Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Россия
|
967
0

ФЕДУН: «У нас нет лидера. И это главная проблема»

Владелец «Спартака» Леонид Федун изложил свою точку зрения на ситуацию в клубе

ФЕДУН: «У нас нет лидера. И это главная проблема»

Владелец «Спартака» Леонид Федун изложил свою точку зрения на ситуацию в клубе, а также его ближайшие и перспективные планы корреспондентам «СЭ» и «Советского спорта».
 
ЛИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ
 
- Первое, что я хотел бы сделать, - извиниться перед болельщиками команды за ту игру, которая была показана против ЦСКА, - начал разговор Леонид Федун. - Понимаю: для многих это было личной трагедией - так же, как и для меня. Проиграть принципиальному сопернику в таком матче - при том, что мы уже в течение семи лет не можем преодолеть это заклятие... Реакция на происходящее, пусть, может быть, даже истеричная, для меня совершенно понятна и легко объяснима. Другого в этой ситуации ожидать было бы трудно.
 
Но руководство клуба отличается от болельщиков тем, что оно поддаваться истерике и панике не должно. Оно должно понять, во-первых, почему это происходит, и во-вторых - как из этого выбираться? Традиционные вопросы «кто виноват?» и «что делать?» нас не интересует. Виноват в любом случае менеджмент команды. Что делать? Реализовать ту программу, которую мы наметили. А в чем причины произошедшего? Возможно, мой ответ вас удивит, но главная - в том, что в России сегодня настоящий, реальный чемпионат.
 
Посмотрите: даже после двух тяжелых поражений «Спартак» среди лидеров - потому что очки теряют все. Произошло выравнивание команд, идет реальная борьба, и тот же ЦСКА после блестящей победы над нами проигрывает «Москве» практически «в одну калитку». Времена, когда одна команда могла доминировать в течение длительного времени, позади.
 
Есть ли проблемы в команде? Есть. Первая - и к этому выводу мы пришли еще в начале чемпионата, - в том, что модель, заложенная в  2004 году, исчерпала себя. Мы три раза взяли серебро, и для кого-то это высочайшее достижение, но ни нашим поклонникам, ни мне эти медали - вот они висят на стене моего кабинета - душу не греют. Есть, конечно, и субъективные причины. В прошлом году наш соперник, ставший чемпионом, сделал блестящее приобретение - Тимощука. «Зенит» в его лице получил капитана, стержень, который, собственно, и сделал результат. Да, конечно, заслуга Дика Адвоката велика. Но думаю, без Тимощука «Зенит» не был бы в прошлом году чемпионом. К сожалению, у нас лидера, бойца, который мог бы повести команду, нет. Это большая проблема. 
 
По итогам прошлого сезона многие игроки получили новые контракты - тот же Егор Титов, по моей инициативе. Но после этого их мотивация снизилась. Поэтому сейчас задача, которая поставлена перед главным тренером, - вводить в состав молодежь, тем более что наша школа работает очень продуктивно. Первый шажок вы уже видели: в последней игре появился совсем юный мальчик Советкин, который до этого в игре молодежных составов с ЦСКА достойно действовал против Алдонина и Дуду. Будем строить новую команду. Понимаю, сразу все не получится. Но никто, подчеркиваю, с команды не снимал и той задачи, которая была поставлена  в начале сезона.
 
В ЧЕРЧЕСОВА ВЕРЮ
 
- Правда ли, что вы дали Станиславу Черчесову и Сергею Шавло гарантию, что два года они будут работать?
- Со Станиславом у нас подписан контракт. Это было бы просто каким-то мазохизмом - опять снимать тренера по ходу чемпионата. Я хочу дать Черчесову доработать до конца. Я верю в него, в его потенциал. Сможет ли он держать удар, вынести то давление болельщиков, которые хотят и чемпионства, и чтобы все их любимцы одновременно играли в составе? Не знаю, но я в него верю.
 
- Что вы имеете в виду, когда говорите «до конца»?
- По крайней мере, до конца чемпионата. Я сказал: поставлена задача. Вы можете сейчас сказать: «Спартак» не станет чемпионом? Не можете. Помните, как болельщики «Зенита» прошлой весной надевали после двух поражений от «Спартака» противогазы? А потом «Зенит» стал чемпионом.
 
- Судя по вашим словам, новую команду вы намерены строить, прежде всего опираясь на собственные резервы?
- Да, в том числе и потому, что есть лимит, и он будет ужесточаться. А у нас, если вы обратили внимание, уже с «Локомотивом» играла команда, где в составе было семеро россиян.
 
- А как насчет приобретения уже сложившихся игроков, с именем?
- Могу, например, сказать: мы были убеждены, что на этой неделе возьмем Семшова. Все было договорено, но его вызвали к руководству «Динамо», и от нашего предложения он отказался.  Он нам, конечно, очень пригодился бы: у нас большая проблема в центральной зоне.
 
Могу также сказать, что я поставил  перед нашей селекционной службой задачу купить высококлассного защитника. К сожалению, после того, как мы потеряли Видича, ни один из правых центральных защитников не может выйти на достаточный уровень. И еще нам нужен игрок, условно говоря, типа Семшова, который способен выполнять большой объем работы, иметь навыки оборонительных действий и в то же время убыстрять развитие атаки. Такого у нас сейчас нет.
 
- На Титове поставлен крест?
- Почему? Вообще-то крест поставить на нем может только главный тренер. Все что я мог сделать для Титова, я сделал. Я как работодатель плачу ему заработную плату, и ни на одну секунду его зарплата не задерживалась. Но вот в матче с ЦСКА Титов играл против двух пацанов - Мамаева и Дзагоева. И они его просто порвали.
 
- Иными словами, судьба троих сосланных в дубль целиком в руках главного тренера. Вы не вмешиваетесь в этот процесс?
- Как я могу вмешиваться? Как только я вмешаюсь в деятельность главного тренера, он тут же мне скажет: теперь ты отвечаешь за все. Как я с него буду требовать? Я могу с ним, конечно, говорить. И есть вещи, которых я не понимаю. Вот, например, один из игроков был куплен против моей воли. Его все-таки приобрели - и тренер работает с ним и за него отвечает. Так и здесь: я могу сказать, что мне нравится Титов, я очень много сил в свое время потратил, чтобы он не ушел из «Спартака». Но вы сами подсчитайте, сколько очков мы взяли с Титовым и сколько - без него...
 
К сожалению, профессиональный спорт жесток. Или ты побеждаешь, или побеждают тебя. Либо ты умираешь на поле, либо тебя выносят, как мусор. Вот и все. Лично у меня смотреть на то, как молодые соперники рвут наших ветеранов, нет сил. На игре с ЦСКА чуть инфаркт не получил. Я их очень люблю, уважаю, я бы хотел, чтобы они играли. Но играть будут те, кто в данный момент сильнее и быстрее.
 
- Почему же тогда никого из так называемого «пионеротряда Федотова» в «Спартаке» сегодня нет?
- Ну, по каждому случаю можно говорить отдельно. Если вы о Торбинском - то это был его выбор, об этом писали много, повторяться не хочу. Хороший игрок, скажем, Самедов. Но я не могу сказать, что он усилил бы сейчас «Спартак». Ребко? Я говорил, что он не закрепится в «Рубине», - так и вышло. Может быть, Блохин в «Москве» найдет способ его расшевелить. Лугачев, который сегодня играет у нас, сильнее его. Советкин - тоже. Я ведь не просто так хожу на матчи дублеров - там ребята выглядят гораздо лучше, чем те, кто на два-три года старше.
 
Вообще моя политика такова: я пытаюсь добиться от наших менеджеров, чтобы они покупали игроков только в том случае, если свои намного слабее. Намного, повторюсь, не чуть-чуть.
 
ДИАЛОГ С ФАНАТАМИ? НЕ СЕЙЧАС
 
- Отправляя Титова, Калиниченко, Моцарта в дубль, Черчесов с вами советовался?
- Нет.
 
- Как вы об этом узнали?
- Из прессы. Потом ему позвонил, он сказал: да, я это сделал. Я ответил: это твоя прерогатива. Сам я, вероятно, Титова оставил бы в запасе, чтобы не ссориться с болельщиками. Но в конечном счете, считаю, спортивный результат для команды важнее. И может быть, честнее по отношению к Титову было поступить с ним так, как сейчас, чем навеки посадить в запас. Что лучше - сразу отрезать ногу или пилить по частям?
 
- Могут ли эти трое перейти в другие клубы?
- Не знаю. Меньше всего претензий у меня к Калиниченко, тем более что он много пропустил из-за травмы. И Моцарт, и Титов получили новые контракты, причем намного лучше прежних, после чего стали хуже играть. Калиниченко - очень хороший парень, и мне искренне жаль, что с ним так получилось.
 
- Как вы отнеслись к акции болельщиков «Спартака» в Черкизово? Они даже компанию «Лукойл» недобрым словом поминали...
- Хорошо, давайте уберем сейчас «Лукойл» из спонсоров. «Спартак» недосчитается десяти миллионов евро, мне придется продать пару дорогих игроков... Так будет лучше, что ли? Когда женщина в истерике бьет посуду либо пишет оскорбительные слова гвоздиком - это не рационально. Давайте нерациональные вещи не обсуждать.
 
- Вчера от имени акционеров «Спартака» болельщикам было сделано предложение встретиться. Когда состоится эта встреча и в каком составе?
- Кто из акционеров предлагал? О чем нам говорить? Вы думаете, я не читаю то, что пишут в интернете? Чего я там только про себя не узнал... И попробуйте там собрать хотя бы три одинаковых мнения.
 
- То есть вы такого диалога с фанатами не планируете?
- Такой диалог можно планировать только тогда, когда мы чего-то добьемся. Когда мы там теперь играем с ЦСКА? Осенью? Вот тогда и посмотрим.
 
- И, соответственно, требования, которые они выдвигают, вы просто игнорируете?
- 90 процентам этих ребят ничего не волнует, кроме победы в данной конкретной игре. И прежде всего - над ЦСКА. В их глазах это главная задача на сезон, а мы ее не выполнили.
 
- Много критических стрел летит сейчас в Сергея Шавло. У него по-прежнему карт-бланш?
- Нет у него карт-бланша, как нет его у меня и ни у кого в клубе. Я не скрываю, что у менеджмента есть ошибки. Но это наша внутренняя кухня, и мы будем сами с ней разбираться. А с другой стороны, что, Шавло не выполняет своих обязанностей? Что, у нас была хоть одна задержка с зарплатой? Или перебои с поставкой формы?
 
- Некоторые игроки к нему не очень серьезно относятся. Поговаривают и о каких-то трениях, которые у него якобы есть с главным тренером.
- Трений с главным тренером нет и быть не может: со Станиславом Саламовичем это бесполезно даже для меня, он человек очень тертый. Он - человек самодостаточный, никого не пускает в свою кухню и правильно делает. А возвращаясь к Шавло, добавлю: те вопросы, которые к нему ставятся, происходят от незнания организации клуба. Он отвечает за технику, за  транспорт, за финансы. Ни по одному из этих направлений ни одного вопроса к нему нет. Ну, разве что автобус как-то раз сломался... (Улыбается.)
 
МЕНЯ ДАЖЕ ТЕЩА СПРАШИВАЕТ: «КОГДА ЖЕ МЫ ОБЫГРАЕМ ЦСКА?»
 
- Можно ли сказать, что нынешний момент - наиболее трудный за те годы, что вы руководите «Спартаком»?
- Он не трудный. Он просто эмоционально неприятный, потому что меня кто только не «достает». Дочь, теща даже спрашивает: «Мне  80 лет - когда мы у ЦСКА выиграем?» Это морально тяжело. Тяжелейшим ударом стало и то, что произошло с ЦСКА, и те 15 минут с «Тереком». Причем ударом заслуженным! После всех заверений, что сбор провели нормально, что все будет хорошо - полная потеря концентрации в Грозном. А потом молодежь ЦСКА нас просто переиграла. Четверо молодых парней порвали нашу защиту. Именно после этого я вышел и сказал: та команда, которая у нас была, которая строилась на возрастных игроках, себя исчерпала. Играть нужно быстро. То же самое, наверное, сказал себе Хиддинк после первой игры с испанцами, когда маленькие, быстрые игроки соперника разорвали наших в принципе хороших защитников.
 
- Вопрос к вам как к опытному и успешному бизнесмену: когда компания работает не настолько эффективно, как хотелось бы ее акционерам, что нужно делать и применимы ли эти рецепты к футболу?
- «Нужно делать» - это вы правильно сказали. Нужно делать, а не впадать в истерику - вот главный рецепт. Определить, почему так происходит, наметить план... Главная ошибка была в том, что я не настоял на своем после прошлого сезона, когда мы поднялись почти до чемпионства. Я сказал тогда: мы добрались до пика, теперь можем двигаться только вниз. Давайте примем решение, не будем продлевать контракты с рядом игроков, честно скажем: мы в этом году не сможем бороться за чемпионство, мы строим новую команду.  Нет, сказали мне, будем бороться... Потеряли время, потеряли деньги.
 
Конечно, многое могло бы сложиться и иначе, если бы не эпидемия травм, оставивших нас, как назло, без тех самых футболистов, которые ускоряли игру: Майданы, Павленко, Веллитона... Йиранек после разрыва сухожилий стал совершенно другим футболистом. Рационального объяснения всему этому нет, но на всякий случай я уже принял для себя решение: надо укреплять медицинскую службу клуба. 
 
НА УСИЛЕНИЕ ПОТРАТИМ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ПОТРЕБУЕТСЯ
 
- Как собираетесь укрепляться к Лиге чемпионов?
- Я уже говорил: мне нужны центральный защитник и центральный полузащитник.
 
- Такой, как Тимощук?
- Тимощук сегодня, по-моему, лучший в Европе на своей позиции. Такого найти трудно. И даже если найдешь... Вот недавно мы вели переговоры с одним очень большим игроком, но он в итоге сказал: «Сколько денег ни дадите - не поеду».

- Не захотел в Россию?
- Не захотел. У нас нет, повторяю, лидера, и это наша общая ошибка. Может быть, он появится - кто знает, вдруг им станет Прудников или кто-то из совсем молодых ребят? 
 
- Почему Тимощука купил «Зенит», а не «Спартак»?
- Недооценили. Готов признать, что ошибся, когда скептически воспринял его приобретение «Зенитом». Считал, что таких денег он не стоит - и был неправ.

- Сколько готов потратить клуб на дозаявочную кампанию?
- Столько, сколько надо.
 
- Павлюченко действительно хотят видеть у себя европейские клубы?
- Есть несколько реальных предложений. Если поступит действительно хорошее, я не смогу его удерживать: он честно отдавал «Спартаку» все, что мог, все годы, пока у нас играет.
 
- А Ковача в «Сампдорию» отпустите?
- Если будет конкретика - да. Пока ее нет.
 
- Как, кстати, отнеслись к его поступку по отношению к болельщику на матче с «Локомотивом»?
- Как можно так вести себя с болельщиком?! Я понимаю, эмоции, мы забили гол, хотелось развить успех, а тот парень, выскочив на поле, сорвал нашу атаку... Но все равно это недопустимо! Хорошо, что Ковач публично извинился, но поступил он абсолютно непрофессионально. Хотя то же самое можно сказать и о работниках стадиона «Локомотив» - где они были? Тот парень мог бы и с бутылкой спокойно по полю пробежать!
 
- Один из лозунгов, выдвигаемых вашими оппонентами среди болельщиков: «Федун, продай клуб!» А в реальности к вам кто-нибудь когда-нибудь обращался с таким предложением?
- Ну подумайте, есть ли такая структура - частная ли, государственная - способная вложить миллиард долларов?
 
- Вы оцениваете «Спартак» в миллиард долларов?
- Миллиард - это та сумма, которую надо вложить в клуб согласно нашему бизнес-плану. 550 миллионов, причем евро, - стадион, еще по 50 миллионов надо вкладывать каждый год в течение 10 лет в развитие клуба. Готов отдать клуб бесплатно тому, кто принесет мне убедительный бизнес-план и докажет, что готов вложить в него миллиард долларов. Повторяю, бесплатно!
 
- Вы ни разу за эти годы не пожалели о том, что пришли в футбол?
- Если ты идешь заниматься какой-либо публичной деятельностью, надо отдавать отчет в том, что в 99 процентах случаев ты будешь плохой. Хорошим словом тебя будут вспоминать только изредка, после самых удачных матчей. Так и в спорте. Сегодня ты наверху, а завтра... Но этим он, может быть, и прекрасен.

Борис БОГДАНОВ, Sport.ua

Источник Спорт-Экспресс
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.