СЕМИН: «Гарантировать Реброву место в составе я не мог»
Юрий Семин подвел итоги первых ста дней во главе киевского «Динамо»
Беседовали мы с Юрием Семиным в минувшую среду в его апартаментах на шестом этаже тренировочной базы в Конча-Заспе. У всех на дверях - номера комнат, у него - табличка с надписью «главный тренер». Внутри люкс выглядит аскетично, ничего лишнего. Мягкий уголок для рабочих совещаний, телевизор, журнальный столик с рабочими конспектами и почему-то сразу с тремя ежедневниками с клубной эмблемой на обложке.
НЕ СКОРОСТЬ БЕГА, А СКОРОСТЬ МЫСЛИ
- Со стороны результаты моей работы, конечно, виднее, - считает Семин. - Могу лишь сказать, что условия для тренировочного процесса мне созданы в Киеве великолепные, взаимопонимание с игроками налажено. Не без шероховатостей, но взгляды на футбол у тренерского штаба и подопечных по прошествии трех с лишним месяцев уже во многом совпадают.
- А чем футбол, который вы прививаете команде, отличается от того, что был в «Динамо» до вашего прихода?
- Сравнивать свои принципы с методами предшественников мне не с руки. Тем более что под их руководством клуб становился чемпионом, опережая в золотой гонке «Шахтер». В Лиге чемпионов игра не заладилась, но о причинах неудач на европейской арене могут со знанием дела судить лишь те, кто находился в то время в команде. Я же стараюсь сделать игру «Динамо» максимально сбалансированной во всех линиях. Для соответствия лучшим мировым образцам необходима скорость - не бега, а мышления, переключения в нужный момент с атакующих на оборонительные действия - и наоборот.
- Игроки принимают ваши идеи?
- Они в высшей степени профессионально относятся к своей работе. Иное дело, что травмы отдельных исполнителей не всегда позволяют воплотить задуманное в жизнь. Следует делать скидку и на везение, которое не может сопровождать команду постоянно.
- Вы как-то говорили, что еще до того, как вам предложили работать с «Динамо», следили за игрой киевлян в Лиге чемпионов, однако об украинском первенстве имели достаточно приблизительное представление. Чемпионат Украины вас чем-то удивил?
- Он оказался очень похож на российский. Веду в данном случае речь не столько об уровне игры, сколько о перманентно существующих проблемах. Качество футбольных полей, например, вызывает нешуточную обеспокоенность. Мы покупаем высококлассных исполнителей, платим им большие зарплаты, вот только реализовать свой потенциал на имеющихся в распоряжении газонах им крайне сложно. Что говорить, если недавний матч с «Харьковом» нам пришлось играть не на его поле, а в нейтральной Полтаве, поскольку харьковский газон, где, к слову, через месяц должен состояться финал Кубка Украины, в разгар сезона пришлось поставить на реконструкцию?
Большое подспорье - чемпионат Европы 2012 года, к которому, как я знаю, предполагают ввести в строй несколько стадионов современного уровня. Это, в свою очередь, повысит и посещаемость игр чемпионата, ведь на арены в сегодняшнем состоянии публику, кажется, и калачом не заманишь. Я вспоминаю в подобных случаях пример Санкт-Петербурга, где поддержка болельщиков заставляет футболистов «Зенита» идти вперед даже в моменты, когда и сил нет, и ноги не бегут. Киевское «Динамо», как вы понимаете, клуб с ничуть не меньшими традициями, но создаваемая трибунами атмосфера во время матчей пока еще несколько уступает российским образцам.
В свою очередь для публики поединки могли бы быть значительно более интересными, играй против нас соперники в более смелый футбол. Но чаще всего оппоненты «Динамо» закрываются на своей половине поля и уповают на контратаки, что, разумеется, на пользу зрелищности не идет. При этом практически все команды без исключения имеют в своем распоряжении физически мощных исполнителей. Недостает игроков, более оснащенных технически, но это, похоже, проблема не только украинская.
Что удивляет, так это упреки в адрес противников или судей, которые после каждого тура выплескиваются отдельными проигравшими командами на страницы украинской прессы. Заполнению трибун, мне кажется, это тоже не способствует: какой у болельщика интерес ходить на матчи, если он накануне прочитал, что против его команды плетется заговор, а арбитры все равно не позволят ей победить в честной борьбе?
ЛЕГИОНЕРАМ НУЖНА БЫЛА НОВАЯ МОТИВАЦИЯ
- Многие ожидали, что после первого сбора, который вы провели с «Динамо» в январе,
свершится та самая «чистка рядов», которую еще в конце прошлого года анонсировал президент клуба Игорь Суркис. Но вы отказались от радикальных кадровых перемен, ограничившись отправкой в аренду трех футболистов - Гавранчича, Клебера и Диого Ринкона...
- В моем лексиконе нет слова «чистка». Возможно, другой тренер на моем месте и стал бы менять полсостава, но я исходил из того, что мне достались футболисты высокого уровня. Иное дело, что переизбыток классных исполнителей тоже не лучший вариант. В бытность наставником «Локомотива» я был бы рад, если бы мне приобрели игроков калибра Диого Ринкона или Клебера, и мы предлагали за них достойную компенсацию. Не помешал бы моей прежней команде и защитник уровня Гавранчича. В «Динамо» же я оказался перед выбором: рассчитывать на легионера, перенесшего в последнее время несколько травм, или на молодых исполнителей его амплуа, которым тоже надо давать шанс себя проявить. Последний путь показался мне значительно перспективнее.
А «чистка», о которой вы говорите, мне кажется нереальной еще и потому, что каждый из игроков, от которых мне рекомендовали избавиться, стоит немалых денег. Отпустить их на все четыре стороны за символическую компенсацию или усадить на скамейку - более чем непозволительная роскошь для серьезного клуба. К кадровому вопросу мы подошли взвешенно, но все равно, потеряв трех травмированных игроков, столкнулись с нехваткой исполнителей на вакантные позиции.
- Есть ли в связи с этим вероятность, что недавние игроки основы, отданные в аренду с правом выкупа, вернутся со временем в «Динамо»?
- В значительной степени это зависит от них самих. Селекционная служба клуба следит за их игрой и постоянно докладывает о своих выводах. С другой стороны, следует понимать, что смена клуба пошла Клеберу, Диого Ринкону и Гавранчичу на пользу, у них появилась новая мотивация. Если они и не вернутся в нашу команду, наверняка зарекомендуют себя таким образом, что клуб получит предложения об их продаже. Возвращение же на круги своя крайне редко бывает удачным.
- Реброву вы доверяли в зимнее межсезонье едва ли не больше, чем другим игрокам, и даже говорили, что видите в нем своего рода связующее звено между футболистами и новым тренером. Вас не задело его решение уйти в «Рубин» и жесткое заявление, что в «Динамо» он не видел для себя места в составе?
- Задело? Ни в коем случае! Я был одним из первых, кому Сергей сообщил сначала о появившемся варианте с Казанью, а позже - и о начавшихся переговорах. Ребров, мне кажется, привел совершенно оправданные аргументы: в моем распоряжении находилось большое количество игроков атаки, и гарантировать нашему тогдашнему капитану место в составе я не мог. Он, правда, игрок универсальный, и действовать мог как впереди, так и в средней линии. С возрастом парень не потерял ни скорости, ни мастерства, что было по достоинству оценено руководством «Рубина».
- Вы, знаю, созванивались с Ребровым. Поздравляли с дебютом в российской премьер-лиге?
- Контакты поддерживаю практически со всеми футболистами, с которыми работал в разное время и в разных командах. С Сергеем в последнее время у нас было несколько телефонных разговоров, и обсуждали мы самые разные вопросы.
- В качестве главной причины неудачной игры ваши предшественники во всех интервью называли отсутствие в коллективе дисциплины. Вы тоже столкнулись с этой проблемой?
- Не знаю, как было раньше, но сейчас у меня претензий к игрокам нет. Наш тренерский штаб объяснил им на первом же собрании свои требования, в которых, признаться, нет ничего особенного - обычная схема взаимоотношений профессиональных футболистов с наставниками. Игроки должны своевременно появляться на тренировках и теоретических занятиях, находись при этом в необходимых физических кондициях. А чем будут ребята заниматься в свободное от футбола время, меня не должно касаться.
ПОБЕДИТЬ НЕ СОПЕРНИКА, А СЕБЯ
- Значит, в отличие от одного из бывших динамовских тренеров, ездить по домам и проверять, соблюдают ли подопечные режим, вы не станете?
- Это противоречит моим правилам. Подобный контроль не достоин профессионалов -
имею в виду в данном случае и футболиста, и тренера. На утренней тренировке все и так будет видно: кто к делу серьезно относился, а кто позволял себе лишнее.
- Игроки в этом смысле вас пока не разочаровывали?
- Не поверите: не было ни одного случая.
- Начиная зимой работу с командой, вы неожиданно стали наигрывать в центре обороны пару опорных полузащитников Михалик - Юссуф, и этот эксперимент оказался довольно успешным. Кто подсказал вам такую идею?
- Мне не нужны были подсказки. В начале пути я понимал, что нужно укреплять защиту, поскольку команда в прошлом году пропускала слишком много мячей - особенно в Лиге чемпионов. Не имея возможности приобрести за короткий период хорошего центрального защитника, мы стали искать внутренние резервы. На основании первых тренировок было решено передвинуть в оборону «опорников», технический арсенал которых позволял им играть на обеих позициях. Юссуф и Михалик к тому же обладают отличными навыками развития атаки, а в современном футболе центральным защитникам без первого паса и делать-то нечего. Еще вопрос, на каком месте эти игроки выглядят органичнее – в обороне или в центре поля. Юссуф, по моему личному убеждению, прирожденный защитник. В старые времена, кстати, это было обычной практикой - менять игрокам амплуа. Этим и Бесков славился и Лобановский.
- А не жаль ли вам было разрушать успешно наигранную связку в центре обороны ради возможности дать шанс регулярно допускающему роковые ошибки Диакате? Есть мнение, что вы просто вынуждены это делать - с учетом затраченной на приобретение сенегальца суммы...
- Трансферную цену футболиста, конечно, нельзя игнорировать, однако и ставить ее во главу угла я никогда не стану. Если прежде всего стану задумываться о стоимости игрока или, допустим, его гражданстве, чтобы искусственно подогнать состав под существующий лимит на легионеров, грош мне цена. В первую очередь задумываюсь над тем, полезен ли будет команде тот или иной игрок, заслуживает ли он места в составе. Диакате – довольно квалифицированный игрок, которому, в силу череды повреждений, недоставало игровой практики. Заключительный зимний сбор в Испании подтвердил, что этот защитник нам нужен. Да, ему не хватает внимания в штрафной, парень в последних играх ошибался, однако ошибок этих у него было не больше, чем у партнеров по амплуа. Согласен: Юссуф в паре с Михаликом выглядит надежнее, но нигерийца нам зачастую недоставало на месте опорного хавбека.
- Теперь Диакате потребуется время для восстановления. Вы уже знаете, как долго он будет оставаться вне игры?
- К тренировкам он сможет приступить уже в понедельник. А вот Бангура и Несмачному, которые получили повреждения в той же встрече с донецким «Металлургом», врачи дают на восстановление порядка двух недель. Но опыт подсказывает, что сроки лечения зависят не только от мастерства врачей, но и от желания футболистов. А поскольку они рвутся в бой, их возвращения можно ожидать со дня на день.
- Шовковский ошибается практически в каждом матче, однако его позиции в качестве основного голкипера команды остаются незыблемы. Верно ли, что вратарь переживает психологический кризис?
- Кризис - едва ли. Тренерский штаб доверяет ему безоговорочно, но Саше следует самому разобраться в себе и найти способ избавиться от этих ошибок. Советовать ему что-либо в этой ситуации бессмысленно: он игрок опытный, и лучше других знает, как справляться с собственными проблемами. Победить соперника не так сложно - сложнее победить самого себя.
АЛИЕВ НАПОМИНАЕТ ЛОСЬКОВА
- Так или иначе вам приходится задумываться о лимите на легионеров, предполагающем обязательное присутствие на поле четырех украинских игроков. В России нашли выход, снабдив многих игроков из постсоветских республик российскими паспортами. Возможно ли подобное в украинских условиях?
- Если речь о натурализации иностранцев в интересах сборной, то я, опираясь на опыт работы в национальной команде, не вижу тому препятствий. Известны удачные примеры - скажем, бразилец Да Силва в сборной Хорватии. Но, с другой стороны, Украина богата своими талантами, и я не вижу необходимости массово ставить им барьер теперь уже не только на клубном уровне.
- Знаю, что вы придаете немалое значение приметам. Не возникало ли желания поменять в связи с чередой травм игровой номер Диакате, доставшийся ему в свое время в наследство от Федорова, завершившего игровую карьеру после такого же повреждения ключицы?
- Подобные параллели я не проводил, но если они существуют, парню и в самом деле не лишним было бы сменить футболку. Настаивать я на этом не могу - как знать, может, у Диакате с цифрой «три» связаны какие-то личные приметы. Да и менять номера по ходу чемпионата, мне кажется, регламент не позволяет...
- В Киеве у вас новые приметы не появились?
- Я уже столько лет в футболе, что новые не нужны - достаточно и старых. Без них в нашем деле не обойтись. Вот только рассказывать о собственных приметах не стану - слишком уж это личное.
- До вашего появления в Киеве тренеры «Динамо» с предубеждением относились к атакующему полузащитнику Алиеву, возглавляющему нынче бомбардирскую гонку турнира дублеров. Вам же удалось не только изменить отношение к футболисту, но и заставить самого игрока пересмотреть взгляды на жизнь. Как следствие – он вернулся в обойму основного состава и стал в нем регулярно забивать...
- Думаю, пресса слишком рано начала его хвалить. Алиев сделал пока лишь первый шаг к изменению своего отношения к требованиям современного футбола. Медленно, но верно он приходит к пониманию, что двигаться игрок должен не только с мячом в ногах, но и в моменты, когда мяч у партнера и тем более у соперника. Александр обладает отменными природными данными - хорошим видением поля, метким пасом и мощным ударом, но вот крамольная мысль о том, что на этих бесспорно прекрасных качествах можно «выезжать» всю жизнь, заводила его в тупик. Алиев стал смотреть на вещи более трезво - вот вам и вся загадка его перевоплощения.
- С подобными ситуациями вам прежде приходилось сталкиваться?
- Конечно, и не раз. Лоськов, приехавший в свое время ко мне в «Локомотив» из Ростова, был точно таким же индивидуалистом - точь-в-точь. Подходы к перевоспитанию ребят у меня были разные, а результат - одинаковый.
- Признайтесь, не екнуло сердце, когда на прошлой неделе вы потеряли очки в домашней игре с донецким «Металлургом»? Не обыграй через сутки «Черноморец» вашего главного конкурента по золотой гонке - «Шахтер», и на чемпионских амбициях «Динамо» был бы поставлен крест.
- Я бы не ставил вопрос таким образом. После осенней части чемпионата мы отставали от горняков по потерянным на шесть очков, от «Днепра» - на четыре. Ситуация основательно изменилась за полтора весенних месяца, и я не вижу причин, по которым она не могла бы перемениться еще несколько раз. Иное дело, что до конца чемпионата у нас остается все меньше времени, и с каждым туром рассчитывать на золотые медали становится сложнее.
- Верно ли, что вы позвонили после минувшего тура тренеру «Черноморца» Виталию Шевченко, чтобы поблагодарить его за спасительную победу над вашими конкурентами?
- С Виталием мы знакомы еще по совместной работе в «Локомотиве». С коллегами, как и с игроками, стараюсь поддерживать постоянный контакт, обмениваться мнениями. Ну, а Шевченко я позвонил, чтобы поздравить: победа над «Шахтером» в здешнем чемпионате дорогого стоит...
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Главные новости за 23 ноября на Sport.ua
«Канониры» одержали победу со счетом 3:0