Костя Цзю: «Шрамы только украшают»
Интервью с абсолютным чемпионом мира по боксу
За неделю, которую Константин Цзю — абсолютный чемпион мира по боксу в категории до 63,5 кг — пробыл в Москве, он успел немало. А еще показал сыновьям Тимофею и Никите снег, который они (говорящие по-русски с акцентом) никогда раньше не видели.
Шрамы украшают
— Вы Австралию называете своим домом? Когда спортсмен меняет команду внутри родного государства, это одно дело. И совсем другое — когда человек уезжает за границу… Раньше это называлось, извините, предательством.
— С одной стороны, вы правы. С другой — нет. Я «взращен» в СССР. Сейчас такой страны больше нет. Поэтому ни о каком предательстве не может идти речи. Я уезжал из Советского Союза, который в тот момент разваливался, никто в государстве о спортсменах не думал — надо же как-то было постоять за себя.
А в Россию я постоянно возвращаюсь. Если бы вы сказали моим здешним поклонникам про предательство Родины Костей Цзю, они бы вам ответили: «Вы не правы».
— Но ваши победы считаются победами Австралии.
— Они только мои собственные.
— Обычно в финале боксерского поединка победитель шатается, а проигравший хватает ртом воздух, как рыба на берегу.
— Вы видели мои бои? Разве я так дышу? Ну, один раз было дело — когда я проиграл. А все остальные мои бои — совсем другие. Красота бокса в том, что ты делаешь свою работу легко и эффектно.
— Разбитые носы и губы — это эффектно?
— А как вы смотрите на то, что женщины занимаются боксом? И тоже разбивают губы и носы. Женщины созданы не для того, чтобы ходить с разбитым носом. Мужчина — ладно. Он и играет в бокс, чтобы понравиться женщине. Шрамы нас только украшают.
— Вам не жалко своих противников?
— Жалко. Но только после боя.
— Меня шокирует, когда публика на боксерских боях орет: «Убей, убей!»
— Помните, чего хотели зрители в Древнем Риме? Хлеба и зрелищ. Наверное, это в человеческой природе — жажда крови. И я считаю, что бокс любят как раз интеллектуалы. Многие великие киноактеры, музыканты приходят в зрительный зал. Потому что видят: бокс не кровожадный спорт, а честный.
— Есть анекдот. У знаменитого боксера спрашивают, для чего ему голова. «Чтобы просчитывать атаки, да?» — подсказывает журналист. «Ну да, — отвечает чемпион. — А еще я ей ем». Костя, может быть, все эти шутки про тупость боксеров появились потому, что ваш вид спорта чреват вечными сотрясениями мозга?
— Просто многие спортсмены, начиная заниматься профессиональным спортом, больше не учатся и не занимаются самовоспитанием. Я говорю не только о боксерах… А сотрясения мозга у футболистов бывают намного чаще, чем у нас. Я каждый день читаю. Беллетристика, историческая, воспитательная литература, учебники по бизнесу…
— Час тренировки с вами стоит 10 тысяч долларов. Предположим, я вам их заплачу. Но тогда вы мне должны поддаваться на ринге — за такую-то сумму!
— На этих платных тренировках я не спаррингую! Люди платят за то, чтобы просто побыть со мной, поскакать со скакалочкой, сделать простейшую гимнастику… Никто не выдерживает часовой физической работы. Но даже если и найдется такой, я могу «умотать» любого, даже самого сильного мужика. Чаще всего деньги за платные тренировки идут на благотворительность.
Сейчас, после победы в последнем бою, у меня самое ажиотажное время. За 2–3 часа работы мне предложили в одной стране 350 тысяч долларов. Но я отказался. Не все измеряется деньгами. Хотя, конечно, детей нужно кормить.
— Вы снимаетесь в рекламе?
— Перед Новым годом снялся в нескольких рекламах для различных крупных магазинов в Австралии. За 20–30 секунд получаю 20–30 тысяч долларов.
— Почему в России так мало чемпионов по профессиональному боксу?
— У нас нет школы чемпионов, нет системы, нет правильной подготовки. Я был в боксерских школах — у ребят даже нет правильных перчаток! Телевидение, питание, все должно работать на спортсмена. В России боксер не знает, что ему делать. Поэтому все стремятся за рубеж, хотят узнать, что же там-то? Но… Приезжают, а их там раздевают до нитки.
— Но с вами такого не случилось.
— Почему? Со мной было то же самое, когда я приехал в Австралию 13 лет назад. Меня тоже «кинули», и я судился! Поэтому и не хочу, чтобы другие спортсмены прошли через то, что я… Думаю даже написать книгу — инструкцию для спортсменов, уезжающих за рубеж.
Сегодня, конечно, меня никто не может надурить. Хватит уже! (Смеется.)
Белый и пушистый
— Боксеры — диктаторы в повседневной жизни?
— Разве я похож на диктатора?! Когда ты в боксе каждый день, тебе нужно спокойствие. Не хочется крови, злости. Весь негатив, который в человеке есть, уходит во время тренировки.
Дома я очень добрый и мягкий. Но… Мои сыновья и жена знают: как папа сказал, так и будет.
Старший сын, Тимофей, занимается футболом. Уже набивает по 100–120 ударов ногой. Отрастил такую же косичку, как у меня. Боксом пока заниматься не хочет. Но… Иногда смотрю: у мальчишек кровь под носом. Спрашиваю: «Опять дрались?» Младший, Никита, говорит: «Тима опять вызвал меня на бой». Победитель у них получает 20 центов.
— Все ваше имущество записано на жену. Не боитесь остаться нищим, если Наталья вас вдруг разлюбит и бросит?
— Семья — это полное доверие друг другу. Мое доверие заключается в том, что все, что я заработал, отдаю жене. И чувствую себя при этом спокойно. На мое имя вообще не записано ни-че-го. Так что, если Наташа меня разлюбит и разойдется со мной, она будет богатая невеста, а у меня не останется ни цента. Но этого не случится.
Ольга Шаблинская, «Аргументы и Факты»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Владимир поддерживает Александра
Старт шоу в Эр-Рияде запланирован на 17:30, Александр и Тайсон выйдут после 00:00