Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Чемпионат Украины
|
1042
3

ШАРИЙ: «Болею за Черноморец»

Культовый для полтавского футбола форвард Иван Шарий не чужой и для одесских болельщиков

ШАРИЙ: «Болею за Черноморец»

Более 100 матчей провел Иван Григорьевич в футболке «Черноморца» и, конечно, при этом забивал, как и всегда, когда оказывался на футбольном поле.

ИГРАТЬ В ОДЕССЕ БЫЛО ПРЕСТИЖНО
- Иван Григорьевич, как пришли в футбол?

- Это было очень давно. Начинал с ДЮСШ, кое-чего добился уже тогда, мы были чемпионами Украины среди школьников. Потом попал в команду мастеров, мне было 16 лет. Ну а дальше уже из полтавского «Колоса» угодил в дубль киевского «Динамо».

- Там вы отличались солидной результативностью, что же помешало пробиться в основу?
- Конкуренты были серьезные. Поиграл два года в Киеве и поехал в минское «Динамо», а оттуда уже попал в Запорожье. Там все складывалось хорошо, забивал, но, когда возник интерес «Черноморца», решил перейти в одесский клуб.

- Отпускали без трудностей?
- Ну как… отпускать не хотели, конечно, но понимали, что хочу повыситься в классе. «Черноморец» был командой высшей лиги и при этом обладал авторитетом в масштабах СССР. Играть в Одессе было престижно. Приехал без проблем. За мной приезжал Виктор Евгеньевич Прокопенко, который тогда помогал Никите Павловичу Симоняну, можно сказать, именно он курировал мой переход.

- Тяжело было адаптироваться в высшей лиге или для вас не было разницы, кому забивать и на каком уровне?
- Адаптация должна иметь место в любой команде, но она не должна затягиваться на слишком долгое время. Бывает, придет человек и адаптируется год или два, это не серьезно. Пришел, пару месяцев потренировался, почувствовал ребят в игре и все. Для нормального игрока адаптация, если он, конечно, хороший футболист, должна проходить безболезненно. У меня поначалу все было нормально, потом чуть похуже, но все-таки все стабилизировалось и наладилось. Требования должны предъявляться к каждому игроку и к ним нужно привыкнуть.

- Как вас принял Никита Симонян?
- Мой переход, в общем-то, был его инициативой. Это был довольно длительный процесс, они несколько раз общались со мной, просматривали. Не с первого раза я перешел, ведь, собственно, и в Запорожье мне неплохо игралось, и болельщики хорошо относились. Но там была первая лига, а хотелось попробовать себя и в высшей. Конечно, не жалею о переходе, очень рад, что поиграл в высшей лиге чемпионата СССР, да еще в такой команде, как «Черноморец». Это был очень яркий период моей карьеры. И мы довольно успешно выступали в те годы, занимали четвертое место, играли в еврокубках. У нас была приличная команда. Мы были, как вы, наверное, помните, грозой авторитетов, побеждали и киевское «Динамо», и московские команды, в том числе на выезде. Для нас действительно не было авторитетов, мы выходили и играли в футбол, надеясь только друг на друга. У нас была команда.

ПО ПРЯМОЙ – НЕ ЗАБЬЕШЬ
- Не смущала конкуренция в составе, ведь в Одессе тогда играло немало ярких нападающих?

- Была конкуренция, но без этого никак. Она должна быть в любой нормальной команде, которая ставит какие-то задачи. Было трудно, но все это только на пользу. Кто в лучшей форме – тот и играет. У кого-то спад – он в запасе.

- Вы забивали везде, где играли. У вас были какие-то методы для развития в себе бомбардирских качеств, как у других знаменитых форвардов прошлых лет?
- Вы знаете, мы работали и на тренировках и после. Не только я, а и другие нападающие, работали над ударами, уделяли много внимания завершающей стадии. Удары после фланговых передач, с разных точек, обводка и удар, удары левой ногой, правой. Каждый развивал свои сильные стороны. Очень важно уметь принимать нестандартное решение, кажется, бить не надо, а ты бьешь. Такие удары всегда становятся неожиданностью для вратаря и соперников, когда все катится по прямой – не забьешь. Нужно удивить соперника, тогда и будет эффект. В конечном итоге играет свою роль быстрота мышления.

- «Черноморец» достиг больших успехов под началом молодого тренера Виктора Прокопенко. Что он изменил в коллективе, как создал ту замечательную команду?
- Виктор Евгеньевич давал раскрыться игрокам, почувствовать себя не вольготно, а раскрепощено. Нам свободно игралось, каждый раскрывал свои лучшие качества, сбросив напряжение. Чтобы не роботы выходили на поле, а играли так, как умеем. Мы старались играть в футбол, не бить куда попало, а разыгрывать мяч, плести комбинации. Это же понятно, что когда мяч будет держаться у команды, моменты появятся сами собой.
Атмосфера в команде была очень доброжелательной, все ребята нормально общались друг с другом, не было групп, кучек. Прокопенко всегда умел сплотить команду. Я не говорю, что мы все вместе ходили, не могут же все дружить, мы же не одинаковые. Но общались нормально, а даже если у кого-то с кем-то и не было взаимопонимания по жизни, то на поле это не чувствовалось, все было нормально. Так что, обстановка была очень хорошей.
Я думаю, что это отличная идея – присвоить новому стадиону «Черноморец» имя Виктора Евгеньевича Прокопенко. Он очень многое сделал для одесского футбола. Это будет правильно.

РЕБЯТА, ЛУЧШЕ СДЕРЖАТЬСЯ
- Наверное, не самые лучшие воспоминания связаны с матчем 85-го года против киевского «Динамо», когда вас дисквалифицировали за толчок судьи…

- Так получилось, не хотелось проигрывать и в горячке… Я себя не оправдываю, нужно было сдержаться. Засчитал судья гол, отменил – не важно. Но я не сдержался, это меня не красит. Конечно, понял, что был не прав, а назад ничего не вернешь. Пострадали все. Пришлось пропускать матчи, а я тогда стабильно играл в составе и был какой-то план, на меня рассчитывали, в общем, подвел команду, чего греха таить. Могу посоветовать ребятам теперь – когда судья принял одно решение, а потом другое, лучше сдержаться.

- Было тяжело в плане судейства против киевского «Динамо» в те годы?
- Вообще, судили более-менее, не скажу, что было тяжело. И против киевлян, и московских команд. Матчи показывали по телевидению и хотя, конечно, судьи ошибались, но не «убивали».

- А случай в матче с «Днепром» в 84-м году?
- С тем голом? Да, мяч летел, а он свистнул, так и сыграли 1:1. Ну он же свистнул до гола (с улыбкой) . Нет, тогда никто за тем судьей не гонялся, просто повозмущались и все.

- Случай с судьей повлиял на то, что вы вскоре покинули «Черноморец»?
- Может быть, повлиял, а может, просто взяли других игроков, а на меня уже не рассчитывали. Это было дело тренеров. Сказали искать другую команду – нашел и поиграл, как вы знаете, до 41 года.

- Можете назвать свой самый красивый гол в «Черноморце»?
- Трудно так вспомнить. Чемпионат СССР был турниром очень высокого уровня. Один из самых сильных в мире и потому все голы и матчи стоили дорого.

- Против кого из знаменитых советских защитников игралось тяжелее всего?
- Отличных защитников тогда было очень много. Можно перечислять линии обороны почти каждого клуба «вышки». Был общий высочайший уровень мастерства. В московском «Динамо» играли отличные беки, в тбилисском, тот же Чивадзе.

- А были «любимые» вратари?
- Ну, прежде всего, это Валик Елинскас - мой друг, с которым мы вместе пришли в «Черноморец». Позднее ему забивал, по-моему, четыре раза в четырех играх. Нет, он не обижался, конечно, какие обиды. Дасаеву забивал, другим великим той эпохи...

ПОБЕЖИШЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ НЕ ХОЧЕТСЯ
- Вы отправились «доигрывать» в родную Полтаву и делали это почти 15 лет.

- Футбол в Полтаве любили и любят. Мы были во второй союзной лиге, а ходило по 17-20 тысяч человек. И команда была хорошей, да и вторая лига чемпионата СССР – это был приличный уровень.

- У вас были еще болгарские командировки…
- Да, но тогда там еще был достаточно серьезный чемпионат. Я поиграл в «Этыре» в высшей лиге и тогда там футбол был на подъеме, играли еще Стоичков, Балаков. Вместе с Красимиром я играл в одной команде, а в моих соперниках была почти вся та сборная, которая потом выстрелила на чемпионате мира 94-го года. Так что, тогда еще уровень болгарского футбола был довольно неплохим, это сейчас он немного упал. Сборная что-то пытается, но получается мало.

- Вы удивили всех болельщиков, когда вернулись с «Ворсклой» в высшую лигу и демонстрировали игру высокого уровня в 40 лет. В чем секрет футбольного долголетия?
- Да я играл, причем не выходил в качестве символа, а был нужен команде. Знаете, как бывает, одной команде не нужен, а другой наоборот.
Сейчас, если посмотреть на футбол самого высокого уровня, то видно, что многие играют до 38-40 лет. Если человек еще может, если он на уровне – почему не играть? Если бы я был тренером и у меня был бы игрок, который в 40 лет выходит на поле и решает какие-то моменты, забивает, отдает голевые передачи, хорошо выглядит физически... Ну так что, пусть играет. Это раньше были такие правила – до 30 и заканчиваешь. А что такое 30 лет? Это же молодой человек.
Вот Мальдини как играет. Ничем не хуже молодых. И я так бегал. Все видно на поле. У миланских ветеранов особенные диеты? А у меня не было – и мясо ел всегда. Ну, знаете, каждому свое.

- Футбольный бум в Полтаве тех лет сказался и на вашей игре?
- Конечно. Во-первых, болельщики. Когда приходишь на игру даже во второй лиге, а на трибунах 20 тысяч. Как считаете, будешь бежать? И на каждой игре минимум 15 тысяч. Выйдешь на стадион, посмотришь на трибуны и побежишь, даже если не хочется.

- Сейчас воспитываете молодежь?
- Работаю директором ДЮСШ в Полтаве. Пытаемся что-то делать, все что можем - передаем. А как оно будет – если у ребенка что-то заложено природой, тогда будет толк. Хотелось бы, чтобы побольше было в наших командах своих ребят. Сейчас маловато обращают внимание на своих. Нужно, чтобы парень был вундеркиндом, где-то ближе к Марадоне или Бекхэму, наверное, чтобы его взяли в команду высшей лиги.

- Одесских болельщиков вспоминаете?
- Конечно, я говорю о полтавских болельщиках, но в Одессе они были не хуже. Очень хорошие болельщики и сейчас, о чем можно и по телетрансляциям судить. Жалко, сейчас «Черноморец» немного не радует их, не балует, так сказать. Игрокам нужно подумать о своих болельщиках и отдать им долг. Они поддерживают, как могут, нужно повернуться к ним лицом и дать какой-то положительный результат, порадовать победами, показать более достойную игру.
«Черноморец» всегда был командой и с игрой, и с нормальным местом в таблице. А сейчас он явно не на своем месте. Одесситы должны бороться за медали, за место в тройке. Я когда смотрю игры «Черноморца», всегда переживаю, так и напишите, хотелось бы пожелать ребятам возродить былые традиции. Нужно возвращаться на ведущие позиции.

ФК Черноморец

Источник ФК Черноморец
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.