ЗАХАРОВ: «Посмотрел на табло и занервничал»
Интервью с лидером сборной Украины по прыжкам в воду
Антону Захарову всего 22. А он считается самым титулованным спортсменом в украинской сборной по прыжкам в воду. В его коллекции есть золото европейского первенства, медали чемпионатов мира и четвертое место на Олимпиаде в Афинах. Правда, львиная доля этих наград была завоевана в синхронных прыжках с вышки вместе с Романом Володьковым, который официально попрощался с большим спортом на декабрьском Кубке Украины в Киеве. Впрочем, то, что опытный спортсмен намерен уходить, было ясно еще после Олимпиады в Афинах. Захарову тренеры начали подыскивать нового партнера, но такого, который бы мог выполнять на вышке программу высокой сложности, не нашлось. Антон по этой причине опустился на трехметровый трамплин для синхронных прыжков с Дмитрием Лысенко. Вместе они поднялись на европейский пьедестал почета в Эйндховене и завоевали олимпийскую путевку в Пекин. Но не смогли доказать свое право воспользоваться ею на последнем отборочном старте - чемпионате Украины. Антону теперь придется выходить на старт в олимпийском бассейне в гордом одиночестве. Готов ли спортсмен к такой ответственности, попыталась выяснить корреспондент «СЭ» накануне вылета украинской сборной в Пекин.
ПЕРЕД ВЫЛЕТОМ ПРОШЛИСЬ ПО КРЕЩАТИКУ
- Помните, как провели последний день перед вылетом в Афины?
- Смутно, если не ошибаюсь на тренировке. Сегодня поработать не получилось. Мы рано утром приехали в Киев. Но процесс экипировки затянулся до обеда, тренировку отменили. А свободное время мы с товарищами по команде использовали для того, чтобы погулять по Киеву, прошлись по Крещатику.
- Содержимое вашего багажа такое же, как и на любых других соревнованиях или же взяли нечто особенное в Пекин?
- Нет, только полученную накануне экипировку. На Олимпиаде ведь можно будет носить только ее. Еще пару вещей и кое-какие талисманы, если так можно назвать плавки, которые обычно одеваю на тренировку, и тряпочку, которой вытираюсь на вышке.
- Последним крупным стартом для вас был чемпионат Европы в Эйндховене. Можете занести его себе в актив или считаете, что могли выступить лучше?
- Могли лучше, конечно. В синхронных прыжках поначалу шли вторыми, а потом все-таки уступили немцам Шелленбергу и Веллсу. В индивидуальных соревнованиях стал четвертым. Ошибся только на одном прыжке «три с половиной сальто из передней стойки назад», но этого оказалось достаточно, чтобы выпасть из тройки.
В ПЕКИНЕ У МЕНЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ
- Если не ошибаюсь, этот же прыжок стал для вас камнем преткновения и два года назад на чемпионате Европы в Будапеште?
- Да, но я бы не стал называть его камнем преткновения. На других соревнованиях он у меня получался. Когда собран, прыгаю хорошо. В Эйндховене меня немного отвлекало табло, на котором видно было расстановку сил. Я посмотрел туда и занервничал, потому что понял: могу попасть в число призеров. «Три с половиной авербах» - сложный прыжок и требует полной концентрации. Я не смог выполнить его максимально хорошо и потерял драгоценные баллы.
- Признайтесь, разозлились на себя после этого или же существует другое объяснение тому, что вы установили в последней попытке своеобразный рекорд, набрав сто баллов?
- Мне предстояло сделать прыжок с самым высоким коэффициентом в моей программе - 3,8. Я знал, что нужно бороться до конца, полностью сконцентрировался и выполнил его очень хорошо.
- А нужна ли вообще такая программа, если не получается качество привести в соответствие со сложностью? Быть может, целесообразнее действовать по принципу «тише едешь, дальше будешь»?
- Это не выход. Я над этой программой работаю уже четыре года, справляюсь со сложностью и на тренировках, и на соревнованиях. Но не всегда удается безошибочно выполнить все шесть прыжков. А на международном уровне только с идеальным исполнением можно претендовать на попадание в число призеров. Но я не зря столько тренируюсь. Думаю, в Пекине у меня все получится.
ВОДА ОСТАВЛЯЛА ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО
- Какой была бы ваша реакция, если бы за неделю до континентального первенства вам сказали, что чемпионом станет 13-летний британец Томас Дейли?
- Я знал, что он будет претендовать на призовое место. Дейли и раньше показывал высокие результаты. У него хороший вход в воду, хоть и не самая сложная программа. Он здорово прыгал и действительно был достоин золота в Эйндховене.
-Означает ли появление британского вундеркинда, победа немца Саши Кляйна на Кубке мира в Пекине и россиянина Глеба Гальперина на чемпионате мира в Мельбурне, что лидерские позиции китайских прыгунов на вышке ослабли?
-Я бы не стал так говорить. Просто в моем виде много спортсменов с хорошей программой. И как только одному из них удается максимально хорошо выполнить все прыжки, он сразу становится победителем. Китайцам тяжело будет выиграть все золото в Пекине. Но они, безусловно, очень сильны. Кроме того, в родных стенах, на своих снарядах всегда легче прыгать. Ты уже знаешь трамплины, у тебя есть готовые ориентиры. Во время полета мы всегда ориентируемся на вышку, просматриваем каждое сальто. Мы в своем бассейне тоже лучше прыгаем, а для того, чтобы адаптироваться на новом месте - необходимо время.
- Вы различаете своих китайских соперников Чжоу и Линь?
- Конечно, титулованных знаю в лицо. Но всех китайцев запомнить невозможно. У них очень большая скамейка запасных и на разные соревнования они посылают разных спортсменов.
- Какое впечатление произвел на вас олимпийский «Водный куб»?
- Мне понравилось прыгать в пекинском бассейне, там высокие потолки. Но вода оставляла желать лучшего, по крайней мере, во время Кубка мира. У всех спортсменов она вызвала сильное раздражение на коже и лице. Хотя у китайцев оно было не так заметно, может быть, мазь какую-то после тренировок наносили.
ВОЛОДЬКОВ СТАНЕТ ХОРОШИМ ТРЕНЕРОМ
- Организаторы европейского первенства предлагали призерам выгравировать надпись на медали. Какие слова значатся на бронзовой награде Антона Захарова и Дмитрия Лысенко?
- Все решалось в последний момент, не было времени придумывать что-то оригинальное. Я просто попросил написать мою фамилию. И даже затрудняюсь ответить, как поступил Дима. Конечно, жаль, что мы с ним не сможем выступить в синхронных прыжках в Пекине. Все время лидировали, выигрывали международные соревнования, и последний старт все перечеркнул. Нам психологически очень тяжело было прыгать на чемпионате Украины. Ведь мы знали, что можем потерять лицензию, которую завоевали на Кубке мира в Пекине.
- Лысенко, в отличие от вас, вообще остался за бортом Игр. Говорили с ним на эту тему?
- Нет, не говорили. Без слов понятно, что ему очень обидно. Он заработал две лицензии и ни одной не воспользовался. Но что поделать - это спорт.
- Согласны с мнением главного тренера сборной, что вам до сих пор в решающие моменты не хватает поддержки Романа Володькова?
- Конечно, согласен. Володьков - очень опытный спортсмен, с которым интересно было прыгать. Мы с одного города - Запорожья.- Тренировались у одних тренеров Любови и Александра Барсуковых. Наш синхрон был идеальным, и мы показывали очень высокие результаты. Честно говоря, когда прыгал, не задумывался над тем, когда Рома уйдет. Понимал, что это должно случиться. К моменту чемпионата Европы в Будапеште, после которого он завершил карьеру, ему было уже 33. Володьков сейчас работает с группой детей в бассейне «Мотор-Сич». Мне кажется, он станет очень хорошим тренером.
В АФИНАХ НЕ ХВАТИЛО СЛОЖНОСТИ
- Роман Володьков рассказывал, что соперники первое время шутили, что он с сыном выступает. А какие насмешки приходилось выслушивать вам?
- Сейчас уже и не вспомню, задевали, конечно. Все-таки у нас, помимо возраста, была еще и большая разница в росте. Но она не мешала нам хорошо прыгать. А когда завоевали первую медаль на чемпионате мира, все иностранцы поздравляли. Для всех это было потрясением.
- На чемпионате мира в Барселоне-2003 вы завоевали серебро, но через год остановились в шаге от пьедестала на Олимпиаде в Афинах. Вы выступили хуже или же соперники прибавили?
- Мы с Ромой отпрыгали свою программу хорошо. Соперники обошли нас за счет коэффициента сложности. Как раз появился новый винтовой прыжок и многие освоили его к Афинам.
- Сейчас, накануне Игр в Пекине о четвертом месте на предыдущей Олимпиаде вспоминаете с горечью?
- В Афинах хотелось попасть на пьедестал, тем более что на чемпионате мира мы были в числе призеров. Но когда не получилось, расстраиваться сильно не стал. Я усложнил свою программу в индивидуальных прыжках с вышки. Мне кажется, свои лучшие прыжки покажу на Олимпиаде в Пекине.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Гречен Уолш получила от своих побед не только моральное удовольствие
В саудовском Эр-Рияде состоялось боксерское мегашоу