«Циркули» против «охотников»: неравная схватка
Почему мы, как волки, затравленно мчимся на выстрел?
Очередная сессия кандидатов на участие в мировом финале первенства для сборных позволила уточнить: в нашей сильнейшей лиге выступает двадцать игроков национальных команд из пятнадцати стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки. Раньше как-то не приходилось сосредотачиваться на этом -- сведения о всей подноготной украинского футбола распространяются по свету раскатистым эхом. О нас известно все, даже такое, во что нам самим не хватает духу поверить.
Вот, например, великолепный правый защитник и полузащитник сборной Хорватии и донецкого «Шахтера» утверждает в одном из интервью, мол, еще до матча Украина -- Хорватия он пророчил своей команде превосходство в тактике, технике и физической подготовке. Не подвергая сомнению ни одного из этих утверждений (хотя по поводу тактики можно было бы заметить, что ее качество определяется результатом поединка), заострю внимание лишь на одном: скажите на милость, ну почему мы должны уступать кому бы то ни было еще и в физической подготовке?! Нет конца этому моему недоумению. Нация, возникшая как симбиоз наследственности могучих землепашцев и неприхотливых, как их кони, степных разбойников, достойна иной доли в этом разделе современного спорта.
Изъяны в технической оснащенности футболистов и некоторая старомодность тактико-стратегических мотивов -- это следствие давно наметившегося отставания национальной футбольной школы от передового опыта. Как явление культуры футбольное образование в этом отношении не одиноко на нынешнем крутом вираже истории украинского общества. После развала СССР мы обрели свободу, но множество сторон народной жизни лишились государственной опеки. В частности, беспризорная и вконец обнищавшая отечественная наука о спорте и в лучшие времена не баловала футбол своим вниманием, а теперь совсем не смотрит в его сторону.
Наиболее страдает от паралича методической мысли начальное обучение. Футболисты возрастных категорий «от горшка два вершка» все еще разыгрывают свои бессмысленные первенства, держа в уме турнирные таблицы и подчиняясь на поле солдатской дисциплине командных маневров. У них хватает тренировочного времени только на восстановление от календарных матчей и подготовку к ним. Пробьются ли на свет Божий их природные ловкость и скорость, умение оригинально мыслить, не затопчут ли переростки-мастадонты потенциальных мунтянов и бессоновых в недетской сече за турнирные баллы -- сие никого не волнует. Увы, в том числе и тренеров, воспринимающих свою скромную зарплату как пособие по безработице.
Отсюда обычный для наших кандидатов в профессионалы пятидесятипроцентный брак в работе с мячом и стопроцентное отсутствие скоростной техники. Положение практически неисправимо, так как ниву, где произрастают тренеры для взрослых, тоже засевает ветер. Никто не может знать, где, когда и что именно заколосится на этом поле. Потому и получила у нас такое массовое распространение практика закупки в других странах недостающей культуры футбольного наставничества и желанного исполнительского мастерства.
Наш единственный козырь на международной арене -- неутомимость сердец и мышц, собранная в кулак рациональной организацией игры. Когда каждую жилочку футболиста греет изнутри нерастраченная энергия, он в игре на зеленом поле -- охотник: все видит и предвидит, готов в любой момент сигануть с места, чтобы успеть на прострел, перехватить передачу соперника, добить отскок, не дать принять свободно мяч. А сам ведет мяч, касаясь кожаного друга, как кошка лапой нитяной моток -- пружинисто, координированно, властно, указывая торсом ложный путь. На прямых ногах так не сыграешь и никуда не поспеешь. Но многие ли наши футболисты играют на полусогнутых и ускоряясь, рвут на неравные лоскутья темп продвижения с мячом? Приглядитесь, на наших футбольных полях единицы охотников, постоянно готовых стартануть на любой шорох, зато полным-полно передвигающихся по полю, как циркули, это буквально бросается в глаза после часа игры. Мы -- футбол одного тайма, и с этим надо покончить.
Не устаю спрашивать у товарищей, коллег -- бывших тренеров и футболистов: что происходит, когда и почему утеряна любовь к физическому совершенству? Многие кивают на время, повернутое торгашами в сторону пива и ночных клубов. Мол, идолом стал ненасытный мачо, аскетизм и трезвое дыхание не в моде. Да, это сильное поветрие. Однако ведь и прежде дули те же сквозняки.
...Давным-давно, когда ночные удовольствия не предлагались мужчинам нашей страны в обольстительной клубной упаковке, атлетов также донимала бессонница. Олимпийский чемпион по одному из самых энергозатратных видов спорта как-то вышел подышать морозным воздухом, надев по случаю дивную меховую шапку. В мерцающем свете луны это творение скорняжного искусства свело с ума стайку грабителей, они овладели шапкой с проворством обезьян, но были пойманы олимпийцем и нещадно биты.
Милицейский наряд подоспел к той фазе инцидента, когда экзекутор со своими обнаженными пудовыми кулаками уже сам смахивал на ночного татя. Завязалась неравная схватка. В итоге милицейский корпус славного города Киева потерял на пару недель трех своих боевых товарищей. А через некоторое время после установления личности в милицейском отделении скончался от многочисленных внутренних кровоизлияний многократный победитель рейтинговых соревнований по пятиборью. Тоже динамовец и, как было принято в этом не совсем гражданском спортивном обществе, офицер Внутренних войск. Начальство вышло из берегов. Номинальный глава ведомства сказал запоминающиеся слова своему заместителю, по-нынешнему -- спортивному директору: «Распорядитесь, чтобы наши экс- и вице-чемпионы по ночам сидели дома. В противном случае вам и вашим тренерам придется добывать олимпийские медали собственноручно!» В ту пору приказы отдавались, чтобы их выполняли.
Понятное дело, сейчас никому не запретишь жить красиво что днем, что в сумеречную пору. Речь может идти лишь об осознанной необходимости играть в футбол, дыша полной грудью. Тут очень важны примеры, и неотразимейший из них -- это когда тренировочный процесс в футбольной команде выстраивается на прочном фундаменте функциональной подготовки. У такой команды смотрит только вниз кривая посещаемости заведений, где каждая минута старения сжимается до секунды. Вспомним Высоцкого:
Наши ноги и челюсти быстры,
Почему же, вожак, дай ответ,
Мы затравленно мчимся на выстрел...
Это не про футболистов, но все равно о тех, кого ноги кормят. Не зря один из легендарнейших составов киевского «Динамо» понаклеивал в салонах своих авто изображение волка. Для волка слабость -- это смерть.
Валерий МИРСКИЙ
Команда
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Тайсон будет весить 123,8 кг
Клаудио Раньери поделился мнением о состояние римской команды