Луиш КАШТРУ: «У Динамо был плохой старт, который стал фатальным»
Главный тренер «Шахтера» ответил на множество вопросов зарубежных журналистов
Главный тренер донецкого «Шахтера» Луиш Каштру на протяжении часа отвечал на вопросы в режиме конференции в Zoom. В общении приняли участие журналисты A Bola, RTP, Record, Sport TV, Lusa, O Jogo, Canal 11, Correio ao mundo и Noticias ao minuto. Вашему вниманию – первая часть беседы.
Смотрите также: ФОТО. Качали Каштру! Как Шахтер праздновал 13-е чемпионство
– Насколько приятно завоевать чемпионство в такие тяжелые для человечества времена?
– Да, действительно, в течение этого года были очень сложные моменты. Впервые в моей жизни такой нетипичный сезон. Чаще всего они в принципе одинаковые, с одними и теми же датами, ничего особенно не меняется. А сейчас совсем по-другому. Первое чувство, которое нами овладело, – мы были немного эгоистами. Порой забываем, что самое главное – не мы, а человечество, все, что сейчас происходит в мире. А в те моменты, когда говорилось, что чемпионат, возможно, не продолжится, у нас было 13 очков преимущества. Я столько лет ждал, чтобы стать чемпионом, и сейчас, когда был на пути к этому, не смогу? Все это, конечно, нами овладевало, и мы не очень рационально думали. Сейчас чувство, будто гора с плеч. Мы стали чемпионами. Скорее всего, чемпионат закончится, мы проведем в нем все матчи до конца. Очень приятное чувство выполненного долга, исходя из ожиданий и амбиций, которые я ставил перед собой в определенные моменты моей жизни. Радость была просто огромной. Когда мы, тренеры, побеждаем, это примерно то же самое, как когда отец что-то дарит ребенку. Отец больше радуется, что дарит, чем сын, который принимает подарок. Вот такую радость я чувствовал – за всех, кто находится вокруг меня. И, конечно, раньше на стадионе у «Шахтера» было огромное количество болельщиков. Если в Донецке «Донбасс Арена» заполнялась 40 тысячами, то сейчас мы находимся не дома, а это четыре-пять тысяч болельщиков на каждом матче. Многие болельщики страдают от того, что не могут быть на наших матчах. Клуб уехал из своего города, но мы можем подарить какую-то радость хотя бы издалека, и это просто фантастическое ощущение. Я уверен, что все мы – очень сильная и крепкая семья, несмотря на то, что сейчас находимся достаточно далеко друг от друга. Ситуация в мире сейчас не дает нам быть вместе.
– Как «Шахтеру» удалось добыть свой титул за пять туров до конца чемпионата? Португальские клубы после карантина испытывают некоторые сложности, исход турнира у нас еще не решен, а в Украине – уже.
– Думаю, из четырех самых важных факторов больше всего пострадал психологический. Помните, много говорили о большом риске травм? Всегда больше говорили о физической составляющей, я же – всегда о психологической. Нестабильность, незнание и непонимание дает определенную неуверенность. У нас будет самолет или нет? Мы пойдем пешком или поедем на машине? Точно так же и в футболе. Когда возобновится чемпионат? Когда мы будем играть? Когда снова будем работать вместе? Все это переживалось ужасно. Я не смог полететь в Португалию, бразильцы – в Бразилию. Все сидели дома и не понимали, когда начнем тренироваться. Затем все перешло к индивидуальным занятиям, затем добавилось поле – вдвоем, вчетвером… Позже мы уже начали работать в группе. Думали, как будем играть, в масках или без? Поедем на одном автобусе или двух? Мячи дезинфицируются, мы не можем нормально здороваться друг с другом, на стадионе нас должны разделять пустые кресла. Все это – совершенно новый мир. Поэтому ментально наша концентрация была не стопроцентной – немного пострадала психологическая составляющая. Есть и другой момент. Клубы-гранды привыкли к тому, что на стадионе 30–40 тысяч болельщиков. Им этого не хватает. А клубы поменьше уже привыкли к тому, что людей на арене не так много. Тысяча или никого – разница не так велика. И я ни в коем случае не говорю, что тысяча болельщиков на стадионе ничего не значит, нет, не путайте. В Португалии часто любят переврать слова: «А, он уже недооценивает ту тысячу, которая пришла!» Ни в коем случае. Даже один человек – это важно. Так и в жизни. Я часто слышу: «Умер только один человек». Нет, не «умер только один человек» – умер человек! Возвращаясь к пострадавшей психологической составляющей: все это может подействовать на ход и результат игры. Отсутствие поддержки могло повлиять на грандов. В чем смысл играть без публики? Это не совсем нормально, и качество может снизиться. Вчера говорил своему другу, что выиграет сильнейший. Если две команды сейчас идут бок о бок, то так будет до самого конца.
– Не касаясь темы пандемии и паузы в соревнованиях, вы впервые смогли выиграть титул в Премьер-лиге. Как можете охарактеризовать свой первый сезон в другой стране, вдали от родной Португалии?
– Нетипичный и незабываемый. Нетипичный потому, что мы в этом сезоне уже провели три сбора, а впереди еще и четвертый перед матчем Лиги Европы. Незабываемый потому, что в 58 лет я впервые в карьере заработал титул в Премьер-лиге. И потому, что это было сделано в таком контексте. Чемпионы без публики.
– «Шахтер» лидировал в УПЛ с самого начала и до конца. Были ли моменты в течение сезона, когда вы сомневались, что станете чемпионами?
– Мне жизнь преподнесла уже столько странных матчей и историй, что я заранее ни в чем не уверен. Иногда ассистенты даже смеялись надо мной. Заканчивалась первая тренировка в недельном цикле, и они говорили: «Эх, жаль, нам не удалось увеличить отрыв от второго места!» Я всегда говорю своим игрокам: преимущество, которое у нас есть, нужно удержать или увеличить. Мы ни в коем случае не должны терять свое преимущество, потому что в таком случае мы теряем уверенность и даем ее другим командам. Даже когда у нас было девять очков отрыва, я всегда повторял, что если мы проиграем, то будет шесть баллов. И это не так плохо, но проблема в том, что перестаешь чувствовать себя уверенно, а соперники эту уверенность, наоборот, набирают. И вот такая динамика в футболе есть, и она заставляла меня переживать. Я часто давал игрокам пример того, что произошло в Португалии: у лидера было восемь очков преимущества, и вдруг все развернулось в другую сторону и произошло что-то неожиданное. И так бывает во всем мире. Поэтому я всегда рассматривал следующую игру со своими футболистами как возможность увеличить отрыв или хотя бы удержать его. Я никогда ни в чем не был уверен до самого последнего матча. А сейчас, да, я уверен, что мы – чемпионы!
– Вы говорили, что самые запоминающиеся поединки у вас были в Лиге чемпионов. Например, с «Аталантой». А какие наибольшие сложности были в чемпионате Украины?
– Сложности претендентов на чемпионство известны. Мы играем против команд, которые очень глубоко закрываются в обороне и действуют компактно. Часто бывают две линии 6+4, когда даже не оставляют впереди нападающего. Иногда это 5+5, иногда 5–4–1. Чтобы противостоять этому и вскрыть оборону соперника, нужны очень квалифицированные футболисты. В зоне последней линии обороны соперника очень важно играть в комбинационный футбол и быстро принимать решения. Также нам нужно иметь баланс. Мы часто говорим своим ребятам об этом балансе в обороне, но они-то видят, что там соперника-то и нет. Тогда они могут подумать, что этот баланс не нужно удерживать. Поэтому нам приходится контролировать зоны, а не непосредственно оппонента. Это самая большая сложность чемпионата – как играют против нас. Весь матч может быть с твоим доминированием, все вроде бы на твоей стороне, но затем проходит быстрая контратака соперника и ты чувствуешь себя менее уверенно. Кто посмотрит на турнирную таблицу, подумает, что было просто. Но кто поставил нашу команду на эту позицию? Это игроки. Никто нам ничего не дарил. Мы сами благодаря своей работе смогли добиться первого места и такого преимущества. И есть еще одна вещь, которая была просто решающей: мы – великая команда. Мои игроки являются частью великой команды. Девять наших футболистов выступают за национальную сборную Украины, плюс несколько ребят за олимпийскую сборную Бразилии. И сборная Украины не просто так опередила Португалию, а действительно очень качественно себя показала в квалификации Евро. Семеро футболистов стартового состава представляют «Шахтер». Наша команда играет вничью с «Манчестер Сити», с «Динамо» в Загребе, побеждает в Италии «Аталанту», играет вничью с «Бенфикой». Мы не уступили ни в одном матче в еврокубках на выезде. Можно говорить точно, что это команда, которая доказывает и оправдывает свою позицию. Не потому, что украинская лига слабая. У нас хорошие футболисты. Это оправдывает все, что с нами происходит. У «Динамо» также великолепные игроки, у них восьмеро – в сборной Украины. Но у них был плохой старт, который стал фатальным. Так что для нас сложностью был возможный дисбаланс в обороне при большом количестве объемной работы в атаке. Мы смогли с этим справиться. Будь мы невнимательны, это стало бы фатальным для нас, и в некоторых ситуациях так и становилось.
– Сообщалось об интересе «Спортинга» к Филипе Селиккае. Можете ли вы подтвердить эту информацию?
– Да, это правдивые данные, не стоит скрывать. К нему действительно есть интерес со стороны «Спортинга». Я прекрасно понимаю амбиции каждого из своих ассистентов, а они знают, что могут их проявлять. Я хочу дать свободу Филипе продолжать свой путь как тренер. Здесь даже нечего обсуждать: нужно открыть наши двери, и он пойдет по своему пути. Филипе знает, что я совсем не люблю менять элементы в тренерском штабе. Я люблю стабильность. Но также знаю, что каждый из нас идет к своим целям в жизни, и нужно давать место для этого. Своей инициативой я ничего бы не менял. Хочу сказать, что Филипе со мной с тех пор, как мы были в «Шавише». После мы трудились в «Витории Гимарайнш», а сейчас – в «Шахтере». Все три года он был очень эффективным рабочим элементом нашего тренерского штаба и всегда верно выполнял свои функции. А еще это человек с ценностями. Именно этого я всегда ищу: предпочитаю окружать себя людьми с ценностями. Его заменит другой профессионал, его коллега. Вы спросите кто? Нет, сейчас я не скажу, но он приедет из Португалии. Надеюсь, он также будет очень успешен с нами. И надеюсь, что Филипе также будет очень успешен в клубе такого масштаба, в португальском гранде.
– Каким будет следующий шаг в вашей карьере? Останетесь в «Шахтере» или у вас какие-то другие мысли? В Португалии ваше имя связывают с «Бенфикой».
– У меня еще год контракта с «Шахтером», и я очень счастлив в этом клубе. В моей карьере было несколько целей, которые я уже выполнил здесь. Одна личная – играть в Лиге чемпионов, потому что Лига Европы уже была с «Порту». Выступать в таком соревновании, как Лига чемпионов, это фантастика! Отлично, что мы стали чемпионами, ведь в следующем сезоне, надеюсь, будем во второй корзине при жеребьевке группового этапа. И, собственно, стать чемпионом также было моей целью. «Шахтер» уже очень многое мне дал. В моей жизни всегда будет благодарность этому клубу, и я никогда бы не повернулся к нему спиной из-за финансовых или каких-либо еще вопросов после того, что мы делаем друг для друга. Я очень уважаю «Шахтер». Не хочу сейчас сказать, что на сто процентов выполню два года контракта, потому что все мы знаем, каким является футбол. Один плохой результат, второй, а на третий мы уходим, даже если нам этого не хочется. Так я живу, таковы мои правила жизни. Отвечая на ваш вопрос, мое единственное переживание – донецкий «Шахтер». Сейчас нам нужно подготовиться к Лиге Европы и ответному поединку с «Вольфсбургом», плюс у нас пять матчей чемпионата. И потихоньку начинаем заглядывать уже в следующий сезон – он будет очень сложным. Мы не знаем, когда он начнется, а кроме того, еще есть Лига чемпионов, которая начнется в октябре, и Евро в 2021 году, где будет выступать сборная Украины. Ряд факторов сегодня заставляет нас максимально сконцентрировать наше внимание на планировании.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Анастасия проиграла Виктории Голубич в 1-м раунде, хотя старт был многообещающим
Поединок состоится 7 января в 21:45 по Киеву