БЕЛОНОГ: «Когда индеец собирается на войну, он красится»
Юрий Белоног рассказал о подготовке к Олимпиаде в Пекине и многом другом
После национального первенства, проходившего в конце июня на НСК «Олимпийский», тренерский штаб украинской сборной назвал имена спортсменов, которые будут отстаивать честь страны в Пекине. Среди 73-х олимпийцев-легкоатлетов есть и один действующий чемпион Юрий Белоног.
Правда, после победы на родине Игр в Афинах украинец не так часто, как хотелось бы, блистал в секторе для толкания ядра. Его личные рекорды до сих пор датируются 2003 годом: 21,81 метр на стадионе в Киеве и 21,46 в спорткомплексе в Сумах. Юрий остановился в шаге от пьедестала на чемпионате мира в Хельсинки-2005, замкнул шестерку лучших на первенстве континента в Гетеборге, пропустив из-за травмы прошлогодний мировой форум в Осаке. Стабильность - признак класса, - скажете вы. Только вот вряд ли таким аргументом станет довольствоваться спортсмен, который однажды уже побывал на самой главной спортивной вершине и который безапелляционно заявляет, что всегда думает только про первые места. Юрий, в отличие от многих своих титулованных коллег по спортивному цеху, которые очень тяжело переживают отсутствие медальных результатов, не замкнулся в себе. Напротив, он с удовольствием совмещает тренировки с участием в различных благотворительных акциях, подкупая окружающих своей общительностью, а журналистов откровенностью и искренностью. Ему и раньше сложно было оставаться незамеченным в толпе благодаря богатырским габаритам, а теперь тем более. Юрий был одним из главных действующих лиц и на презентации программы «Биола Игры чемпионов-2008», которая состоялась во вторник в столичном развлекательном центре «Арена-Сити».
НА «ИГРАХ ЧЕМПИОНОВ» ПРОДУМЫВАЛ КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ
- Очень многие известные спортсмены на последних этапах подготовки к ответственным стартам стараются ограничить свои выходы в люди и свести до минимума общение с прессой. А вас, значит, такие массовые мероприятия не отвлекают от подготовки к Олимпиаде в Пекине?
- Каждый человек по-разному относится к публичности. Некоторые и в самом деле боятся внимания и не любят говорить на камеру. Но я считаю, что звание олимпийского чемпиона ко многому обязывает, и в частности к участию в различных акциях, направленных на популяризацию олимпийского движения и спорта в целом, чем и занимается спортклуб «Биола». Кому как не нам, известным спортсменам, пропагандировать здоровый способ жизни, заинтересовывать детей и взрослых в занятиях физкультурой. Другим атлетам, может быть, это сложно и накладно по времени, мне - нет. Я не делаю ничего в ущерб тренировкам, выезжаю на такие мероприятия только в том случае, если они не нарушают процесс подготовки.
- А вы не боялись получить какую-то случайную и абсолютно ненужную травму во время «Игр чемпионов»? Они все-таки требуют определенных физических затрат...
- Я участвовал на ранней стадии соревнований еще в марте. Постоянно подстраховывался, продумывал каждое движение, чтобы не травмироваться. Вес большой, мы не такие подвижные, как дети.
- Не жалеете, что отказались от первоначального решения не выступать на чемпионате Украины в Киеве?
- Нет, конечно. Я действительно говорил, что не буду участвовать в чемпионате Украиньг. Но тренер меня убедил в том, что это необходимо. После каждого этапа подготовки должны быть соревнования, которые показывают форму спортсмена. Я вышел в сектор, сделал три заступа. Но это не помешало нам с тренером увидеть то, что было нужно. После соревнований мы замерили результат, и он был достаточно высоким. А заступы - это просто технические ошибки, которые исправимы.
-Если не секрет, какой был результат?
-21,20 метра.
СТАДИОН БОЛЬШЕ НАПОМИНАЛ РАБОЧИЙ ЦЕХ
- Чемпионат Украины проходил под аккомпанемент срывающихся кресел на трибунах НСК «Олимпийский». Не считаете, что это своего рода проявление неуважения к королеве спорта и украинским легкоатлетам?
- Я бы не сказал, что это неуважение. Дело в другом. Я соревнуюсь больше двадцати лет, привык к определенной атмосфере, к шуму трибун, к стартёру, который стреляет, к бегунам. Когда на стадионе появляется новый посторонний звук, а тем более такой, что создается впечатление, будто ты попал в рабочий цех, он сбивает. Все это еще раз продемонстрировало отношение к спорту в нашем государстве. Ведь можно было хотя бы на три часа в день, когда проходили финалы, остановить демонтаж, чтобы те же рабочие посидели и посмотрели соревнования.
-19,75 метра - таков результат победителя чемпионата Украины Андрея Семенова. Довольно скромно по мировым меркам, но у остальных ребят показатели ведь еще хуже. Скажите, чувствуете ностальгию по тем временам, когда вы соперничали с Александром Багачем, Александром Клименко, Романом Вирастюком или наоборот рады, что никто не может составить вам конкуренцию в борьбе за путевку в Пекин?
-Конечно, это огорчает. Я благодарен судьбе, что на стадии развития меня окружали такие спортсмены. Они стимулировали рост моих результатов, я все время стремился их обыграть. Психология нынешних атлетов отличается от той, которая была у меня и у всего поколения девяностых. Почему, не знаю. С другой стороны, я не могу осуждать того же Семенова. У него своя жизнь и свой путь, он показал в этом году достойный результат. Пусть закрепляет его и развивается дальше.
-Кстати, ваш показатель в текущем сезоне 20,41 метра даже хуже, чем лучший результат и личный рекорд 20,51 Семенова. В то время, как американские атлеты толкали за 22 метра в июне на национальном первенстве в Юджине. Что дает вам основания рассчитывать на успех в Пекине?
-Опыт позволяет мне не обращать внимания на те результаты, которые показывают другие спортсмены. Я иду к своей цели. То, что американцы толкают за 22 метра, для меня не показатель, им не удастся меня напугать. Вы поднимите статистику за 2004 год. Они выглядели предпочтительнее и в преддверии Олимпиады в Афинах. 22,50 – был лучшим результатом сезона. Я их не боюсь и спокойно делаю свою работу. Тактика американцев и рассчитана на то, что высокие показатели накануне главного старта заставят соперников переживать и думать, что к ним невозможно подобраться.
21,50 МЕТРА ХВАТИТ ДЛЯ ПОБЕДЫ В ПЕКИНЕ
-А какого результата, на ваш взгляд, будет достаточно, чтобы победить в Пекине?
-21,40-21,50. 22 метра, думаю, толкать не придется.
- Вы делаете поправку на жаркий климат Китая?
- Такая поправка не нужна, поскольку все зависит от настроя. Я себе даю установку: не обращай внимания на то, что будет жарко, просто пей больше воды. Я выступал несколько раз в Китае и Японии. У меня достаточный опыт акклиматизации и привыкания к разнице во времени. Нужно как можно меньше обращать внимания на всякие мелочи и просто делать свою работу. Кроме того, все будут в равных условиях, американцы не исключение. От жары больше пострадают спортсмены, которые бегают на длинные дистанции, начиная от полторы тысячи метров и больше. Им будет достаточно сложно показывать высокие результаты в такой атмосфере.
- Расклад сил в секторе для толкания ядра очень изменился со времен Олимпиады в Афинах?
- Нет, но всегда появляются темные лошадки. Пока явного претендента на эту роль я не вижу. Но нужно быть готовым к тому, что кто-то может выстрелить в Пекине.
- А почему оба ваших личных рекорда вы установили не на крупных международных форумах, а на внутренних соревнованиях в Украине?
- Родные стены помогают. Американцы, белорусы также чаще показывают рекордные результаты на родине. Дома мы тренируемся и привыкаем к условиям, какими бы они ни были. Почему мне за пять лет так и не удалось улучшить результаты? Наверное, где-то недорабатываю, раз мне не удается реализовать себя полностью и показать то, к чему готов.
- Конечно, в толкании ядра мировой рекорд не так заоблачен, как 6,14 в прыжках с шестом Сергея Бубки. Но все же почему на протяжении уже почти двух десятков лет никому не удается побить достижение американца Ренди Барнса - 23,12 или хотя бы европейский рекорд - 23,06 Ульфа Тиммерманна?
- Это достаточно высокие результаты и они еще продержатся не один год. Барнс и Тиммерманн, вероятно, были более талантливы, чем последующие поколения.
СЛОВА ДОПИНГ В НАШЕМ СПОРТКОМИТЕТЕ БОЯТСЯ, КАК ОГНЯ
- А может быть, все дело в том, что допинг-службы стали работать лучше?
- Борьба с употреблением запрещенных препаратов действительно дает о себе знать. Сегодня во многих легкоатлетических дисциплинах спортсмены не могут выйти на рубежи, которые были установлены в начале девяностых. Но я не могу сказать, что упомянутые вами атлеты принимали допинг. Барнс и Тиммерманн - великие люди и они заслужили каждую свою медаль.
- Вам не повезло, что в секторе для толкания ядра законодатели мод - американцы, лидирующие в гонке допинговых вооружений. Но хорошо еще, что нет дышащих им в спину в этом аспекте хозяев Олимпиады. Или же китайская генная инженерия способна творить чудеса?
- Можно накачать человека различными препаратами. Но чтобы толкать ядро, нужен баланс технических и силовых показателей. Спортсмен, который вчера толкал за 18 метров, не сможет вдруг завтра показать результат в районе 21. Это из области фантастики с моей точки зрения. Я не знаю китайских спортсменов, которые могли бы это сделать в Пекине.
- Вы согласны с тем, что из-за отсутствия высококлассного медицинского обеспечения наши атлеты ходят по минному полю?
- Полностью согласен. Слова допинг в нашем спорткомитете боятся, как огня, никто из чиновников не хочет брать на себя ответственность и когда что-то происходит, все сваливается на плечи спортсмена. В нашей стране все познается методом проб и ошибок. А ведь сегодня любой даже самый безобидный, казалось бы, препарат может оказаться в списке запрещенных.
- Не считаете, что пожизненная дисквалификация, которая постигла украинских ядровиков Александра Багача и Виту Павлиш слишком уж суровая мера наказания?
- Знаете, как нам говорят за границей: хотите участвовать в наших соревнованиях, считайтесь с нашими правилами. Бороться с допингом нужно. Многие спортсмены готовы рисковать своим здоровьем ради достижения результата. Плохо, что абсолютно всех проконтролировать все равно невозможно.
ДЛЯ ПОЛНОГО КОМПЛЕКТА НЕ ХВАТАЕТ ЗОЛОТА ЧЕМПИОНАТА МИРА
- Травма спины, из-за которой вы пропустили прошлогодний чемпионат мира, еще дает о себе знать?
- Она преследует меня всю мою спортивную карьеру. В Осаку не поехал, чтобы лучше подготовиться к Олимпиаде в Пекине. И если не вылечить спину полностью, то хотя бы залечить на время. Но все равно эта травма меня вначале весны догнала и присутствовала в подготовке. Но на сегодняшний день чувствую себя очень хорошо.
- Вы следили за тем, как в ваше отсутствие развивались события в Осаке?
- Меня поразил результат победителя - 22 метра. Также для себя отметил, что подтянулись атлеты, которые раньше толкали на порядок ниже. Во всем остальном обошлось без сюрпризов.
- А что для вас дороже: бронза «открытого» чемпионата мира-2003 или же золото мирового первенства в помещении-1997?
- Эти медали нельзя сравнивать. Золото дало толчок моей спортивной карьере. А бронза лишь подтвердила то, что я остаюсь в десятке лучших атлетов мира. Это разные награды и завоеваны они были на разных этапах моей жизни.
- Отсутствие в списке регалий титула чемпиона мира задевает самолюбие или на фоне олимпийского золота эта недостача меркнет?
- Все-таки хотелось бы быть чемпионом мира. Мне как раз не хватает этой победы, чтобы иметь все возможные в легкой атлетике титулы, за исключением разве что рекордсмена мира. Я выигрывал первенство Европы, становился чемпионом мира в помещении, побеждал на Олимпиаде. Для полного комплекта хотелось бы иметь и это золото, но ничего не поделаешь, таков спорт.
- Но вы уж точно не скажете про себя невезучий, как, например, говорят про вашего главного соперника Адама Нельсона?
- Да, думаю, к американцу это понятие применимо. Нельсон однажды выиграл чемпионат мира и очень много раз был в призах, а также дважды становился вице-чемпионом Олимпиады. Многое в спорте зависит от удачи. Сегодня практически все спортсмены находятся на одном уровне результатов, и тяжело предсказать, кто выиграет. На роль явного лидера в толкании ядра мог бы претендовать Риз Хоффа. Но и у него временами случаются провалы.
НУЖНО УМЕТЬ ДОСТОЙНО ПРОИГРЫВАТЬ
- А как часто в вашей практике судьбу золотой медали решал второй лучший личный результат, как на Олимпиаде в Афинах?
- Это было впервые, и надо же именно на Олимпиаде. В толкании ядра вообще не припомню подобных случаев за всю мою практику соревнований. Обычно такое происходит в прыжках в высоту, и длину.
- Адам Нельсон после объявления неутешительных для него результатов ринулся к судье. Вам понятны чувства американца или же вы никогда бы не стали показывать свою досаду публике?
- Никогда. Я считаю, что нужно уметь не только выигрывать, но и проигрывать достойно.
-А может ли повториться то, что произошло с Романом Вирастюком в Атланте? Тогда американские судьи включили секундомер на полминуты раньше, чем фамилия украинского атлета появилась на табло...
-Каждый спортсмен должен сам следить за временем. Я всегда смотрю на секундомер. Не знаю, почему он в тот момент не смотрел, скорее всего, настраивался на попытку и потерял ощущение времени. Роман тогда мог быть в призах, если бы ему дали хотя бы на пять секунд больше.
-Вы почувствовали, как изменилось отношение к украинским легкоатлетам с назначением на пост вице-президента IAAF Сергея Бубки?
-На обыденной жизни спортсмена это никак не отразилось. Ведь чтобы выиграть чемпионат мира, все равно нужно быть сильнее всех. Другое дело, что мы теперь можем себя более уверенно чувствовать в спорных моментах. Вообще, с приходом Сергея Бубки не только в IAAF, но и в НОК на спорт начали по-другому смотреть в Украине. Хотя проблем у спортсменов в нашем государстве с его экономической нестабильностью, конечно, остается много.
ХОЧУ ПОБИТЬ РЕКОРД ПО КОЛИЧЕСТВУ ПРОПУЩЕННЫХ ЗВОНКОВ
- Вы придаете особое значение тому, что олимпийское золото завоевали на родине Игр в Греции и льстит ли вам сравнение с Гераклом?
- Любая олимпийская медаль ценна, независимо от того, в каком городе она завоевана. Мне просто повезло, что соревнования проходили на олимпийском стадионе. А что касается сравнения с Гераклом, то я не мифический герой, а спортсмен. За моей победой стоит очень много людей, о которых редко кто вспоминает. Афинское золото – результат работы большой команды.
- Когда вы вернулись в свой номер после победы в Афинах, на вашем телефоне было 134 пропущенных вызова и 58 сообщений. Надеетесь побить этот рекорд в Пекине?
- Хотелось бы, но загадывать не буду. Настрой серьезный, чувствую себя хорошо.
- Все, кроме золота, воспримите, как шаг назад или будете рады любой олимпийской награде?
- Любой. А качество медали уже будет зависеть от степени моей готовности и того, как мне удастся ее реализовать.
- Какое представление дети имеют о том, чем занимается их папа?
- Они спокойно относятся к моему роду деятельности, у них нет какой-то особой гордости. Дети понимают, что это моя работа. Я должен тренироваться и показывать результат на соревнованиях.
ДЕТЕЙ НА ТРЕНИРОВКИ НЕ БЕРУ
- А ядро они у вас не просят, чтобы поиграться?
- Я стараюсь детей не брать на тренировку: хочешь не хочешь, они будут тебя отвлекать. Дочек вообще не хотелось бы отдавать в спорт. А вот сын вполне возможно пойдет по моим стопам. Ему сейчас шесть лет. Я начал заниматься толканием ядра в тринадцать. Так что время еще есть. Я пару раз разговаривал с ним на эту тему. Он говорит, что хочет метать диск. Будем учить его этому, а дальше посмотрим.
- Известно немало случаев, когда семья становилась преградой на пути развития спортсмена, а у вас получается наоборот?
- Да, меня семья вдохновляет на победы. Я никогда не задумывался над тем, что было бы, если бы не познакомился с Клавдией и не переехал в Одессу. Я тогда принял твердое решение, и счастлив, что оно оказалось правильным. Можете называть это судьбой. Кстати, у нас в семье заведено не затрагивать тему мужской работы. Ни я, ни мой тренер не несем домой со стадиона свои проблемы.
- Неужели не затрагиваете спортивную тематику и в беседах с дочерью своего тренера Екатериной Карсак, которая стала еще и вашей коллегой по олимпийской сборной Украины?
- Во время тренировочного процесса помогаю, конечно. Обращаю внимание на какие-то ошибки. Все говорю открыто, ничего не скрываю. Для Кати это первая Олимпиада. Я ее настраиваю на определенный результат. И, думаю, она его покажет. Молодым часто везет. А вообще каждый спортсмен должен быть психологом, потому что никто не может понять тебя лучше, чем ты сам. Я ей рассказываю, какими методами настраиваюсь на выступление. А она уже сама выбирает, использовать мой опыт или приобретать свой.
- Вы считаете справедливым то, что из-за возрастного ценза не едет в Пекин рекордсмен мира среди юниоров в метании диска Никита Нестеренко?
-Думаю, да. Правила для всех одинаковы. Если он действительно талантливый и перспективный спортсмен, нечего переживать, у него все впереди.
ВИРАСТЮК УЧИЛ МЕНЯ ПЕТЬ ГИМН ПОД МИНУСОВКУ
-Вспомните себя в его возрасте, вы тоже ощущали определенный дискомфорт из-за своих габаритов?
-И до сих пор его ощущаю, особенно в том, что касается быта и одежды. Просто научился не обращать внимания. Каждый человек заходит в магазин и выбирает себе вещи по цвету, по модели. А я захожу с вопросом, что есть на меня. Может не устраивать цветовая гамма, но выбора нет - приходится покупать. Со спортивной экипировкой у меня пока проблем нет. А вот парадная форма оказалась мала, хотя я указывал размеры.
-А новая оригинальная стрижка это способ напугать соперников?
- Когда индеец собирается на войну, он красится, считайте, что это моя боевая раскраска. Я показываю всем, что готов сражаться.
- Может быть, вы делали стрижку в парикмахерском салоне Романа Вирастюка в Ивано-Франковске?
- Нет, но советовался с Романом. Когда рассказал, как хочу постричься, он ответил: «та ну тебе, це ж негарно». Я его послушал, но все равно сделал по-своему.
- Скажите, сохранился листочек, по которому Роман Вирастюк учил вас петь украинский гимн перед Олимпиадой в Афинах?
- У него не только слова были, а еще и минусовка. Поэтому я серьезно готовился к исполнению «Ще не вмерла Україна». А листочек не сохранился, да он и не нужен. Я гимн наизусть выучил.
- Зависит ли ваша дальнейшая спортивная карьера от результата в Пекине?
-Конечно, зависит, и не только от результата. Все-таки возраст для спорта у меня солидный. Я сейчас ничего не хочу загадывать. Приму решение после Олимпиады. Одно могу сказать точно уже сейчас: мне не хотелось бы отходить от спорта далеко, все-таки спорт сделал из меня человека. Надеюсь отплатить ему тем же в хорошем смысле этого слова. Это может быть как тренерская работа, так и функционерская.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Уход в другую команду этим исполнителям нужен, прежде всего, чтобы не загубить карьеру…
Команда Шовковского доказала свое превосходство над подопечными Бабича