, ни меньше».
В этом смысле, хотя игра Надаля уходит корнями в игру Борга (а скорее, в игру еще одного маэстро грунта аргентинского левши Виласа), своим темпераментом бойца он скорее похож на Коннорса. Это человек, который любит соревноваться изо дня в день. Не считаясь с тем, чтобы выйти на пик формы только к турнирам БШ, Надаль уже выиграл 12 турниров серии «Мастерс» – это третий показатель в истории после Андре Агасси (17) и Федерера (14).
Каков будет вклад Надаля в мировой теннис – это один из главных вопросов сегодня. Этот вопрос уже довольно долго находился под спудом, но сейчас, так же, как и сам Надаль, он смотрит прямо в лицо всему остальному спорту, и больше всех – Роджеру Федереру. У него будет еще много битв. Но если Борг выкинул белый флаг и сдался в возрасте 25 лет, Надаль вряд ли сделает что-то подобное.
«Я хочу только прогрессировать», – говорит Надаль. «Это то, что нужно делать, если вы – номер 1 и хотите им оставаться. Я хочу оставаться на вершине и буду за это бороться».
Юлия Ниткина
Sports.ru
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Бывший динамовец не понимает, что произошло с командой во втором тайме
Украинка переиграла уже третью немку и приблизилась к финалу