ЯЩЕНКО: «Новая команда за четыре месяца – это утопия»
Бывший главный тренер «Металлурга» - о позитивных и негативных моментах работы в донецком клубе
В декабре прошлого года, в своем последнем интервью для «СЭ» в качестве одного из руководителей донецкого «Металлурга» Дмитрий Селюк сделал уверенный прогноз: «Трио в лице спортивного директора команды Вартана Исраеляна, генерального директора клуба Евгения Гайдука и нового тренера коллектива Сергея Ященко не сработается. Уж больно разные люди...» Как показало время, мрачное пророчество бывшего первого вице-президента сине-белых сбылось четыре месяца спустя.
Тем не менее, теперь уже бывший наставник дончан Ященко напрочь отрицает наличие конфликта с руководством «Металлурга». Что приятно удивило, Сергей Владимирович вообще очень легко пошел на контакт с корреспондентом «СЭ», а наша получасовая беседа убедила автора этих строк, что никаких камней за пазухой для своих экс-работодателей у него не припасено.
СУЧКОВА, БАТИСТУ И КВИРКВЕЛИЯ ЗАПОЛУЧИТЬ НЕ УДАЛОСЬ
- Сергей Владимирович, по словам генерального директора «Металлурга» Евгения Гайдука, ваша отставка была обусловлена личной инициативой...
- А был ли смысл тянуть, если команда не показывала спортивный результат? Количество очков, набранных клубом в течение первых матчей весенней части чемпионата, никого не устроило, вот я и принял решение покинуть пост главного тренера.
- Приняв команду, вы столкнулись с достаточно сложной кадровой ситуацией: «Металлург» покинуло подавляющее большинство составлявших его костяк легионеров. Хотя не секрет, что кое-кого из них вы хотели оставить в команде.
- Да, такие были. Я бы с удовольствием поработал с универсалом Сержиу де Оливейра и правым защитником Даниэлем Фернандесом, которые теоретически вполне могли компенсировать сложившийся дефицит исполнителей на флангах. Увы, но эти игроки сами отказались оставаться в Донецке, потому что их семьи хотели жить в Европе. В Украине им категорически не нравилось.
- Практически уверен, что в сложившемся положении у вас, как и у каждого наставника на вашем месте, были определенные селекционные запросы. Насколько удалось их реализовать?
- Далеко не в полной мере. Возглавив команду, я в преддверие зимнего антракта предоставил руководству список интересующих меня исполнителей. Но многие из них в «Металлург» по разным причинам не попали. Одна их часть, как, например, мой бывший подопечный Дато Квирквелия и экс-игроки «Карпат» Алексей Сучков и Батиста, предпочли другие клубы. Львиную долю остальных в нашу команду не взяли.
- Даже после смотрин на сборах?
- Нет, такого не было. Проверив футболиста в деле, мы отказывались от него только по причине невысокого профессионального уровня.
- К слову, о межсезонных сборах? Вы удовлетворены тем, как они были организованы?
- Вполне. Сборы у нас были прекрасные. Руководство создало для клуба идеальные бытовые и учебные условия.
ФЕРНАНДЕШУ НУЖНО БЫЛО ОСВОИТЬСЯ
- В декабре «мозговой центр» клуба взял курс на украинизацию, но количество легионеров в основном составе «Металлурга» медленно, но верно стало приближаться к предельной отметке...
- В числе того десятка футболистов, что я рекомендовал нашему руководству, числились и отечественные игроки, но заполучить их, как я уже сказал, нам не удалось. А легионеры - такие как Фернандеш и Гвозденович – приглашались в авральном порядке - за неделю до возобновления официальных встреч сезона, чтобы у нас была возможность вписывать в протокол матчей необходимые 18 фамилий.
- Но действиями того же Рикарду Фернандеша в поединке последнего тура с «Динамо» можно было только искренне восхищаться...
- Португальца я просматривал достаточно скрупулезно, собственно, поэтому мы его и взяли. Сразу же стало очевидно, что Фернандеш - футболист хорошего класса, но для того, чтобы реализоваться в чемпионате Украины, ему необходимо перестраиваться. Почти уверен, что адаптация Рикарду в нашем первенстве не закончена, но он прогрессирует с каждой игрой.
- С Фернандешом, в принципе, все понятно: он играл в не особо близких к нашему по менталитету чемпионатах Португалии и Кипра. Но как объяснить невыразительные действия Ивана Гвозденовича, который числился на хорошем счету в сопоставимом с украинским первенстве Бельгии?
- Серб много пропустил из-за травмы и прибыл к нам далеко не в оптимальном состоянии. Дайте ему еще немного времени.
- Вы можете подтвердить тот факт, что приглашение Аилтона стало в большей степени пиар-ходом со стороны руководителей клуба, нежели реальной потребностью тренерского штаба?
- Я бы не хотел поднимать эту тему. Руководство решило, что бразилец нам нужен, и мы его взяли.
ВСЕ ЭМОЦИИ РЕБЯТА ОСТАВИЛИ В КИЕВЕ
- Можете ли вы навскидку назвать матчи, в которых ваши подопечные недобрали так называемые «свои» очки?
- В первую очередь, речь идет о домашних поединках с «Харьковом» и «Таврией», в которых мы недосчитались пяти очков. Ну и, как мне кажется, потерпели вовсе необязательное поражение в первой весенней встрече с запорожским «Металлургом». Игра была равной, но ее судьбу решил нелогичный и отчасти нелепый мяч, который мы пропустили уже на 4-й минуте.
- И все-таки роковыми для вас, насколько я понял, оказались два спаренных поединка в родных стенах против «горожан» и крымчан, которые вы проводили аккурат после выездного поединка с «Динамо». Выходит, правы те, кто утверждает, что времени на то, чтобы прийти в себя после матчей с киевлянами необходимо вдвое больше, чем после любой другой игры?
- Не думаю, что причиной спада стали какие-то функциональные проблемы, а вот психологически команда оказалась выхолощена - уж слишком много эмоций было выплеснуто в Киеве. Вместе с тем, сейчас я прекрасно понимаю, что наши неудачи были обусловлены целым комплексом факторов. Как ни крути, но создать боеспособный коллектив за четыре месяца - это утопия. Тем более, с учетом того, что в межсезонье состав команды поменялся на 60-70 процентов, и она попросту не успели сыграться. Многим игрокам не были определены оптимальные амплуа, а большинство из сочетаний опробовались в экспериментальном режиме...
- Тем не менее, фрагментарно вашим подопечным удавалось демонстрировать вполне приличный футбол...
- Фрагментарно – очень точное слово. В частности, это проявилось в некоторых отрезках первого кубкового матча с «Динамо», когда мы с коллегами чувствовали, что футболисты делают именно то, чего мы от них ждем. Но, повторюсь, в целом, коллектив пребывал на начальной стадии становления.
- Сколько времени, по-вашему, необходимо для того, чтобы коллектив стал более или менее стоящим воплощением тренерской концепции?
- Как минимум три года, и я могу объяснить, почему назвал именно эту цифру. В каждое межсезонье любой тренер хочет усилить те или иные позиции новыми, более техничными, быстрыми и полезными исполнителями, превосходящими классом своих предшественников. Таким образом, в команде регулярно проходит обновление кадров, и в какой-то момент наставники могут констатировать: на каждой из одиннадцати позиций у них есть по два равноценно классных игрока. А теперь представьте себе, сколько времени нужно потратить на то, чтобы наиграть такую команду, если учесть, что из десятка просматриваемых исполнителей, реальным усилением для клуба могут стать один-два исполнителя.
РОМАНЕНКО МОЖЕТ ДОРАСТИ ДО СБОРНОЙ
- Нечто подобное в феврале вы говорили о приглашенном из «Металлиста» Александре Данилове, который хорошо проявлял себя в любом качестве на обоих флангах. Но возможности проявить себя в официальных матчах у экс-харьковчанина стали таять с каждым туром...
- Мы действительно очень надеялись, что Саша значительно усилит нашу фланговую игру, но с возобновлением первенства выяснилось, что контрольные матчи на сборах и календарные поединки чемпионата Украины - все-таки совершенно разные вещи, и наш новичок, скорее всего, по причинам сугубо психологического свойства не смог действовать на том же высоком уровне, что и в зимних спаррингах. Тем не менее, я почти не сомневаюсь, что со временем Данилов успокоится, освоится и заиграет.
- Не хотели ли вы привлечь в свои ряды уже отдавшего «Металлургу» немалую часть карьеры Сергея Ткаченко зимой, а не в конце марта?
- Разумеется, хотели, но были лишены объективной возможности сделать это. У Сергея была тяжелая травма, на лечение которой ушло почти четыре месяца. Впрочем, как только Ткаченко восстановился и начал играть, мы тут же обратились к «Шахтеру» с предложением о его аренде.
- Быть может, вам не хватало опыта такого футболиста как Йорди Кройф, по сути дела, пропустившего всю межсезонную подготовку?
- Йорди долго залечивал больную ногу, но мы постоянно следили за его состоянием и наблюдали за действиями футболиста в матчах за дубль. Как только он вернулся на свой прежний уровень, тут же попал в первую команду «Металлурга».
- Одной из ваших основных заслуг считается работа с целой россыпью талантливых тинейджеров, проявивших себя прошлой осенью в турнире резервистов и впоследствии получивших шанс заявить о себе во весь голос в высшей лиге. Кто из них способен выстрелить в самом ближайшем будущем?
- Прежде всего, отметил бы номинального полузащитника Владимира Романенко, которого - разумеется, не от хорошей жизни - нам периодически приходилось использовать в качестве флангового защитника и он, нужно отдать ему должное, справлялся с непривычными обязанностями достаточно сносно. В целом, могу сказать, что это весьма талантливый универсальный футболист, который в будущем вполне способен пополнить ряды национальной сборной.
То же самое могу сказать и о молодом нападающем Игоре Тимченко. Сейчас объемы его игровой практики несколько снизились, но думаю, что его утверждение в качестве одного из основных форвардов клуба - не более чем вопрос времени.
ИСТИНА РОЖДАЕТСЯ В СПОРЕ
- Очень важная составляющая эффективной работы в коллективе - здоровый микроклимат. Можно ли сказать, что при вас в «Металлурге» с этим аспектом никаких проблем не было?
- Думаю, что так оно и есть. Атмосфера в команде была очень теплая, а между игроками и тренерским штабом существовала нормальная рабочая и человеческая связь. Другое дело, что ребята, и это чувствовалось, были подавлены турнирными неудачами. Как человек, который и сам неоднократно бывал в этой шкуре, должен вам сказать, что это испытание - хуже не придумаешь. Когда на тебе висит груз сумасшедшей ответственности, каждое очко на вес золото, а результат отсутствует, у игрока зачастую просто опускаются руки... Впрочем, я верю в ребят и знаю, что они обязательно выкарабкаются.
- Но уже без Сергея Ященко, который, думается, все-таки не жалеет о последних четырех месяцах своей карьеры?
- Безусловно, не жалею. Более того, думаю, что как тренер, я за этот срок пусть немного, но вырос. В нашей профессии нет людей, которые знают все, но самообучение должно идти каждый день. Чем больше у наставника разнообразного опыта, тем легче ему работается в дальнейшем.
- Анализируя все произошедшее, ловите себя на мысли, что некоторых ошибок во второй раз уже бы не допустили?
- Конечно же, были некоторые такие моменты... И кое-что я бы с удовольствием переиграл, но история не терпит сослагательного наклонения. Тем более что в целом, наша с ассистентами работа была слаженной и цельной. И думается, положительный результат в выездном матче против «Динамо», на который «Металлург» выводил уже обновленный тренерский штаб, отчасти достигнут на багаже нашей деятельности.
- К слову, о ваших помощниках. После вашей отставки они проявили известного рода профессиональную солидарность?
- Да, Игорь Яворский и Михаил Соколовский покинули донецкий клуб вместе со мной. Хочется верить, что мы еще поработаем вместе. По крайней мере, я при любой возможности постараюсь этот триумвират восстановить.
- Что автоматически стоит воспринимать, как изъявление желания продолжить тренерскую деятельность?
- Разумеется. Я хочу работать и доказывать, что являюсь специалистом не на словах, а на деле.
- Что необходимо для того, чтобы новый опыт получился удачнее предыдущего?
- Только одна вещь - доверие. Оно, в свою очередь, предполагает срок, достаточный для создания по-настоящему боеспособного коллектива.
- Помнится, в запорожском «Металлурге» вы сталкивались с попытками со стороны руководителей навязать вам свое мнение относительно вопросов, являющихся исключительно тренерской прерогативой. То же самое повторилось и в Донецке?
- Не стал бы говорить об этом так категорично. Руководитель любого клуба подбирает главного тренера, чьи взгляды на футбол во многом соответствуют его принципиальным позициям. И их жизненные пути расходятся в тот момент, когда начинают расходиться профессиональные взгляды. Шероховатости в отношениях между руководителем и наставником практически неизбежны. Кто-то называет их конфликтом, кто-то считает нормальным рабочим спором, который порождает истину...
Михаил СПИВАКОВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Жители рф пришли в комментарии к бывшей девушке Михаила Мудрика
Ответы футболиста в несколько раз превысили среднюю норму доверия