Григорий Суркис: "Не допущу, чтобы "Динамо" было отдано в руки негодяя"
Пресс-конференция президента Федерации футбола Украины
Как известно, печерский районный суд Киева 21 февраля наложил арест на 98,71 процента акций ЗАО "Футбольный клуб "Динамо" Киев" по иску международной компании "Пасифик Интернэшнл Спорт Клабс Лимитед". В решении суда отмечено, что отчуждение акций осуществлено с нарушением законодательства, и без ведома заявителя, владеющего 0,1 процента акций ФК "Динамо". Этим заявителем является российский бизнесмен Константин Григоришин, который изначально владел 18-ю процентами акций "Динамо", однако вследствие дополнительной эмиссии акций клуба, его доля стала составлять 0,1 процента.
В субботу в конференц-зале стадиона "Динамо" имени Валерия Лобановского президент Федерации футбола Украины Григорий Суркис дал пресс-конференцию, посвященную событиям, которые развернулись вокруг "Динамо". Прежде всего, речь шла о решении печерского районного суда Киева, а также о заявлениях Николая Томенко о возможном возвращении "Динамо" в государственную собственность.
- Несмотря на то, что новая власть не раз декларировала про прозрачность и демократичность всех процессов в стране, - начал Григорий Михайлович, - некоторые персоны делают определенные высказывания, не зная, какие существуют санкции со стороны УЕФА и ФИФА по отношению к тем странам, в которых чиновники вмешиваются в деятельность общественных организаций, являющихся членами ФИФА. Я не буду сейчас останавливаться на том, какими могут быть эти санкции, а это может быть от предупреждения до приостановления членства в ФИФА и отстранения команд от участия в международных соревнований как на уровне сборных, так и на уровне клубов. Но я не представляю, что такое может произойти со страной, которая находится в центре Европы, в которой декларируются демократические принципы. Поэтому я даже не хочу дальше обсуждать этот вопрос, на который мы в ближайшее время, уверен, получим ответ от тех людей, от которых зависит верховенство права в Украине. На мой взгляд, все вмешательства в деятельность футбольных организаций будут приостановлены как на региональном, так и на центральном уровне.
Хочу добавить. Мне уже не раз задавали вопрос: буду ли я обращаться к президенту ФИФА Блаттеру и президенту УЕФА Йоханссену? Пока нет. До сих пор я не обращался ни к Блаттеру, ни к Йоханссену. И не буду сейчас этого делать, потому что я прежде всего не хочу чернить нашу страну. Страну, которая говорит о том, что она проходит очищение, страну, которая говорит, что все в ней будет проходить демократично. Если это будет именно так, то я буду стремиться лишь улучшать положение вещей как внутри страны, так и за ее пределами, пользуясь моим членством в исполкоме УЕФА. Хотя, господин Йоханссон за время пребывания господина Бандурко в Женеве в штаб-квартире УЕФА поинтересовался, что происходит в стране, каким образом становится возможным чернить национальную гордость европейского уровня, команду мирового уровня.
- Возможно ли, что клубы высшей лиги объединятся для сопротивления давлению на "Динамо"? К примеру, в виде забастовки на уровне футбольных соревнований. Может такое случиться?
- В этой жизни может случиться все, что угодно. Более того, представители некоторых клубов мне звонят и пытаются склонить меня как президента ФФУ к бойкотированию проведения чемпионата Украины. Мое мнение таково: я не считаю, что ситуация критична, и не считаю, что забастовка - лучший способ демократии. Я считаю, что здравый смысл все равно победит. Братья Суркисы могут нравиться или не нравиться, но нельзя, как правильно сказал Кравчук, плевать на символы, топтать символы. Когда Украина обрела независимость, о нашей стране мало знали в Европе и мире, но "Динамо" было всегда на слуху. Я горжусь той ролью, которую сыграли менеджеры "Динамо" начиная с 93-го года. Они сумели сохранить на плаву бренд (как говорит Томенко) киевского "Динамо". Этот бренд не принадлежит сегодня Суркису или еще кому-либо. Он принадлежит всей Украине, это ее достояние. Если в бюджете страны сейчас есть лишних несколько десятков миллионов для финансирования клуба, - милости просим, приходите и покажите, как вы это сделаете.
Я не буду давать Григоришину оценку экономическую, я не буду давать ему оценку человеческую и моральную. Скажу лишь, что это аферист от экономики и до спорта - об этом скажут люди, которые много лет проработали с господином Григоришиным в других сферах. Я могу сказать единственное: как человек, независимо от того, какую должность я занимаю - то ли должность депутата Верховной Рады, то ли должность президента ФФУ, я сделаю все возможное, чтобы отстоять тот авторитет клуба "Динамо", который создавался не Григоришиным, не Суркисом, а поколениями блестящих игроков, блестящих команд "Динамо", теми людьми, которых сейчас принято называть ветеранами. Эти ветераны были на улице, когда в 93-м году наша команда пришла в клуб "Динамо". Я не говорю уже о том, что тогда этим ветеранам оставалось стоять с протянутой рукой и просить милостыню на кусок хлеба. А сегодня все они получают стипендию в киевском "Динамо", потому что мы чтим традиции клуба. Это самое главное.
Сегодня можно до бесконечности рассуждать о морали, нравственности и этике человека, у которого этого всего нет. И задавать вопрос - почему он делает все то, о чем вам известно. Этого человека футбол интересует не в первую очередь, и даже не во вторую, и не в десятую. Его в первую очередь сегодня интересует конвертация своего участия в революции в свои собственные амбиции и честолюбие. И не более того. Но это не означает, что беспрецедентное решение печерского суда будет реализовано в реальной жизни. Это невозможно как с юридической точки зрения, так и с правовой, если мы живем в правовом государстве. Если господин Григоришин хочет и дальше иметь акции клуба "Динамо", он должен заплатить за это деньги. А в свое время его представители не изъявили желание участвовать в эмиссии акций клуба. Поэтому я думаю, что весь существующий вопрос - из разряда вопросов о совести. А если у человека ее нет, то что мы с вами будем обсуждать?
Поэтому я думаю, что мы обойдемся без митингов и забастовок. В этой стране есть люди, которым небезразлично "Динамо". К тому же, как известно, беда объединяет. У киевского "Динамо" есть достаточно почитателей, которые вместе с командой и во время славных времен, и во время неудач.
- После смены власти доводилось ли вам говорить с первыми лицами государства?
- Пока нет. Я месяц болел, и в ближайшее время я буду инициировать такие встречи. Другое дело, чтобы власти отозвались. У нас у всех есть важная задача - принять историческое решение относительно того, ввязываемся мы все-таки в борьбу за проведение в Украине финальной части Евро-2012 или нет? Это серьезный вопрос, над которым мы серьезно работаем. Но и государство должно с нами работать в одном ключе. Я буквально вчера, по поручению Виктора Андреевича Ющенко, встречался с министром молодежи и семьи, который внимательно выслушал все мои аргументы относительно того, что мы должны делать, как мы должны двигаться, чтобы стать победителями в этой борьбе. Содержание нашей с министром беседы должно быть доведено до Виктора Андреевича. После чего, надеюсь, будет подписан соответствующий указ - с просьбой об этом я обратился с письмом к президенту. В соответствии с этим указом, премьер-министр должна будет провести совещание со всеми ответственными лицами, должны быть отобраны 5 городов, которые будут принимать Евро-2012. На мой взгляд, это не только мировой и европейский авторитет государства, но и колоссальная ответственность. И поэтому сегодня мы должны очень слаженно действовать вместе с властью, чтобы воспользоваться возможностью очень быстрой реализации президента Виктора Ющенко в части той программы, с которой он победил на выборах - это создание миллионов новых рабочих мест. Я думаю, что проведение Евро-2012 даст возможность создать сотни новых рабочих мест. Проведение Евро-2012 позволит не только улучшить спортивную инфраструктуру страны, но и позволит реконструировать и построить новые дороги, аэропорты, гостиницы. Проведение Евро-2012 позволит изменить имидж страны и привлечь в Украину многомиллиардные инвестиции. Все эти деньги останутся здесь. Авторитет президентов Польши Квасневского и Украины Ющенко в Европе, футбольный авторитет Суркиса в ФИФА и УЕФА - все это вместе взятое должно стать дополнительными источниками для лоббирования проведения у нас и Польше финальной части Евро-2012. Поэтому тут мы с властью единомышленники. Тут нет никакой политики. Тут есть экономика, тут есть целесообразность, тут есть все то, что может конвертироваться в реальное воплощение в жизнь программы Ющенко с точки зрения улучшения благосостояния наших людей.
Еще древние сказали: есть хлеб - есть зрелище. И вот это зрелище под названием Евро-2012 стоит того, чтобы мы все вместе закатали рукава и приступили к работе во имя достижения этой цели. И все досужие разговоры на эту тему надо прекратить, ибо сегодня в рамках дискуссии о том, кто должен руководить федерацией футбола Украины, о вмешательстве государства в выборы в общественных организациях, о том, что сейчас происходит с киевским "Динамо" - все это приведет к тому, что мы отдалимся от того, чтобы получить право принимать финальную часть Евро-2012. Я думаю, что соответствующие государственные органы, да и сам президент страны прореагируют на все это, я в этом убежден. И вскоре мы будем жить в спокойном футбольном мире, где страсти будут кипеть только на футбольных полях, а не вокруг них. А мы будем вкушать то, как наши команды будут дарить нам радость побед, как это делает национальная сборная Украины. Многие не верили в талант Олега Блохина. А оказалось, что человек сказал - и выполняет поставленную перед ним задачу. Многим это даже не нравится. В частности, в регламентный комитет Верховной Рады поступило заявление от некоторых депутатов о том, что с Блохина надо снять полномочия народного депутата в связи с тем, что он еще и тренирует национальную сборную Украины. Но я вам хочу сказать, что в ближайшее время Олег Владимирович может заявить о том, что он с удовольствием покинет пост наставника сборной и будет спокойно воспитывать своих двух маленьких детишек. Потому что, кроме головной боли, работа в этой должности никакой материальной отдачи ему не приносит - в ФФУ Блохин не получает ни копейки, ни цента. Кому от такого решения станет комфортно и удобно - не знаю.
- Как вы думаете, заявления Томенко о реприватизации "Динамо" и действия Григоришина - это звенья одной цепи?
- Вы знаете, я не следователь. Но я не думаю, что против "Динамо" есть какие-то интриги на уровне договоренностей между Григоришиным и Томенко. На днях Николай Владимирович подошел ко мне и извинился, что многое из того, что делается, делается эмоционально, потому что, возможно, он еще не отошел от революции. Но рано или поздно, это придется сделать, и действовать не лозунгами, а в режиме здравого человека, который понимает, что одним росчерком пера можно разрушить основы и в спорте, и в культуре, и в политике. И если сегодня по мановению волшебной палочки могут высказываться мнения, которые не имеют ничего общего со здравым смыслом, то это не ко мне вопрос. Это вопрос к тем, кто это делает. А наша задача - защитить то, что является не просто оплотом независимого государства, а является нашими традициями. Киевское "Динамо" - один из символов. А символы нельзя топтать.
Вот пример: история, которая произошла в России со "Спартаком". Червиченко тоже очень любит футбол. Я в этом уверен, я знаю его, он любит футбол. Но, возможно, в какой-то момент были утрачены традиции. Не потому что у Червиченко было мало или много денег, не потому, что он плохой менеджер. Просто так сложилось. И мне очень хочется, чтобы "Динамо" не повторило историю "Спартака", тем более по желанию кого-либо извне, который не понимает абсолютно ничего с точки зрения того, что футбольный клуб - это очень тонкий механизм. Футбольный клуб - это психология игроков и тренеров, это моральный климат, который есть в команде. Это не только инструмент, связанный с материализацией футболистов.
Накануне матча в Вильярреале жены футболистов звонили своим мужьям и пытались прояснить ситуацию. Никто же ничего не понимает, что в данном случае значит арест. Кого арестовали? Суркиса, акции? А Суркис и не собирался ведь продавать акции. Чего ему их продавать, если он их приобрел на вторичном рынке. А кто-то этим правом не воспользовался. И теперь говорит то, что он хочет. Но если человек несет ахинею, то это надо и воспринимать как ахинею. Если человек говорит, что просто ради своих амбиций и честолюбия хочет у кого-то что-то забрать, то пусть попробует это сделать!
- Прокомментируйте информацию, поступившую из уст адвокатов Григоришина о том, что судебные исполнители не могут найти реестратора акций "Динамо". Утверждается, что этот реестратор скрывается. Где в данный момент пребывает реестратор и сами акции "Динамо"?
- Во-первых, я ведь не слежу за передвижениями реестратора. Я вообще не знаю, где он находится. Меня это не интересует. А авдокаты Григоришина должны понимать, что если суд за один день выносит решение об изъятии у реестратора всего, что связано с "Динамо", то совершенно не исключено, что в этот день не удастся застать в офисе реестратора необходимых лиц. Эти лица не ведут один реестр - по акциям киевского "Динамо". Они ведут множество различных реестров, и они не должны ожидать в офисе визита кого-либо в рамках решения суда. Я думаю, что если в понедельник судебный исполнитель повторно посетит офис реестратора, то он сможет получить всю необходимую документацию. Если до этого момента не будет решения другого суда.
Таким образом, вопрос о том, почему кто-то не сумел выполнить судебное решение, - это вопрос не ко мне. Зато возникает другой вопрос. У Григоришина было 18% акций. На что он претендует? Купить клуб? Почему он этого не сделал во время эмиссии? Когда уставной капитал составлял 1 миллион гривен, а акционеры приняли решение о том, что он должен быть доведен до 170 миллионов гривен в рамках требований УЕФА. Таким образом, Григоришин вводит в заблуждение абсолютно всех. И это не имеет ничего общего с экономическим или юридическим спором. Григоришин имел право выкупить в рамках эмиссии 18% акций. Но для этого ему надо было уплатить 33-34 миллиона гривен. И тогда его деньги работали бы на украинский футбол. Но намерения у него были другие. И вероятно на тот момент он не имел поддержки со стороны определенных особ. А сегодня Григоришин, имея одну десятую процента акций, претендует на покупку 97,8% акций. Это не смешно ли? Смешно. Если бы не было так грустно.
- Будучи акционером "Динамо", оказывал ли Григоришин экономическую поддержку клубу?
- Не оказывал, не оказывает и не собирается оказывать. Я убежден, что с точки зрения менеджмента футбольного клуба, худшего варианта, чем Григоришин невозможно себе представить. Потому что надо быть специалистом, надо что-то понимать. Во-вторых, надо любить этот футбольный клуб, надо чтить его истоки и традиции. А Григоришин просто хочет дорваться до всего того, что называется инфраструктурой футбольного клуба "Динамо". А акционеры клуба, начиная с 93-го года воплощали в жизнь мечту Щербицкого и Лобановского. Мечту Щербицкого с точки зрения, что он, будучи главой УССР, обещал и давал задание построить для "Динамо" 10 полей. Отводили участок даже на левом берегу Днепра. Но этот проект не удалось реализовать, используя финансирование со стороны государства. Но все мы знаем, как Щербицкий любил футбол и "Динамо". За это ему огромная благодарность и почет! Вот на днях исполнилось 15 лет со дня ухода его из жизни. Я поехал на кладбище, положил ему на могилу цветы. Необходимо чтить и уважать свои истоки. И любить. Любить не себя в футболе, а делать все возможное для того, чтобы футбол процветал.
Так вот мечта Щербицкого под условным названием "10 полей для "Динамо" планомерно реализовывается с 93-го года, когда нами была получена разруха. Не было тогда такого клуба - "Динамо". Он не существовал! Он был только на бумаге - "Коллективное предприятие "Динамо". Не было денег, не было бутс, не было формы, не было стадиона, зала этого не было. В раздевалках и подвалах бегали полуметровые крысы... И вот акционеры клуба совместно с примкнувшими к ним единомышленниками построили гостиничный комплекс вместе с медико-реабилитационным центром. Заметьте: не построили гостиницу в центре Киева для получения прибыли, а построили пятизвездочную гостиницу в Конча-Заспе, которой сейчас пользуются не только футболисты киевского "Динамо", а и игроки национальной сборной Украины. Иначе им бы не было где жить, тренироваться.
А господину Григоришину мы поможем. В ближайшее время ему придется заниматься собой и своей собственной судьбой. Только мы поможем не так, как говорил Григоришин - что, мол, Суркис его, возможно, убьет или организует арест. Правда, при этом сам он возил с собой пистолет. Это все настолько примитивно, что просто не хочется обсуждать. Я стараюсь не давать интервью на эту тему по одной простой причине. У меня родители преклонного возраста и я не хочу их тревожить. Пусть говорит кто-то. Если совесть позволяет, пусть говорит.
Григоришин объявил войну. Я ему билет на войну не выписывал. Но, поверьте, воевать умею. Но без оружия, словесно. Все мои действия будут проходить согласно всех процессуальных норм. Этим должны заниматься следователи. Именно они должны будут прийти к мнению о том, насколько честен Григоришин. К мнению об этом должны будут прийти и налоговые службы России - платил ли господин Григоришин налоги в своем государстве? Пока же он только машет шашкой и кричит, что он отрубит всем головы и заберет все то, что не принадлежит Суркисам. А ведь ни я, ни мой брат никогда не говорили, что "Динамо" принадлежит Суркисам. Суркисам принадлежит миссия финансового содержания клуба и задача каждую минуту думать о том, как комплектовать команду и сделать ее конкуретно-способной. Лучше, чем Ринат Леонидович Ахметов, об этом никто не сказал. И никто, видимо, не скажет.
Я же могу сказать одно. Как народный депутат, как человек, любящий динамовский футбол с утроба матери, я не допущу того, чтобы сегодня интересы и традиции клуба "Динамо" были отданы в руки, если хотите, не-го-дя-я. Я это говорю впервые и докажу, что это так. Вот теперь я ему посвящу часть своей жизни для того, чтобы доказать, что он - негодяй и приспособленец. Ни меньше, ни больше. Меня вовлекают в дискуссию, но я не люблю дискутировать, я люблю действовать. А действовать - это или сказать правду, или что-либо делать, на что намекает Григоришин. Убивать его не собираюсь - он нужен как свидетель тех преступлений, которые он сам совершил.
- Есть ли у вас информация о том, насколько Ющенко любит футбол? Собираетесь ли вы приглашать его на футбольные мероприятия?
- Вы задаете мне очень сложный вопрос. Любит Виктор Ющенко футбол или нет - я не знаю. Но я знаю одно: он любит Украину. А если футболисты, отстаивая честь страны и честь флага Украины, будут играть на международной арене, то я уверен, что наш президент будет очень любить футбол и уважать тех футболистов, которые приносят славу Украине. Между прочим, насколько мне известно, Виктор Андреевич поздравил Андрея Шевченко с завоеванием "Золотого мяча". Это про что-то говорит? Говорит. А ведь Андрей Шевченко во время выборов поддерживал другого кандидата. Так нормальный человек наш президент? Нормальный.
А в отношении приглашения президента на футбольные мероприятия, так это моя обязанность: пригласить первое лицо государства поприсутствовать на том или ином футбольном мероприятии. Я надеюсь, что Виктор Андреевич не будет игнорировать этих мероприятий.
Александр Попов, сайт ДК от Шурика
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Египтянин обогнал в списке Фрэнка Лэмпарда
Маркус Рэшфорд открыл счет уже на 2-й минуте встречи