Баскетбол: Молдавский Лебедь с украинским сердцем
Интервью и досье на игрока БК «Киев» Андрея Лебедева
Об этом игроке можно говорить часами, а можно ограничиться парой фраз. Лебедев – человек загадка? Родился в Лейпциге, в баскетбол начал играть в Молдавии, выступает за сборную Украины. Лебедев стал одним из первых приобретений детища Волкова, пройдя все трудности становления столичного гранда. Андрей пришел в команду 5 лет тому назад в ранге одного из лидеров николаевских «корабелов». Впоследствии став одним из лидеров того «Киева», где блистали нынешний двукратный обладатель чемпионских перстней НБА в составе «Лейкерс» Медведенко, Хижняк и Журавлев – ныне ассистент коуча киевлян Паскуали. После их ухода именно на его плечи свалилась роль лидера команды. И он справился с ней, заблистав так ярко, что сразу был признан МВП недели и получил путевку на «Матч всех Звезд» ФИБА.
Жаль, что нынешний сезон для Лебедева сложился не очень удачно, приход большой группы легионеров во главе с итальянцем Паскуали серьезно повысил конкуренцию в составе, и Андрей стал получать все меньше и меньше игрового времени. Но свои шансы в Евролиге Андрей использовал по максимуму. Так было и с софийским ЦСКА в Киеве, и с «Хапоэлем» в Израиле, да и самую важную победу над УНИКСом «бэки» одержали именно тогда, когда Лебедев впервые в нынешней Евролиге попал в стартовую пятерку. Так что меняются тренеры, игроки, а Андрей Лебедев продолжает изумлять и доставлять болельщикам удовольствие. Все такой же прекрасный Лебедь даже в «волчьей стае».
Немец с молдавским паспортом
– Правда ли, что ты родился в Германии?
– Да. Я родился в Лейпциге, откуда в возрасте шести месяцев переехал в Молдавию.
– И с тех пор ни разу не удалось побывать на исторической родине?
– Один раз мне пришлось противостоять команде с тех мест, не помню названия. Но Германия меня не впечатлила, я никогда не задумывался о том, чтобы жить там. Мне гораздо милее в Украине.
– А в каких странах еще удалось побывать, и где больше всего понравилось?
– Я почти всю Европу исколесил, но больше всего запомнилась именно Испания. Хотя с американским Нью-Йорком ничего не сравнится. Его «каменные джунгли» впечатляют, он действительно похож на огромное яблоко. Словами этой красоты не передать – это надо просто увидеть. Я даже успел побывать на двух небоскребах торгового центра до их полного разрушения, был ночью на Эмпайр Стейт Билдинг, видел эти потрясающие огни. Вместе со своими одноклубниками из Николаева за 5 дней отдыха успел пешком обойти практически весь Манхеттен. От центрального парка и до Гудзонского залива. Всю статую Свободы облазили.
– Правда ли, что американцы настолько ограничены, как об этом рассказывают сатирики?
– Мне очень нравится Задорнов, во многом из того, что он рассказывает, можно найти рациональное звено. Возможно, что американцы думают о нас так же, как и мы о них. А тупые они или нет, говорить некорректно. Можно пошутить на эту тему, но я знаю очень много далеко неглупых американцев, с которыми можно прекрасно пообщаться.
– А есть ли у тебя друзья за рубежом?
– Я не скажу, что у меня есть друзья в дальнем зарубежье. В Молдавии, которая сейчас считается ближним зарубежьем, осталось много друзей детства. Многие из них сейчас выступают в Румынии, а кто-то даже играл в Азербайджане. Мы поддерживаем общение через СМС, перезваниваемся. Друзьями особо некогда обзаводиться, с теми американцами, которые выступали в свое время в БК «Киев», я никаких контактов не поддерживаю.
Самый безумный поступок – женитьба
– Баскетбол – это профессия или дело всей жизни?
– Баскетбол – это любимое дело. У меня был выбор – футбол или баскетбол. Я осознанно выбрал баскетбол, потому что это действительно вид спорта, к которому у меня лежит душа, который я люблю независимо от того, играю я или кто-то другой. Хотя иногда баскетбол сидит вот тут (при этом Андрей делает характерный жест ребром ладони по горлу), и не хочется о нем даже упоминать. В такие моменты переключаюсь на футбол.
– Что считаешь своим самым безумным поступком в жизни?
– По характеру я не экстремал. И самый рискованный, самый смелый поступок – это, наверное, знакомство со своей будущей женой. Настю я впервые заметил во время домашнего поединка «Николаева», она с подружкой сидела за нашим кольцом. Как позже выяснилось, она еще и училась вместе со мной в одном вузе. В принципе, это можно назвать любовью с первого взгляда. Примерно месяц я все о ней узнавал через знакомых, через людей, которые с ней учились. Вплоть до ее расписания, когда и где пары, ее домашний адрес. Я очень долго раздумывал, как подойти познакомиться… А когда, наконец, решился, то, как призналась позже супруга, она сама не могла дождаться момента нашего знакомства. Потому что уже давно заметила парня, который поглядывает на нее, постоянно мелькает перед ее глазами. Мы были очень молоды. Мне – 18, ей – 17, но я не считаю, что мы рано вступили в брак, если два человека любят друг друга, то и в 16 лет – не рано, и в 80 лет – не поздно.
– А кто твой самый главный болельщик?
– У меня теперь их два. И кто из них главнее, я не берусь утверждать однозначно. Самый строгий болельщик – жена, самый яростный, самый эмоциональный – это, наверное, дочка Полина.
Первый автомобиль – «горбатый»
– Когда впервые сел за руль?
– За руль я сел где-то лет в 11: у нас был «Запорожец-968». Мы ехали на дачу, и папа дал порулить, но все так быстро случилось, что я ничего не успел понять. Понял только, что нужно держать руль прямо и ехать. Но с тех пор, к этому вопросу больше не возвращался, лишь когда будущий тесть подарил свою вазовскую семерку, пришлось снова сесть за руль. На момент первого самостоятельного выезда мой стаж насчитывал 1 час езды с инструктором по городу стоимостью в 50 грн. Он дал мне ключи, и, обливаясь холодным потом, я сел за руль. Но то, как уверенно мне доверили машину, помогло мне перебороть свой страх, и я поехал.
– А что больше любишь – иномарки или отечественный автомобильный продукт?
– Иномарки – более комфортные. Я как-то приезжал в Николаев, а иномарку оставил в Киеве. Сел в вазовскую «пятерку» и почувствовал, что не справляюсь с управлением. Я ведь привык одним пальцем крутить руль, а здесь мне нужно прилагать все усилия. И самое главное – ощущения совершенно не те.
– На чем сейчас ездишь?
– У меня «Хонда» «Аккорд», но хочется что-то помощнее. Самый приемлемый вариант – джип.
– А до какой максимальной скорости приходилось разгонять автомобиль?
– Свою «Хонду» я на одесской трассе до 200 км/ч разгонял, но она очень легкая, и на такой скорости уже чувствуешь, что она сейчас взлетит. 160-170 км/ч – это ее скорость, начиная со 180 надо вцепиться в руль, потому что не дай Бог, какая-нибудь кочка или камушек – может улететь.
Поклонник Баркли, игравший с Медведенко
– С приходом иностранцев во главе с Паскуали твое время пребывания на площадке значительно сократилось. Какова сейчас обстановка в команде?
– Я не скажу, что меня данный расклад устраивает, мне хочется играть больше. У меня есть еще желание играть. В принципе, чем меньше играешь, тем больше здоровья. Но я прекрасно понимаю, что сейчас 40 минут проводить на поляне тебе никто давать не будет. На данный момент в команде много игроков, которые могут забить, но нет такого, чтобы один игрок регулярно набирал по 20 и больше очков за игру, а все остальные только подносили патроны. У нас в команде может выстрелить каждый. И поэтому выбор, кому дать играть, для Паскуали превращается в настоящую головную боль.
– Не было вариантов сменить клуб?
– Варианты есть, но на данный момент я – игрок БК «Киев». И нетактично говорить об этом.
– Какой из предполагаемых вариантов был самым звездным, может «Реал» (Мадрид) звал?
– «Реал» (Мадрид) не звал, но я не хочу об этом сейчас говорить. Могу сказать, что мной интересовался «Лос-Анджелес-Лейкерс», но все равно это ничего не даст. Я в БК «Киев» и не собираюсь ничего менять в ближайшем будущем.
– Всем доволен в карьере?
– Нет, конечно. Были и есть такие моменты, о которых не хочется вспоминать. Я думаю, что, может, тогда надо было бы поступить по-другому, и ситуация могла бы измениться. Другой вопрос – в какую сторону. Мне грех жаловаться. Но были моменты, где я бы поступил совершенно иначе. Но, как говорят, с годами учишься, в принципе, я надеюсь, что мне это пойдет на пользу.
– Ты эмоциональный человек?
– Не сказал бы, что я суперэмоциональный человек. Все эмоции стараюсь держать в себе и думаю, что моя жена это подтвердит. Я не люблю выплескивать свои эмоции. Могу потерять самообладание, если их накопится слишком много, но это будет какой-то кратковременный всплеск. Мне не нравится кричать, махать руками. Может быть, это и не очень хорошо, но я привык все в себе переваривать.
– Накануне прихода в «Киев» большой группы иностранцев интересовалось ли руководство у команды и лично у тебя о целесообразности прихода того или иного исполнителя?
– У нас руководство никогда не спрашивает о целесообразности того или иного игрока. Очень редко, буквально один раз или два, руководство интересовалось мнением о целесообразности приобретения игрока, но это были не иностранцы, а украинские игроки. Я не буду сейчас называть фамилии, скажу лишь, что руководство спрашивало, стоит ли брать того или иного баскетболиста в команду, и усилит ли он ее. И не всегда, давая положительный ответ, получался положительный результат, и игрок этот появлялся в команде. То есть твое мнение, если этот вопрос был задан, выслушивалось, но оно практически никогда не учитывалось.
– Титул игрока недели в Евролиге ФИБА и участие в «Матче всех Звезд» ФИБА – это пик карьеры?
– Ну, конечно, МВП недели и участие в «Матче всех Звезд» – это на данный момент два самых значимых события в моей жизни. Выигрыш чемпионата Украины или еще чего-то меркнут по сравнению с этим. Хотелось бы, чтобы эти события стали ступенькой, с которой можно стартануть вверх, жаль, что старт пока подзадержался. Но я надеюсь, что у меня все еще впереди.
– А с кем из тренеров работалось проще всего? И как с Паскуали удается находить общий язык?
– Ну, с каждым тренером нужно находить общий язык.
– А у тебя есть свой универсальный метод?
– Не спорить, не все тренера признают какие-то возражения. Надо как-то приспосабливаться к каждому тренеру, просто выходить на площадку и стараться делать свое дело. Выкладываться по максимуму и на игре, и на тренировке, а все остальное, думаю, приложится.
Стараться не идти на конфликт – это никогда не приведет ни к чему хорошему.
– С кем работалось лучше всего, кого считаешь своим учителем?
– И Коваленко Александр, и Миглиниекс Игорь многому меня научили. Надо стараться находить в каждом тренере не слабые стороны, в принципе, у любого тренера, как и у каждого человека, есть свои минусы и плюсы. Во всем нужно искать положительные стороны.
– Кто из игроков оказал наибольшее влияние?
– Ты постоянно учишься, независимо от того, против кого ты играешь в матче либо на тренировке. Вот на тренировке я подмечаю какой-то финт у Сергея Чикалкина, и если мне это движение нравится, то я мысленно проигрываю для себя этот финт, стараясь скопировать. То же самое в игре, особенно если противодействуешь против неизвестного для тебя игрока. Ты видишь, как он делает какое-то движение и забивает из-под тебя. Ты для себя это отмечаешь, пытаешься повторить этот элемент, прикидываешь, как можно от этого защититься. Вообще, ты должен воспринимать каждый день как тренировку. Если ты перестанешь учиться – ты перестанешь расти. Но я не старался никогда никого копировать.
– Ну а в детстве на кого хотел быть похожим?
– В детстве мы все старались подражать звездам НБА. У нас в команде было так заведено, если кто сказал, что хочет быть Джорданом, то не приветствовалось, если ты скажешь, что тебе тоже нравится Джордан. После этого ты бы считался последним человеком. Мне всегда импонировала игра Баркли, несмотря на не особо баскетбольную комплекцию, я считаю его одним из величайших игроков в истории баскетбола. Ведь когда я начинал, советский баскетбол переживал пик своего расцвета, но мы им не интересовались, не запоминали звезд советского баскетбола. Сейчас я могу сказать, что Сабонис – великий, может быть, самый великий центровой во все времена. А тогда нас больше привлекала НБА.
Роман со сборной – это не просто легкий флирт
– Большое значение придаешь имиджу?
– Я совсем недавно стал над этим задумываться. О том, что нужно одеваться более-менее прилично, когда выходишь в свет. Я не могу одевать спортивный костюм в дорогу, на выезды, максимум – выйти во двор, вынести мусор. Спортивный вариант для города – джинсы, свитер. Но больше всего люблю классический стиль: туфли, брюки, рубашка, свитер. Но по роду деятельности не всегда получается так одеваться, а иногда и просто некуда.
– На какую сумму был заключен первый контракт?
– На 50 долларов в месяц.
– А какая самая большая зарплата, полученная за год?
– Это коммерческая тайна, но гораздо больше, чем 50 баксов.
– Роман со сборной сложился? Если нет, то почему?
– То, что я играю в сборной Украины, это уже успех. Я надеюсь, что мой роман со сборной еще не закончен. И пусть европейский отборочный цикл мы прошли не слишком гладко. Многие скажут, что наш выход в Европу – это везение, но везет сильнейшим. Я думаю, что у этой сборной есть шансы достойно показать себя на европейском форуме. Если добавится фактурный «большой», то наши шансы еще более возрастут. Я считаю, что на данный момент в сборную приехали сильнейшие, за исключением, может быть, пары человек.
– Какую сборную из тех, за которые ты выступал, назвал бы сильнейшей за всю историю? Та, которая не взлетела, но имела для этого все шансы?
– В принципе, мы рассчитывали на выступление в Швеции, мне так кажется, что мы могли там выступить на порядок лучше. Мы выиграли первые половины практически у всех команд по группе. Не знаю, с чем это связано, но во второй половине мы всем уступили, с теми же греками по ходу встречи имели «+20», а в итоге уступили пару очков. Я убежден, что хотя бы одну игру мы могли и должны были выигрывать, ведь в отборе к шведскому евро показали гораздо более содержательный баскетбол, чем на континентальном форуме.
Кстати
Супруги Андрей и Настя – дипломированные юристы. В свое время Лебедев даже стоял перед выбором: учеба или баскетбол. Отдал предпочтение последнему, хотя и Одесский университет бросать не стал. Высшее образование, знание английского, мол, еще никому не вредили. Сейчас баскетболист полностью сконцентрирован на своей спортивной карьере.
Президент не влияет на тренировочный процесс
– С появлением президентского «волчьего» имиджа, что-то изменилось в команде?
– Мое дело выходить играть, а об имидже я думаю в последнюю очередь. Об этом лучше спросить у людей, которые со стороны за этим всем наблюдают, насколько я знаю, это от них исходила инициатива о том, чтобы клуб поменял свою эмблему. И если им нравится то, что делает сейчас клуб, значит это правильное решение, если не нравится, значит нужно что-то менять.
– А как часто Волков проводит разбор полетов?
– Я не скажу, что часто. Иногда после каких-то поражений может прийти на собрание и высказать свое мнение. Но в тренировочный процесс он не вмешивается. Александр Анатольевич может подсказать на каком-то личном уровне, но этим все ограничивается.
– Паскуали свои эмоции выплескивает только на играх или на тренировках тоже кричит?
– На тренировках он тоже кричит, он кричит всегда, когда ему что-то не нравится. Он такой, какой есть, и таким его надо воспринимать. Я думаю, что все уже привыкли к его крикам и особо на это не реагируют. Хотя и пытаются что-то рациональное найти даже в крике. Надо это умное взять, а крик отсеять. Если нет, то надо выслушать и постараться все сделать так, как он хочет.
Паскуали называет Эдди, а в «Николаеве» звали малый
– Следишь за тем, что о тебе пишут, снимают?
– Если мне попадется в руки газета, где обо мне написано, я прочитаю, хорошо ли, плохо ли написано, не знаю, но я прочитаю. Но чтобы специально отслеживать, вырезки собирать – нет. Специально могу купить журнал, если я знаю, что там будет интервью со мной, и то только для родителей.
– На личную жизнь много времени остается?
– Остается, конечно. С Паскуали мы проводим больше времени в Киеве, у нас нет выездов на сборы, на базу в лес, поэтому есть время и для семьи. А раньше, если у нас было три-четыре свободных дня, нас забирали. Хотя, конечно, хотелось бы уделять больше времени ребенку.
– А где любишь проводить досуг, есть какие-то любимые места в Киеве?
– В последнее время выбраться куда-то получается не так часто. А вообще, вместе с женой любим ходить в лавру, гулять на Подоле. Приезжать на Андреевский спуск и просто гулять там. Раньше любили делать пешие прогулки по городу, сейчас времени на это значительно меньше – дочка растет.
– А какое прозвище в команде?
– Иностранцы называют Леб, Леба, Паскуали по-разному, даже иногда Эдди. А в основном Лебедь, еще было прозвище, начиная с «Николаева», Малый.
– Есть ли неосуществимая мечта?
– Да, есть и не одна.
– И чем бы хотелось заниматься после окончания баскетбольной карьеры?
– Честно скажу, не знаю, но то, что я не хочу быть тренером – это однозначно. Не мое это. Может, со временем я изменю свое мнение. Хотелось бы остаться в баскетболе, но только не в роли тренера.
Мечта – вырастить дочку хорошим человеком, а вообще, самая главная мечта – переехать в свою квартиру. Но для этого нужно еще приложить много усилий.
Досье «Болельщика»
Андрей Лебедев.
Амплуа: защитник.
Игровой номер: 7.
Дата рождения: 12.10.1979.
Место рождения: Лейпциг (Германия).
Рост: 187 см.
Вес: 89 кг.
Женат. Дочь Полина.
Выступал за:
1996–1997 гг. – «Тирасполь» (Молдавия).
1997–1999 гг. – МБК «Николаев» (Украина).
1999–2004 гг. – БК «Киев» (Украина).
Достижения:
чемпион Украины-2000, вице-чемпион Украины-2001, 2002, 2004, бронзовый призер чемпионата Украины-2003;
участник «Матча всех Звезд» Евролиги FIBA-2004;
игрок национальной сборной Украины 2001-2004 гг.
Алексей Беловол, газета «Болельщик»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Леброн Джеймс снова доказал, что будет играть при любых обстоятельствах
Бразилец объявил об этом в Instagram