Гений устал
Все достижения знаменитого чешского голкипера «Детройт Ред Уингз« Доминика Гашека
Говорят, что мир гения необъятен. Наверное, поэтому поступки Доминика Гашека, как на льду так и вне его, было чрезвычайно сложно анализировать, а предугадать - и вовсе невозможно.
Он творил чудеса в воротах и нарушал все постулаты вратарского искусства, он давал миллионы на благотворительные нужды в Баффало и настроил против себя почти всех жителей города, он тащил на себе клуб в течение девяти лет и не снискал симпатий партнеров, он блестяще играл в шахматы и говорил по-английски с ужасным акцентом, он был букой с журналистами и однажды запер двери раздевалки в тренировочном катке, чтобы дать вашему покорному слуге получасовое эксклюзивное интервью.
Понять умом Гашека-вратаря и Гашека-человека вряд ли возможно. К нему можно питать только страстную любовь (если вам повезло родиться чехом) или безмерное уважение. Последнее - особенно если вам повезло родиться россиянином и вы помните Нагано-98. Таких врагов уважать не грех. Потому что таких больше не будет. Это совершенно исключено. Большой хоккей покинул один из самых ярких и самых уникальных игроков в его истории.
Спорить о том, можно ли считать Гашека лучшим вратарем всех времен и народов бессмысленно. У каждого свои критерии и предпочтения. У нас любят Третьяка, в Канаде - Патрика Руа, и обоих - по множеству веских причин. Но справедливости ради надо заметить, что Владислав Александрович провел свою карьеру в одной из лучших команд всех времен, редко встречавшуюся с кем-то, кто был ей ровня. Что касается «Святого Патрика», то благодаря ему история НХЛ разделилась на две эпохи - «до Руа» (когда вратари стояли во весь рост и постоянно пускали голы, сейчас кажущиеся кошмарными «плюхами») и «после Руа» (когда распластанные в «бабочке» непроходимые киперы, копирующие великого канадца, всерьез заставляют НХЛ обсуждать вопрос расширения ворот).
Гашек же, как и подобает истинному гению, проторил свою персональную дорогу, пройти по которой мог только он один.
Можно сделать «гашековский сэйв». Раз в жизни такое наверняка удастся любому вратарю. Распластаться на льду, перевернуться на спину, выбросить на удачу руку назад - и шайба на нее наткнется. Но делать это постоянно, из матча в матч, сочетая с десятками столь же невероятных кульбитов, и заканчивать сезон с потрясающей статистикой надежности, десятком сухих игр, «Везиной» (приз лучшему вратарю) и «Хартом» (лучшему игроку) - даже и не мечтайте. Для этого надо быть Гашеком: родиться с неестественно подвижными коленными суставами, каждый день ожесточенно упражнять их на гибкость, обладать наглостью, чтобы попрать все уставы и традиции хоккея, и умом, чтобы изобрести свои.
Стиль Гашека, который в зависимости от степени вашего консерватизма можно назвать либо вдохновенным, либо идиотским, стоял на простейшем постулате: работа вратаря - остановить шайбу. Как он это делает - вопрос десятый. И Гашек это делал так, как никто другой. Доминик мог бросить клюшку, чтобы не мешала мобильности рук, и ловить шайбу по-футбольному. Он мог хватать ее «неправильной» рукой (не той, на которой ловушка). Он мог подставить под бросок голову, потому что так было быстрее, чем поднимать руку. Он выскакивал из ворот едва ли не к синей линии и выбивал шайбу у форвардов в подкате. О его фирменных перекатах, летающих щитках и «сэйвах» из положения лежа на животе, можно и не говорить. Причем все эти художества, кажущиеся спонтанным порождением безумца, отрабатывались на тренировках!
Это звучит, как анафема, но Гашек был прежде всего великим позиционным вратарем. Его бесноватые «сэйвы»-ужимки были всего лишь ответом на те случаи, когда позиция была выбрана неверно или соперник оказывался слишком ловок. То есть на те случаи, когда вратарю полагается пропустить. Но для Гашека неберущихся шайб не существовало, и он завязывал себя в узлы, вытаскивая самые мертвые броски.
Неудивительно, что в Баффало второй половины 1990-х люди часто ходили исключительно «на Гашека». Честно говоря, не знаю другого вратаря в истории хоккея, чья игра считалась стоящей цены билета. Не знаю я и таких голкиперов НХЛ, после встречи с которыми регулярно закатывали в отчаянии глаза к потолку Марио Лемье, Яромир Ягр и Эрик Линдрос. Даже видя Гашека постоянно, поверить в него было очень трудно.
Зато вера в Доминатора могла полностью преобразить его команду. Маломощный «Баффало» после ухода Могильного редко мог рассчитывать более чем на три гола в игре. Зато форварды, точно зная, что в «рамке» - монстр и соперникам даже для двух голов надо будет умереть во вратарской, шли в атаку смелее, без оглядки на свои ворота. В конце 90-х «Клинки» выиграли несуразное количество матчей, выигрывать которые они не имели права - настолько подавляющим было преимущество соперника. Вратарь в одиночку побеждал более сильные команды.
Не боялся Доминик и запятнать свой имидж в угоду амбициям. В 2001-м он хлопнул дверью в «Баффало», решив, что у главного клуба в его карьере нет шансов выиграть Кубок Стэнли. Он перешел в «Детройт», сказал, что всегда мечтал играть там, и нажил себе пару сотен тысяч кровных врагов в Баффало. Но Кубок выиграл, исполнив свою последнюю мечту. После этого, имея уже и золото Нагано, и названный в свою честь астероид, и оперу про себя в чешском Народном театре, можно было и завершать. Что Гашек и сделал. Это был один из нескольких случаев завершения карьеры Доминатора.
Даже сейчас, сочиняя этот «отходняк» уже 43-летнему Доминику, я не могу быть до конца уверен, что он еще не вернется в НХЛ. Слишком часто он уже объявлял об уходе, но как Кащей Бессмертный, костлявый чех обладал потрясающей живучестью. Если и уходил, то вскоре снова возвращался. Поседев и ссутулившись, но не утратив своей фирменной пластики, Гашек был все еще «на уровне» в чемпионском «Детройте»-2008.
Одно из последних своих интервью в качестве игрока Доминик дал для «СЭ» - вашему корреспонденту. Так уж получилось, что тогда эта короткая беседа не влезла на газетную полосу. Доминик был предельно корректен. Сказал, что недоволен сидением в запасе, но понимает, что выигрывающая команда не может менять вратаря. Ушел от вопроса о том, будет ли он с гордостью носить свой второй перстень чемпиона. Громко рассмеялся, когда я спросил, планирует ли он сыграть в Ванкувере в 2010-м. В 43 года он был еще не самым старым игроком «Детройта» (рядом стоял 46-летний Крис Челиос), но, видимо, уже сам к тому времени понял, что большего в хоккее ему не добиться.
Большего в хоккее вряд ли сумеет добиться кто-либо еще. Гениев превзойти нельзя, ими можно лишь стать. А гении - продукт штучный.
ВСЕ ДОСТИЖЕНИЯ ГАШЕКА
Командные
Олимпийский чемпион-1998
Серебряный призер ЧМ-1983
Бронзовый призер ЧМ-1989, 1990
Участник ОИ-1988, 1998, 2002
Участник Кубка Канады-1984, 1987, 1991
Участник ЧМ-1983, 1986, 1987, 1989, 1990
Обладатель Кубка Стэнли-2002, 2008 («Детройт»)
Участник 6 матчей звезд НХЛ-1996, 1997, 1998, 1999, 2001, 2002
Чемпион Чехословакии-1987, 1989 в составе «Теслы» (Пардубице)
Индивидуальные
Лучший вратарь ОИ-1998
Обладатель «Харт Трофи» (самый ценный игрок регулярного чемпионата НХЛ) 1997, 1998
Обладатель «Везина Трофи» (приз лучшему вратарю сезона в НХЛ) 1994, 1995, 1997, 1998, 1999, 2001
Обладатель «Уильям Дженнингс Трофи» (вручается вратарю, который сыграл минимум 25 матчей регулярного чемпионата НХЛ и клуб которого пропустил наименьшее количество шайб) 1994, 2001
Обладатель «Лестер Пирсон Трофи» (лучший игрок сезона в НХЛ по мнению ассоциации игроков) 1994, 2001
Был включен в первую символическую сборную НХЛ-1994, 1995, 1997, 1998, 1999, 2001
Был включен в символическую сборную новичков НХЛ-1992
Лучший игрок Чехословакии-1987, 1989, 1990
Лучший вратарь Чехословакии-1986, 1987, 1988, 1989, 1990
Был включен в символическую сборную ЧМ-1987, 1989, 1990
Лучший вратарь ЧЕ-1987, 1989
Лучший вратарь по мнению ИИХФ-1987, 1989
Лучший вратарь молодежного ЧМ-1983
Лучший вратарь молодежного ЧЕ-1982
Первая символическая сборная ИХЛ-1991
Слава МАЛАМУД
Спорт-Экспресс
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Подопечные Марино Пушича продолжают погоню за «Динамо» и «Александрией»
Наибольшее признание получил Майкл Джордан