CЕМИН: «Кабинет Лобановского занять не посмею»
Юрий Семин рассказал об отличии между украинским и российским чемпионатами и многом другом
- В последние годы считалось, что киевское «Динамо» переполнено легионерами. Однако вы не торопитесь расставаться с одними футболистами и приобретать на их место других?
- На мой взгляд, набирать большую группу новых игроков нет смысла. Наша команда достаточно хорошо укомплектована. Нам нужны точечные приобретения. Пускай новичкам что-то не удастся, но это будет лучше, чем взять большую группу футболистов среднего уровня и потом не знать, что с ними делать. Именно так мы действовали в январе. Хотя при этом мы достаточно сильно изменили состав. Тогда к нам пришла большая группа и молодых игроков, и иностранцев.
Теперь же мы взяли опорного полузащитника Вукоевича, который играл на Euro-2008 за Хорватию, и центрального защитника Бетау из «Сантоса». Еще купили нигерийского нападающего Окодуву. Вот и получилось - в каждую линию по игроку. Может быть, возьмем еще кого-то. Крайний хавбек нам бы не помешал. Мы по сей день не можем найти замену травмированному Гусеву. Без иностранцев тоже никуда не денешься: надо ведь выигрывать чемпионат и в Лиге чемпионов выступать достойно. У нас отличная молодежь, но ей надо поднабраться опыта. Против московского «Динамо» играли пятеро футболистов 1988 - 1989 годов рождения. Они будущее киевского «Динамо», но им нужно дать время.
- Руководство «Динамо», приглашая вас в Киев, рассчитывало, что вы сможете выиграть чемпионат и Кубок Украины. Как оно отреагировало на то, что вы этих целей не достигли?
- Не совсем так. Когда меня приглашали, задача была - занять второе место. Слишком уж велик был отрыв от лидера. На мой взгляд, только чудо могло позволить нам стать чемпионами. Что касается Кубка, то нас сильно подкосило отсутствие Гусева и Михалика. Эти два футболиста сборной имели стабильное место в стартовом составе. Их заменить не удалось. А ключевая игра с «Шахтером» получилась равной и очень напряженной.
- Может ли кто-то на Украине, кроме «Динамо» и «Шахтера» и, претендовать на первые два места?
- Еще как может! Украина уже совсем другая. Мы, кстати, на протяжении минувшего чемпионата не все время шли в двойке. На Украине есть 5 - 6 команд, способных достойно выступать на европейской арене. Выделю «Днепр» и «Металлист», на который пришло 30 тысяч зрителей на матч с «Динамо». «Таврия», «Черноморец», «Арсенал» - тоже крепкие команды. А ведь когда-то и в России было всего три-четыре хорошие команды. Но в России, конечно, лучше обстоят дела с финансированием.
ТАКИХ БАЗ, КАК У «ДИНАМО» И «ШАХТЕРА», В РОССИИ НЕТ
- Вопрос к вам, как к человеку, поработавшему и в России, и на Украине. Где принципиальнее рассматривается противостояние двух стран?
- С обеих сторон принципиальное отношение. Мы с «Локомотивом» проводили отборочные матчи Лиги чемпионов с «Шахтером» и встречались в групповом этапе с «Динамо» Киев. Какой же был ажиотаж на трибунах! Это сохранилось с советских времен. Тогда, если «Шахтер» приезжал в Москву, или «Динамо» в Киеве принимало кого-то из Москвы, - было важное событие. Так же и сейчас.
- Если «Динамо» под вашим руководством будет встречаться с российским клубом в отборочном цикле Лиги чемпионов - это будет вдвойне принципиально?
- Конечно. Ведь от меня и так ждут только побед!
- А с «Локо» - принципиально втройне?
- С «Локомотивом» мы не встретимся, поскольку он в этом году ни в Лиге, ни в Кубке УЕФА не участвует. Так что придется еще немного подождать.
- Инфраструктура «Динамо» и «Шахтера» лучше, чем в российских клубах?
- В России нет таких баз у команд. База киевского «Динамо» - это восемь идеальных полей, медицинский центр, тренажерный зал, оснащенный по последнему слову техники. Там занимаются помимо главной команды вторая, дубль и интернат, который обеспечен всем, чем нужно.
Такая же ситуация в «Шахтере». Не сильно отстает и «Днепр», у которого на подходе стадион. Да и у «Шахтера» будет новая арена в этом году вне зависимости от того, состоится или нет Euro-2012 на Украине. При этом она станет одной из лучших в Европе. Если Украина проведет Euro, то это даст большой толчок развитию футбола во всей стране.
- Много делается «под» Euro-2012?
- Мне кажется, пока есть проблемы. Президент украинской федерации с утра до ночи работает, но, чувствую, на данный момент существует много проблем. По всей видимости, со временем они решатся. Сейчас же можно говорить лишь о двух стадионах - «Шахтера» и «Днепра». В Днепропетровске новая арена будет сдана в эксплуатацию во второй половине текущего года. Но еще массу вопросов нужно решить по инфраструктуре.
- До вас в киевское «Динамо» приглашали тренеров, которые так или иначе были связаны с Валерием Лобановским - либо играли под его руководством, либо на скамейке рядом сидели. Насколько вы ощущаете в этой команде линию Лобановского? И насколько она может быть продолжена?
- Лобановским все дышит в киевском «Динамо». Да и в украинском футболе в целом. По итогам опроса, недавно проходившего в стране, Валерий Васильевич вошел в десятку самых великих людей Украины. На стадионе его же имени ему поставлен красивый памятник. Приезжаешь на базу, там тоже многое сделано в его память. И это очень хорошо, когда чтут и уважают человека, столько всего сделавшего для клуба и для страны. Даже в комнате, где живу, есть фотография Лобановского. Их много на базе. И это нормально.
А что касается тренировочного процесса, то, как известно, Валерий Васильевич старался опережать время и выбирать направление, заставляющее людей работать. И очень много работать. В этом мы с ним схожи. Но так, как проводил занятия Лобановский, я не проведу. Таких вообще мало. Тружусь по своей методике. Но курса на четкую работу придерживаюсь, веду такую же линию.
- Вы занимаете его комнату на первом этаже стадиона «Динамо»?
- Нет. Могу ошибаться, но она, по-моему, не занята. Да я бы и не посмел. Зайти посмотреть разве только.
С УТРА ЗАПРОСТО ОПРЕДЕЛЮ, КТО ЧЕМ ЗАНИМАЛСЯ НОЧЬЮ
- Вы говорили про киевскую молодежь, а ваш предшественник Йожеф Сабо недавно в интервью утверждал, что две молодые звезды - Милевский и Алиев - только пьют и гуляют. Как справляетесь с этой проблемой?
- Ни для кого не секрет, был период, когда два этих футболиста нарушали режим. Мы уже давно с этим вопросом разобрались и закрыли его. Но с другой стороны, мы ведь уже не вернем Кубок, который проиграли. Упомянутые вами футболисты не обладали на тот момент нужными кондициями. Не говорю, что они пили. Не могу утверждать, поскольку этого не видел. Но видел, что они, наверное, не так готовились, не так тренировались, у них не было необходимого запаса сил. А потому работать на полную катушку по ходу матча попросту не могли.
- А вы вообще можете с утречка на тренировке определить, чем занимался игрок накануне?
- У нас стабильный распорядок. С утра собираемся на базе к десяти, в течение дня две тренировки, отдых между ними, обед, а вечером разъезжаемся по домам. В начале дня игроки должны пройти небольшое обследование. Кому-то это нравится, кому-то - нет, но я считаю, что так должно быть. Человек пришел - надо оценить его здоровье. Как у водителя, посмотреть: можно его на трассу выпускать или нет.
- Давление меряете?
- В том числе. Пульс тоже доктора проверяют. Но, чтобы определить, чем игрок занимался вечером и ночью, мне эти данные не очень-то нужны. И так определю. Сто процентов! Когда команда построится, все видно невооруженным глазом. По глазам же! Мелкое нарушение режима могу и не уловить, а мало-мальски серьезное - даже вопросов нет. Ну в крайнем случае все пойму по первым беговым упражнениям.
- Сергей Овчинников рассказывал, что его на киевских улицах никто не узнает. С вами ситуация, наверное, другая?
- Так и есть. Люди ко мне доброжелательно, хорошо относятся. Пока. Такова тренерская судьба: сегодня все хорошо, а завтра - не знаешь, что будет.
УДЕРЖИВАТЬ РЕБРОВА НЕ БЫЛО СМЫСЛА
- Скажите, а насколько легко вы отпустили Реброва полгода назад?
- Мне было непросто. Это случилось, когда минул примерно месяц моей работы в «Динамо». Только познакомился с командой, мы неплохо сыграли на Кубке Первого канала. Хоть Черчесов и говорит, мол, «Спартак» в Израиле играл не совсем серьезно, но он лукавит. У нас же более или менее ладилось. В этот период Ребров не только здорово работал на тренировках, но и играл очень хорошо. И в принципе он, конечно, мне был нужен. Разговаривали с ним, обсуждали. Но Сергей принял решение перейти в «Рубин». Мы сначала уговаривали остаться, а потом перестали. В конце концов он взрослый человек. Тем более в финансовом плане Ребров выиграл. В таких случаях можно идти игроку навстречу. Хотя, конечно, с тактической точки зрения Ребров нам был нужен. Ведь он может сыграть фактически на любой позиции. Но сейчас многие стремятся попасть в российский чемпионат. Потому что он напряженный.
- Щацких тоже хочет уехать в Россию?
- Я с ним об этом еще не разговаривал, потому что он пока находится в сборной. Так что хочет он куда-то перейти или нет, сказать не могу. Ему действительно сделано предложение. Но не знаю, есть ли уже согласие президента клуба или самого Шацких.
- В ситуации с Ребровым вы были категорически против ухода футболиста. В случае с Шацких будете так же категоричны?
- В данном случае мне нужно в первую очередь поговорить с игроком. Насколько категорически он хочет уйти. Если жаждет переехать в Россию, то чем я могу его остановить? Ведь в моих руках только аргументы: могу лишь рассказать, что для футболиста лучше, а что хуже. А он уже сам примет решение. Поэтому в таком разговоре нужно быть предельно откровенным. Объяснить игроку, вижу я его на поле или нет. Ведь можно оставить игрока в команде, а он все время просидит на скамейке запасных, без стабильного места в основе. Я хоть приблизительно, но должен конкретизировать место игрока в команде и те условия, которые у него будут, если останется.
- В Казани говорят, что ваш протест обошелся клубу в лишний миллион...
- Это их мнение. Если хотят игрока быстро и сразу, то нужно, думаю, заплатить. Я, например, предлагал изначально, чтобы Ребров доиграл сезон, а потом ушел. Но никто не согласился. А нам его не хватало во многих матчах. В том числе и в финале Кубка. Лимит на четыре украинских футболиста пока никто не отменял.
- Нельзя было его удержать деньгами?
- Когда за игрока платят большие деньги и он хочет уйти, то лучше отпустить. Даже если ты практически вырастил, воспитал в нем футболиста. Пускай играет в другом месте. А вместо него за вырученные деньги брать и растить нового. И в команде появится свежая кровь, и не будет никаких негативных моментов в коллективе. Если насильно оставить футболиста, он станет постоянно приходить ко мне и напоминать, что я его не отпустил, жизнь испортил.
- Может, стоило еще пару слов против сказать, чтобы Ребров подороже оказался?
- Думаю, человек, который это говорил, преувеличивал. Я не знаю, сколько стоили мои слова. Но высказал их, потому что для меня важно всегда оставаться честным с президентом клуба, болельщиками, футболистами. Фанаты «Динамо» видели, что Ребров был одним из лучших игроков команды на тот период времени. Я постоянно говорил об этом в интервью. И вдруг его куда-то приглашают. Что я должен сказать? Что он не нужен? Я так не могу. Да и не собираюсь никого обманывать. Раньше говорил и после предложения «Рубина» повторил еще раз, что Ребров мне нужен.
НОСТАЛЬГИЯ ПО «ЛОКОМОТИВУ» БУДЕТ ВСЕГДА
- На дачу в Баковку вы едете мимо базы «Локомотива». Ностальгия большая или последний год многое изменил в отношении к клубу?
- Ностальгия всегда будет. Правда, последний год действительно многое изменил, но изменил в отношении к тем людям, с которыми я там встречался, - фамилии сейчас уже нет смысла называть, а не к болельщикам и игрокам. Как у нас дружеское общение с футболистами было, когда я работал тренером и президентом, так оно и осталось. Ни один спортсмен не может сказать, что Семин сделал что-то ему во вред. Это самое главное. А остальные люди сегодня пришли, завтра уйдут. На их месте скоро будут другие.
- Если те люди уйдут, ваше возвращение в клуб возможно?
- Давайте забудем эту тему. Об этом достаточно сказано.
- Как поддерживаете дружеские отношения с футболистами?
- Перезваниваемся. Поздравляем друг друга с днем рождения. Желаем самого хорошего. Даю советы, если нужны. Мы вместе с ними прошли долгий путь, который доставил удовольствие, принес успех. Зачем забывать хорошее? И с закончившими карьеру ребятами периодически встречаемся, нам очень интересно общаться.
- В киевское «Динамо», если было бы возможно, Андрея Шевченко вернули бы?
- Конечно. Но все-таки между чемпионатами Англии и Украины есть огромная разница. И завлечь его к нам, думаю, нереально.
- В «Динамо» вам, пожалуй, впервые довелось проводить предсезонку летом. Есть ли разница по сравнению с привычным по работе в России распорядком?
- В принципе в России подобные ситуации тоже случались в годы чемпионатов мира или Европы. Вот и сейчас первенство прервано на полтора месяца, и все команды премьер-лиги проводят, по сути, ту же самую предсезонку. Разве что матчей побольше украинские команды за весну успевают провести. Так что из отпуска мы вышли на 8 - 10 дней позже, чем наши коллеги из российской премьер-лиги. В остальном все то же самое.
- Периодически возникает идея объединения чемпионатов России и Украины. Как к ней относитесь?
- На мой взгляд, это прекрасная идея. Турнир бы получился очень сильным, что автоматически дало бы новый импульс развитию футбола в двух странах. Но осуществить эту затею, мне кажется, все-таки малореально.
- По выходным домой летаете?
- От Киева до Москвы - рукой подать. Можно утром улететь, а вечером того же дня вернуться. Но домой вырываюсь не на каждые выходные. Да и жена со мной постоянно быть тоже не может - дома хозяйство, внучка. Зато в Киеве мне созданы все возможности для плодотворной работы. Молодежная и юношеские команды «Динамо» тоже тренируются на базе в Конча-Заспе, так посмотреть их в деле не представляет никакой проблемы. Кроме того, в Киеве меньше отвлекающих моментов. Так что времени и возможностей трудиться у меня там больше.
- Живете дома или на базе?
- Когда как. Если поздняя тренировка, да еще нужно видеозаписи какие-нибудь посмотреть, остаюсь ночевать на базе. А если соберусь в город или на концерт какой-нибудь, то водитель к моим услугам.
- Не так давно в Киеве выступал Пол Маккартни. Ходили?
- Собирался, но не получилось. Концерт был на площади, а тут как назло страшный ливень. К тому же в тот вечер наши с греками на Euro играли. Как я мог куда-то пойти?!
- Болельщики «Динамо» вас встретили настороженно?
- Думаю, да.
- Потому что вы из России?
- Нет. С какой стати им меня с распростертыми объятиями встречать? Для начала нужно поработать, чего-то добиться и доказать своим отношением, что достоин любви болельщиков. Кажется, пока мне это удается. Во всяком случае, по отношению болельщиков на трибунах и при встрече в городе, могу сделать такой вывод.
- Проблем с украинским языком не было? Например, вопросы на пресс-конференции на нем вам задают?
- Случалось, но ничего страшного в этом не вижу. Тем более вопрос понять я смогу. Только отвечу по-русски.
НАШЕ ТРЕНЕРСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ РАНО СПИСЫВАТЬ СО СЧЕТОВ
- Из напитков по-прежнему виски предпочитаете? Или уже горилку?
- С крепким алкоголем сейчас завязал. Жарко. Да и здоровье надо беречь.
- Вы сказали, что, если игрок хочет уйти, его не стоит удерживать. Всегда придерживались такого подхода?
- Нет. Пришел к этому со временем. В «Локомотиве» были игроки, которые, что называется, пересидели. Называть фамилии сейчас нет смысла. Конечно, каждый случай - индивидуален. Но в одном я теперь уверен: если за футболиста дают большие деньги - его надо продавать и покупать нового.
- Тяжело играть, когда на трибунах идет такое побоище, как в Ахтырке?
- То, что творилось в Ахтырке, - это нечто! Да, борьба на поле шла отчаянная - что нам, что хозяевам, которые стояли на вылет, очки терять было никак нельзя. Но почему в конце матча внезапно вспыхнула драка между фанатами, я так и не понял. Динамовские болельщики здесь точно ни при чем. Они как приехали организованной группой, так организованно и уехали. А на трибунах бегали какие-то люди в масках. Все это напоминало провокацию, которую, к сожалению, сотрудники службы безопасности не смогли вовремя пресечь. Их вообще на стадионе оказалось очень мало. Драка была жестокая. Хотя и футболисты обеих команд, и я выходили к болельщикам, пытались остановить побоище. Тщетно.
- Встречались с бывшим локомотивцем Миланом Обрадовичем, который с недавних пор играет за «Металлист»?
- И хорошо, кстати, играет. Впрочем, и у нас в «Локомотиве» какой-то период он выглядел очень прилично. В тот момент мы и чемпионами стали, и вышли в 1/8 Лиги чемпионов. Тогда Обрадович выступал на позиции крайнего защитника, а в Харькове его ставят в центре обороны. Высокий, быстрый, отлично подготовлен физически. Плюс опыта уже набрался. Как-то после матча тепло с ним пообщались.
- А как дела у вашего старинного приятеля Валерия Газзаева?
- С Валерием Георгиевичем контакт поддерживаю, как иначе? Думаю, сегодня вечером увидимся.
- В Баковке, где у вас дома по соседству?
- Может, и в Баковке... Честно говоря, не понимаю, почему Газзаева в этом году столько критикуют. Кто завоевал в мае Кубок России? Валерий Георгиевич. Судьба же чемпионства решится только в ноябре. И потом, подсчитайте количество трофеев, которые при Газзаеве за последние годы выиграл ЦСКА. Да с ним разве что Романцев может конкурировать! Но в отличие от Газзаева он не побеждал в Кубке УЕФА. Вот вам и ответ на вопрос о его профессиональных качествах.
Когда слышу, что сейчас молодые тренеры на подходе, всегда говорю: пусть они сначала хоть что-нибудь выиграют. А то пока выигрывают только Адвокат, Газзаев, до этого - Романцев, Семин. А вспомните, кто победил в последней Лиге чемпионов? Фергюсон, которому 67 лет. Сколько лет Арагонесу, втащившему Испанию в полуфинал Euro? Или тому же Хиддинку? Так что наше поколение рано списывать со счетов. Мы еще повоюем!
Екатерина БРЕДИНА, Александр КРУЖКОВ, Александр МАРТАНОВ, Павел НОВИКОВ, Григорий ТЕЛИНГАТЕР
Спорт-Экспресс
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Владимир отреагировал на возможный реванш с Дюбуа
Именитый ринг-анонсер увидел в поединке ничью