РЕПШИС: «Футболку сборной Украины получил еще после Турина»
Литовский специалист вошел в состав тренерского штаба сборной Украины по биатлону
Разговор корреспондента «СЭ» с новым специалистом в украинском коллективе состоялся уже по дороге из Тысовца в Киев. Выкроить полчаса для беседы во время соревнований ему не удалось. Сначала мужская пристрелка, потом гонка и разбор полетов по горячим следам, а затем еще и женская. Листая проспект с очередного восьмого конгресса Международного союза биатлонистов (IBU), по итогам которого решено провести чемпионат мира-2012 в Рупольдинге и чемпионат-2013 - в Нове-Место, он остановил свой взгляд на фото обладателей Кубка мира сезона 2007/08. Вилюс вдруг стал рассуждать о роли тренера в жизни спортсмена. Вспомнил, как однажды на сборах в итальянском Мартеле, в составе делегации одного немецкого клуба заприметил девчушку, которая, будто играючи, бежала впереди всех ребят. Словно это было не высокогорье, а равнина. «Обратите на нее внимание», - сказал он тогда своим ученикам. А когда эта девчушка, теперь известная всему миру как Магдалена Нойнер, через несколько лет стала одну за другой выигрывать гонки на мировых первенствах, они напомнили тренеру о его пророческих словах.
МНОГИМ КАЖЕТСЯ, ЧТО У НАС ВЕЧНЫЙ КУРОРТ
- Когда тебе попадается такой самородок, то это большая удача, - отметил господин Вилюс. - Задача тренера в таком случае - лишь создать ему соответствующие условия для работы. По окончании сезона стало ясно, что я уже не буду работать с Дианой Расимовичюте. Наши пути разошлись по объективным причинам, она стала дружить со спортсменом с другого государства и тренироваться с другой сборной. С представителями украинской национальной команды общаюсь очень давно. Как-то в разговоре проскользнуло, что они ищут тренеров. Слово за слово и мы созвонились с Николаем Зоцем.
- Кому больше повезло: украинскому биатлону, что он заполучил такого специалиста, или же вам, что возглавили такую команду?
- Работать с такими спортсменами, можно сказать, звездами мирового биатлона, это мечта любого тренера. Для меня приглашение в украинскую сборную - честь.
- Неужели не было ничего и никого, ради кого стоило остаться в Литве?
- На международном уровне литовский биатлон последнее время представляла только Диана Расимовичюте. Есть еще две»юниорки и несколько юношей. По большому счету там некого тренировать. Начинать работать с детьми для специалиста с тридцатилетним стажем несерьезно. А работа тренера такова, что жизнь у него везде одинакова: то ли в Америке, то ли в Литве, то ли в Украине. Многим непосвященным кажется, что у нас вечный курорт. Мало кто знает, что ты в четыре часа утра встаешь, идешь в вакс-кабину, дышишь фторами, дальше мужская гонка, потом женская. После окончания опять немного поработаешь с лыжами. В девять вечера приходишь в номер, перекусил и в кровать. Был за границей, а практически ничего не видел. Гостиница, стрельбище, трасса и лес. Поэтому работать лучше в том коллективе и с теми людьми, с которыми ты можешь свободно общаться,
- Наверняка у вас сложилось определенное мнение об украинской команде еще за годы работы в Литве. Насколько сильно оно отличалось от тех реалий, с которыми вы столкнулись, придя работать в Украину?
- Ничего нового для себя не узнал, тем более, что мы прошли одну советскую школу. Я ведь учился у тех же тренеров, что и украинские специалисты - Александр Привалов и Виктор Маматов. Украинскую команду я знаю лет 12-13. У нас часто совпадали сборы на первом снегу, чуть ли не полгода мы проводили вместе на этапах Кубка мира. Диана и другие литовские спортсмены всегда дружили с украинскими. Биатлон вообще такой вид спорта, в котором очень теплые отношения между представителями разных стран. Даже лыжники удивляются. Отбежали дистанцию и забыли, что они за разные флаги выступают. И никто на соперника, как на врага не смотрит. Андреас Бессеберг (президент Международного союза биатлонистов IBU. - Прим. «СЭ») правильно говорит, что мы все - одна большая семья
ВЕЗДЕ УСПЕТЬ НЕЛЬЗЯ
- Что сказали своим новым подопечным на первом собрании?
- Я молчал, говорил президент Федерации биатлона Украины Владимир Брынзак. Планы тренировок мы разрабатываем вместе с Николаем Зоцем при участии Александра Кравченко. Как мы разделяем обязанности? Я больше времени провожу на стрельбище, думаю, так будет и дальше.
- Два года команда тренировалась под руководством Константина Вайгина. Плодом его работы стала первая в истории украинского биатлона медаль чемпионата мира, завоеванная Андреем Дериземлей и первый в карьере кубковый подиум Сергея Седнева. Судя по тому, что этому специалисту стали искать замену, от его последователя будут ждать еще более высокого результата?
-Президент федерации прямо не сказал, но надеется на успех на Олимпиаде в Ванкувере. Неважно, какого достоинства будет медаль, и кто ее принесет: женская команда или мужская, для украинского биатлона это будет очень много.
- А что для украинской команды стоит во главе угла в этом сезоне: чемпионат мира в Пхенчхане или же опробование олимпийских трасс в Ванкувере?
- Безусловно, мы прорабатываем оба варианта. Просто пока еще не решили, кого из спортсменов повезем в Корею, а кого - в Канаду. В этом году наша основная задача - выполнить большой объем работы, побольше загрузить ребят и работать с прицелом уже на Олимпиаду-2010. Первоначальный план – опытным спортсменам дать возможность стартовать на чемпионате мира-, а с более молодыми, и обязательно в сопровождении доктора, поехать посмотреть трассы и проверить акклиматизацию в Ванкувере. Этот сезон очень напряженный, практически в одни сроки проходят мировое первенство, чемпионат Европы и Универсиада. Везде успеть нельзя, а если попробовать, то у нас могут вообще выпасть три Кубка мира. На последних этапах нужно обязательно набирать очки, чтобы остаться в пятидесяти лучших в индивидуальном рейтинге. Для команды очень важно сохранить квоту в шесть спортсменов на следующий сезон.
БЬОРНДАЛЕН ТОЖЕ НЕ ИДЕАЛЕН
- В прошлом сезоне стабильным членом украинского эстафетного квартета был завершивший карьеру Алексей Айдаров. Кого вы видите на месте белорусского легионера?
- Айдаров, конечно, был неплохим эстафетчиком. Но поверьте, нам есть из кого выбрать и не только четвертый номер. Прибавляют Сергей Седнев и Олег Бережной. Растет молодежь. Не исключаю, что влиться в команду в скором времени могут Виталий Кожушко и Виталий Кильчицкий. В Антхольце на сборах мы как раз отрабатывали первый этап, выделили трех кандидатов, которые могут начинать гонку. Они быстро и стабильно стреляют, у них все в порядке с головой. Мы не зря проводим специальные тренировки и уделяем столько внимания эстафете. Потому что для нас это самый реальный шанс подобраться как можно ближе к пьедесталу. Статистика прошлых сезонов доказывает, что в украинской команде собрались одни из лучших стрелков мира и по скорости, и по точности. Да, есть три очень сильные сборные - немецкая, норвежская и российская, но со всеми остальными мы можем бороться.
- В украинской сборной с ролью застрельщика всегда было намного меньше проблем, чем с финишером...
- У нас есть кандидаты и на первый, и на последний этапы. В программе двух декабрьских кубков значатся эстафеты. Мы будем прорабатывать там возможные варианты, чтобы уже готовить конкретных спортсменов к чемпионату мира и Олимпиаде.
-Прошлый сезон из-за необъяснимых проблем со здоровьем с опозданием начал Андрей Дериземля. В этом году пропустил сборы из-за удаления аппендицита Алексей Коробейников. Удастся ли ему восстановиться до чемпионата мира, как это сделал его товарищ по сборной Украины?
-Безусловно. Алексей был с нами в Антхольце. Он сейчас работает по отдельной программе, мы стараемся не нагружать его, успокоили, сказали, что ему некуда торопиться. Все-таки месяц из тренировочного процесса выпал. Но до чемпионата мира еще очень много времени. Тем более в моей практике были спортсмены, которые после проблем летом, потом целенаправленно готовились к одному старту и выглядели очень неплохо.
-А вы можете составить портрет идеального биатлониста из членов сборной Украины?
- Идеальных людей нет. Бьорндален тоже не идеален. Мне очень нравится и по своему отношению к работе, и по мышлению Андрей Дериземля. Это тот парень, который может сделать результат, и думаю, сделает. У него нет мелочей, а именно так и должен относиться к делу настоящий профессионал. Потому что в биатлоне первое-четвертое место иногда разделяют полторы секунды. И важен каждый шаг. Андрей все делает сознательно, грамотно, может, не все у него получалось до недавнего времени. Но когда-нибудь получится.
ПО-УКРАИНСКИ ВСЕ ПОНИМАЮ, ТОЛЬКО СКАЗАТЬ НЕ МОГУ
- Какие-то еще трудности в общении с вами у наших спортсменов возникали, помимо того, что им пришлось учиться называть тренера по имени?
- В Литве нет отчеств, я к этому привык и спортсмены тоже. Никаких проблем с нахождением общего языка с украинскими ребятами у меня не было, и надеюсь, не будет. Да и какие могут быть проблемы, если мы делаем общее дело и моя задача - помочь им быстрее реализовать свои возможности. Диктата у нас в команде нет, да он и не нужен в работе с профессионалами. Тренировочный процесс ведем в демократическом стиле. Разве что молодежь можно иногда приструнить. В общем, команда по совместимости характеров подобралась очень хорошая. Когда люди долго находятся рядом, очень важно уметь подстраиваться друг под друга.
- А в вашей тренерской практике бывали случаи, когда вам приходилось выгонять спортсменов со сборов?
- И неоднократно. Я человек жесткий: если сказал надо, значит надо. Был у меня такой ученик Ясинскас, который занял 19-е место на Олимпиаде в льбервилле. Ему говоришь одно, он делает другое и так несколько раз. Не слушаешь, не хочешь работать, собирай вещи и езжай домой, подумай. Нас так учили в сборной СССР. Прошло две недели - он позвонил. Кстати, последний раз видел его на соревнованиях ветеранов.
- А вас самого тренеры часто заставляли паковать чемоданы?
- Если и заставляли, то это было давно и неправда - в семидесятые годы. Припоминаю один курьезный случай: должен был вылетать на соревнования со сборной СССР. Проспал и опоздал на самолет из Вильнюса в Москву. Пришлось остаться дома.
- А каковы ваши успехи в изучении украинского языка?
- Кильчицкий и Кожушко говорят по-украински между собой, я практически все понимаю. Только ответить не могу. Хотя несколько слов уже знаю. Вообще неплохо говорю по-польски, а этот язык похож на украинский. Так что, думаю, осилю его до Олимпиады.
-А к сине-желтой форме уже привыкли?
-Евгений Колупаев футболку украинской сборной мне вручил еще после Олимпиады в Турине. Наверное, это был знак! Я с первого же сбора ее надел…
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Бой состоялся 21 декабря в Эр-Рияде в андеркарде Усик – Фьюри
Сергей Богачук высказался об Александре