Итальянская драма на Париж – Рубэ. Итоги недели в велоспорте
Sport.ua подводит итоги недели в шоссейном велоспорте
Гонки недели
Воскресенье, 3 октября – Париж – Рубэ (Франция)
3 октября для очень многих любителей велоспорта было самым долгожданным днем сезона. Легендарная Париж – Рубэ, самая престижная однодневная велогонка мира, в 2020 году сначала была перенесена с апреля на октябрь, а затем и вовсе отменена из-за пандемии коронавируса. Когда в 2021 году «Северный ад» снова перенесли на октябрь, многие опасались, что история прошлого года повторится. Но, к счастью, «Королеву классик» все же удалось провести. Но ждать очередной версии Париж – Рубэ пришлось целых два с половиной года – ажиотаж был невероятным.
Еще сильнее его подогрел прогноз погоды в северной Франции на день проведения гонки. В дождевых условиях Париж – Рубэ становится максимально тяжелой и эпичной: когда за победу рубятся мужчины с ног до головы в грязи – это выглядит очень сурово и олдскульно. Не говоря уже о том, насколько сложнее и опаснее от этого становится гонка. Дождевого Париж – Рубэ болельщики не видели с далекого 2002 года. С тех пор каждый год фанаты молятся на осадки в день проведения «Северного ада», но каждый раз эти молитвы оказывались тщетными.
Но в этом году просьбы фанатов наконец-то дошли до небесной канцелярии, и погода на Париж – Рубэ обещала быть максимально сложной: сильные дожди в субботу и воскресенье, и сильные ветра. 2,5 года перерыва, дождевая гонка – большего ажиотажа вокруг «Северного ада» создать было, наверно, невозможно.
И в итоге гонка ожидания оправдала сполна – она получилась невероятно драматичной и эпичной. Началось все с того, что ранний отрыв получился очень опасным. В него отобрались сразу 28 гонщиков, при чем, в нем оказались такие люди, как экс-чемпион Париж – Рубэ Грег Ван Авермат, Джанни Москон и Яспер Филипсен, который до этого выиграл четыре однодневки подряд. Особенно опасной ситуация была из-за того, что как минимум по одному гонщику в отрыв делегировали практически все топ-команды – складывалась ситуация, при которой догонять отрыв было бы просто некому.
Тем более, Париж – Рубэ – это по своей природе гонка, на которой добирать отрывы очень сложно, и даже 1 минута отставания за 80-90 км до финиша может оказаться приговором для пелотона. Особенно усложнялась задача по преследованию в дождевых условиях. По мокрому каждый сектор брусчатки был очень селективен – после любого из них пелотон разваливался, и становился очень небольшим. И лидерам нужно было либо поджидать хвосты, либо пытаться продолжать работу той небольшой группой, которая осталась от пелотона. И тот, и другой вариант – плохие для процесса преследования.
Перед стартом Париж – Рубэ многие опасались, что из-за присутствия в ней вечных соперников, Матье Ван дер Пула и Воута Ван Арта, гонка станет очень скучной: они снова начнут пасти друг друга, а в это время за победой ускользнет какая-то случайная фигура. Так могло бы случиться и в этот раз. По сути, отрыв дня был нейтрализован именно благодаря двум ситуациям, когда Ван Арт и Ван дер Пул оказались по разным группам, и оба работали на полную: Матье – чтобы убежать от Воута, а тот – чтобы догнать своего соперника.
Первый раз они оказались по отдельности во время прохождения Аренбергского леса. Ван Арт позиционно ошибся, и начал штурм легендарной траншеи слишком глубоко по пелотону. Позже перед ним упали два гонщика: сам бельгиец «Jumbo Visma» падения сумел избежать, но разрыв перед ним образовался. И для того, чтобы закрыть его, Воут потратил немало сил.
За 71 км до финиша Ван дер Пул уже целенаправленно пошел в атаку, при чем на асфальте. Ван Арт эту атаку проспал, и они снова оказались в разным группах, что и было гарантией того, что оба будут работать на все 100%. В этот раз догнать своего главного соперника Воуту уже не удалось. А вот Ван дер Пул, избавившись от бельгийца, и сумел переложиться к Сонни Кольбрелли, который атаковал из пелотона немного ранее. Позже их совместное формирование сумело добрать и остатки раннего отрыва дня. Всех, кроме Джанни Москона, который на одном из участков брусчатки скинул своих попутчиков и более чем за 50 км до финиша поехал в одиночку.
Итальянец, который в конце сезона покидает «Ineos» и переходит в «Астану», выглядел в тот день великолепно, и держал своих преследователей во главе с Ван дер Пулом на дистанции более чем минуты. У Москона были все шансы довести дело до победы, но госпожа Фортуна явно была против этого. Сначала Джанни поймал прокол, а чуть позже еще и упал во время прохождения очередного сектора брусчатки. 1 минута и 15 секунд преимущества очень быстро превратились в 20 секунд.
В этот момент группа преследователей, понимая, что шансы на победу снова появились, наконец-то начала работать слаженно и помогать Ван дер Пулу. Москон долгое время героически сопротивлялся и в какой-то момент даже нарастил свое преимущество, но все же был настигнут преследователями. Такой сценарий не мог не добить морально итальянского гонщика, и он выпал из лидирующей группы. Москон героически сражался, но в итоге был вынужден довольствоваться только четвертым местом.
А победу разыграло трио: кроме Ван дер Пула и Кольбрелли, впереди сумел удержаться еще один участник раннего отрыва – Флориан Вермеерш. И в финишном спринте Кольбрелли оказался быстрейшим. А вот у Ван дер Пула, который выполнял самый большой объем работы впереди, сил не хватило – лишь третье место.
Colbrelli in paradiso nell'Inferno del Nord 💚🤍❤️
— Eurosport IT (@Eurosport_IT) October 3, 2021
L'impresa di Sonny alla Parigi-Roubaix 🏆🚴#Colbrelli | #ParisRoubaix | #EurosportCICLISMO pic.twitter.com/v9SlXd8RW3
Эмоции Кольбрелли после финиша выглядели просто как истерика. Немного дикое зрелище, но оно лишь еще раз подчеркивает важность и ценность победы на Париж – Рубэ. Феноменальный сезон для Кольбрелли, который за 2021 год добился колоссального прогресса, и в его концовке одержал главную победу в своей карьере.
В целом, Сонни никогда не считался специалистом брусчатки и северных классик (о чем говорить, если в свой 31 год он проехал свою дебютную Париж – Рубэ), но сейчас его физическая форма на каком-то космическом уровне. К слову, дебютантом «Северного ада» был не только он, а вообще вся троица призеров – уникальный случай. Кольбрелли стал первым гонщиком со времен Жана Форестье в 1955 году, который выиграл свою дебютную Париж – Рубэ, а дебютантов в топ-3 не было со времен Тома Боонена в 2002 году – очень яркая иллюстрация того, насколько важен на этой гонке опыт, и насколько уникальное событие состоялось в воскресенье. Хотя отчасти это объяснимо: дождевая Париж – Рубэ – это особый жанр, который сильно отличается от привычной, сухой гонки. И в современном поколении гонщиков опыта прохождения дождевого Париж – Рубэ не было ни у кого.
Кольбрелли стал первым итальянцем за 22 года, который выиграл «Королеву классик» - до него в 1999 году побеждал Андреа Тафи. Сонни – лишь третий гонщик, который побеждает в Рубэ в статусе действующего чемпиона Италии – до него это удавалось все тому же Тафи и великому и мифическому Фаусто Коппи в далеком 1950 году.
Разочаровал на нынешней Париж – Рубэ «Deceuninck Quick Step». Команда Патрика Лефевра провела очень бледную и пассивную гонку, а лучшим стал Ив Лампарт – пятое место. Как от бывшего велокроссмена, многого в условиях дождя и болота ждали от Зденека Штыбара, но чех явно был готов не лучшим образом и финишировал лишь 26-м. Петер Саган в своей прощальной гонке в составе «Bora Hansgrohe» очень неприятно упал и в итоге занял лишь 57-е место. Еще больше жаль Штефана Кюнга и Яспера Стуйвена. Каждый из них упал по три раза, но героически продолжил борьбу.
28 сентября – 1 октября - Тур Сицилии (Италия)
Других гонок Мирового тура на этой неделе не проводилось, однако нельзя обойти вниманием проконтинентальную многодневку Джиро делла Сичилия. А все потому, что красивую победу на последнем этапе и в общем зачете завоевал Винченцо Нибали. Под самый конец своего 2-летнего пребывания в «Trek Segafredo» легендарный итальянец таки сумел принести своей команде первую победу: в предыдущий раз Нибали побеждал еще на 20-м этапе Тур де Франс-2019 до Валь Торанс в составе «Bahrain Merida».
Легендарный Нибали победил на своей малой родине – это уже само по себе значимое событие. Но главное не это. После двух неудачных сезонов многие уже поспешили списать почти 37-летнего ветерана в утиль, не обращая внимание на многочисленные сдерживающие факторы, которые мешали Нибали показывать свой привычный уровень в эти два года. И теперь «Мессинская акула» доказал, что списали его слишком рано.
Победу на Туре Сицилии не стоит недооценивать: несмотря на скромный статус гонки, победил Нибали в противостоянии с такими гонщиками, как Алехандро Вальверде, Ромен Барде, Лоренцо Фортунато и Давид Де ла Крус – солидная компания. В следующую субботу сезон больших гонок будет закрывать последний Монумент сезона – Ломбардия, одна из любимых гонок Нибали, которую он уже выигрывал в 2015 и 2017 годах. И в такой форме Винченцо становится одним из фаворитов «Гонки опавших листьев».
Следующая неделя
Суббота, 9 ноября – Ломбардия (Италия)
В нынешнем сезоне организаторы Ломбардии решили перекроить маршрут легендарной классики: теперь гонщики будут стартовать в Комо и финишировать в Бергамо, а не наоборот. При этом гонщики поедут не реверс старого маршрута, а совершенно новый, и еще более сложный в плане рельефа.
Компания на старте соберется очень серьезная. Кроме Нибали, на старт выйдут Примож Роглич, Вальверде, Тадей Погачар, Тибо Пино, Марк Хирши, Давиде Формоло, Дэн Мартин, Джанни Москон, Адам Йейтс, Эстебан Чавес, Макс Шахманн, Джино Мэдер и другие звезды.
Попытается взять реванш у судьбы Ремко Эвенпул, который год назад на Ломбардии пережил страшное падение и получил тяжелый перелом таза. Маршрут Ломбардии изменили, спуска с Муро ди Сормано уже не будет, но расслабляться Ремко точно не стоит: опасных мест все равно будет более чем достаточно, да и Нибали снова в строю, при форме и готов выдавать свои фирменные атаки на спусках.
Да и психологическое состояние Эвенпула вызывает серьезные вопросы. Последнюю неделю он провел в полемиках на фламандском телевидении и в Твиттере. Ремко обвиняли в том, что он не подчинялся командной тактике на чемпионате мира и стал причиной провала сборной Бельгии. Что интересно, Ван Арт многие критические посты в адрес Эвенпула в Твиттере лайкал, но сами гонщики пообещали встретиться после завершения сезона и в спокойной обстановке помириться – им еще предстоит не один год вместе выступать за национальную команду, поэтому эти конфликты не нужны никому, кроме желтой прессы.
Дайджест новостей
- Коме Джанни Москона, «Астана» на этой неделе объявила о подписании Давида Де ла Круса. Очень серьезное усиление под Гран туры – человек способен и сам этапы выигрывать, и в топ-10 общего зачета заехать, и быть топовым грегари. Похоже, «Астана» снова становится грозной силой на супермногодневках. Одного бюджет «Астаны» все же не резиновый – Алекса Аранбуру пришлось отпустить в «Movistar».
- Организаторы Джиро д’Италия, компания RCS Sport, официально объявила о том, что Джиро-2022 стартует за границей. При чем начнется Джиро в пятницу, 6 мая – это значит, что после стартового блока гонщиков будет ждать дополнительный день отдыха. По слухам, стартовать Джиро будет в Венгрии. «Гранде партенца» в Будапеште уже была запланирована на 2020 год, однако тогда от этих планов пришлось отказаться из-за пандемии коронавируса.
- Тем не менее, Covid-19 продолжает влиять на календарь Мирового тура. Tour Down Under и Cadel Evans Great Ocean Race, которые традиционно открывают сезон в январе, в 2022 году снова не состоятся из-за строгих карантинных ограничений в Австралии.
- На неделе в известной французской газете L’Equipe появилась информация о том, что Том Дюмулен может перейти в «Bike Exchange». Позже информацию подтвердили и другие источники, но с одним уточнением: обсуждается возможность такого перехода лишь через год, на сезон 2023 года. В целом, уход Дюмулена из «Jumbo Visma» выглядит в какой-то мере логичным: при живом Рогличе и прогрессе Вингегора Том выглядит в этой команде лишним.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В Лас-Вегасе прошел благотворительный турнир в поддержку фонда One Drop
Признание получил Сэр Алекс Фергюсон