Таинственные гастроли олимпийского огня переросли в фарс
Всемирная эстафета олимпийского огня, который кружным путем добирается на летние Игры в Пекин, обернулась скандалом
Сторонники независимости Тибета, недовольные тем, как жестко китайские войска подавили массовые выступления в Лхасе, объявили настоящую охоту за факелом. Активисты попытались погасить его в Великобритании и во Франции. Власти США, опасаясь столкновений и провокаций, усилили охрану и фактически свернули церемонию в Сан-Франциско, чем вызвали насмешки всего мира. Спортивные функционеры сознательно дистанцировались от происходящего, сделав ситуацию еще более скользкой, пишет зарубежная пресса. Дело МОК – отстаивать главенство олимпийских символов, а не оставлять за Китаем монополию на политические заявления.
Американский этап эстафеты олимпийского огня превратился в настоящий фарс, сообщает корреспондент The Times из Сан-Франциско. Опасаясь стычек между прокитайскими активистами и демонстрантами, власти в последний момент изменили маршрут забега. В результате церемония вызвала насмешки во всем мире: факелоносцы, преодолев всего несколько ярдов, нырнули в двери какого-то склада и только через полчаса выехали из его ворот на автобусе.
«По-моему, это трусость. Если они не могут пронести факел по городу, значит, Олимпиаду не поддерживает никто», – прокомментировал ситуацию один из сторонников Тибета. Совсем недавно никто даже вообразить себе не мог подобных сцен, подчеркивает журналист Крис Эйрз, однако теперь возмущение действиями китайских военных провоцирует все более яростные акции протеста. В Лондоне и Париже недовольные ставили подножки бегунам и пытались погасить факел, используя огнетушители. А над Сан-Франциско, где более трети жителей составляют выходцы из Азии, нависла угроза массовых драк. В связи с этим полиция была приведена в повышенную готовность, а маршрут эстафеты изменен.
Не все тибетцы довольны тем, какой характер приняли акции протеста. «Мы всего лишь хотим оповестить мир о том, что наша страна оккупирована, – рассказал Лобсанг Тсеринг, проживающий в Солт-Лейк-Сити. – Мы не хотим насилия. Мы не питаем ненависти к китайцам. Мы просим от них только одного – чтобы они дали свободу нашей стране». В то же время многие китайцы осуждают американские СМИ, которые якобы превратно излагают факты. «Тибет – часть Китая. Он всегда был частью Китая, – говорит Чусян Ли из Сан-Хосе. – Далай-лама просто лжет».
Олимпийский факел превратился в «преступника, которого толпа хочет линчевать», отмечает La Repubblica. Китайцы, разгневанные манифестанты, тибетские монахи, голливудские звезды, защитники животных – все приехали в Сан-Франциско защищать свое правое дело. В результате было изменено движение автотранспорта, улицы перекрыли, полицейские ввели дополнительные проверки, а сами участники эстафеты до последнего момента не знали маршрут.
В условиях начавшееся «охоты» газета задается вопросом: стоит ли продолжать запланированное путешествие по 21 городу? Об этом же думают и в МОК, поскольку инвесторы, вложившие полтора миллиарда долларов, далеко не в восторге от происходящего. Никто не ожидал, что накал протеста будет все больше усиливаться. Еще одним ударом для Пекина стало заявление премьер-министра Великобритании Гордона Брауна об отказе приехать на открытие Олимпиады, добавляет La Repubblica.
Неожиданно на спортсменах и олимпийских функционерах сосредоточилась вся совесть мира, однако они не оправдали ожиданий, пишет Der Tagesspiegel. Конечно, глава МОК Жак Рогге – не Далай-лама, он должен был организовать спортивный праздник в Пекине, а не решать тибетский вопрос. Проблема, по мнению газеты, в другом: сначала Международный олимпийский комитет старательно не замечал репрессий в Тибете, а на этой неделе вяло призвал к мирному урегулированию конфликта. К несчастью, было уже слишком поздно, чтобы вернуть доверие общественности.
Бельгиец Рогге вступил в свою должность как реформатор, он хотел освободить МОК от коррупции и закулисных договоренностей. Теперь на его счету купленные Россией Олимпийские игры 2014 года в Сочи и бесславная эстафета олимпийского огня, укоряет автор статьи. Конечно, спортсмены не должны бегать по стадионам с политическими плакатами, признает он, но аполитичным спорт быть не может.
Китай стал использовать олимпийские символы в целях пропаганды, продолжая арестовывать оппозиционеров и избивать демонстрантов, и потому МОК должен выразить свой протест громче, чем раньше, и обязан дистанцироваться от преступников. Дело МОК – отстаивать главенство олимпийских символов, убеждает Der Tagesspiegel, а не оставлять за Китаем монополию на политические заявления. Сейчас, за 4 месяца до открытия Олимпиады, МОК имеет все возможности подвергнуть Пекин ясной критике – тот больше не может отмахиваться от мировой общественности.
InoPressa.ru
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Боксер-блогер – о бое с легендой
Федерико Вальверде, вероятно, покинет мадридский клуб