Racing Team Ukraine на «24 часах Нюрбургринга»
Автоспорт. Итоги выступления национальной автоспортивной команды на легендарной трассе +ФОТО
Есть две трассы, которые носят одно и то же название – Нюрбургринг - и вроде бы составляют собой одно целое. На самом деле это два совершенно разных автодрома. Первый – хорошо известное по трансляциям современной Формулы-1 кольцо «Гран-При», построенное 25 лет назад. Зато второй – это и есть легендарная «Северная петля» (Нордшлайфе, Nordschleife), одна из старейших гоночных трасс мира, которая в прошлом году отпраздновала свое 80-летие. Аналогов «Северной петле» не существует – это единственная в мире стационарная кольцевая гоночная трасса с такой длиной круга (которая в разные годы менялась от 21 до 23 км) и перепадом высот в триста метров!
Nordschleife до сих пор остается сложнейшей трассой мира, она почти не менялась на протяжении всех восьмидесяти лет, несмотря на ряд модернизаций. Каждый Гран-При Германии, проходивший на «Северной петле», занимает заметное место в истории автоспорта. Это и легендарные сражения Mercedes-Benz и Auto Union в 30-х годах, это и Гран-При 50-70-х, включая последнюю гонку в 1976 году, едва не стоившей жизни будущему трехкратному чемпиону мира Ники Лауде…
Во все времена Nordschleife являлась идеальным полигоном для автопроизводителей, которые доводят ходовые качества своих новых автомобилей именно на этой трассе – практически ни один спортивный автомобиль не идет в серию, не пройдя испытания «Северной петлей»! Автогонки же до сих пор занимают почетное место на легендарной трассе, на которой уже много лет проводят два уникальных соревнования – серия VLN (многочасовые гонки на выносливость на Нюрбургринге, проходят с 1977 года) и неповторимые «24 часа Нюрбургринга», проводящиеся с 1970 года…
Одна из четырех самых знаменитых марафонских гонок мира – вместе с французскими «24 часами Ле-Мана», американскими «24 часами Дайтоны» и бельгийскими «24 часами Спа». Нюрбургринг все равно стоит в этом ряду особняком. Чего только стоит уникальная длина кольца, которая в настоящее время составляет от 24 до 25 км с небольшим! Для сравнения: Ле-Ман – 13,6 км; Дайтона – 5,7 км; Спа – 7 км. А еще это самая демократичная гонка в мире – в ней можно участвовать на самой разнообразной технике, какая только вписывается в рамки любого из двадцати с лишним классов. Здесь одновременно можно встретить экипажи как на Suzuki Swift или Seat Ibiza, так и на мощнейших Porsche 911, BMW M3, Dodge Viper GTS-R! На старт выходят 220-230 машин, причем еще как минимум 60-70 экипажей попадают в «список ожидания»… Победа или подиум в классе здесь ценятся ничуть не ниже аналогичного успеха в абсолютном зачете гонки!
И при этом «24 часа Нюрбургринга» нельзя назвать гонками любителей! Достаточно взглянуть на список участников минувшей гонки – заводские и полузаводские команды (Volkswagen Motorsport, Zakspeed Racing, Schubert Motorsport), масса громких имен, немало сильнейших пилотов Европы в кузовных гонках и гран-туризмо. Ханс-Йоахим Штук (легенда немецкого автоспорта, победитель марафонских гонок на Нюрбургринге, в Ле-Мане и Спа!); Карлос Сайнс (двукратный чемпион мира по авторалли); Жиниэль де Вильерс (один из сильнейших пилотов мира в ралли-рейдах); Хайнц-Харальд Френтцен, экс-пилот Формулы-1; Йорг Мюллер и Аугусту Фарфуш, звезды чемпионата мира по туринговым гонкам; Ютта Кляйншмид, единственная женщина, выигрывавшая «Дакар»; Марсель Тиманн и Марк Бассенг, многократные победители этапов VLN; Клаудия Хюртген, сильнейшая гонщица Европы, чемпионка VLN; Тимо Бернхардт и Ромен Дюма, заводские пилоты Porsche; Юрген Альцен и Христиан Абт, классные гонщики и непревзойденные специалисты по подготовке гоночной и спортивной техники…. И этот список можно продолжать еще долго!
Украинцы уже не новички в этой гонке и добивались успехов! Первая попытка была предпринята в 2006 году, когда на старте «24 часов Нюрбургринга» появился полностью украинский экипаж (Алексей Мочанов, Алексей Кикирешко, Валерий Горбань) на Honda Civic Type-R. Первый блин, как и положено, вышел комом – украинцы претендовали на место в тройке лидеров, но на 13-м часу гонки выбыли после того, как на одном из поребриков был пробит поддон картера двигателя. Горькая и обидная неудача, но зато какой ценный опыт! В прошлом году снова стартовали три украинца (Горбань, Кикирешко и Андрей Круглик), но уже в разных экипажах… И уже вторая попытка принесла грандиозный успех – Круглик вместе с австралийцем Ианом Грином, немцами Штеффеном Рамером и Михаэлем Шульце на Ford Fiesta ST стал победителем гонки в классе SP2 (легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 1,6 л, максимальный уровень подготовки)!
И теперь – третья попытка! Спустя два года на трассах снова появился полностью украинский экипаж Racing Team Ukraine, выступающий в том же классе SP2 на Ford Fiesta ST от команды TLM – Алексей Мочанов, Андрей Круглик, Александр Салюк, Владимир Кондратенко. Цель – борьба за победу! Ничего фантастического, поскольку результаты украинцев на этапах VLN этого года говорили сами за себя – две победы плюс три финиша на подиуме в своем классе в трех гонках, стремительный прорыв Мочанова с Кругликом в десятку лидеров общего зачета VLN! И это при шести сотнях квалифицировавшихся пилотов! Оптимизм также вселял тот факт, что украинская команда получила тот же стартовый номер 161, под которым Круглик в прошлом году стал победителем «24 часов Нюрбургринга». Вдруг этот номер станет счастливым для наших?
Кроме того, еще одному украинцу, Валерию Горбаню, предстояло стартовать вместе с россиянами Станиславом Грязиным, Евгением Царевым и Сергеем Матвеевым в одном из высших классов SP7 (состоящим в основном из автомобилей Porsche). Тут задачи были несколько иные – успешно финишировать как можно на более высокой позиции. Поэтому вместо суперзаряженного Porsche 996 RSR, на котором Грязин с Горбанем успешно выступали в VLN, был арендован более умеренный Porsche 997 Cup – ставка сделана на аккуратность и стабильность.
Пятница, 23 мая. Квалификация. Кольцо, объединяющее легендарную Nordschleife и современный трек «Гран-При» (который частенько обзывают эрзац-«Нюрбургрингом»). Длина круга – 25,378 км. Две сессии – полтора часа утром и четыре часа вечером, почти до полуночи. Народ обычно утром и вечером до наступления сумерек лупит на все деньги в попытках установить лучшее время, после чего начинается кропотливая работа по ознакомлению с трассой в темноте, по настройке и регулировке фар.
Главное – не заиграться и не ошибиться! Будь ты хоть сто раз специалистом по «Северной петле», но стоит дать слабину – и полет в отбойник гарантирован. После первой квалификации с трассы пришлось эвакуировать пару десятков поврежденных машин – обычное явление для Нюрбргринга… А тут еще и чуть не сгорел Porsche команды HISAQ Competition – хорошо, пилот успел вовремя зарулить в боксы, где пожар благополучно погасили. Машину даже успели восстановить ко второй квалификации, в которой «погорельцы» благополучно показали одиннадцатое время.
Обе квалификации Racing Team Ukraine откатала замечательно – утром на трассу выехал Салюк, за пару кругов «прикатал» машину. И передал ее «забойщику» Круглику, который и показал лучший результат в классе! Великолепное начало гонки – украинцы будут стартовать с первого места в своем классе и со 150-го в общем зачете (из 217 прошедших квалификацию)! Порадовало, что все пилоты стабильно проезжали круг быстрее, чем за 11 минут – если удастся поддерживать такой темп на протяжении гонки, то можно будет бороться за самые высокие места.
Третий год подряд не было равных в квалификации экипажу Manthey Racing, располагавшему самым мощным составом – Марсель Тиманн, Марк Либ, Тимо Бернхард, Ромен Дюма. На этот раз подопечные Олафа Мантея на 12 секунд побили собственный прошлогодний рекорд трассы, показав совершенно фантастическую среднюю скорость прохождения круга – чуть больше 180 км/ч! Такую резвость на «Северной петле» даже болиды Ф-1 нечасто демонстрировали! Удачно выступил и экипаж Валерия Горбаня, занявший 29 место в общем зачете – в случае успешного старта можно пробиться в двадцатку лидеров.
Суббота, 24 мая, 15.00 по европейскому времени. Старт. От проблем не застрахован никто, даже фавориты! Судьи даже не успели дать сигнал, а на стартовой прямой внезапно задымил желто-зеленый Porsche 911 GT3 RSR команды Manthey Racing, победителя «24 часов Нюрбургринга» двух последних лет! Суета в боксах, фаворит заруливает на пит-лайн, а соперники тем временем уже уходят в гонку – вместо старта с поула пришлось два круга простоять в боксах, пока механики не устранили проблему… Похоже, на этот раз у гонки будет новый победитель!
Было решено, что первую смену проведет Салюк, задача которого – не попасть в какой-нибудь завал на старте и поддерживать темп главных соперников в классе. А почему не Круглик, самый быстрый пилот в экипаже? Оказывается, в субботу утром Андрей стартовал также на этапе немецкой серии ADAC Procar, где одержал победу в своем дивизионе! Поэтому было решено предоставить нашему «застрельщику» пару дополнительных часов для отдыха…
Приключения начались с первых же метров гонки – на стартовой прямой неожиданно столкнулись две Honda Civic, что вызвало настоящую суматоху в пелотоне. В этой неразберихе украинский экипаж и откатился на четвертое-пятое место, но опытнейший Салюк спокойно и методично принялся восстанавливать прежнюю расстановку сил, завершив свою смену уже на втором месте! И тут пришло время Круглика, который даже превзошел свой квалификационный результат! Двухминутное отставание от лидировавшего Ральфа Мартина (чья Fiesta, кстати, была лошадок на 20 мощнее) растаяло на редкость быстро – и Андрей вернул лидерство нашей команде!
И тогда-то начались настоящие проблемы… Штраф Stop&Go, якобы за создание помех одному из лидеров на Porsche… Почти сразу новая неприятность – камень (гравия вылетавшие экипажи нашвыряли на трасу предостаточно!) попал в тормозной суппорт заднего колеса – нужен ремонт тормозной системы! А 10-12 минут стоянки в боксах – это уже круг отставания от лидера! Позднее Кондратенко буквально вытащил команду в тройку лучших, попутно разделавшись с парой экипажей на Mitsubishi Mirage.
Первая ночная смена, на трассе Мочанов – и опять напасть! Напряжение падает, фары почти не светят – в итоге, почти два часа по трассе чуть ли не вслепую, при тусклом свете фар, под моросящим дождем… Возможностей убраться куда-нибудь в отбойник – сколько угодно! Очередная смена, на трассе Салюк – и почти сразу возвращение в боксы, проблемы с электрикой прогрессируют… Снова долгая стоянка, поиски неполадок – и едва стоило снять «люстру», как все пришло в норму! Остается теперь полагаться только на штатную светотехнику.
Но беда все равно отказывается ходить одна, неприятности сыплются как из дырявого мешка – наезд колесом на валявшийся на трассе кусок кузовной панели одного из соперников, взрыв шины, мучительное ковыляние до боксов на протяжении 20 км, очередной авральный ремонт… Затем полетел гидроусилитель руля, после чего сразу выяснилось – масло из усилителя попало в сцепление и оно теперь буксует! Казалось, в Фиесте выходило из строя абсолютно все, что только могло выйти – за исключением двигателя и коробки передач!
Только утром наконец-то иссяк запас всех гадостей, припасенных для нашего экипажа… Времена сразу пошли вверх – украинцы по-прежнему третьи в классе, хоть и с отставанием в четыре круга от лидера. Но погоня за вторым местом продолжалась до самого финиша – от двухкругового отставания осталось меньше круга, а Круглик в своей последней смене показал лучшее время на круге! Стыдиться нашим ребятам нечего – при всех этих кошмарных проблемах финиш на третьем месте стал настоящей победой! Добавьте к этому еще поул и лучший круг в своем классе!
Тем временем в высшей лиге тоже творились чудеса, только совершенно иного рода. Хоть в лидерах поочередно красовались полдюжины экипажей, это была гонка одного экипажа – как раз той самой команды Manthey Racing! Квартет во главе с Тиманном творил на трассе что-то невообразимое и к полуночи полностью ликвидировал двухкруговую фору, данную соперникам на старте! А в последний час гонки команда позволила себе продержать экипаж в боксах почти 20 минут, пока механики отмывали и прихорашивали машину перед предстоящим победным финишем. Итого, у Manthey Racing – третья подряд победа на «24 часах Нюрбургринга»!
Потрясающего успеха добился российско-украинский экипаж на Porsche 997 Cup – Валерий Горбань вместе с россиянами Станиславом Грязиным, Сергеем Матвеевым и Евгением Царевым финишировали десятыми в абсолютном зачете! Еще никогда украинские и российские пилоты не финишировали на столь высокой позиции на «24 часах Нюрбургринга»! Надо честно признать – еще год назад о таком успехе даже не мечтали, разве что когда-нибудь в далеком будущем...
Похоже, в этом году уже сложилась приятная для наших пилотов традиция – во всех состоявшихся гонках на Нюрбургринге (три этапа серии VLN и «24 часа Нюрбургринга») экипажи Racing Team Ukraine неизменно финишировали на подиуме в классе SP2, а Валерий Горбань со Станиславом Грязиным стабильно пробиваются в десятку лучших в абсолютном зачете!
Павел СКОБЛЕНКО, пресс-служба Racing Team Ukraine
Фото с сайтов www.automobilsport.com и www.24h-rennen.de
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Канониры» одержали победу со счетом 3:0
В мадридском «Реале» отличные отзывы об украинце