Марьян Швед: кто виноват и что делать
Обозреватель Sport.ua – о перспективах все еще перспективного украинского футболиста
Из большой тучи выпало мало дождя. Неплохо обставленный переход атакующего полузащитника «Карпат» и уже первой сборной Украины Марьяна Шведа в «Селтик» не оправдал себя. На данный момент – уж точно. Летом прошлого года 21-летний украинец подписал с шотландским клубом контракт на четыре с половиной года. Но с тех пор Марьян не провел за «кельтов» ни одного поединка в основе, довольствуясь редкими – очень редкими – выходами на замену.
Всего в его активе – четыре неполных матча и один гол. Он наверняка хотел большего. Тем более, в канун Евро-2020. Он наверняка заслуживал на большее. Но что-то пошло не так. Хотя кого я обманываю: почти все пошло не так. И вот уже появилась информация, что Швед на правах аренды может вернуться в чемпионат Украины: якобы его хотят арендовать «Карпаты» и «Александрия». Последние уже успели откреститься от такой перспективы. А вот первые молчат. Хотя, по всей видимости, там пока что не до Шведа, нужно более приземленные вопросы и проблемы решать.
Туда, где дороже
Так что же случилось, что произошло? Почему один из самых талантливых наших игроков «новой волны» оказался не у дел отнюдь не в самом сильном клубе и чемпионате? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно начинать с начала. То есть, с момента его перехода в клуб из Глазго.
То, что Марьяну лучше перейти куда угодно, лишь не в Шотландию, в свое время писал не только я, но и многие мои коллеги. В принципе, тогда не нужно было иметь степень капитана Очевидности, чтобы оказаться прозорливым. Аргументы «против» в «не сухом» остатке были следующими: для такого столь техничного, местами даже эксклюзивного футболиста, как Швед, переходить в чемпионат Шотландии, функционирующий до сих пор по лекалам старого-престарого, еще того, олдскульного британского футбола, это все равно, что пытаться вырастить тропическую пальму на каменистой и убогой почве. Пока что, не вдаваясь в подробности, просто тупо констатируем, что приживить пальму так и не удалось.
В этой связи резонный вопрос: а что, Марьян не ведал этой простой, словно звук волынки, истины до перехода на «Селтик Парк»? Ответ по этому поводу простым не будет. И вот почему. В данном конкретном случае очень важно не только то, куда перешел Швед, но и не менее важно (а сто пудов более) почему. Дело в том, что вингер уезжал за рубеж из проблемных «Карпат». Проблемных с той точки зрения, что львовский клуб с момента добровольного заточения уже бывшего совладельца клуба Петра Дыминского живет – точнее, выживает лишь за счет продажи своего «ликвидного товара». А Швед был именно таким – одним из самых лакомых кусков «Карпат». Поэтому главной задачей «зелено-белого» клуба при продаже было банальное не продешевить. По слухам, тогда в услугах Шведа были заинтересованы турецкие и бельгийские клубы, а также «Динамо» и «Селтик». Первые два варианта отпали, поскольку были не очень конкретные, да и денег предлагали относительно немного. Фактически по этой же причине отпал и вариант с Киевом. Хотя, если рассуждать объективно, именно этот вариант был бы для Шведа тогда наверняка самым оптимальным. Подчеркиваю: тогда, не теперь. Но два миллиона евро за полузащитника «Карпат» динамовцы платить не собирались. А вот «Селтик» собирался.
Тогдашний вице-президент «Карпат» Олег Смалийчук, которому очень доверяет Швед, и который непосредственно занимался оформлением трансфера, был заинтересован в том, чтобы продать Марьяна подороже. «Селтик» - значит «Селтик». Самому же игроку внушили абсолютно правдивую, но практически не реализуемую в данном контексте мысль: мол, из чемпионата Шотландии быстрее и проще всего попасть в вожделенный чемпионат Англии. Да и в накладе в «Селтике» Марьян не должен был оставаться: ему прописали очень хорошую (особенно по меркам «Карпат») зарплату: вроде бы порядка 800 тысяч евро в год. И Швед пошагал к шотландцам, сменив один «зелено-белый» клуб на другой. Но довольно быстро понял, что попал не туда.
«Миллионный вингер»
Давайте, все же, рассмотрим под микроскопом, почему случился провал, чего именно не удалось «впихнуть невпихуемое». А вот в данном случае все проще. Точнее, прозаичнее и банальнее. Дело в том, что тогдашнему наставнику «Селтика» Роджерсу был нужен правый защитник. Но ему в лице нашего таланта купили правого полузащитника, с очень акцентированным атакующим креном. Брендон во всеуслышание заявлял, что Швед хоть и хороший футболист, но «миллионный вингер» в команде ему не нужен. Но клуб все-таки купил тогда именно вингера, а не защитника.
Стало быть, уже в самом этом трансфере подразумевалось, было заложено изначально противоречие по оси тренер – футболист. Роджерс не собирался делать ставку на украинца. И не только потому, что этот переход не был с ним согласован, а еще и потому, что у североирландца на позиции Шведа – на правом фланге полузащиты или на месте оттянутого форварда играли, стоит признать, игроки не хуже Марьяна. Речь, в первую очередь, о Джонатане Хейзе, Райане Кристи и Джеймсе Форресте. С игровым временем и статистикой у этих парней был полный порядок. Вот Роджерс и решил еще раз не искать от добра добро. И Швед прочно и надолго уселся на скамью для запасных.
Абсолютно ничего не поменялось и после того, когда Роджерс отправился на повышение в АПЛ, а его место занял Нил Леннон. Более того, у нового тренера «кельтов» даже риторика относительно Марьяна словно списана со слов прежнего «рулевого»: мол, Швед большой талант, но ему нужно подождать, лучше выучить язык и быстрее адаптироваться к новой среде, да и конкуренты за место в основе просто сильнее будут.
В томных и печальных ожиданиях прошел для Марьяна весь нынешний сезон, который уже стал прошлым: чемпионат Шотландии завершен досрочно, и по его итогам «Селтик» стал чемпионом. Но золотой медали Марьяну не видать: он провел лишь одну игру в чемпионате, а по регламенту нужно отыграть четверть от общего числа. А тут еще и коронавирус свалился, как снег на голову. Жена и ребенок Марьяна отбыли на Родину, он же остался в Глазго сам, один на один со своими проблемами. А это еще более усугубило хандру и кризис. В шотландской печати начали плодиться слухи (а может, и не слухи вовсе), что Швед, недовольный количеством игрового времени, хочет сменить обстановку, так как все еще надеется попасть в заявку Андрея Шевченко на поездку на Евро-2021. Отсюда разговоры о возможном возвращении в чемпионат Украины, в Бельгию, в Турцию. Хотя ранее якобы сам Марьян отметал возможность своего возвращения в УПЛ.
Заткнись и играй
Как же быть в данной ситуации? Лично мне кажется, что выход из нее априори обещает быть долгоиграющим и тернистым. Давайте пойдем от простого к сложному. Итак, если за основу рассматривать аренду в УПЛ, то, в данном случае, как мне кажется, можно рассматривать предложения лишь двух коллективов: «Зари» и «Динамо», потому что в этих командах Марьяну можно не только начать «новую жизнь», но и попасть на «карандаш» Шевченко. В «Шахтер» его вряд ли позовут – там своего «добра» хватает. В других же украинских командах сделать подобный трюк будет весьма проблематично. Но беда в том, что в «Динамо» сейчас его уже вряд ли ждут. «Заря» - вариант неплохой, особенно если учесть, что Леднев вернется в новом сезоне в «Динамо». Но захочет ли сам Марьян менять место пускай и запасного в команде-легенде на место в основе просто неплохой команды? Вариант с Турцией – тоже не комильфо. По той простой причине, что место в основе условного «Фенербахче» ему никто не даст, а место в основе условного «Ризеспора» ему и даром не нужно, потому что там, по большому счету, доигрывают, а не начинают свою карьеру.
Бельгия? Вариант очень интересный и перспективный. Мне кажется, что у Шведа там бы получилось. Лига Жюпиле будет попроще в плане силовой борьбы, но даст фору шотландской Премьер-Лиге в плане техники. То есть, гипотетически Швед там не должен потеряться. Но вопрос в том, что даже если Марьян и решится составить компанию украинской колонии в Бельгии, ему все равно понадобится время на адаптацию. Вспомните: и Малиновскому, и Яремчуку это время было просто необходимо. А этого времени у Марьяна сейчас как раз и нет, если рассматривать его перспективы попасть на ближайший чемпионат Европы в составе сборной Украины.
Поэтому, исходя из всех вышеизложенных нюансов, оптимальным для Марьяна видится как раз «неоптимальный» вариант: остаться в «Селтике» и доказать, что ты можешь и умеешь. Видится, что самое сложное на островах Швед уже прошел: и адаптацию, и отторжение, и коронавирус, и незнание языка. Сейчас должно открыться второе дыхание. Он не травмирован, некоторые его прямые конкуренты (тот же Хейз) намерены уйти из команды, он воссоединится (если уже этого не сделал) с семьей. Остается «малое»: грызть землю в буквальном смысле на тренировках, бороться за свой шанс. Тоже в буквальном смысле, потому что в Шотландии иного смысла попросту нет. В данном случае показателен пример Стиляна Петрова, который в свое время тоже был на грани ухода из «Селтика» - болгарин испытывал практически идентичные беды и проблемы. Но нашел в себе силы и ресурсы, чтобы доказать, что он нужен. И в итоге стал легендой «Селтик Парка». Мне кажется, что Швед талантливее Петрова. Все дело в «ерунде» - характере. Прояви его, Марьян. И ты офигеешь, как все круто получится.
Есть и другой вариант - вали немедля оттуда, скажем, в Бельгию. Только не пускай все на самотек, не сиди угрюмо и безучастно на лавке. Потому что «самотек» заведет в аренду в «Карпаты», а ты это уже проходил. Точнее, прошел.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Наставник – об участии сборной Украины в Турнире развития УЕФА
Новое соглашение рассчитано еще на четыре года
Так он там даже не запасной - в этом-то и проблема.
Для чего его брали остаётся загадкой, ведь шансов почти не было.
Вышел, забил - и больше не выходил толком.