Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
1819
4

Файзрахманович

«Вратарь империи»

Файзрахманович

Ринату Дасаеву, которому в июле исполнился 51 год, определение «вратарь республики» не подходит. Хотя он, как и Антон Кандидов, герой легендарного фильма, — тоже из Астрахани. Не знаю, правда, оттачивал ли Ринат свое мастерство ловя арбузы. Скорее Дасаева можно назвать «вратарем империи» (говоря нынешним украинским политновоязом). Тем более многие нет-нет и спросят у того же экс-вратаря киевского «Динамо» Виктора Чанова что-нибудь типа: «А чего было больше в том, что не вы, а Дасаев стоял в воротах сборной СССР (даже когда ею руководил Лобановский), — «руки Москвы» или того, что он все-таки объективно был сильнее?».

Не знаю, но сейчас, по прошествии почти 20 лет после легендарных 80-х, когда за футбольное чемпионство в СССР с равным успехом боролись три «Динамо» (Киева, Минска и Тбилиси), «Спартак» и «Днепр», все это кажется уже довольно глупым. Дасаев был действительно сильнейшим вратарем своего времени. И, думаю, тот же Лобановский многое бы отдал, чтобы иметь в составе киевского «Динамо» такого голкипера. Но власть Щербицкого так далеко не распространялась.

Фактически Дасаев играл всего в двух клубах. Два с половиной года в астраханском «Волгаре» и чуть больше 11 лет практически бессменно в «Спартаке». В «Севилье», куда его «распределили» в 1988 году, Ринат больше мучился... Была ли удачной его карьера? Титулов вроде бы хоть отбавляй, а вот с по-настоящему крупными победами не сложилось. Он и чемпионом СССР становился-то всего дважды, в 1979-м и 1987-м. Остальные турниры команды, где он был голкипером, проигрывали. Например, «Спартак» становился вице-чемпионом страны в 1980, 1981, 1983,1984 и 1985 году. 

Сборная в финале Евро-1988 уступила голландцам, а Ван Бастен забил Дасаеву гол, который входит в тройку лучших за всю историю футбола. А еще у Дасаева есть «бронза» с Олимпиады-80. Сейчас, возможно, это посчитали бы невероятным успехом, а тогда это было расценено как провал. Кроме того, у Рината за спиной три чемпионата мира. Испанский — 1982 года («имени гола Баля»), мексиканский — 1986-го («имени Беланова») и итальянский — 1990-го (самый неудачный).
За исключением Яшина, Дасаев остается самым известным голкипером Советского Союза. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что именно его, а не кого-либо другого из советских игроков, сейчас регулярно приглашают на торжественные жеребьевки различных турниров и прочие мероприятия, которые проводятся под эгидой УЕФА и ФИФА.

Но это сейчас, а ведь был период (10 лет), когда о нем вообще никто ничего не слышал. В «Севилье» у него не получилось заиграть. Так бывает. Нынче все просто — поменял команду и все. А в те времена... В итоге Дасаев четыре года потренировал вратарей в этой испанской команде, затем ушел из нее, открыл магазин, прогорел, был детским тренером, но понял, что это не его, развелся с женой — известной советской гимнасткой Нелли Гаас. В общем, не повезло ему. Ходили слухи, будто его вообще убили... Дасаев неохотно вспоминает о том, испанском, периоде своей жизни, ограничиваясь лишь загадочной фразой: «Жизнь — жестокая штука. Ко многим вещам я оказался просто не готов...». Но, судя по всему, он относится ко всему философски. «Да, у меня не было в последние годы в Испании большого количества денег, не было престижной работы. Но разве это главное? Многие люди живут, не имея денег вообще, и не считают жизнь неудавшейся. Я жил, в принципе, как обычный человек...». 

Такие истории с бывшими великими советскими игроками — не редкость. Один из лучших крайних полузащитников своего времени, минский динамовец Сергей Гоцманов, по слухам, даже, водителем троллейбуса умудрился поработать...

А потом Дасаев вернулся в Москву. Когда я впервые увидел Рината после Испании, то, честно, даже не узнал. Вид у него был, мягко говоря, не очень здоровый. Да и многие Рината в первое время не узнавали. Во всяком случае, он ездил тогда в метро, и никто даже представить не мог, что это тот самый Дасаев... С каким-то серьезным футбольным делом у Рината в России так и не получилось. Поработал в «Торпедо», в «Спартаке», даже со сборной. Но, видимо, это не его...

И во всей этой довольно странной истории с лучшим вратарем позднего советского футбола осталась некая недосказанность. В 1988-м, в случае успеха нашей сборной в финале с голландцами, думаю, именно ему достался бы «Золотой мяч». Но наши проиграли, Ринат пропустил феноменальный гол от Ван Бастена (который долго считался откровенным ляпом Дасаева, но потом, после многочисленных видеоповторов, все увидели, что удар голландца был настолько гениален, что его не взял бы никто). Он как-то тихо ушел из сборной. (Впрочем, какая уж там сборная в 90-х? И кто из нее в те времена уходил громко?) Им, судя по всему, явно остался недоволен Лобановский, который в конце концов предпочел ему Уварова. От него явно были не в восторге и в «Севилье», куда его продал «Спартак» за очень приличную в те времена сумму — $2 млн. Испанцы хотели даже «сбагрить» его в Бразилию. В общем, какая-то смазанная концовка получилась. Дасаев закончил свою карьеру в 34 года, хотя вполне мог играть до 40. У Дино Дзоффа-то получилось. А Ринат Файзрахманович, думаю, не хуже. Просто не повезло ему. В том числе, как мне кажется, и с империей...

Алексей МОЛОСТОВ, газета «Киевский телеграфъ»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.