Найти золотую середину в жизни так и не удалось
15 октября прошлого года трагически погиб Евгений Буслович...
В середине октября прошлого года трагически погиб Евгений Буслович — серебряный призер Олимпийских игр-2000. По словам его коллег и тренеров, именно Женя тогда спас национальную сборную «вольников» от позора, завоевав единственную медаль в Сиднее. Если откровенно, то Бусловича после успеха в Австралии вскоре подзабыли. Не то чтобы у него не сложилась дальнейшая карьера... Просто он решил продолжить ее в Германии, выступая за местный клуб. Так он мог быть спокойным за свою семью — деньги это приносило неплохие. А с женой Анжелой Женя прожил почти 15 лет, в семье росли двое детей. С младшим Буслович приехал встречать в аэропорт товарища — Эльбруса Тедеева и их общего наставника — Руслана Савлохова после триумфа на Играх в Афинах.
Руслан Сосланович признается, что до сих пор видит ту картину перед глазами. А еще подчеркивает, что никто не был таким чутким и отзывчивым, как его воспитанник Женя...
— Познакомились мы с Женей в 1993 году, когда я приехал в Украину, — рассказывает олимпийский чемпион Эльбрус ТЕДЕЕВ.—Буслович в национальной сборной уже занимал определенные позиции, зарекомендовал себя с наилучшей стороны как профессиональный спортсмен. У него можно и нужно было учиться, в первую очередь, отношению к делу— как он режимил, насколько отдавался работе. И действительно стал примером для очень многих.
На сборах мы часто стояли в спаррингах, встречи проходили в достаточно жесткой борьбе. Но только таким образом можно добиваться впоследствии успеха на международной арене, что мы прекрасно понимали. В то же время могло показаться, что Женя был несколько скрытным. Однако это не так. Просто подобным образом проявлялось его спокойствие, та душевная гармония, в которой он пребывал. Он любил оставаться сам, возиться с какими-то термосами, чайниками. Евгений часто выходил на природу, собирал целебные травки — мяту, зверобой, заваривал их. Еще часто заставал Бусловича за чтением, это его тоже здорово успокаивало. Если мы с остальными ребятами проводили практически все время вместе, то Женя обычно отходил в сторону. Но не потому, что ему с нами не о чем было разговаривать, просто хотелось уединения.
Перед Играми в Сиднее, где Буслович, по сути, реабилитировал всю нашу команду, на сборах все старались выспаться, набраться сил. Не всем, правда, это удалось: снились схватки, кроссы. Так вот, мы, образно говоря, кошмары видели, а Женя гулял допоздна, чуть ли не до часу ночи. И ничего. Как оказалось, именно он подошел к Олимпиаде в наилучшей форме. Знал, наверное, какой-то секрет... Уверен, Евгений запомнился всем борцам своей неординарностью, что и принесло ему олимпийскую славу. Этот человек создавал имидж государству и честно зарабатывал свой нелегкий кусок хлеба. Буслович всегда был прямолинеен в высказываниях, говорил правильные вещи. Молодежь его очень уважала, прислушивалась. Самое главное — отношение Жени к вопросам дисциплины. Глядя на него, мальчишки понимали: именно с таким подходом к любимому делу можно добиться многого. Как он.
Почему-то, вспоминая Женю, хочется произнести слово «выпады», но исключительно в положительном смысле. Например, он спокоен-спокоен, а потом — раз, и выдаст какую-то умную мысль: будь-то на тренировке, в столовой, в любом другом месте. Мог и пошутить, и просто свою точку зрения высказать по любому вопросу — обязательно в тему получалось. К сожалению, после окончания карьеры у нас не осталось таких тесных контактов, как хотелось бы. Хотя мы встречались и в парной, и в борцовском зале, где я наблюдал, как он с упоением возится с младшими. Что касается трагедии, то, может, произнесу в какой-то степени странные слова, но свою роль могла сыграть именно Женина закрытость. Любое событие в жизни, наверное, происходит не случайно. Кто знает, вдруг тогда рядом с ним не оказалось друзей, в которых он нуждался.
Можно, думаю, проводить время иначе, а не практически постоянно. Очень много все же зависит от круга общения. Я лично никогда не остаюсь один — если не с друзьями, то с семьей нахожусь. В спорте замкнутость являлась правильным решением, а в обычной жизни, считаю, нужно больше общаться с близкими, друзьями. Тем более, у Жени прекрасная семья. Помню моменты рождения его детей — и первого, и второго. Помню, как он гулял с коляской в Алуште возле моря... После Олимпиады в Сиднее Евгений вскоре уехал в Германию, контактов мы не поддерживали. Пару раз только пересекались по его возвращению. Я подозреваю, что, возможно, ребята, с которыми он чаще виделся, использовали его в каких-то корыстных целях. Неправильное окружение у него, что ли, было.
Ну нельзя было закончить свою жизнь так трагически. Опять же, я, согласно собственным принципам, стараюсь не покидать общества своих проверенных друзей. Боюсь, что после спорта Женя не нашел золотой середины, начал общаться с так называемыми «пиявками». Потерял, возможно, ориентир в жизни, ту внутреннюю гармонию, которой всегда отличался. Вернувшись из Германии, он частенько заходил в борцовский зал «Гарт» на бульваре Шевченко. Не знаю, сформировалась ли у него группа учеников, но уверен (да мне и рассказывали), что Евгений бескорыстно делился своим опытом, багажом знаний, которых у него имелось много, с детьми. Причем от этого он получал максимальное моральное удовольствие, продолжал физически совершенствоваться, занимаясь любимым делом. И если Богу было бы угодно, чтобы он свои последние минуты жизни провел в спортзале, то это считалось бы счастьем. У Жени осталось двое детей, и принято решение, что его олимпийскую стипендию теперь пожизненно будет получать семья. Я, к сожалению, с родными Бусловича не общался после ухода Жени из спорта — наши дороги все же разошлись. Но его семья — это наша семья. Мы ведь в Федерации вольной борьбы все вместе, чем очень горжусь и на чем всегда акцентирую внимание. Мы всегда помогаем тем, кто в этом нуждается. Очень хотелось, чтобы Женина вдова, сын и дочь, приходили к нам в гости, чтобы не жили отстраненно. Это очень важно. В первую очередь — для нас. У всех есть дети, пусть младшее поколение дружит, развивается в том духе, который когда-то царил в нашей сборной. Наши двери всегда открыты.
Да и сами намереваемся навещать семью Жени Бусловича. По мере сил хотим помогать, но спонсоров, к сожалению, нынче нужно просить, уговаривать. Мне сложно опускаться до этого. Надеемся, те, кто может помочь, сами додумаются. В память о Евгении неплохо было бы провести турнир, пусть даже юношеский, юниорский. Желательно, чтобы соревнования стали традиционными.
Не мог скрыть своего горя и тренер Эльбруса и Евгения Бусловича Руслан САВЛОХОВ.
— Знал я Евгения года с 93-го,— говорит Руслан Сосланович. — Одним из самых талантливых учеников у меня в Украине был как раз Буслович. Это настоящий трудяга. Мог первым прийти на тренировку и последним уйти. После окончания занятий нередко оставался сам и отрабатывал какие-то приемы. С Женей было действительно приятно работать. Большой успех к нему пришел в 1998 году, в Словакии, когда на чемпионате Европы наша сборная стала первой, а Женя — бронзовым призером. Первый раз обыграли в общекомандном зачете Россию, в том числе и благодаря его вкладу. На Олимпиаду в Сиднее Буслович, кстати, мог и не попасть. До того он выступил неудачно, и для определения более достойного на сборах в Крыму были проведены контрольные схватки между ним и молодым перспективным Василием Федоришиным. Женя тогда выиграл — опыт сказался, настроился должным образом. В Австралию мы отправились за две недели до старта. И сейчас я понимаю, что это явилось стратегической ошибкой. Вроде бы сказали, что так будет лучше — мол, разница во времени большая, необходимо пройти акклиматизацию. Но, кроме Бусловича, пик формы все остальные — основные претенденты на медали — дружно проскочили. Жене, наверное, в чем-то помог опыт. Он был ведь старше многих, сумел себя сохранить и подошел к пику формы к соревнованиям. Отборолся четыре схватки, а в финале проиграл действительно сильному противнику из Ирана. Причем в четвертьфинале, когда Буслович сражался с азербайджанцем, его не оценили правильно. Я выступил инициатором, подали протест, который был удовлетворен. И, представляете, в тот же день, буквально через час-полтора, парней снова вызвали на ковер. Раньше существовали такие правила, сейчас их уже, к счастью, нет. Нагрузка получилась большая, но Евгений выиграл четко, убедительно. За выход в финал Женя боролся с призером чемпионата мира из Узбекистана. После повторной встречи с соперником из Азербайджана Буслович, конечно, чувствовал себя уставшим, но моральное удовлетворение получил сполна. Так что настроился здорово и, опять же, одолел оппонента убедительно. А вот на решающую схватку его, безусловно, уже не хватило — проиграл всухую 0:3. И стал, таким образом, единственным нашим призером Олимпиады-2000. Хотя ставили все же на других —Тасоева, Тедеева.
Но Сидней оказался звездным часом именно для Бусловича. После Игр он не то чтобы перестал тренироваться со сборной Украины... Просто за рубежом существуют клубные чемпионаты, где многие спортсмены себя поддерживают, зарабатывая на жизнь. В общем. Женя не бросал тренировок. У нас многие борцы после больших успехов по окончании сезона, согласно контрактам, так делают. Но гражданство, разумеется, не меняют. И не только в Германии, где выступал Женя, есть такие соревнования. В Иране, например, тоже. До Олимпиады мы, естественно, не разрешаем никому выезжать. После — пожалуйста, если приглашают. Тренировался Евгений преимущественно в Германии, хорошо себя чувствовал в клубе. Ездил туда каждый год, а когда было время, присоединялся к сборной Украины. К примеру, зимой готовился с нами в Заросляке. Тогда же вместе на Говерлу поднимались. С Олимпиады в Афинах нас с Эльбрусом Тедеевым встречал вместе с сыном. Ко всему прочему в украинской сборной в категории Бусловича — до 60 кг — после Сиднея серьезно себя зарекомендовал Федоришин, но он был помоложе. И Женя понимал, что ему будет сложно обыграть Василия. Знал, что в Германии предлагают хорошие условия.
По большому счету, все наши спортсмены, после того как потихоньку заканчивают со спортом, стремятся туда попасть. Жить как-то надо. Не каждый захочет идти работать тренером на 100—150 долларов. Что касается Жени, то, насколько я знаю, он вообще никогда не прекращал тренировок. Вел спортивный образ жизни, не курил, не употреблял спиртного. Старался всегда подключиться к сборной страны. Мог приехать в расположение команды, и отстоять схватку с Федоришиным практически на равных. Сам пока никого не тренировал, но помогал, подсказывал, в том числе и в национальной команде. Не могу сказать, что мы с ним регулярно общались после Сиднея, но все же периодически встречались. В основном — на сборах. И я с большим удовольствием наблюдал за тем, как Женя подсказывал молодым. Когда узнал о гибели Евгения, был просто в шоке. Как такое могло случиться, парню ведь всего 35 лет! Никто уже не скажет, почему он побежал именно вдоль трассы, перебегал ее? Ведь в том селе есть масса более удобных для кросса мест. Мы, кстати, должны были встретиться позже на международном турнире. Но я вырваться не смог, а Буслович, оказывается, там был... Жалко Женю... Он из тройки работяг в сборной — Тедеев, Захарук и Буслович. Их не нужно было подгонять. Они — Профессионалы с большой буквы...
Роковой микроавтобус «Киев—Ровно»
Около шести часов вечера в понедельник, 15 октября, Евгений Буслович совершал традиционную пробежку вдоль трассы Киев—Житомир. Так поступают многие спортсмены. Буслович пробегал вдоль села Калиновка Макаровского района. Здесь недалеко живет его отец (мама. к сожалению, умерла).
На улице уже стемнело. А как «хорошо» освещаются у нас трассы, известно любому человеку, выезжающему за город на автомобиле. Нет сомнений, что подобная вечерняя пробежка была для Евгения не первая. Он наверняка осознавал, насколько опасно перебегать дорогу при подобной «иллюминации»... Но что-то его потянуло на противоположную сторону, по которой ехал микроавтобус «Киев—Ровно».
По словам начальника Центра общественных связей ГУ МВД Украины в Киевской области Николая ЖУКОВИЧА, маршрутное такси двигалось с разрешенной скоростью —- 60 км/ч, за рулем находился опытный водитель с большим стажем. Следовательно, Евгений появился перед колесами «маршрутки» очень неожиданно, и сделать уже ничего было нельзя. Равно как и нельзя было уже помочь спортсмену..Водитель, испытавший огромный шок. остановился, вышел из машины, попытался спасти человека..
Прибывшие на место медики зафиксировали смерть неизвестного. Да, мало кто, выходя на пробежку, засовывает в карман спортивных брюк паспорт. Не оказалось при себе документов и у Жени. Тело отвезли в Макаровский морг, и только утром отец, обеспокоенный отсутствием сына, обратился в правоохранительные органы. Там-то сходившему с ума пожилому человеку и предложили опознать в неизвестном мужчине собственного сына... Конечно, по факту гибели человека в дорожно-транспортном происшествии заведено уголовное дело, была назначена автотехническая экспертиза, но отличного парня, замечательного спортсмена и семьянина не вернешь.
Похоронили Евгения Бусловича рядом с его матерью на кладбище села Колонщина Макаровского района Киевской области.
По сегодняшний день трагическая смерть Евгения Бусловича остается загадочной и необъяснимой. Многие бывшие друзья и коллеги олимпийского призера разводят ругами и не могут понять, почему Жене захотелось совершать пробежку вдоль трассы, ведь для этoro есть места более подходящие, безопасные, и самое главное — перебегать дорогу в неосвещенном месте. По словам свидетелей, Буслович неожиданно выбежал на проезжую часть. И только остается гадать, действительно ли спортсмен не заметил тот роковой микроавтобус...
Елена КРИВОРУЧЕНКО, Максим АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Команда
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Бывшие игроки «Динамо» поставили 200 долларов на игру национальной команды
Антуан Семеньо может стать заменой Мохамеда Салаха