Боевой гопак. Путь Пилата
Кое-что об истории и традициях украинского национального единоборства
Владимир Степанович Пилат - известный и, можно даже сказать, знаменитый в своем деле человек. Именно он возродил старинные традиции украинских боевых искусств. Я познакомился с основателем стиля и Верховным Учителем боевого гопака (такой он имеет официальный титул) во Львове. На первый взгляд, главный боец-гопаковец совсем не напоминает мастера боевых искусств, которых мы привыкли видеть в кинофильмах. Нет в его внешности ни непробиваемой монолитности боксера, ни пружинной подвижности представителей восточных боевых стилей. Владимир Степанович больше похож на врача - характерную внешность дополняет «профессорская» бородка.
Родился он во Львове 15 сентября 1955 года. Спортивная карьера Владимира Пилата началась довольно рано. Уже в семилетнем возрасте он сам записался в секцию спортивной гимнастики, где занимался четыре года. После гимнастики Владимир перешел в секцию вольной борьбы, где тренировался два года. Не последнюю роль в формировании его спортивных вкусов сыграл отец его товарища — офицер органов госбезопасности, узбек по национальности. Следует заметить, что именно выходцы из восточных регионов бывшего СССР были первыми адептами азиатских боевых стилей. Вместе со своим сыном он учил основам каратэ и кунгфу и юного Владимира. А в 1968 году Владимир начал профессионально заниматься киоку-шин каратэ. Напомним, что официально в Советском Союзе боевые стили были ограниченно доступны. «Народными» считались бокс, свободная борьба и спортивный вариант «самбо». Те, кто практиковал боевые искусства нелегально, могли быть привлечены к уголовной ответственности. Ведь, по словам самого Пилата, «подвальные» тренеры не очень-то придерживались моральных принципов в своей деятельности. Они «ковали» как нормальных спортсменов, так и потенциальные бойцовские кадры для криминалитета. Со временем, в период очередной политической «оттепели» в СССР, каратэ, как и рок-музыка, были выведены из тени и разрешены официально, но находились под контролем соответствующих партийных органов и силовых структур.
Девять лет понадобилось Пилату, чтобы преодолеть путь от новичка до мастера. В 1977 году он успешно сдал экзамен на I дан каратэ и получил высшее отличие каратеки — черный пояс. Это давало молодому мастеру право стать учителем. Самое интересное, что начать легальную тренерскую практику ему помогли в местном... райкоме комсомола. Даже нашли помещение для до-дзе (так называют а Японии школы боевых искусств). Помогало и то, что у него тренировались оперативники райотделов МВД. В свободное от преподавания время он изучал также и другие стили боя — японские направления каратэ годзю-рю, а также кикбоксинг.
В начале 80-х годов школа сенсея Владимира Пилата победила все школы боевых искусств, которые существовали к тому времени во Львове и в Украине, и вышла на общесоюзный уровень. Успехи были существенными: почти все поединки Владимир Пилат и его ученики выигрывали нокаутом. К тому времени это была единственная школа во Львове, которая постоянно практиковала фул-контакт. Кстати, именно Пилат впервые на территории бывшего Союза начал применять во время тренировок жесткие щитки для рук, ног, груди и спины, а также шлемы, которые защищают затылок и макушку. Но в мире боевых искусств школу Владимира Пилата называли не иначе как «школой костоломов». Именно из-за жесткого стиля боя, как считает сам Владимир Степанович, его исключили из сборной СССР по каратэ.
Казалось, на этом можно было бы и остановиться, ведь выход школы на всесоюзный уровень — это пик карьеры тренера и спортсмена в те времена. Однако, как заметил сам мастер, для него это была лишь очередная ступенька. Перспектива посвятить всю свою жизнь продвижению боевого искусства и культуры далекой и чужой Японии противоречила его взглядам. Изучая иностранные боевые искусства, которые имеют тысячелетнюю историю, он каждый раз задумывался о боевых традициях украинского народа. Ведь в фольклоре существует масса упоминаний о боевых практиках украинских воинов. Наибольшее их число относится к временам казачества. Отправной точкой в исследованиях национальных боевых искусств, которые в 1985 году начал Пилат, стали его семейные традиции. Дед по отцовской линии Михаил Пилат происходил из рыцарского рода, который еще с XVI столетия имел свой родовой герб. Дед по материнской линии, Андрей Гидей, во времена Австро-Венгерской империи служил в личной охране Франца-Иосифа...
В 1985 году Владимир Пилат создал во Львове экспериментальную школу по исследованию и изучению боевой культуры украинского народа. Два года исследовательской работы дали положительный результат - и уже с 1987 года, окончательно оставив каратэ, Владимир Степанович начал восстанавливать и развивать боевой гопак. Почему именно «гопак» появился в названии боевого стиля? Причин несколько, одна из них, по словам мастера, состоит в том, что значительную часть техники удалось расшифровать благодаря исследованию украинских народных танцев. Сейчас практически не сохранились целостные методики самосовершенствования, которыми пользовались скифские воины, русские дружинники и запорожские казаки, хотя во многих украинских родах еще не прервалась цепочка тайной передачи знаний о боевом искусстве.
Пилат начал систематизировать все собранное по крупицам от украинцев — мастеров поединка, разбросанных по всему бывшему Союзу. В 1989 году он организовал во Львове первый Всеукраинский съезд казачества, на который собрались энтузиасты со всей Украины. В 1990 году с целью легализации деятельности по возрождению украинского казачества и казацких боевых искусств Пилат создал общественную организацию «Фольклорно-спортивная ассоциация «Галицька Січ", на базе которой боевой гопак развивался на протяжении следующих семи лет. Сам мастер много ездит по стране и организует в разных городах показательные выступления, фестивали, учебные семинары. В 1994 году Пилат издал книгу «Боевой гопак». (Кстати, первый тираж книги по неизвестной причине сгорел.) Ячейки боевого гопака создаются в разных регионах Украины. В 2001 году он получил мировое признание: в связи с возросшим интересом к рыцарским искусствам тогда была создана Международная федерация боевого гопака. Сейчас ее филиалы действуют в Канаде, Англии, Испании, Италии, Португалии и Беларуси.
В том же 2001-м сборная Украины приняла участие в IV Международном фестивале боевых искусств, которое состоялось в Южной Корее. Существует интересная особенность — боевое искусство на этом фестивале представляют только его этнические носители. Каратэ — коренные японцы, тейквондо — корейцы и так далее. Прибытие украинцев, которые выступали в национальной одежде, произвело настоящий фурор.
Наша сборная заняла тогда третье место, уступив только шаолиньским монахам и бразильской школе капоэйра. Сегодня, как убежден Владимир Пилат, боевой гопак полностью отвечает всем современным требованиям: разработана базовая техника и методика преподавания, утверждены уровни мастерства и правила проведения соревнований, выданы учебно-методические пособия для учеников и учителей.
Владимир СКОРОСТЕЦКИЙ, газета «Киевский телеграфъ»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Известного инсайдера возмутило то, что Дюбуа бросил вызов Полу
Зато украинская сборная сыграет в плей-офф Лиги наций за путевку в Дивизион A