Ломая стереотипы. Пять нестыковок Пьера-Эмерика Обамеянга
Накануне финала Лиги Европы Sport.ua рассказывает о главной звезде лондонского «Арсенала»
Бытует мнение, что все африканские футболисты – выходцы из бедных и едва ли не голодающих семей.
Обамеянг – классический пример обратного. Его отец, Пьер-Франсуа, в прошлом сам был футболистом, выступал за «Ниццу», «Гавр», «Тулузу» и прочие достойные клубы во Франции. На момент рождения своего третьего сына, Пьер-Франсуа работал скаутом в «Милане». Мать футболиста – Маргарита Креспо – управляла бутиком. В общем, семья Обамеянгов никогда ни в чем не нуждалась.
Как только Пьер-Эмерик подрос, он последовал примеру своих старших братьев – Катилины и Вилли, начав обучение в академии «Милана». Примечательно, что из всех троих Обамеянгов только Вилли смог дебютировать в основе «россонерри». Его карьере это, правда, не помогло: после скитаний по низшим лигам Италии и Германии он бесславно вернулся на родину отца – в Габон.
Самый старший, Катилина, прошел через 15 клубов, но так нигде и не закрепился. Его карьера тоже прошла в безвестности.
А вот Пьер-Эмерик сдаваться не спешил. В «Милане» нулевых пробиться в основу было архисложно – как-никак, за команду еще выступали такие легенды, как Кака, Индзаги, Роналдо, набирал ход молодой Пато.
Выход оставался один – аренды. И тут связи отца Обамеянга еще как пригодились. Он находил для сына неплохие варианты во Франции, чтобы он мог развиваться и играть на высшем уровне. Едва Пьеру-Эмерику исполнилось 18 лет, как он начал путешествовать. «Дижон», «Лилль», «Монако» и, наконец, «Сент-Этьенн» – и это всего за три года!
Нельзя сказать, что частые аренды как-то повысили статус Обамеянга. Да, он обрел опыт и поиграл, например, с молодым Эденом Азаром на «Метрополе». Но такое развитие карьеры – не от доброй жизни. К тому же, ни в одном из клубов Оба не смог полностью раскрыть свой потенциал. Кристоф Гальтье потом вспоминал, что на момент прихода в «Сент-Этьенн» Пьер-Эмерик был самым быстрым игроком, которого он знал, но при этом забивал в сезон по два мяча. С этим нужно было что-то делать…
***
Второй стереотип гласит, что чувство гола – это такая врожденная штука, которая либо есть с рождения, либо ее нет.
Так вот, у Обамеянга ее не было ни в детстве, ни в юности. Он был классическим вингером, играл широко и нацеливался на прострел, а не удар. Если же дело доходило до угрозы воротам, чаще всего Пьер-Эмерик бил плохо. Шесть голов за два сезона в 2009-11 годах – это же несерьезно.
Но потом все изменилось. Гальтье вспоминает, что переломный момент наступил летом 2011-го. На тот момент Пьер-Эмерик уже сыграл полгода на «Жоффруа Гишаре», но ничем не удивил, и боссы клуба были готовы вернуть его в «Милан». И именно тогда Обамеянг словно переменился. С тех пор он всегда приходил на тренировку первым и шел последним. «Он работал, как проклятый. После каждого занятия он оставался и бил по воротам. У него не было удара, и никто не видел в нем бомбардира. Но он оставался и бил», - рассказывал бывший хавбек «Сент-Этьенна» Фабьен Лемуан.
И результаты не заставили себя ждать. В сезоне-2011/12 Оба забил 6 голов в чемпионате, через год – 10, а еще через год – 19. Его эффективность росла на глазах.
При этом Пьер-Эмерик в «Сент-Этьенне» никогда не играл центрального нападающего. Он оставался на фланге, но с годами все чаще врывался в штрафную и играл ключевую роль при контратаках. Его скоростные данные позволяли использовать даже не самые точные передачи, что делало Обамеянга идеальным игроком для вертикального футбола Гальтье.
А еще габонцу всегда везло на экс-игроков «Шахтера». В Дортмунде и Лондоне ему пасует Генрих Мхитарян, а вот в «Сент-Этьенне» у Обы была отличная связка с Брандао. Мощный бразилец даже на закате карьеры был силен и сбрасывал на своего вингера несметное количество мячей. Ну а тот старательно преобразовывал их в моменты и голы.
В 2013 году эти двое привели «Сент-Этьенн» к крупнейшему успеху в ХХІ веке – победе в Кубке лиги. Решающий гол в финале тогда забил Брандао.
***
Считается, что человек, помешанный на гламурных цацках, обязательно ведет светский образ жизни и в профессиональном спорте у него могут быть проблемы с дисциплиной. Но Обамеянга, как вы поняли, это не касается.
Свою страсть к яркой одежде и прочих стильным вещицам Пьер-Эмерик объясняет тем, что в детстве он много времени проводил в мамином бутике. Ну а там именно такие вещи и продавали, вот маленький Оба и запал.
Но одежда – это далеко не все. Куда более дорогим увлечением габонца являются спортивные автомобили. Еще во Франции он ездил на Audi Q7, Audi 8 и Aston Martin с двигателем в 620 лошадиных сил. После перехода в дортмундскую «Боруссию» в 2013-м к этому прибавились Lamborgini Aventador, Porsche Panamera и еще несколько авто.
В рабоче-крестьянском «Сент-Этьенне» габонец был белой вороной, но, как ни странно, никого не раздражал. «Он одевался не так, как мы. Он ездил на других машинах, делал другие прически. Но он был одним из нас и всегда пытался помочь команде», - объяснял Лемуан. «Оба не пьет, не посещает ночные клубы и вообще очень тихий в обычной жизни», - добавляет к этому его близкий друг Кристоф Жалле.
У Гальтье, Тухеля и других тренеров Обамеянга к его образу тоже претензий никогда не было. Единственное исключение – это когда Клопп попросил форварда не разминаться в бутсах со стразами (там было аж 4000 кристаллов Swarovski), чтоб не получить травму. В остальном за пределами поля Оба ярок, но прилежен.
По ходу карьеры он несколько раз праздновал голы в масках супергероев – Бэтмена, Человека-Паука, Черной пантеры. Но сам футболист признается, что стоит ему приехать домой, как в его жизни остаются всего два героя – сыновья Кертис и Пьер. Именно им посвящен весь досуг футболиста, а если уж он и выбирается куда-то потусить, то всегда в компании жены Алиши. С ней Пьер-Эмерик встречался еще со школьной парты.
***
Какой может быть любимый клуб у африканского парня, выросшего во Франции? «ПСЖ»? «Марсель»? «Лион»?
Обамеянг и здесь выделяется – с детства он топит за мадридский «Реал». Все дело в матери: она родом из Испании. Пьер-Эмерик не раз ездил к дедушке в городок Эль-Баррако, и именно он привил ему любовь к Королевскому клубу. Когда в 2016-м в СМИ пошли слухи, что «сливочные» хотят его купить, Обамеянг не скрывал радости и много раз повторял, что хочет этого трансфера. Но потом Зинедин Зидан наложил свое вето на сделку, и все утихло. Хотя, поговаривают, Пьер-Эмерик пообещал дедушке, когда тот умирал, что еще поиграет за Мадрид.
Пока же габонцу пришлось перебираться в «Арсенал», где он окончательно закрепился в амплуа своего кумира – Эрнана Креспо. Возможно, на выбор любимого игрока давным-давно повлияла фамилия аргентинца – такая же, как и у его матери. В любом случае, выбор довольно необычный, как и характеристика Креспо от Обамеянга: как-то он назвал легенду Серии А «лучшим браконьером в чужой штрафной».
🥁 Your Goal of the Season winner...
— Arsenal FC (@Arsenal) May 28, 2019
...congratulations, @Aubameyang7 👏
И ведь словами дело не ограничилось: инициалы своего любимого игрока Оба даже набил на левой руке.
***
Ну а на всю спину у Обамеянга тату в виде карты Африки. И это при том, что родился-то он в 300 км от Парижа!
У Пьера-Эмерика была возможность выбирать между сборными Испании, Франции и Габона, но так получилось, что играет он за слабейшую из трех. Сам игрок говорит, что он выбрал Габон ради отца, а еще потому, что «хоть он и не родился в Африке, Африка родилась в нем». Но есть и другая, менее одухотворенная версия.
В национальной сборной Габона Обамеянг дебютировал в 2009-м, когда его еще никто не знал, и ни Франции, ни Испании он не был нужен. Подожди он пару лет – и его несомненно ждал бы вызов в «ле бле». Но случилось так, как случилось, и сегодня Оба – лучший бомбардир в истории сборной Габона (23 гола) и автор ее единственного гола на Олимпийских играх.
В африканской стране даже хотят назначить Обамеянга-старшего тренером сборной, но тот серьезно болен и не дает своего согласия. Вероятно, даже будь он абсолютно здоров, ответ тоже был бы отрицательным. Как-никак, впереди у его сына лучшие пару лет карьеры, и намного удобнее наблюдать за ними с первых мест на лучших стадионах Европы, чем из далекой Африки.
Роман СИНЧУК
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Новый вождь «Ромы» рассказал Артему, что хочет от команды
«Атлетико» хочет назначить Юргена вместо Диего Симеоне