За золотом — с «кочергой»
О перспективах наших борцов и дзюдоистов на Олимпиаде в Пекине
В этой предолимпийской подаче мы объединили три дисциплины: вольную, греко-римскую (классическую) борьбу и дзюдо. Представители всех этих видов единоборств обещают вернуться из Пекина с медалями. В понедельник национальная команда Украины по борьбе выехала на сбор в прикарпатский Заросляк. Корреспондент поговорила с лучшим спортсменом апреля, чемпионом Европы этого года Василием Федоришиным.
— На этом сборе, — принялся рассказывать борец, — основной акцент мы делаем на физические нагрузки. Больше бегаем и уделяем внимание общей подготовке. В общем, заливаем фундамент.
— За рубежом сборов не предвидится?
— Мы нечасто проводим их за пределами Украины. У нас и здесь вполне достойные условия для тренировок: три хорошие базы — в Конча-Заспе, Алуште и Заросляке. После этого сбора мы отправимся на очередной турнир. Едем туда не за результатом — нужно элементарно проверить свои технические навыки: какие получаются лучше, какие — хуже. Поэкспериментируем. Это станет последним стартом перед Олимпиадой.
— Своих потенциальных соперников уже изучили?
— Да, основных. Просматривал схватки олимпийского чемпиона Мавлета Батырова, который в начале месяца выиграл чемпионат России и тем самым завоевал лицензию в Пекин. Кстати, победил он чемпиона мира Алана Дудаева. Я знал на 90%, что победит Батыров, потому что он явно сильнее остальных. Хотя с Дудаевым они практически одинаковы по уровню подготовки. Еще смотрел схватки кубинского борца. В принципе, мы с тренером все анализируем, обращаем внимание на детали, технические приемы, к которым прибегает соперник. А потом ищем к ним ключ, защиту, вычисляем слабые места. По большому счету, мы и настраиваемся именно на кубинца и россиянина.
— Кто из соперников прибегает к грязным приемам?
— Их, конечно, много, но больше остальных, наверное, нарушают азиаты. И пальцы ломают, и в глаза пальцами норовят надавить, намазав их финалгоном. Когда он попадает в глаза, борец практически ничего не видит. У меня случалось такое неоднократно. Борьба — достаточно жесткий вид спорта, и никогда не надеюсь, что меня подобное не коснется. Готовым нужно быть ко всему, даже к самым худшим моментам. Потому что, бывает, выходишь на схватку не настроенный к жесткой или нечестной борьбе, и тебя застают врасплох. Мы уже более-менее знаем, какие спортсмены прибегают к нечестным приемам, и готовы к ним.
— С этим, извините за каламбур, как-то можно бороться?
— Нужно отвечать жестко, но по-другому. Если дашь слабинку, соперник будет пользоваться этим и дальше. А когда достойно ответишь, наоборот, психологически он ломается из-за того, что не вышло реализовать задуманное.
— Василий, сколько килограммов приходится сбрасывать перед соревнованиями?
— Сейчас я вешу 67 кг. Получается, 7 кг придется сгонять. Тяжелое это дело, но переходить в другую категорию пока не нужно. У нас каждый борец зафиксирован в своей ячейке. После Олимпиады такой переход не исключаю, но данный цикл должен бороться в этой категории.
— Ваш любимый технический прием?
— «Кочерга» — бросок с захватом руки через спину. Это моя «коронка», лучший прием. Он очень красивый и, плюс, трехбалльный. Три очка — это уже достаточно много, что дает большое преимущество.
— От ударов о ковер у борцов часто случаются сотрясения…
— За те 20 лет, что я в борьбе, слава Богу, этого удавалось избегать. Травмы, безусловно, случаются, но до таких серьезных, чтобы прибегать к операции, тьфу-тьфу-тьфу, не доходило. Кожа у меня достаточно мягкая и чувствительная, поэтому любой удар головой сразу приводит к рассечению брови или под глазами, их у меня было немало. Конечно, немного болят и локти с суставами.
— Вам когда-нибудь предлагали «сдать» поединок и не морочить голову ни себе, ни сопернику?
— После 2000 года пошли такие, назовем их так, финансовые предложения. До этого подобное случалось крайне редко. А сейчас то ли появились деньги у одних, то ли, наоборот, исчезли у других (улыбается). Стали предлагать. И нам, и другим. Не знаю, я от таких предложений всегда отказывался. Хотя и знал, что деньги уйдут в другой карман. Проигрывал схватку... Судья засуживал.
— Понятное дело. Куда ж еще можно было «перенаправить средства»…
— У меня такое повторялось трижды подряд. Но даже если в следующий раз произойдет подобное, все равно откажусь.
— Это было не в Украине?
— Нет, здесь подобное не происходит, потому что нет сильного ажиотажа. На чемпионатах Европы и мира — это уже другой вопрос. Некоторым странам за медаль идет большая денежная выплата. В том же Азербайджане, например, если их спортсмен станет чемпионом Европы, государство выплатит ему тысяч $200-300. Плюс спонсоры подарят какую-то машину… У них такая победа очень ценится. У нас же чемпион Европы — это практически ничего.
— Почему же? Похвалят.
— Да, скажут «молодец», пожмут руку, дадут значок, и на этом все.
Получается, что купить схватку в полуфинале или в финале за $50 тысяч для представителей некоторых стран не проблема. Он станет чемпионом и все возместит. Поэтому спокойно подходят, например, к белорусу или еще к кому-нибудь из более бедных в спортивном плане стран и предлагают деньги. А там уже все зависит от человека — согласится он или нет. Если откажется, у них в запасе имеется еще один козырь — судьи. Стоит те же деньги, даже меньшие, отдать им, и дальше арбитры свое дело сделают. Тем более, у нас сейчас такие правила, что все в руках судей.
— Не опасаетесь, что подобное может повториться и в Пекине?
— Опасайся — не опасайся, а бороться все равно придется. Просто нужно быть уверенным в себе, и тогда ничего страшного не произойдет. В прошлом году у меня был случай в Болгарии, где я в финале сошелся с местным спортсменом. А выиграть у болгарина на его же территории — это дорогого стоит. Все судьи и весь зал были против меня. Но я очень качественно настроился на схватку и не оставил ни сопернику, ни судьям практически ни единого шанса. Выиграл. Безусловно, это очень тяжело — нужно много сил отдать, чтобы все легло, как нужно. Ведь при наличии малейшей зацепки судьи повернут схватку в нужное им и сопернику русло.
— В таких условиях не возникала мысль принять другое гражданство, как минимум страны, где ценят чемпионов?
— Были предложения уехать в другую страну. Правда, раньше — сейчас я уже стал возрастным. Хотя уехать могу когда угодно. Но я к этому не расположен. По крайней мере, пока. Люблю Украину и делаю все, чтобы здесь остаться. У меня есть какие-то свои моральные принципы, и я стараюсь их придерживаться. Если бы, например, я когда-то продался, то, пожалуй, не смог бы уснуть полгода.
МНЕНИЕ
Руслан МАШУРЕНКО, бронзовый призер Олимпиады в Сиднее, дзюдо:
— На сегодня дзюдо в Украине развито во всех областях. Это можно проследить по ежегодному чемпионату страны. Да, имеются основные центры — Днепропетровск, Одесса, Киев. Но, в целом, география обширная. Постоянно появляются новые и достаточно целеустремленные ребята. Если конкретизировать, замечу, что такой сильной сборной, какая в этом году едет от Украины в Пекин, у нас еще не было. Те же Билодид Геннадий, Греков Валентин, Сотников Женя и Гонтюк Рома — реальные претенденты на медали. Последний постоянно показывает высокую результативность. Но он парень своеобразный — борется выборочно. Зато всегда берет либо чемпионство, либо призовое место. А вот Коротун Максим попал на Олимпиаду впервые. Парень неплохо зарекомендовал себя на международных стартах, но для Олимпиады, кажется, еще немного сырой. Он только в этом году набрал неплохую форму. Хотя это же лотерея. Плюс, у нас едет сильная спортсменка Прищепа Марина, тяжеловес, призер мира. Марина Прокофьева — чемпионка Европы. В целом, все девушки достаточно опытные и могут побороться за медали. Но из них самый реальный, на мой взгляд, шанс имеет Прищепа, которая показывает стабильно высокий результат.
Вместе с тем, география дзюдо расширяется как в Украине, так и во всем мире, этот вид становится очень популярным. Если раньше доминировали японцы и корейцы, сегодня в борьбу за медали вступают практически все страны. Но наши ребята знают своих конкурентов в лицо, не один раз боролись с ними, поэтому новых людей для них в Пекине не будет. Все прогнозируемо, и каждый из украинских спортсменов готовится под определенных соперников — удобных и неудобных. А соревнования все покажут.
По большому счету, чтобы в Украине заниматься дзюдо, нужно быть фанатом. Этот вид спорта не относится к рейтинговым и высокооплачиваемым. Тем не менее, европейская федерация делает все возможное, чтобы дзюдо становилось зрелищным — проводится несколько Гран-при в году, турниры в разных странах. И везде существенные призовые фонды. Если у человека определенный уровень подготовки и неплохой рейтинг, его стимулируют. Не так, как в футболе или в большом теннисе, конечно, но жить можно.
В дзюдо судейство старается быть максимально объективным. А в этом году наш украинский арбитр получил лицензию и может судить на Олимпиадах. В Пекин он не попадает — там ведь тоже ограниченное количество судей. Но позитивные тенденции все же налицо. Что касается арбитража на Олимпиаде, то скажем так: на предыдущих стартах явного засуживания или негативных моментов, сказавшихся впоследствии на выступлениях наших спортсменов, не было.
Лицензии, завоеванные нашими борцами:
Юрий Коваль — греко-римская, до 55 кг.
Александр Хвощ — греко-римская, до 66 кг.
Владимир Шацких — греко-римская, до 74 кг.
Александр Дараган — греко-римская, до 84 кг.
Олег Крека — греко-римская, до 96 кг.
Александр Чернецкий — греко-римская, до 120 кг.
Василий Федоришин — вольная, до 60 кг
Андрей Стадник — вольная, до 66 кг.
Ибрагим Алдатов — вольная, до 74 кг.
Тарас Данько — вольная, до 84 кг.
Василий Тисьменецкий — вольная, до 96 кг.
Вадим Тасоев — вольная, до 120 кг.
Ирина Мерлени — вольная, до 48 кг.
Татьяна Лазарева — вольная, до 55 кг.
Юлия Остапчук — вольная, до 63 кг.
Светлана Саенко — вольная, до 72 кг.
Лицензии, завоеванные нашими дзюдоистами:
Максим Коротун — до 60 кг.
Геннадий Билодид — до 73 кг.
Роман Гонтюк — до 81 кг.
Валентин Греков — до 90 кг.
Евгений Сотников — свыше 100 кг.
Людмила Лусникова — до 48 кг.
Марина Прищепа — до 78 кг.
Марина Прокофьева — свыше 78 кг.
Не именная лицензия — до 70 кг.
Украинские борцы на Олимпиадах:
1992. XXV Олимпийские игры.
Олег Кучеренко — «золото», греко-римская, до 48 кг.
1996. XXVI Олимпийские игры.
Андрей Калашников — «бронза», греко-римская, до 52 кг.
Эльбрус Тедеев — «бронза», вольная, до 62 кг.
Заза Зазиров — «бронза», вольная, до 68 кг.
Вячеслав Олейник — «золото», греко-римская, до 90 кг.
2000. XXVII Олимпийские игры.
Евгений Буслович — «серебро», вольная, до 58 кг.
Давид Солдадзе — «серебро», греко-римская, до 97 кг.
2004. XXVIII Олимпийские игры.
Ирина Мерлени — «золото», вольная, до 48 кг.
Эльбрус Тедеев — «золото», вольная, до 66 кг.
Украинские дзюдоисты на Олимпиадах:
2000. XXVII Олимпийские игры.
Руслан Машуренко — «бронза», до 90 кг.
2004. XXVIII Олимпийские игры.
Роман Гонтюк — «серебро», до 81 кг.
Людмила Русанова
газета «Новая»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Украинец победил британца единогласным решением судей
Читатели Sport.ua определили лучшего спортсмена по итогам прошлого года