Роглич идет на хет-трик, Падун среди фаворитов. Превью Вуэльты-2021
Sport.ua анонсирует старт супермногодневки Вуэльта-2021
Уже в субботу, 14 августа короткой разделкой в Бургосе стартует заключительный Гран тур сезона 2021 года – испанская Вуэльта. Суммарно за 23 дня по дорогам Испании гонщики проедут 21 этап общей дистанцией 3338 км.
Маршрут Вуэльты-2021 – это очень интересная смесь абсолютно привычных для испанской гонки вещей и чего-то совершенно нового, непривычного. Из традиционного – конечно же, то, что фирменные этапы с финишами в «мурито», короткие и очень крутые подъемы, равномерно разбросаны по всей дистанции, и встречаются уже на первой неделе.
Что же в Вуэльте-2021 необычного? Например то, что ключевые этапы все же в основном сконцентрированы на поздних стадиях, хотя в последние годы на Вуэльте очень часто все бывало с точностью до наоборот. Начинаться Вуэльта будет короткой индивидуальной разделкой на 8 км Бургосе – ничего непривычного. А вот длинная разделка на 33 км на последнем этапе – довольно редкое явление. Как и то, что впервые с 2014 года гонка финиширует не в Мадриде. Как и тогда, 7 лет назад, завершаться главная гонка Испании будет в Сантьяго де Компостеле.
Интересных и сложных горных этапов на нынешней Вуэльте будет более чем достаточно. Особенно выделяется 18-й этап, но об этом подробнее поговорим ниже.
Ключевые этапы
Воскресенье, 22 августа – 9-й этап, Пуэрто Лумбрерас – Альто де Велефике, 187,8 км, горный этап
На первой неделе Вуэльты-2021 будет достаточно этапов со сложным рельефом, однако выделяется среди них, безусловно, 9-й этап, который будет завершать программу первой недели гонки. Гонщиков ждут три перевала – сначала 2-й, затем 1-й, а потом 3-й категории сложности. После них – финальное восхождение на знаменитую гору Альто де Велефике, которая появится на маршруте Вуэльты далеко не впервые.
Основная часть подъема – это 13 км со средним градиентом 7,3%. При этом, самыми трудными будут первые 5 км горы со средней крутизной 9,1%. Основные события могут начаться уже здесь – накануне дня отдыха гонщики вряд ли будут экономить свои силы. Тем более, что этот этап будет уже далеко не первым горным – к 9-му этапу у фаворитов уже будет достаточно возможностей «прощупать» друг друга и понять, кто как готов.
Суббота, 28 августа – 14-й этап, Дон Бенито – Пико Вильюэркас, 160 км, горный этап
Перемещаемся сразу на следующий уик-энд. В субботу гонщиков ждет еще один очень тяжелый горный этап с двумя перевалами в середине дистанции – Пуэрто Берсокана (3-я категория, 7,7 км со средним градиентом 5,2%) и Пуэрто Кольядо де Бальестерос. Он получил 1-ю категорию, несмотря на дистанцию всего в 2,8 км. И удивляться тут нечему: средний градиент – 14%.
После этой связки из двух перевалов гонщиков ждет длинный спуск и участок холмистой местности перед финальным подъемом на Пико Вильюэркас: 14,5 км со средним градиентом 6,2%. Типичная испанская гора с крутыми участками, но очень нестабильным средним градиентом.
На второй половине дистанции подъема гонщиков ждет километровая «полка» с градиентом всего в 2,7%, поэтому ожидать решительных действий до ее окончания не стоит. Тем более, что на следующий день гонщиков ждет еще один очень непростой по рельефу этап, хотя он, скорее всего, будет отдан отрыву. Так или иначе, борьбы «на все деньги» на 14-м этапе ожидать не приходится.
Среда, 1 сентября – 17-й этап, Ункера – Лагос де Ковадонга, 182 км, горный этап
Решающей на Вуэльте-2021 станет связка из двух подряд горных этапов в середине третьей недели. Первый из них будет финишировать на легендарной Лагос де Ковадонга – горе, которая, встречается на в маршруте Вуэльты, возможно, чаще, чем какая-либо другая. До начал штурма Ковадонги гонщиков ждет один скромный перевал 3-й категории в начале этапа, а затем – двойное восхождение на подъем первой категории Кольяда Льомена: 7,6 км со средним градиентом 9,3%. Два штурма такой горы подряд – очень непростое испытание.
Но главное будет ждать гонщиков впереди: они отправятся в Кангас де Онис, откуда будут штурмовать знаменитую Ковадонгу: 12,5 км со средним градиентом 6,9%. Первые 7 км подъема невероятно сложные: выполаживаний нет вообще, а градиент ниже отметки 8,7% не опускается вообще, при том, что на участке в 1 км будет держаться крутизна в 12,2%. А вот вторая половина – это смесь крутых участков с выполаживаниями и даже спусками. А это значит, что основные события на этапе начнут развиваться уже на первой половине восхождения к озерам Ковадонги. При этом максимально открытой борьбы мы, опять-таки, здесь можем и не увидеть – уж слишком сложное испытание будет ждать гонщиков на следующий день.
Четверг, 2 сентября – 18-й этап, Салас – Альту д’эль Гамонитейру, 159,2 км, горный этап
На 18-м этапе гонщики доберутся до судного дня Вуэльты-2021 и этапа, которого все болельщики ждали с самого момента презентации маршрута гонки. Именно в этот день состоится дебют в гонках высочайшего уровня нового монстра, который по своей сложности по праву может стоять в одном ряду с Дзонколаном, Англиру или Мортироло – речь идет об Альту д’эль Гамонитейру.
Но и путь к нему для гонщиков будет очень сложным. Сначала – два перевала 1-й категории: Пуэрту де Сан Льяурьенсу (9,9 км, средний градиент – 8,6%) и Альто де ла Кобертория (7,9 км, 8,6%). Перевалы эти по своей природе являются полными противоположностями. Сан Льяурьенсу – это экстремально крутые участки вперемешку с полками и даже небольшими спусками. А Кобертория, которая появляется на картах Вуэльты довольно часто – это менее экстремальная, но очень стабильная крутизна, которая постепенно увеличивается ближе к вершине и достигает отметок в 10%.
После этого – подъем второй категории Сега дель Кордаль и главное блюдо всей Вуэльты-2021: Альту д’эль Гамонитейру. Этому астурийскому монстру по силам отобрать звание самого страшного и тяжелого подъема Испании у своего соседа Англиру, который находится в считанных километрах к северо-западу от Гамонитейру: фактически это два подъема на один и тот же горный массив с разных сторон.
Профиль Гамонитейру впечатляет и пугает одновременно: 14,6 км, средний градиент – 9,8%! Картину средней крутизны немного портит 2-километровый участок с уклоном всего в 5,1% в середине подъема. Если не брать его, то на Гамонитейру уклон не опускается ниже 10%. При этом самое сложное припасено на конец: средняя крутизна последних 1,5 км – более 13%. Вполне возможно, 2 сентября мы станем свидетелями рождения новой горы-легенды в мировом велоспорте, а общий зачет Вуэльты в этот день может перекроиться до неузнаваемости.
Воскресенье, 5 сентября – 21-й этап, Падрон – Сантьяго де Компостела, 33,7 км, индивидуальная разделка
Если после адского испытания Гамонитейру в общем зачете Вуэльты останутся еще какие-то нерешенные вопросы, то окончательно генеральная классификация сформируется в заключительный день гонки. Спортсменов ждет равнинная индивидуальная разделка дистанцией почти 34 км – достаточно для того, чтобы раздельщики отыграли большие куски времени у чистых горняков.
Фавориты
Действующий чемпион
В этом году звание чемпиона Вуэльты будет защищать Примож Роглич, который попытается выиграть гонку в третий раз подряд – ранее такое удавалось только великому Роберто Эрасу в 2003-2005 годах. В прошлом году победа на Вуэльте стала для Роглича утешительным призом после грандиозного фиаско на Тур де Франс. В этом году все могло повториться – словенец сошел с «Большой петли» из-за последствий тяжелого падения. Однако на Вуэльту он едет не в качестве неудачника, а в статусе свежеиспеченного олимпийского чемпиона в разделке.
Красивая победа в Токио заметно снижает градус давления над Рогличем перед стартом Вуэльты – сезон уже в любом случае можно назвать успешным. Вуэльта с ее короткими крутыми подъемами – гонка, которая идеально подходит Рогличу, который на одних только бонификациях может собрать неплохое преимущество над соперниками. А вот то, что единственная длинная разделка будет в самом конце третьей недели, явно не на руку Приможу – как гонщик «Jumbo Visma» умеет проваливать гонки на время под конец Гран туров, все мы прекрасно знаем.
Прошлогоднюю Вуэльту Роглич выиграл в очень непростой борьбе с Ричардом Карапасом. В этом году состав участников испанского Гран тура намного сильнее, чем в хаотичном 2020-м, поэтому повторить свой успех капитану «Jumbo Visma» будет непросто. Тем более, непонятно, насколько долго он сможет удерживать такую ураганную форму, какую он показал в Токио.
Дрим-тим «Ineos»
Как и на Тур де Франс, на Вуэльту «Ineos» приезжает с целой россыпью претендентов на общий зачет. На «Большой петле» это завершилось грандиозным пшиком – Ричард Карапас с трудом вымучил третье место на подиуме, а все остальные капитаны попадали на первой неделе и потеряли все шансы в общем зачете.
Состав «Ineos» на Вуэльту на бумаге выглядит как минимум не слабее туровского, да и потенциальных претендентов на общий зачет еще больше. Ричард Карапас после третьего места на Туре сенсационно выиграл групповую гонку Олимпиады. Сможет ли эквадорец после такого успешного июля найти в себе мотивацию на Вуэльту? Сказать сложно. Да и с тем, чтобы удержать пиковую форму на 3-недельной дистанции, могут возникнуть проблемы.
Главной ставкой «Ineos» будет все же Эган Берналь, который после победы на Джиро д’Италия и перенесенного коронавируса успел хорошо отдохнуть. Возвращение в гоночный ритм после более чем 2-месячной паузы далось Берналю непросто: он выглядел бледно на Классике Сан-Себастьян, и потерял все шансы в общем зачете Тура Бургоса на первых же этапах. Однако к концу многодневки Эган успел набрать неплохую форму, и на заключительном этапе с финишем в знаменитый подъем Лагунас де Нейла смотрелся уже очень убедительно.
В послужном списке Берналя уже есть победы на Джиро и Туре, и теперь у колумбийца есть шанс присоединиться к элитному клубу из 7 гонщиков, которые за карьеру выигрывали все три Гран тура. При чем в свои 24 года Берналь может стать самым молодым членом этого эксклюзивного клуба легенд.
Очень опасной темной лошадкой может стать Адам Йейтс. Да, в последние годы его выступления на Гран турах не впечатляют, однако переход в «Ineos» придал карьере 29-летнего британца новый толчок. Плюс на его стороне будет фактор свежести – среди всех претендентов на высокие места на Вуэльте он один из немногих, кто еще не проехал ни одного Гран тура в сезоне. За счет этого фактора на Вуэльте в свое время феерили даже такие посредственные гонщики, как Петер Велитс, Эсекьель Москера или Хуан Хосе Кобо. А тут речь идет о гонщике с намного более высоким потенциалом.
Также не сбрасываем со счетов Павла Сивакова, Дани Мартинеса и Тома Пидкока. Изначально им в «Ineos» уготована роль элитных грегари, но они могут выйти на первый план, если у капитанов что-то пойдет не так – например, повторится история Тура с массовыми завалами. Хотя на Вуэльте первая неделя обычно проходит намного спокойнее. В любом случае, Сиваков, Мартинес и Пидкок – гонщики такого уровня, что могут феерить даже будучи в роли помощников. Пример того же Мартинеса на Джиро еще очень свеж в памяти.
Другие претенденты
С тремя капитанами поедет на Вуэльту и «Movistar». Хотя Алехандро Вальверде мы к капитанам относим скорее по привычке – 41-летний испанец уже не способен бороться за общий зачет, и, скорее всего, ограничится охотой за отдельными этапами. Благо, шансов у него будет предостаточно. А в больших горах ждем от него работы на команду – Вальверде уже демонстрировал готовность жертвовать собой ради других, более молодых партнеров.
Этими более молодыми партнерами будут Мигель Анхель Лопес и Энрик Мас. У Лопеса на Тур де Франс все развалилось – были и форс-мажорные обстоятельства, и очевидный промах с выходом на пик формы. Однако в более тепличных условиях Вуэльты колумбиец способен побороться за призовое место в общем зачете. А от Энрика Маса ждем того же, чего и всегда – добротного, стабильного выступления и места в конце топ-6.
Потенциально два капитана и у «Education First». Хотя сложно поверить в то, что Ригоберто Уран в 34 года проедет второй Гран тур подряд на общий зачет. Тем более, что на Тур де Франс он третью неделю провалил, и с призового места отступил в самый конец топ-10. Поэтому, главной ставкой американской команды будет Хью Карти, который замкнул топ-3 прошлогодней Вуэльты, а на Джиро-2021 стал восьмым в общем зачете.
У Карти текущая ситуация примерно такая же, как и у Берналя. После Джиро 27-летний британец более двух месяцев вообще не гонялся, и на Туре Бургоса с большими проблемами вкатывался в гоночный ритм. Однако под конец многодневки ему это удалось, и заключительный этап он в красивом стиле выиграл. С такой формой на Вуэльте ему по силам снова побороться за место на итоговом подиуме.
Также не списываем со счетов Александра Власова, который на Джиро стал четвертым в общем зачете. После «Корса роза» гонщик «Астаны» не выпадал полностью из гоночного ритма – россиянин проехал обе гонки как на национальном чемпионате в июне, так и на Олимпиаде Токио, где особых успехов не снискал. В Туре Бургоса Власов также принимал участие, но ничем особенным не запомнился, и динамики роста формы мы не наблюдали. Потенциал Власова как многодневщика сомнению не подлежит, но в конце сезона он покидает «Астану», а у гонщиков с «чемоданным настроением» очень редко получается мотивировать себя на концовку сезона.
Предпримет еще одну попытку пойти на общий зачет Джулио Чикконе. На Джиро д’Италия гонщик «Trek Segafredo» всерьез претендовал на место в топ-5, но сошел на третьей неделе из-за падения. Маршрут Вуэльты – идеальная территория для Джулио, чтобы завершить то, что было начатое в мае в Италии. Тем более, что сейчас он будет ехать в статусе единоличного капитана «Trek Segafredo».
Попытается побороться за место в топ-10 и Фаусто Маснада, у которого будут развязаны руки в «Deceuninck Quick Step». Маснада рассматривался в качестве претендента на топ-10 и на Джиро, но тогда он был лишь третьим номером в командной иерархии «Deceuninck Quick Step», сейчас же ситуация совсем другая. Стоит обратить внимание и на еще одного подопечного Патрика Лефевра, британца Джеймса Нокса.
В это было трудно поверить, но после глубокого спада в карьере возрождается Фабио Ару. Чемпион Вуэльты-2015 недавно стал вторым в общем зачете Тура Бургоса – хорошая форма есть. Вопрос лишь в том, способен ли итальянец сейчас проехать три недели на общий зачет. Было бы красиво, если бы на Вуэльте мы наблюдали за возрождением Ару как за мини-версией возрождения Марка Кэвендиша на Тур де Франс.
(Update: буквально накануне публикации материала появилась сенсационная новость о том, что сразу после Вуэльты Ару заканчивает карьеру. Остается лишь надеяться, что хорошее выступление в Испании заставит 31-летнего итальянца пересмотреть свои планы).
Неплохо выступил на Тур де Франс Эстебан Чавес, который стал 13-м в общем зачете. Однако в последние годы у колумбийца большие проблемы с восстановлением, поэтому есть сомнения в том, что он выдержит два Гран тура подряд в плане борьбы за общий зачет. Тем более, что и в далекий Токио на Олимпиаду он летал.
Рафал Майка после добросовестной работы на Тадея Погачара на Тур де Франс получил обещанный статус капитана «UAE Emirates» на Вуэльте. Именно на Вуэльте Майка выдал свой лучший результат в карьере на Гран турах – третье место в 2015 году. Сейчас повторение того результата кажется невозможным, но побороться за место в топ-6, как в 2019 году, 31-летнему поляку по силам.
Ромен Барде был одним из главных действующих лиц недавнего Тура Бургоса – выиграл этап, и до последнего дня лидировал в общем зачете. Однако в заключительный день француз провалился на Лагунас де Нейла и отступил на шестое место в генеральной классификации. Симптом неприятный, но исключать гонщика DSM из числа претендентов на общий зачет из-за этого не стоит.
Украинская надежда
Вуэльта-2021 вызовет повышенный интерес у украинских любителей велоспорта. Выйдет на старт гонки и один представитель Украины – это Марк Падун из команды «Bahrain Victorious». При чем выступать 25-летний уроженец Донецка будет далеко не по принципу «главное не победа, а участие»: букмекеры видят его среди топ-10 фаворитов общего зачета. Если быть точным – фаворитом №8, выше таких людей, как Мас, Сиваков, Власов, Барде, Майка и другие. А это очень высокая оценка. Ни один украинский гонщик не котировался настолько высоко уже более 10 лет – со времен расцвета Ярослава Поповича.
Марк Падун
Следить за возможным походом гонщика из Украины на общий зачет Гран тура – уже довольно забытое ощущение, и испытать его вновь спустя столько лет будет очень интересно. Тем более, если дело касается Вуэльты – исторически наименее успешного Гран тура для украинских гонщиков. Самые большие успехи украинцев на Вуэльте – это две победы Сергея Ушакова на этапах, в 1993 и 1999 годах. В общем зачете украинские гонщики даже в топ-10 Вуэльты не попадали ни разу.
На чем же основан оптимизм относительно шансов Падуна? Марк поразил всех в июне двумя подряд феноменальными победами на этапах Критериума Дофине. И в своей форме образца июня Марку было бы по силам бороться даже за призовые места в общем зачете. Пока что такой огненной формы у Падуна не наблюдается, но чувствует от себя очень неплохо: недавно он достойно выступил на Классике Сан-Себастьян (13-е место) и замкнул топ-3 общего зачета Тура Бургоса, опередив многих прямых конкурентов по Вуэльте.
Главная проблема Падуна – его статус в команде «Bahrain Victorious». Тот же Тур Бургоса выиграл партнер Марка по команде Микель Ланда, и именно опытный баск едет на Вуэльту в качестве капитана «Bahrain Victorious» - об этом заявило руководство команды.
Шансы Падуна побороться за общий зачет это не перечеркивает – скорее всего, он будет вторым номером в командной иерархии, и получит свободу действий, в том числе возможность цепляться за общий зачет и, если все пойдет хорошо, то, возможно, даже перехватить у Ланды капитанский статус по ходу гонки. В этом плане Вуэльта – очень удобная гонка. Первые горные этапы всегда очень рано, сразу можно понять кто и на что готов, и вносить соответствующие коррективы в командную стратегию. Да и даже если перехватить у Ланды статус капитана по ходу гонки не получится - «Bahrain Victorious» не привыкать вести гонку сразу с двумя претендентами на общий зачет.
При этом, стоит отметить, что Падуном и Ландой количество потенциальных претендентов на общий зачет у «Bahrain Victorious» не ограничиваются. В составе есть и вице-чемпион Джиро-2021 Дамьяно Карузо, хотя не понятно, может ли итальянский ветеран в 34-летнем возрасте пойти на общий зачет на двух Гран турах за сезон. Не забываем и про Джека Хэйга, который планировался на роль капитана «Bahrain Victorious» на Тур де Франс, но рано сошел из-за падения.
Если же у Падуна не получится бороться за высокое место в генеральной классификации, он всегда может переключиться на охоту за отдельными этапами – возможностей для Марка будет предостаточно. Так или иначе, можно не сомневаться в том, что на нынешней Вуэльте Падун будет не статистом, а претендентом на очень серьезные результаты.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Сложное испытание для украинского чемпиона
Астон Вилла одержала победу над Манчестер Сити со счетом 2:1